Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общая психология. – М., 1995. – с.354-379



 

ЧУВСТВА

 

Все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства. Одно из, того, с чем мы имеем дело, нравится нам, радует нас вызывает симпатию к себе, другое нам неприятно, огорчает нас, пробуждает к себе отвращение. Чувства очень разнообразны. Определенные отношения человека проявляются уже даже к отдельным качествам, и свойствам окружающих объектов — человеку, может нравиться или не нравиться цвет предмета, тембр голо­са, вкус пищи и т.д. Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты и ситуации. Сфера чувств включает в себя досаду, и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человече­ские чувства являются положительной ценностью. Человече­ская жизнь невыносима без переживаний, многие чувства при­тягательны сами по себе, и если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональ­ный голод», который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.д. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием. Об этом хоро­шо писал И.САксаков:

Пошли мне бури и ненастья,

Даруй мучительные дни, —

Но от преступного бесстрастья,

Но от покоя сохрани!

 

 

Психологи в течение длительного времени пытались решить 5 вопрос о природе эмоций. В XVIII—XIX вв. не было единой точки зрения, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция: органические проявления — следст­вие психических явлений. Наиболее четкую формулировку этой теории дал И.Ф.Гербарт, считавший, что фундаментальным психологическим фактом является представление. Чувства соответствуют связи, которая устанавливается между, представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Так, образ умершего, хорошо знакомого че­ловека, сравниваемый с образом живого, порождает печаль. В свою очередь это аффективное состояние непроизвольно, почти рефлекторно вызывает слезы и вообще органические изме­нения, характеризующие скорбь.

Этой же линии придерживался и В.Вундт, но его концепция была более эклектичной. По его мнению, эмоции — это прежде всего внутренние изменения, характеризующиеся непосредст­венным влиянием чувств на течение представлений и в неко­торой степени, влиянием последних на чувства. Органические процессы являются лишь следствием эмоций.

Современная история эмоций начинается с появления в 1884 г. статьи У. Джемса «Что такое эмоция?». У. Джемс и неза­висимо от него Г. Ланге сформулировали теорию, согласно ко­торой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями, изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов — сердеч­ной. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмо­циональные переживания. По Джемсу «мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся». Таким образом, периферические органические изме­нения, которые обычно рассматривались как следствие эмоций, стали их причиной. Отсюда становится понятной упро­щенная трактовка произвольной регуляции эмоций — счита­лось, что нежелательные эмоции, например горе, можно пода­вить, если намеренно совершать действия, характерные для до­стижения положительных эмоций.

Концепция Джемса — Ланге вызвала ряд возражений. Ос­новные положения критики были высказаны У.Кенноном, который обратил внимание на то обстоятельство, что телесные реакции, возникающие при различных эмоциях, очень походи друг на друга и как таковые недостаточны для того, чтобы удовлетворительно объяснить качественное многообразие челове­ческих эмоций. Кроме того, искусственно вызываемые у чело­века органические изменения далеко не всегда сопровождают­ся эмоциональными переживаниями.

Телесные процессы при эмоциях, по Кеннону, биологиче­ски целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма к ситуации, когда от него потребуется по­вышенная трата энергетических ресурсов. Эмоциональные пе­реживания и соответствующие им органические изменения возникают в одном и том же центре — таламусе. Позже П. Бард показал, что с эмоциями из всех мозговых структур связан не сам таламус, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы.

Большая группа психологов склонна рассматривать эмоцию не как психическое состояние, а как ответ организма на ситуацию. Такой подход можно обнаружить уже у Ч.Дарвина, считавшего, что большая часть эмоциональных реакций объясня­ется либо тем, что они полезны (выражение гнева пугает врага), либо просто тем, что они являются рудиментами движений, целесообразных на предыдущей стадии эволюции. Так, если руки становятся влажными при страхе, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев. Ч.Дарвин показал, что внешние эмоциональные выражения у живых существ, эволю­ционируют так же, как и строение их тела. В дальнейшем эту теорию воспроизвел Э. Клапаред, писавший: «Эмоции возника­ют лишь тогда, когда по той или иной причине затрудняется адаптация. Если человек может убежать, он не испытывает эмоции страха» [Клапаред Э. Чувства и эмоции. 1928].

