Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Григорович Л.А. Марцинковская Т.Ф. Педагогика и психология. – М., 2001



 

7.2. Эмоциональные процессы

 

Эмоциональные процессы являются субъективной формой су­ществования мотивации, выполняя две основные функции — регуляции поведения и смыслообразования, раскрывая значимость того или иного события, его благоприятность (или неблагоприятность) для достижения цели и удовлетворения потребности. Формируя эмо­циональный опыт людей, эмоции помогают организовывать пове­дение в различных ситуациях наиболее оптимальным образом и от­крывают личностный смысл событий окружающего мира. Благода­ря переживаниям нейтральные прежде понятия могут стать крайне важными для человека ценностями, сформировать его духовный мир и помочь войти в ту культуру, которая его окружает.

Уже первые исследования эмоциональных процессов показали их несомненную связь с телесными изменениями, так как, в отличие от когнитивных процессов, эмоциональные намного ближе и проч­нее связаны с работой нервной системы и с соматическими состояниями. Этот вывод позволил еще психологам античности разрабо­тать правила борьбы с аффектами, среди которых одно из первых мест занимает положение о недопустимости придавать аффекту внешнее выражение, так как плач, улыбка, сжатые зубы или нахму­ренные брови только усиливают аффект и уменьшают возможности его преодоления. Фактически об этом же говорил и Дарвин, утверж­давший, что эти телесные выражения (стиснутые зубы, сжатые кула­ки и т.п.) являются своего рода атавизмами эмоциональных реак­ций, испытываемых животными в момент драки или опасности. По­этому, утверждал он, телесные проявления и усиливают аффект. Впоследствии Р. Вудвортс и Г. Шлосберг продемонстрировали, что мимические выражения эмоций могут быть достоверно категоризованы и адекватно опознаны при внешнем наблюдении.

Более подробно связь эмоциональных состояний с мышечны­ми усилиями была выявлена в теории Джемса — Ланге. Оба ее осно­вателя независимо друг от друга пришли к мысли об иннервации эмоциональных процессов мышечными импульсами. При этом утверждалось, что физиологические изменения организма первич­ны по отношению к эмоциональным состояниям и, как писал Джемс, «мы опечалены потому, что плачем, приведены в ярость потому, что бьем другого, Доимся, потому что дрожим». Несмотря на внешнюю парадоксальность этого взгляда, данная теория не только получила широкое распространение в начале XX в., но и ча­стично подтверждается современными исследованиями в области психофармакологии и психокоррекции (рис. 5).

 

Последующие исследования физиологических основ эмоцио­нальных процессов, предпринятые У. Кенноном, открыли новый механизм эмоций — нейрогуморалъный. Экспериментально доказав роль адреналина в повышении энергетики организма и тем самым в усилении аффективности поведения живых существ в экстре­мальных ситуациях, Кеннон назвал адреналин «гормоном борьбы и бегства». Однако обращение к вегетативной нервной системе, при участии которой выделяется адреналин, не объясняет различия между отдельными эмоциональными состояниями, о бесконечном разнообразии которых говорит непосредственный житейский опыт. Для симпатического отдела характерен широкий диффуз­ный эффект, включающий такие компоненты, как усиление сер­дечной деятельности, торможение перистальтики и секреции пищеварительных желез, расширение зрачков, возрастание коли­чества сахара в крови и т.д. Таким образом, при столь резко разли­чающихся между собой аффектах, -как ярость и страх, в организме происходят однотипные сдвиги. Из этого следует, что не сами по себе вегетативные сдвиги определяют характер эмоций. Так, Кеннон пришел к выводу о том, что эмоции являются функцией вы­сших нервных центров, а точнее, подкоркового центра таламуса. Он также доказывал, что типичной эмоции, регулируемой таламусом, присущи свойства рефлекса. Она является врожденной, быстро вспыхивающей и полезной по отношению к определенной категории импульсов. Связью эмоций именно с таламусом, а не с работой коры больших полушарий Кеннон объяснял и бессозна­тельный характер многих эмоциональных реакций. Так, бесполез­но, отмечал он, убеждать человека в том, что у него нет оснований для волнений, если не устранена их реальная причина, потому что причина воздействует на таламус, в то время как убеждение ограни­чено уровнем коры.

Бессознательный характер эмоций и их связь с физиологиче­скими коррелятами подчеркивал и 3. Фрейд, который полагал, что эмоции связаны с усилением или уменьшением чувства дис­комфорта, основанного на возбуждении нервных центров глубин­ных отделов мозга. Однако, несмотря на большое значение фи­зиологических параметров эмоций, Фрейд выступал против того, чтобы в процессе формирования эмоций выдвигать органические причины на первый план. Напротив, высокую динамичность эмоционального развития человека он связывал прежде всего с личностными процессами, в частности с влиянием вытесненных желаний

В результате исследований эмоционального развития большинство ученых сделало вывод о том, что существует несколько уров­ней в развитии эмоциональной сферы человека. Простейшие эмо­циональные процессы выражаются в органических, двигательных, секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реак­ций. Но в ходе развития эмоции утрачивают свою инстинктивную основу, дифференцируются и образуют многообразные виды вы­сших эмоций: социальных, интеллектуальных, эстетических. Экспериментальные данные свидетельствуют также о дифференцированности эмоций в отношении условий их возникновения, при этом большинство психологов предполагает двойную обусловлен­ность эмоций: с одной стороны, потребностями (мотивацией), а с другой — особенностями воздействия (ситуацией).

