Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Политическая система по Г. Алмонду



( по: Матвеев Р.Ф. Теоретическая и практическая политология,

М.,1993. С.67)

   
Способность системы реагировать, выявлять, выдвигать символы, распределять, откликаться  
Обратные связи
Вывод информации в форме решений и действий  
Преобразование информации  
Формализация правил Применение правил Принятие правил  
Приспособление адаптации Политическая система Сохранение устойчивости  
Выявление и анализ интересов Интегрирование и обобщение интересов Коммуникация  
Преобразование требований и поддержки Политическая культура Политическая социализация  
Окружение
Окружение
Окружение  
Окружение  


М.,1993. С .67)

Требования
Ввод информации
Поддержка

 


(законодательная деятельность), применения правил (исполнительнаядеятельность правительства), формализации правил (придание им юридического оформления), непосредственного выхода информации (практическая деятельность правительства по осуществлению внутренней и внешней политики).

В модели Алмонда основное внимание уделено множественности различных интересов внутри системы, их столкновению и объединению, учету этих интересов системой.

Жизнедеятельность политической системы проявляется в процессе выполнения своих функций. В обобщенном виде в качестве основных функций политической системы можно выделить следующие:

Ø выявление, обобщение и реализацию интересов субъектов политической жизни общества; эта функция осуществляется через представительную систему политической власти, через деятельность различных политических институтов и организаций;

Ø определение политического курса, целей и задач общества, в том числе и политической системы;

Ø мобилизацию и распределение; эти функции направлены на стабилизацию политических процессов, интеграцию всех элементов общественной структуры;

Ø легитимацию, т. е. достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам; легитимная политическая система авторитетна и эффективна;

Ø политическую социализацию; эта функция связана с процессом включения индивидуума в политическую жизнь, благодаря ней воспроизводится политическая система, сохраняются политические ценности и цели системы, преемственность в политике, а также формируются политическое сознание и политическая культура личности.

Политическая система эффективна тогда, когда она не разде­ляет общество, а способствует его объединению, консолидации, сохраняя при этом свою целостность и известную автономию от общества.

На основании показателя уровняразвитияструктурной дифференциации общества Алмонд построил типологию политических систем:

Ø англо-американская;

Ø континентально-европейская;

Ø традиционная;

Ø тоталитарная.

Огромен вклад Алмонда в разработку проблематики политической культуры, ставшей после его работ одним из важнейших аналитических инструментов в изучении национальной политики, причин стабильности/нестабильности политических систем и т. д.Важным вкладом в науку стала работа «Сравнительная политология: девелопменталистсткий подход»[65] Габриэля Алмонда и Джорджа Пауэлла. Ученые пошли по пути выработки условно универсальных показателей для сопоставления политических систем и политических культур. Матрица сравнения Алмонда-Пауэлла позволяет сделать целый ряд интерпретаций, достаточно нетривиальных и, вероятно, неочевидных даже для их создателей (рисунок10).

Сам Алмонд определяет теорию гражданской культуры как теорию демократического равновесия, т.е. исходящую из положения о том, что демократическая стабильность вероятнее тогда, когда всевозможныеполитические процессы и ориентации находятся в состоянии равновесия, что

 

Рисунок 10.

 

возможно, как было доказано Алмондом и Вербой, при смешанных формах политических ориентаций. Алмонд и Верба работали над «Гражданской культурой» в 1957 – 1962 гг., т. е. в «золотую» эпоху администраций Эйзенхауэра и Кеннеди. В 1973 г. выходит в свет совместный труд Габриэля Алмонда, Скотта Флэнегана и Роберта Мундта«Кризис, выбор и изменение. Исторические исследования политического развития»,[66] значение которого в развитии сравнительной политологии определялось оригинальным подходом к синтезу различных исследовательских парадигм для изучения процессов развития.Более поздние исследования, в том числе и «Гражданская культура: пересмотр концепции» 1980 г., показали, что зафиксированные модели политической культуры США, Великобритании, Италии, Германии и Мексики с тех пор претерпели значительные изменения, по крайней мере, в США, Великобритании и Германии. Это позволило им позже рассматривать политическую культуру в качестве «пластической многомерной переменной», к тому же еще и «очень чувствительной» к структурным изменениям(демографическим, гендерным, экономическим, информационно-коммуникационным) вызывающим определенные политические изменения, а именно перестройка партий и партийных систем, появление новых общественных движений, рост недоверия и враждебности по отношению к правительству. Характеризующие процессами децентрализации, дебюрократизации, дерегулирования, приватизации.Вызовы положениям демократического равновесия, играющим ключевую роль в теории гражданской культуры. Они исходят от уменьшающегося уровня членства в традиционных партиях и группах интересов, недоверия традиционным партиям и группам интересов. Таким образом снижается уровень участия в голосовании на выборах, в совокупности изменяющих участнический компонент гражданской культуры, а также поляризации, фрагментации политической повестки дня, ослабления придаваемой правительству и должностным лицам легитимности.Это отражает распространение отчужденной, а не лояльной подданнической ментальности, считавшейся ранее данностью, электронному популизму телевидения и т.п.Алмонд призывает уделять внимание не только внутриполитическим факторам всех этих изменений, но также и факторам, имеющим «внешнее», международное «происхождение», таким как окончание холодной войны и крушение СССР. Последнее время Алмонд работает над созданием общих концептуальных и методологических основ для исследований по всем субдисциплинам политической науки.По мнению Алмонда, современной политической науке «присуще единство содержания и метода»; методология политической науки «характеризуется плюрализмом, который в основе своей эклектичен», т. е. допускает сосуществование различных методологических концепций».