Отдельно стоит группа теорий, раскрывающих природу эмо­ций через когнитивные факторы. Среди них следует отметить теорию когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Исходное ее положение: диссонанс — есть отрицательное, эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает двумя психологически противоречивыми «знаниями» об одном объекте. Положительные эмоции человек испытывает, когда реальные результаты деятельности согласуются с намеченными или ожидаемыми. Состояние диссонанса субъективно пережи­вается как дискомфорт, от которого стремятся избавиться. Для этого у человека есть 2 выхода: изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, или попытаться полу­чить новые сведения, которые бы согласовались с прежними ожиданиями. Таким образом, возникающие эмоциональные со­стояния рассматриваются как основная причина соответствую­щих действий и поступков.

К разряду когнитивистских может быть отнесена и инфор­мационная концепция эмоции П.В. Симонова. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного и ра­нее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно со- поставляя информацию о средствах времени, ресурсах, предпо­ложительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений, необходи­мых для защиты. Этот подход реализован в формуле

Э= ­  П(Ии – Ис),

 

где:

Э — эмоция, ее сила и качество;

П — величина и специфика актуальной потребности;

Ии — информация, необходимая для удовлетворения суще­ствующей потребности ;

Ис — информация существующая, т.е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент.

Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у челове­ка нет потребности (П=0), то и эмоции он не испытывает (Э=0); эмоция не возникает и в том случае, когда человек, испытыва­ющий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная вероятность удовлетворения по­требности велика, проявляются положительные чувства. Отрицательные эмоции возникают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности. Таким образом, сознавая или не сознавая, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потреб­ности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от их соотно­шения испытывает различные эмоции.

Рассматривая специфические особенности чувств человека, следует прежде всего отметить, что чувства носят личностный характер: в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Так, пища, пред­ложенная сытому и голодному человеку, вызовет у них разные чувства. Этим же объясняется и отношение к предметам, кото­рые вызывают воспоминание. Как правило, предметы, с кото­рыми человек имел дело в радостной эмоциональной обстанов­ке, и в дальнейшем будут вызывать у него положительную реак­цию. В связи с этим чувства можно рассматривать как важней­шую характеристику личности. Как писал Ф.Крюгер: «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, вол­нует, что представляется ему смешным, более всего характери­зует его сущность, его характер, индивидуальность» [Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания // Психология. Эмоции. Тексты. М., 1984].

Чувства не только отражают отношение человека к объек­там, но и несут некоторую информацию о них. В этом смысле отражение объекта является познавательным компонентом эмо­ций, а отражение состояния человека в этот момент — ее субъективным компонентом. Чувства тесно связаны с потреб­ностями личности. По своему взаимоотношению и специфиче­ским функциям в удовлетворении потребностей субъекта чув­ства можно разделить на 2 фундаментальные группы. Первую из них составляют переживания, окрашивающие сами предме­ты потребностей и превращающие их тем самым в мотивы. Для возникновения этих переживаний достаточно обострения не­которой потребности и наличия отвечающего ей предмета. При­водя в соответствие непосредственно с потребностью, пережи­вания предшествуют определенной деятельности, побуждают к ней и отвечают за общую, ее направленность; они, таким обра­зом, релевантны деятельности в целом. Они в значительной сте­пени определяют направленность эмоциональной жизни; под­черкивая это, В.К.Вилюнас назвал их ведущими эмоциональ­ными переживаниями, или побуждениями.

Ко второй группе эмоциональных явлений относятся те, что возникают уже при наличии ведущего побуждения, т.е. деятель­ности (внутренней и внешней), и выражают определенное отно­шение субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или затрудняющим ее осуществление (страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или воз­можным ситуациям и т.п. Подчеркивая обусловленность этих эмоциональных переживаний ведущими побуждениями, их назвали производными. Так, с определенной эмоциональной окраской вос­принимается голодным животом преграда, препятствующая при­ближению к пище; та же преграда станет предметом другой про­изводной эмоции, когда будет означать спасение от более силь­ного врага. Таким образом, предметы производных эмоций обла­дают лишь ситуативной, условной жизненной значимостью, опос­редованной их объективным отношением к предмету ведущей эмо­ции. В виде производных эмоций потребность как бы объективи­руется вторично и более широко — по отношению к условиям, окружающим ее предмет.