В современной психологии выделяют несколько основных эмо­циональных процессов — аффекты, эмоции и чувства.

Основные свойства аффекта

 

Аффекты — сильные, кратковременные, ярко выраженные эмоциональные состояния. Они возникают как реакция на неожиданные, важные для жизни обстоятельства (например, опасность) и помогают живому существу активизироваться для выхода из сло­жившейся ситуации. Аффекты присущи и человеку, и животным, помогая не только уйти от врага, но и реализовать благоприятные обстоятельства, быстро сориентироваться в незнакомых обстоя­тельствах. Чрезвычайно высокая моторная, двигательная актив­ность и эмоциональная напряженность приводят к тому, что осоз­нанность поведения в ситуации аффекта резко снижается.

Часто в состоянии аффекта люди говорят то, что стараются скрывать при осознанных контактах, хотя и подсознательно чувст­вуют, что обидные слова и колкости могут нарушить связи даже с самыми близкими людьми. При этом в действительности люди обычно не испытывают тех негативных чувств, которые стараются продемонстрировать при межличностных конфликтах, хотя обида собеседника основана на убеждении в их истинности. На самом деле в состоянии аффекта люди становятся более чувствительны к состоянию других, а желание «пронять»; вывести партнера из эмо­ционального равновесия (т.е. довести до того же состояния эмоционального возбуждения) помогает найти слова, ранящие друго­го, хотя они в действительности могут и не выражать отношение говорящего. По окончании аффекта люди почти сразу же забыва­ют о своих поступках и словах, точнее, эти события вытесняются в бессознательное, так как нарушают душевный комфорт и стабиль­ность внутреннего мира человека. Поэтому в юриспруденции есть понятие «действия в состоянии аффекта», подразумевающее сни­жение ответственности за поступки, полностью не подвластные со­знательной регуляции.

Существует еще один вид аффекта, связанный с аккумуляцией эмоционального напряжения (иногда в течение длительного пери­ода времени), которое разряжается в бурной эмоциональной вспышке. При этом стимулом, вызвавшим такую сильную эмоцио­нальную реакцию, может служить незначительное событие (в отли­чие от первого вида аффекта, вызываемого только чрезвычайными ситуациями), например разбитая чашка или какое-то замечание. Неадекватная эмоциональная реакция на это мелкое обстоятельст­во показывает степень эмоциональной напряженности, разрядка которой и является аффектом. С одной стороны, этот вид аффекта имеет положительное значение, так как разрядка снижает уровень эмоционального напряжения, которое может привести к болез­ням, невротическим состояниям и т.д. Аффект в данном случае иг­рает роль предохранительного клапана, «выпускающего пар». Од­нако существует и негативная сторона, так как и в этом случае аф­фект дезорганизует поведение, нарушая межличностные связи и приводя к обидам, конфликтам и т.д.

Таким образом, аффект, с одной стороны, организует деятель­ность, помогая преодолеть новую, резко изменяющуюся ситуацию, а с другой — дезорганизует ее, обрывая связи и приводя к конфлик­там, иногда трудноразрешимым впоследствии. Поэтому еще одной важной функцией аффекта является формирование аффективных следов, опыта, который помогал бы регулировать поведение, избе­гать ситуаций, которые могут привести к аффекту. Любой предмет, попавший в ситуацию, вызвавшую сильный аффект, как бы метит­ся им, т.е. в памяти остаются их эмоционально окрашенные (поло­жительно или отрицательно) образы, которые сигнализируют о том, что обращение к ним может быть опасным. Иногда такие сле­ды связываются со случайными объектами (одежда, время года, за­пах), потенциально не аффектогенными, играющими роль избы-

точной страховки. Например, известен случай с женщиной, кото­рая в течение долгого времени не могла даже смотреть на гречневую кашу, поскольку ела в тот момент, когда ей сообщили о смерти горячо любимой матери, или с молодым человеком, у кото­рого начиналась головная боль при запахе сирени, напоминающем об аффектогенном событии. Чаще всего связь подобных, необъяс­нимых на первый взгляд симпатий и антипатий с аффективной си­туацией не осознается, однако сама эмоция вполне осознанна и определяет поведение людей в отношении конкретного цвета, за­паха или человека.

Тот факт, что аффект может нарушить деятельность людей, их отношения с близкими, уже в античности привел психологов к мысли о необходимости психотерапевтических занятий, на­правленных на снижение эмоциональной перегрузки. Аристо­тель назвал этот подход «катарсисом», очищением от аффекта, он же впервые высказал мысль о том, что искусство может быть средством такой психотерапии, снижая напряженность и не до­водя ее до аффективного взрыва. Идентифицируясь с героями произведения (например, персонажами пьесы), люди пережива­ют вместе с ними, и эти эмоции, смех и слезы, формируя искусст­венный аффект, снижают вероятность наступления настоящего. Таким образом, можно сказать, что некоторые положения совре­менной арттерапии и драматизации появились уже в трудах Аристотеля.