Опираясь на методологию структурного функционализма Т. Парсонса, он рассматривает политическую сферу жизни как систему, находящуюся в динамическом равновесии и взаимодействующую с другими социальными системами (его подход получил название системного структурного функционализма).

Алмонд – один из самых упоминаемых авторов в современной политической науке и лидер по этому показателю в сравнительной политологии. Он внес существенный вклад в развитие не только собственно сравнительной политологии и политической теории, но и всей дисциплины в целом.

Следующим ярким представителем данного периода являетсяизвестный канадско-американский политолог Дэвид Истон (род. 1917).Уделяя большое внимание разработке методологических проблем политических наук, Д. Истон провозгласил в конце 60-х гг. постбихевиоральную революцию, имеющую большое значение для развития сравнительной политологии и политических структур на примере США. При этом немаловажную роль он отводил использованию новых технологий, прикладных исследований политической сферы данного общества. Он систематизировал основные идеи бихевиоризма,предложив восемь основных принципов бихевиоральной методологии, которые могут быть сведены к следующему:

Ø Закономерности. Объектом сравнительного исследования должны быть не столько сами политические институты и формальные моменты политического управления, сколько действия людей, направленные на достижение политических целей. В политическом поведении людей компаративисты должны выявлять элементы повторяемости, поддающиеся обобщению и систематизации в рамках теории поведения, что имеет объяснительную и прогностическую ценность.

Ø Верификация (проверка на практике). Достоверность обобщений в процессе сравнительного анализа должна быть проверена путем наблюдения за соответствующим политическим поведением.

Ø Методика. Способы получения и интерпретации данных не могут приниматься на веру, а должны использоваться в качестве гипотетических – их следует критически изучать, уточнять и отбирать, чтобы в итоге прийти к строгим методам наблюдения, фиксирования и анализа в процессе сравнительного анализа.

Ø Количественные методы. Использование количественных методов в сравнительных исследованиях не должно быть самоцелью: их следует применять лишь там, где это может дать практический эффект.

Ø Ценности. Моральная оценка и эмпирическое объяснение связаны с двумя различными типами суждений, которые в интересах науки должны аналитически разделяться. Однако исследователь политического поведения вправе высказывать суждения обоего рода вместе или порознь при условии, что он не принимает одно за другое.

Ø Систематизировать. Сравнительные исследования должны быть систематичными, т.е. теоретическое и эмпирическое следует рассматривать как взаимосвязанные части конкретного и упорядоченного знания.

Ø Ориентация на «чистую науку».

Ø Интеграция. Поскольку политика связана с различными сторонами человеческой деятельности, недопустимо игнорировать в сравнительных исследованиях выводы других общественных наук: это должно способствовать интеграции сравнительной политологии с философией, социологией и психологией.

Основной вклад Истона в политическую науку связан с адаптацией и применением принципов и методов системного анализа к изучению функционирования политических систем, а также с исследованием проблем политической социализации.

Истон акцентирует внимание на том, что политическая система – это не простое взаимодействие ее структур, а постоянно изменяющая, функционирующая, динамичная субстанция. Ученый задается вопросом о роли различных структур в поддержании непрерывного функционирования политической системы. Истон определяет политическую систему как взаимодействия, посредством которых в обществе осуществляется распределение ценностей и на этой почве предотвращаются конфликты между членами общества. Рассматривая любую политическую систему с точки зрения функционирования, он использует кибернетический принцип замера показателей функционирования на «входе» и на «выходе» системы.Для построения теоретической модели Истон привлекает четыре базовые категории: 1) политическая система; 2) среда; 3) реакция системы на воздействие среды; 4) обратная связь, или воздействие системы на среду.

( рисунок 11).

Рисунок11.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.