Таким образом, чувства имеют двойную обусловленность: с одной стороны, — потребностями человека, которые определя­ют его отношение к объекту эмоций, а с другой — его способ­ностью отразить и понять определенные свойства этого объек­та. Взаимосвязь объективного и субъективного объясняет, по­чему наряду с рациональной оценкой объекта человек занимает по отношению к нему свою личностную позицию, включаю­щую эмоциональное переживание.

Отличительной характеристикой чувств является их поляр­ность. Это сказывается как в наиболее простых переживаниях: удовольствия или неудовольствия, так и в более сложных чувствах: любовь—ненависть, радость—горе, веселье—печаль и т.д.

Решающей чертой чувств является их интегральность, т.е. ис­ключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Чувства охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, чувства сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, что случается даже рань­ше, чем определены локализации воздействия и конкретный -механизм ответной реакции организма.

Еще одной важнейшей особенностью чувств является их связь с жизнедеятельностью организма. Под влиянием чувств изменя­ется деятельность внутренних органов человека: органов кро­вообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции. Излишняя интенсивность и длительность пере­живаний может вызвать нарушения в организме. Так, М.И. Аствацатуров считал, что сердце чаще поражается страхом, пе­чень — гневом, желудок — апатией и подавленным состоянием.

Чувства исторически и социально обусловлены. Они по разному проявляются у разных народов, различны в разные исто­рические периоды. Чувства изменяются с развитием общества. Похожие события и факты вызывают различное отношение у людей, живших в разное время. Протекание чувств характери­зуется определенной динамикой, в которой можно проследить единство устойчивых и изменчивых компонентов. С одной сто­роны, надо выделить динамику кратковременного пережива­ния, по оси: возникновение — нарастание — кульминация — угасание, а с другой — динамику длительного чувства, на фоне доминирования которого разворачиваются различные пережи­вания. Целостную систему динамического изменения чувств по­пытался создать В.Вундт. «Всю систему чувств, — писал он,— можно определить как многообразие трех измерений, в кото­рой каждое измерение имеет два противоположных направле­ния, исключающих друг друга» [Вундт В. Очерки психологии. М., 1912]. Основные измерения определяются им как удовольст­вие — неудовольствие, возбуждение — успокоение, напряже­ние — разрядка.

Если чувство удовольствия или неудовольствия вызваны в боль­шей степени особенностями самих предметов, их ролью в жизни человека, тем значением, которое они играют в различных ситу­ациях, то степень возбуждения обусловлена спецификой самого чувства. Так, например, гнев чаще протекает в форме ярко выраженного возбуждения, в то время как для чувства удовольствия характерно успокоение. Напряжение, помимо того, что оно не­разрывно связано с такими чувствами, как гнев, страх, горе, и по мере их исчезновения, сменяется на разрядку, может пережи­ваться как самостоятельное особое чувство. Таково, например, напряжение при восприятии чего-то неизвестного, но очень важ­ного для человека. Развертывание событий как бы нагнетает на­пряжение, тем более значительное, чем сильнее было предшест­вующее напряжение.

Многообразие и сложность чувств обусловливают недостаточ­ную осознанность и управляемость эмоциональной сферой. Это проявляется в трудности словесного описания своих чувств: под­бираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отража­ющими различные эмоциональные состояния и их оттенки.

Человеческие чувства имеют длительную историю филоге­нетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций. Отражательная функция чувств выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них фак­торов и реагировать, прежде чем будет определено само вред­ное воздействие. Так, например, человек, переходящий дорогу, Может испытывать страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации. Эмоциональная оценка событий формируется не столько на основе опыта индивиду­альных переживаний человека, сколько в результате сопережи­ваний, возникших в общении с другими людьми, в частности, через восприятие произведений искусства, средства массовой информации и т.д! Благодаря отражательной функции чувств человек может ориентироваться в окружающей действительно­сти, оценить предметы и явления с точки зрения их желатель­ности. В этом смысле чувства выполняют еще и прединформационную или сигнальную роль. Возникающие переживания сиг­нализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т.д.