Близкое к активирующей функции аффекта предназначение имеет и стресс-неспецифический ответ организма, связанный с состоянием крайнего напряжения, которое помогает мобилизо­вать силы для преодоления угрожающей (стрессовой) ситуации. Стрессоры (т.е. стимулы, вызывающие стресс) могут быть как биологические (резкое изменение температуры, сильная боль и т.д.), так и психологические, при этом наиболее распространен­ными психологическими стрессорами являются дефицит време­ни, избыток информации, угроза социальному статусу или само­оценке. Дефицит времени связан с чрезвычайной перегружен­ностью людей, которые должны в короткий промежуток времени успеть выполнить несколько заданий. Избыток информации со­временного человека обусловлен не только большим объемом по­ступающих сведений, но и тем, что их необходимо перерабатывать и учитывать в поведении. Оба вида стрессоров часто воздействуют одновременно, например в работе операторов сложных систем, которые должны в кратчайшие сроки учесть все измене­ния ситуации и организовать работу всех звеньев системы с уче­том этой динамики.

Развитие стресса проходит несколько фаз — шок (стадия трево­ги), противоток (стадия активности) и усталость, истощение орга­низма. На первой стадии, которая длится несколько секунд, жи­вое существо адаптируется к резким изменениям ситуации, при этом любая активность снижается почти до нуля, организм как бы «замирает», пытаясь оценить новые обстоятельства. На второй стадии начинается поиск выхода из сложившейся ситуации, актив­ность резко увеличивается, мгновенно перебираются разные спо­собы решения проблемы и приводятся в действие. Скорость ори­ентировки и исполнения в состоянии стресса намного превышает время решения задачи в обычной ситуации. В том случае, если че­ловек справляется с ситуацией, находя оптимальный способ ее раз­решения, он выходит из состояния стресса. В противном случае, как и в процессе решения задач, необходимо попытаться найти но­вые подходы, что становится все труднее, так как времени остается все меньше, а эмоциональное напряжение нарастает. Это и приво­дит к третьей фазе — астении, истощению организма, иногда даже болезни.

Высокая скорость деятельности в состоянии стресса часто по­могает преодолеть проблемы, с которыми человек не мог спра­виться в течение длительного времени. Это положительный, так называемый аустресс. Быстрота и кажущаяся легкость деятельно­сти в состоянии этого стресса в случае успеха приводит к забыва­нию тех переживаний, того эмоционального напряжения, который ему сопутствует. Это приводит к повторению стрессовой ситуации, так как люди, отмахиваясь от проблемы, считают, что справятся с ней тогда, когда уже действительно не останется другого выхода. Однако частое повторение стресса, даже в случае успешного его за­вершения, не проходит для организма бесследно, оно ускоряет на­ступление усталости, понижает активность защитных механизмов и может привести к болезни. В современных исследований как пси­хологов, так и врачей приводятся данные о том, что длительное со­стояние стресса может привести не только к психическим болез­ням (депрессия, истерия и т.д.), но и соматическим (грипп, астма, даже рак).

У некоторых людей, плохо переносящих ситуации, требующие высокого напряжения и активных действий, позитивного вида стресса не возникает, у них после шока развивается дистресс, т.е. полная дезорганизация деятельности, хаотичные поиски выхода из ситуации, которые лишь усугубляют ее, усиливая тревогу и расте­рянность. Такие люди стараются избегать стрессовых ситуаций, у них формируются способы защиты от них, наподобие следов аф­фекта, а любая соревновательная ситуация, экзамен и т.д. вызыва­ют повышенную тревогу, связанную с возможностью ее перехода в стрессовую.

 

Ведущие и ситуативные эмоции. Их свойства

 

Как было сказано выше, аффект возникает в процессе развер­тывания ситуации, ближе к концу, но никак не прогнозирует ее, не появляется до нее. Однако эмоциональный опыт, который форми­руется в результате аффектов и развития эмоциональной памяти (т.е. запоминания эмоционально значимых событий), помогает становлению нового эмоционального процесса — эмоций, которые возникают еще до начала ситуации, позволяя прогнозировать ход событий и их связь с возможностью удовлетворения той или иной потребности субъекта. Таким образом, появляется возможность планировать деятельность, регулировать ее протекание в соответ­ствии с предвосхищающими обстоятельствами, стараясь избегать неприятных ситуаций и, наоборот, развертывать ее в направле­нии, наиболее благоприятном для плодотворного завершения. Поэтому одними из важнейших являются эмоции успеха — неуспеха, открытые У. Макдауглом, которые показывают живому существу, есть ли смысл продолжать активность, приведет ли она к положи­тельному результату. Субъективно ситуация, которая не станет продуктивной, воспринимается как неприятная, вызывающая отрица­тельные эмоции, в то время как потенциально удачная вызывает положительные эмоции.