Оценочная, или отражательная, функция чувств непосредст­венно связана с побудительной, или стимулирующей, функцией. Так, в той же дорожной ситуации, человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение че­рез дорогу. СЛ.Рубинштейн указывал, что «...эмоция в себе са­мой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него» [Рубинштейн С.Л. Основы общей психо­логии М., 1946]. Чувства как бы определяют направление по­иска, способное удовлетворить решение задачи. Эмоциональ­ное переживание содержит образ предмета удовлетворения по­требности и своё пристрастное отношение к нему, что и побуж­дает человека к действию.

В связи с тем, что чувства принимают самое непосредственное участие в обучении, выделяют подкрепляющую функцию чувств; Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реак­цию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха — неуспеха обладают способностью привить любовь к учению или навсегда угасить ее. Американские психологи Р.М.Йеркс. и ДжД.Додсрн, изучая зависимость научения от силы подкрепле­ния (элекгроудара) у мышей, установили зависимость качества; выполняемой деятельности от интенсивности мотивации. Впос­ледствии эта зависимость была выявлена и у людей. Оказалось, что по мере увеличения интенсивности качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности деятельности, постепенно понижается. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации.

Переключательная функция чувств особенно ярко обнаружи­вается при конкуренции мотивов, в результате которой опреде­ляется доминирующая потребность. Так, возможно возникно­вение противоречия между естественным для человека инстин­ктом самосохранения и социальной потребности следовать определенной этической норме, что, по сути дела, реализуется в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направит деятельность личности в ту или другую сторону.

В связи с этим нельзя не отметить и приспособительную фун­кцию чувств. По утверждению Ч. Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуаль- ных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чув­ству, организм имеет возможность эффективно приспособить­ся к окружающим условиям.

Вероятно, есть смысл говорить и о коммуникативной функ­ции чувств. Мимические и пантомимические движения позво­ляют человеку передавать свои переживания другим людям, ин­формировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Мимика, жесты, позы, вырази­тельные вздохи, изменение интонации, являются «языком че­ловеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций. Как показали исследования, не все проявле­ния чувств одинаково легко распознать. Легче всего распозна­ется ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%), удивле­ние (34%). Наибольшую информативность об испытываемых че­ловеком чувствах несет, выражение его рта.

В рамках коммуникативной функции можно выделить и дру­гие. Чувства, например, могут нести функцию воздействия на окружающих. Так, дети очень быстро замечают, что их эмоциональные реакции, связанные с физическим нездоровьем, обла­дают большой силой воздействия на окружающих. Пятилетний ребенок вполне сознательно говорит, что он будет плакать до тех пор, пока родители не выполнят его желание.

Чувства связаны с особыми физиологическими процессами в организме. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затраги­вает деятельность всего организма. Так, например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус крове­носных сосудов, повышается или понижается кровяное давление и т.д. В результате при одних эмоциональных переживаниях человек краснеет, при других — бледнеет. Сердце настолько чутко реагирует на все изменения эмоциональной жизни, что в народе его всегда считали вместилищем, органом чувств, не­смотря на то, что изменения происходят и в дыхательной и в пищеварительной и в секреторной системах.

Однако эти системы человеческого организма подчиняются деятельности симпатической нервной системы, возбуждение которой ведет к выделению надпочечниками гормона адренали­на? Именно адреналин вызывает изменение в работе органов и систем организма и приводит их в состояние готовности к экс­тренной трате энергии. Это проявляется в том, что происходит отток крови от внутренних органов, усиленное кровоснабже­ние скелетной мускулатуры, задержка работы органов пищева­рения. В кровь выбрасывается большое количество сахара, создавая наилучшие условия для работы мышц, так как сахар — один из главнейших источников мышечной энергии.

Но указанные процессы не объясняют всего многообразия эмоций, реакции симпатической нервной системы носят сте­реотипный характер и бывают одинаковы при различных эмоциях. Более того, аналогичные реакции наблюдаются и в некоторых состояниях, не связанных прямо с эмоциями (при мы­шечной работе, при холоде и т.д.). Исследования показали, что в случае отключения (перерезке) всей симпатической системы, внешние признаки эмоций сохраняются. В то же время в опы­тах С.Шехтера при введении испытуемым адреналина оказа­лось, что, если они знали об этом, то эмоциональной реакции не было, а если не знали, реакция зависела от искусственно

созданной ситуации и могла быть как гневом, так и радостью. Поэтому деятельность симпатической нервной системы нужно рассматривать лишь как следствие процессов, происходящих в головном мозге.