Эмоция, констатирующая фактический успех или неуспех, все­гда сопровождает отдельную попытку приближения к цели. Этот 'вид эмоций имеет важное приспособительное значение, активизи­руя деятельность, помогая добиться результата в благоприятных условиях и пресекая неадекватные попытки субъекта добиться цели в неправильно организованной деятельности, которая посто­янно приводит к неуспеху, т.е. экономя силы организма в заведомо безнадежных ситуациях. Таким образом, эмоции неуспеха играют роль «стоп-сигнала», который спасает организм от истощения в бесплодной и безрезультативной активности. У людей такое пре­кращение деятельности часто рационализируется — ему находится не только эмоциональное (уже не нравится), но и рациональное объяснение по типу «зелен виноград», т.е. все это уже не нужно, не­интересно и даже вредно.

В то же время эмоции успеха, наоборот, фиксируют внимание человека на тех операциях, на тех, видах деятельности, которые привели ее к успеху, а потому такие деятельности, как правило, за­крепляются и становятся постоянными для субъекта в определен-, ной ситуации, формируя его опыт. На такое подкрепление ссылал­ся в частности Скиннер, который писал о устойчивости оперантного поведения, подкрепленного хотя бы частичным успехом. О роли эмоции успеха — неуспеха в развитии новых видов поведения путем подражания писал и А. Бандура, который отмечал, что маленькие дети начинают подражать определенным действиям только в том случае, если они принесли, по их наблюдениям, успех объекту по­дражания.

Эмоции оказывают влияние и на активизацию мотивов поведе­ния. Дело заключается в том, что потребности могут пребывать в латентном состоянии, пока какое-либо эмоциональное впечатле­ние их не активизирует. Такие переходы из латентного в актуаль­ное состояние обнаруживаются уже в сфере функционирования ор­ганических потребностей. Известно, какое влияние на пробужде­ние аппетита оказывают привлекательный вид и соблазнительный запах вкусной пищи.

Эмоции связаны не только с динамикой разрядки напряже­ния потребности (т.е. как быстро и эффективно возможно удов­летворение потребности, достижение цели в конкретной ситуа­ции), но и с оценкой условий протекания деятельности в ней. Любая неопределенная, непонятная ситуация вызывает отрица­тельную эмоцию; те же ситуации, информация о которых достаточна для адекватной ориентировки, вызывают, положительные переживания.

П. Симонов, один из авторов когнитивных теорий эмоций, представил возникновение эмоции в виде формулы: Э=f[П (Ин-Ис),…], где Э— эмоция, ее степень, качество и знак; П— сила и ка­чество актуальной потребности; (Ин - Ис) — оценка возможности удовлетворения потребности на основе опыта; Ин — информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности; Ис — ин­формация о средствах, которыми субъект располагает в данный мо­мент. При этом под информацией он понимает отражение всех средств, необходимых для достижения цели. Это знания, навыки, энергетические ресурсы организма, время для организации соот­ветствующих действий. Низкая вероятность удовлетворения по­требности (Ин> Ис) ведет к возникновению отрицательных эмо­ций. Возрастание вероятности удовлетворения потребности (Ис > Ин) вызывает положительные эмоции.

Таким образом, кроме динамических аспектов в эмоциональ­ном прогнозе всегда присутствует и когнитивный компонент, по­могающий правильно ее оценить и связать с актуализированной в настоящий момент потребностью.

С этой характерной для эмоций чертой связан и тот известный факт, что незнакомые предметы и ситуации — пища, обычаи, язык — вызывают раздражение, а иногда и агрессию у многих лю­дей, переносящих ее и на «чужих», т.е. отличающихся от нас лю­дей. Именно поэтому, как уже упоминалось выше, первым в самосо­знании возникает понятие Они, чужие, вызывающие отрицатель­ные эмоций. В этой закономерности кроется и' та легкость, с которой в современности возможно манипулировать сознанием и поведением людей, вызывая их неприязнь к инакомыслящим, по-другому одевающимся (эмигрантам, подросткам, маргиналам и т.д.), т.е. непонятным феноменам, ориентировка в которых за­труднена из-за недостаточности знаний.

Правильная ориентировка и создание адекватной схемы ситуа­ции включает в себя и анализ эмоциональных состояний других людей; поэтому эмоциональная децентрация (которая впоследст­вии может помочь и в преодолении познавательного эгоцентриз­ма), необходимая для формирования общения, является и одной из ; составляющих эмоционального опыта. Развитие эмоций и способ­ность к эмоциональному прогнозу ситуации возникают постепен­но, причем временная, перспектива удлиняется с возрастом. Так, ребенку 3—4 лет необходимо немедленное подкрепление своего по­ступка — положительным результатом, похвалой взрослого и т.д. К 7—8 годам дистанция между началом действия (ситуации) и ее окончанием, т.е. удовлетворением потребности и эмоциональной разрядкой, может составить несколько часов или дней, а взрослый человек может планировать деятельность исходя из того, что до­стижение цели может наступить через длительный срок — несколь­ко месяцев и даже лет. Таким образом, удлиняется и совершенству­ется способность к волевой регуляции поведения, и к построению его идеального плана.

Еще одной важной функцией эмоций является смыслообразование, т.е. осознание личного смысла ситуации или придания это­го смысла нейтральной прежде ситуации. Мы уже говорили о том, что смысл может появиться только в результате собственного опыта, который раскрывает людям, что именно для них значит то или иное понятие. Так, предмет, не вызывавший прежде никакой эмоциональной реакции, например урок в школе, после постоян­ных двоек и замечаний начинает вызывать неприязнь, причем ча­сто это отношение расширяется и неприязнь вызывает не только конкретный предмет, но и преподаватель, ведущий его, а иногда и школа в целом. Так формируются эмоциональное отношение к школе и ее личностный смысл' для человека, подразумевающий неуспех, низкий статус и снижение притязаний. Таким же обра­зом, причем намного быстрее, формируются и положительное от­ношение и его личностный смысл, например, успеха, повышения самоуважения.

Эмоции не только формируют смысл, но и раскрывают отли­чие позиций и стремлений людей (чем мое отношение отличается от других, а следовательно, и мои мотивы от мотивов окружаю­щих). Анализ эмоциональной реакции на событие помогает уви­деть бессознательный мотив, скрытый сознательным, о чем подробно говорилось в гл. 5. Наблюдение за эмоциональными реак­циями (или их отсутствием) помогает также понять истинные побуждения и отношения людей.

В то время как аффекты и эмоции связаны с ситуацией в целом, возникая как ответ или прогноз ее возникновения, чувства отно­сятся к отдельным предметам. В этом и кроется причина различий этих эмоциональных процессов, их постоянства и длительности. Ситуации всегда кратковременны, ведь любое изменение даже не­значительных составляющих приводит к возникновению новой, пусть и не принципиально отличающейся, ситуации и, следовате­льно, новой эмоции, а предметы, входящие в них, остаются ста­бильными, практически неизменными. Поэтому отношения к пред­метам, т.е. чувства, также намного более стабильны, чем эмоции.

Появление чувств связано с выделением отдельных предметов из целого, т.е. с преодолением синкретизма, свойственного, как это уже отмечалось, всем детям. Необходим и определенный эмо­циональный опыт, позволяющий сформировать достаточно устой­чивое положительное или отрицательное отношение на основании взаимодействия с объектами чувств. Поэтому их появление от­носится к более позднему, по сравнению с эмоциями и аффектами, времени в онтогенезе, например избирательность в общении со сверстниками у детей появляется только к 5—5;6 годам.

С различием в побудителях эмоций и чувств связан и феномен амбивалентности эмоционального состояния, при котором люди испытывают одновременно самые разнообразные .чувства —.от любви и привязанности до злости и ненависти к одному и тому же человеку. Причиной амбивалентности является расхождение меж­ду чувством и эмоцией, например чувство любви к ребенку может сочетаться с раздражением или обидой на него в конкретной си­туации. Точно так же чувство ненависти может прийти в противо­речие с уважением, которое данный человек вызывает своим поведением в определенных обстоятельствах. Состояние амбива­лентности (длительное или кратковременное, почти неосознавае­мое) люди испытывают достаточно часто. При одномоментном наблюдении всегда сложно определить, какое из переживаний яв­ляется чувством, а какое — эмоцией, настолько они сплетены друг с другом, например эмоцию влюбленности трудно отличить от чувства любви и только со временем становится ясно это раз­личие.

Различны не только длительность, устойчивость, но и функции эмоций и чувств. Если эмоции регулируют поведение, то чувства тесно связаны с мотивами, т.е. предметами потребностей. Можно сказать, что мотив сочетает в себе знание о предмете и эмоцио­нальное отношение к нему, что и побуждает к определенной дея­тельности, помогает выстроить ее стратегию, преодолеть прегра­ды. Эмоции выстраивают поведение «здесь и сейчас», в данный конкретный момент, а чувства направляют деятельность в течение длительного периода времени, иногда в течение всей жизни. Поэ­тому в психологии часто употребляются понятия «ведущие» и «си­туативные» эмоции, которые подразумевают функциональное раз­личие между чувствами (ведущими эмоциональными процессами) и эмоциями (ситуативными).

Изучая роль ведущих и ситуативных эмоций, К. Вилюнас под­черкивал, что они различаются как по своему воздействию, так и по специфике функционирования. Ведущие эмоции — это пережи­вания, превращающие предметы потребностей в мотивы. Они побуждают человека к деятельности для удовлетворения опреде­ленной потребности и отвечают за ее общую направленность. Эти эмоции релевантны деятельности в целом: Ситуативные (произ­водные) эмоции возникают уже при наличии ведущего побужде­ния, в процессе деятельности и выражают определенное отноше­ние субъекта к сложившейся ситуации, они обусловлены ведущими эмоциями. Их предмет обладает лишь ситуативной значимостью для субъекта. Эти эмоции универсальны и независимы от специфи­ки потребности (надежда, тревога, страх, восторг). Ведущие эмо­ции, напротив, соответствуют потребностям и распадаются на вы­сшие и низшие (пищевые, стадные, родительские либо этические, интеллектуальные, эстетические).