Ведущую роль в протекании чувств выполняет кора больших полушарий. И.П. Павловым было показано, что именно кора ре­гулирует протекание и выражение эмоций, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле, оказывает тор­мозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими.

Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуж­дения (при переутомлении, опьянении и т.д.), то происходит и перевозбуждение центров, лежащих ниже коры, вследствие че­го исчезает обычная сдержанность. Животные с удаленными большими полушариями обнаруживают картину необычайно сильного и постоянного эмоционального возбуждения по малейшему поводу. Однако в случае распространения широко­го торможения наблюдаются угнетение, ослабление или ско­ванность мускульных движений, упадок сердечнососудистой деятельности и дыхания и т.д.

О том, что кора мозга является субстратом чувств, свиде­тельствуют и клинические случаи, в которых наблюдается резкое расхождение между субъективным переживанием и их внешним выражением. У таких больных любой раздражитель может вызвать совершенно несоответствующую им внешнюю реакцию: взрывы смеха или потоки слез. Однако, смеясь, эти больные чувствуют себя печальными, а плана, иногда испы­тывают веселье.

Возникая в коре головного мозга, физиологический процесс, являющийся основой чувств, распространяется на ниже лежащие подкорковые центры. Электрофизиологические исследования показали огромное значение для эмоциональных состоя­ний особых образований нервной системы. Эмоциональный на­строй и эмоциональная ориентировка в окружающей обстанов­ке в значительной мере определяется функциями таламуса, ги­поталамуса и лимбической системы. В экспериментах Д.Оддса с вживлением электродов в определенные участки гипоталаму­са было обнаружено, что при раздражении одних участков у подопытных возникали явно приятные, эмоционально поло­жительные ощущения, к возобновлению которых они активно стремились. Эти участки получили название центров удовольст­вия. Раздражение других участков вызвало отрицательные эмо­ции и стремление избежать воздействия на эти структуры, за что они были названы центром страдания. Важные данные для выявления сущности эмоциональных реакций были получены при изучении функциональной асимметрии мозга. Было уста­новлено, что левое полушарие в большей степени связано с возникновением и поддержанием положительных эмоций, а пра­вое — отрицательных.

Следует также отметить роль ретикулярной формации как, структуры, активизирующей эмоциональную жизнь человека. Получая из различных органов чувств нервные стимулы, рети­кулярная формация посылает их после переработки в большие полушария головного мозга. Выступая аккумулятором энергии, ретикулярная формация способна понижать и повышать актив­ность мозга, усиливать, ослаблять или затормаживать ответы на раздражители.

Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственных воздействиях внешней среды, но могут быть вызваны словами, мыслями. Так, прочитанный рассказ продуцирует соответствующее, эмоциональное состояние. Связи второй сигнальной системы являются физиологической основой высших человеческих чувств — интеллектуальных, моральных, эстетических. Неразрывная связь второй сигнальной системы с первой обеспечивает сознательную регуляцию чувств и общественный характер их внешних проявлений.

Об эмоциональных состояниях других, людей человек судить по особым, выразительным движениям, мимике, изменению голоса и т.п. Определенным чувствам соответствуют свои специфические формы выражения. Например, страх выражается в расширении зрачков, в дрожи, в бледности. Радость выражает­ся в блеске глаз, в покраснении лица, в ускорении движений и т.д. Ч. Дарвин рассматривал внешние проявления эмоций, как рудименты (остатки) действий нападения и обороны, которые были у наших далеких предков — обезьян. Им установлено много сходного во внешних проявлениях эмоций у обезьян и челове­ка. Так, при сильном гневе у человека могут невольно сжаться кулаки, а при страхе он как бы съеживается, опускает голову, точно хочет спрятаться или обратиться в бегство.