Говоря о роли эмоциональных процессов, необходимо по­мнить о том, что не только положительные, но и отрицательные эмоции играют значительную роль в психическом развитии, что было впервые доказано известным немецким психологом В. Штер­ном. Он исходил из того, что личность, или, как он говорил, персо­на, обладает определенной глубиной, т.е. представляет некоторый континуум от ясного сознания до полной бессознательности. При рождении ребенка слой осознаваемого им очень тонок и только по мере развития понимания себя и окружающего мира возрастает. Толчком к развитию сознания являются как раз отрицательные эмоции, ибо все, что вызывает положительные эмоции, соответст­вует внутренним установкам личности и быстро ею интериоризуется. Поскольку не существует препятствий для этого процесса, то он происходит быстро и не успевает осознаться. В то же время отри­цательные эмоции показывают, что нет определенного барьера между внутренним миром личности и внешним миром, поэтому и происходит осознание как себя, так и окружающего: что же мне надо, что же меня не устраивает.

 

Основные свойства переживания

 

С чувствами тесно связан еще один вид эмоциональных процес­сов — переживания, отличающиеся субъективностью и осознанностью. Переживания помогают связыватъ впечатления от разных органов чувств, образуя сенсомоторные сплавы. При этом субъек­тивное переживание является носителем, воплощением образов, мыслей и идей личности.

Л.С. Выготский и Л.И. Божович, доказывая ведущее значение переживания в формировании личности, считали, что оно являет­ся единицей социальной ситуации развития, соединяя две стороны психической сферы — аффективную и интеллектуальную, и опреде­ляет взаимодействие внутреннего душевного мира человека с внешней средой. С этой позицией во многом перекликаются взгля­ды А. Адлера, который считал, что эмоции по своему функциональ­ному значению связаны не только с той ситуацией, в которой они появляются, но и являются важнейшей образующей характера, сти­ля жизни человека. Адлер также утверждал, что взгляды человека на мир и на свое место в нем, ценностные ориентации и структура характера, с одной стороны, находят отражение в определенном круге эмоциональной жизни, а с другой — определяются этими же эмоциональными переживаниями.

Переживания, так же как и другие эмоциональные процессы, тес­но связаны с личностными смыслами и мотивами. При этом мотивы открываются сознанию только объективно, путем анализа динамики деятельности. Субъективно же они выступают только в своем косвен­ном выражении — в форме переживания. Отмечая роль переживаний в процессе личностного роста, А. Маслоу выделял одномоментные переживания, которые помогают человеку по-новому увидеть и осоз­нать окружающий мир и себя в нем, так называемые пики-переживания. Кроме таких одномоментных существуют, по мнению Маслоу, и постоянные плато-переживания, которые изменяют отношение чело­века к себе, к своей жизни, заставляют пересмотреть свои отношения с близкими, свои занятия, свою самооценку.

Еще одним эмоциональным процессом являются настроения — наиболее продолжительные и устойчивые эмоциональные состояния, отличающиеся невысокой интенсивностью. Настроения пред­ставляют собой своеобразный эмоциональный фон поведения, |либо стимулируя активность (стенические состояния), либо, наоборот, тормозя ее (астенические состояния). Они, как и переживания, личностны, т.е. относятся не к предметам внешнего мира, но отражают картину внутреннего мира человека, его осознание своей успешности, статуса, прогнозы на дальнейшее развития со­бытий. Настроения окрашивают любую деятельность, контакты с окружающими, направляя внимание людей на значимые для них события. Те факты избирательности восприятия и памяти, о кото­рых говорилось в предыдущей главе, проявления установки во мно­гом связаны с настроением человека, его увлеченностью какой-ли­бо проблемой или унынием, депрессией от неудач. Обрадованный человек склонен воспринимать мир сквозь розовые очки, испуган­ный склонен, видеть лишь испугавший его объект (так называемый эффект суженного зрения). Иногда подавленное, астеническое на­строение может быть и реакцией на стресс, на удачно закончивше­еся событие, благополучная реализация которого потребовала слишком много сил. В таком случае оно кратковременно и сменяет­ся постепенно радостным, бодрым настроением.

Один из самых важных вопросов психологии эмоций относит­ся к решению проблемы присвоения, интериоризации знаний, по­лучаемых людьми в процессе обучения и воспитания. Известно, что не любое значение, так же как не каждое правило или цен­ность, становится содержанием внутреннего мира человека. В то же время уже неоднократно говорилось о том, что только те объек­ты, которые вызывают эмоции, действительно побуждают к дея­тельности, становятся мотивами. Эмоционально нейтральные по­нятия либо остаются чуждыми для людей, либо вызывают поведе­ние, направленное на приспособление к данной ситуации (например, вызвать одобрение окружающих, избежать наказания), поведение, которое заканчивается с изменением ситуации. Имен­но поэтому так важно сформировать не только то или иное поня­тие, но и определенное отношение к нему, помогающее быстро и легко войти в социальную ситуацию, социализироваться.

Личностный смысл, эмоции и чувства формируются прежде всего в результате опыта, тех переживаний, которые испытали люди в процессе взаимодействия с окружающим миром. Именно этот опыт дает наиболее устойчивые предпочтения, положитель­ные — применительно к тем людям и предметам, которые помога­ют деятельности, достижению той или иной цели, отрицатель­ные — к тому, что мешает.

 

Основные механизмы формирования эмоций

 

Еще одним способом развития эмоции и чувств является зара­жение, т.е. передача испытываемого одним человеком эмоциональ­ного состояния другому. Например, боль от ожога может вызвать страх и опасения не только у того, кто обжегся, но и у окружаю- щих. Испуг матери, видящей ребенка, играющего с острыми ножницами, может вызвать эмоцию и у ребенка. Однако заразить пере­живанием можно только в том случае, если оно чрезвычайно яркое и сильное либо если оно испытывается большим количеством лю­дей. Поэтому в толпе люди быстрее заражаются страхом или преклонением перед человеком, на которого они бы могли не обратить внимания в другой ситуации.

Необходимость чрезвычайно интенсивной эмоции, без которой невозможно «заражение», сужает область применения этого механизма развития эмоций. Гораздо более распространенным яв­ляется эмоциональное опосредование, которое предполагает непрямое § (опосредованное) формирование эмоционального отношения к нейтральному прежде стимулу при помощи его ассоциации с эмо­ционально значимым. Широкое использование этого способа свя­зано как с тем, что не всякой эмоцией можно заразить, так и с тем, к что не всякое событие может (и должно) стать содержанием личного опыта. Особое значение эмоциональное опосредование при­обретает при формировании поведения, поэтому неудивительно, что способы его оптимизации исследовались и в бихевиоризме, и в отечественной психологии.

Известный американский психолог К. Халл связывал эмоциональное опосредование со снижением (редукцией) силы потребно­сти. Чем чаще она удовлетворяется, тем устойчивость формируемого навыка больше. Он выделил понятия первичное и вторичное С- подкрепление. Первичным подкреплением является, например, пища для голодного организма или удар электрическим током, заставляющий крысу подпрыгнуть. Соединение первичного раздражителя с изначально нейтральным стимулом придает и ему мотивирующую функцию. Например, определенное положение младенца на руках у матери, связанное с последующим кормлением (первичное под­крепление), становится вторичным, подкреплением.

На основе этих положений Н. Миллером были изучены различные виды инструментального научения, связанные с удовлетворением основных человеческих потребностей. Разработанные им принципы обучения социально-адаптивному поведению легли в основу его концепции психотерапии, рассматриваемой как ^ процесс приобретения более адаптивных социальных и личных навыков.

Однако мотивационное опосредование имеет и серьезные недостатки, так как в этом случае не всегда зарождается новая моти­вация, и при ослаблении подкрепления такое поведение может по­степенно прекратиться. Поэтому часто используется смешанный способ развития эмоционального отношения, связанный и с зара­жением, и с опосредованием. Яркий пример такого подхода — по­дражание.

Для человека наиболее ярким образцом для подражания явля­ется другой человек, хотя он может подражать и другим живым су­ществам, и даже неодушевленным предметам. При подражании развитие мотивации целиком определяется копируемым образцом, в то время как при эмоциональном заражении главным фактором является мера «глубины серьезности», т.е. глубины и устойчивости того эмоционального состояния, которым индивид хочет заразить окружающих. Именно способ проживания и выражения собствен­ных эмоций помогает (или мешает в том случае, если индивид не умеет выразить свое эмоциональное отношение достаточно явно) формированию безусловных мотивационных отношений у других людей. Случаи, когда некоторое лицо становится устойчивым об­разцом для мотивационного подражания получили термин «иден­тификация».

Важные закономерности в развитии подражания были получе­ны в исследованиях американского психолога А. Бандуры. Он при­шел к выводу, что людям далеко не всегда требуется для научения прямое подкрепление, связанное с эмоциональным опосредовани­ем, они могут учиться и на чужом опыте. Научение через подража­ние необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым или даже фатальным последствиям. Бандура ввел в психологию новое понятие косвенного подкрепления, осно­ванного на наблюдении за поведением других людей и последстви­ями этого поведения. Его материалы также доказали, что в разви­тии эмоций, особенно социальных эмоций, значительную роль иг­рают когнитивные процессы, то, что думает человек о заданной ему схеме подкрепления, предвосхищая последствия конкретных действий. Исходя из этого, Бандура уделял особое внимание иссле­дованию того, какие образцы или модели для подражания выбира­ют люди. Он обнаружил, что люди выбирают в качестве моделей для подражания окружающих своего пола и примерно одинакового возраста, которые с успехом решают проблемы, аналогичные тем, которые встают перед самим субъектом. Большое распространение имеют и образцы поведения людей, занимающих высокое положе­ние. При этом более доступным образцам, т.е. более простым, а также тем, с которыми субъект непосредственно контактирует, по­дражают чаще.

Исследования подражания у детей показали, что они, как пра­вило, подражают сначала взрослым, а затем сверстникам, чье по­ведение привело к успеху, т.е. к достижению того, к чему стремит­ся и данный ребенок. Бандура также показал, что дети часто по­дражают даже тому поведению, которое у них на глазах и не привело к успеху — они усваивают новые модели поведения как бы «про запас».

Легко вызывается и подражание агрессивному поведению, осо­бенно у детей. Так, отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии.

Особую роль в распространении образцов поведения играют средства массовой информации, распространяющие символиче­ские модели в широком социальном пространстве. В работах Бан­дуры впервые исследовались и механизмы самоподкрепления, свя­занные с оценкой собственной эффективности, умения решать сложные проблемы. Эти исследования показали, что человеческое поведение мотивируется и регулируется внутренними стандартами и чувством своей адекватности (или неадекватности) им. Люди с высокой собственной эффективностью легче осуществляют контроль за своим поведением и действиями окружающих, более успеш­ны в карьере и общении. Люди с низкой личной эффективностью, напротив, пассивны, не могут преодолеть препятствия и повлиять на окружающих. Таким образом, Бандура приходит к выводу, что наиболее значимым механизмом персонального действия является ощущаемая человеком эффективность попыток контроля над раз­нообразными аспектами человеческого бытия.

Более сложным, но часто и более эффективным, чем мотиваци­онное опосредование (особенно прямое опосредование и подкреп­ление), считается эмоциональное обусловливание, которое предполага­ет создание связи между нейтральным и значимым объектами в идеальном плане. В воображении возникает и переживание, кото­рое постепенно распространяется на реальную действительность. В качестве примера эмоциональной обусловленности может рассматриваться игра или восприятие произведений искусства. В игре, как и при чтении, просмотре спектакля, кинофильма, слу­шании музыки, идентификация с героями, с переживаниями авто­ра расширяют опыт слушателя или актера. В том случае, если внут­ренняя форма этого произведения совершенна, представления, возникающие у зрителей, связываются с их переживаниями, с их опытом. Поэтому порог рациональной оценки, критичности по от­ношению к чужим переживаниям и смыслам, достаточно высокий у каждого человека, снижается и происходит такое же «заражение» эмоцией, как и при совместном реальном переживании.

Особое значение для становления психики, развития личностных смыслов и социализации, имеют социальные переживания, отражаю­щие отношение человека к наиболее значимым объектам (нормам, идеалам, предметам культуры) того общества, в котором он живит. В каждом социуме существуют и наиболее типичные эмоции (бодрое настроение, улыбка, свойственные в общении американцам), и спосо­бы их проявления (обязательный громкий плач и отчаяние при похо­ронах в некоторых восточных культурах). Изучая такие типичные пе­реживания, Л. Кольберг подчеркивал роль сенсорных образов (этало­нов) в развитии сходной для многих эмоциональной оценке предметов и ситуаций. Р. Лазарус, рассматривая связь социальных эмоций с символами и обычаями, показал, что функция символов за­ключается в том, чтобы сигнализировать о наличии аффекта, а обычаи являются культурно-обусловленными способами выражения эмо­ций. Социальные переживания — это не просто эмоциональные про­явления, но знаки и символы, легко прочитывающиеся членами данного общества, но не всегда понятные для посторонних.

Эти положения были доказаны в работах Ж. Дюма и М. Мосс, которые проанализировали типичные для традиционных обществ способы выражения эмоций, прежде всего смеха и слез (Дюма), а также обряды и традиции, которые предполагают демонстрацию обязательных для всех эмоций, например свадьбы или похороны (Мосс). Эти психологи пришли к выводу, что все коллективные вы­ражения эмоций обладают в глазах окружающих определенной мо­ральной ценностью, а потому любой человек, не испытывающий (или хотя бы не проявляющий) этих эмоций в нужной ситуации и адекватным способом, совершает неэтичный поступок. В некото­рой степени такой подход сохраняется и в современной культуре, однако, в наше время человека, засмеявшегося громко на похоро-

нах, могут счесть просто невоспитанным и холодным, в то время как в традиционных обществах такой поступок был не просто амо­ральным, но и вызывающим и мог привести к серьезным последст­виям для провинившегося, который тем самым поставил себя вне общества.

Социальные переживания возникают главным образом благода­ря заражению, подражанию, опосредованию и обусловливанию в процессе общения ребенка с окружающими, которые и передают де­тям те знаки и символы, которые являются эмоциональными этало­нами. Такие эмоции вскрывают для ребенка смысл, который прида­ется окружающему той социальной или национальной группой, к которой он принадлежит. Эмоциональные эталоны содержат опре­деленные культурные знания, моральные и оценочные категории, стереотипы, адекватное (для данной культуры) эмоциональное от­ношение к которым оптимизирует процесс социализации.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.