Имеются доказательства врожденности некоторых проявле­ний эмоций. Так, у маленьких детей — слепых и зрячих — мимика одинакова. К таким инстинктивным выразительным дви­жениям относится, например, поднятие бровей при удивлении. Однако с возрастом мимика зрячих становится более вырази­тельной, в то время как у слепых она постепенно исчезает. Наи­более наглядно отражены чувства в мимике. Подтверждением этому может служить поговорка «Лицо — зеркало души». По­движность мышц лица позволяет придавать ему самые разно­образные выражения в зависимости от внутреннего состояния человека. Переживаемые человеком чувства выражаются также в пантомимике и в непроизвольных мышечных движениях. При положительных чувствах эти движения обычно направлены в сторону объекта чувств, а при отрицательных — в сторону от него.

Особенно полно отражаются чувства в речи, которая содер­жит не только определенные мысли, но и отношение к ним говорящего. Большую роль здесь играет интонация. Даже слу­шая незнакомую иностранную речь, нетрудно понять, в каком настроении находится говорящий человек. При различных эмо­циональных переживаниях изменяется скорость речи, наруша­ется ее правильность.

Выражение чувств, как и сами чувства, общественно обус­ловлено. В каждом обществе существуют нормы выражения чувств, отвечающие представлениям о приличии, скромности, воспитанности. Избыток выразительных средств может рассмат­риваться в одном обществе как недостаток воспитания, в то время как в другом он может свидетельствовать о скрытности, недостаточной искренности. В процессе взаимодействия людей выразительные движения обогащаются, дифференцируются, приобретая характер образного «языка», специфического кода для передачи многообразных оттенков чувств. Таким образом, - форма и употребление выразительных движений определяются системой конкретных общественных отношений, становясь объектом социального контроля. Человеческие чувства имеют очень разнообразные проявле­ния. Чувства обладают, различной степенью интенсивности и продолжительности. Они могут быть длительными, но слабыми (печаль), или сильными, но кратковременными (радость). Боль­шой интерес представляет собой длительно протекающие силь­ные чувства (любовь). Чувства также различаются по глубине, осознанности, генетическому происхождению, условиям воз- никновения и исчезновения, действию на организм, динамике развития, направленности, по способу их выражения и т.д. Чув­ства по-разному отражаются внутренней сферой и внешним об­ликом.

Все многообразие чувств можно разделить (по их субъ­ективному переживанию) на 2 категории: на чувства положи­тельного порядка, связанные с удовлетворением жизненных по­требностей человека и потому доставляющие удовольствие, и чувства отрицательного порядка, связанные с неудовлетворе­нием жизненных потребностей и потому доставляющие неудо­вольствие. По содержанию все чувства можно классифициро­вать на простые и сложные в зависимости от того, какого уров­ня потребности удовлетворяются у человека. К более простым относятся гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность, к более сложным — моральное чувство, эстетическое чувство, чувство патриотизма и любви к родине.

Наконец, по форме протекания все эмоциональные состоя­ния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект,, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства. Простейшая фор­ма эмоционального переживания — это, так называемый чувст­венный, или эмоциональный, тон. Под чувственным тоном пони­мают эмоциональную окраску, своеобразный качественный от­тенок психического процесса, побуждающие субъекта к их со­хранению или устранению. Хорошо известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от их зна­чения, от воспоминаний и мыслей, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Так, хорошая музыка, запах розы, вкус апельсина приятны, имеют отрицательный эмо­циональный тон. Если отрицательный чувственный тон пере­ход в болезненное отвращение, то говорят об идиосинкразии.

Чувственный тон как бы аккумулирует в себе отражение наи­более общих и часто встречающихся признаков полезных и вред­ных факторов окружающей действительности. Благодаря своей обобщенности чувственный тон помогает принять хотя и пред­варительное, но зато быстрое решение о значении нового раздражителя, вместо сравнения его со всей информацией, храни­мой в памяти. Чувственный тон нередко носит субъективную окраску: интересная книга, приятный собеседник, веселая кинокомедия, и т.д. для одного человека могут вызвать у другого совсем противоположные переживания.

Чувственный тон также зависит от того, как протекает деятельность. Постоянно проигрывающий нам партнер кажется более симпатичным, чем тот, который все время выигрывает у нас. Несмотря на свою внеш­нюю незначительность, знание и целенаправленное использование чувственного тона позволяет воздействовать на настрое­ние человека, улучшать производительность труда, интенсивность учебы и т.д.

Под настроением понимают общее эмоциональное состоя­ние, окрашивающее в течение длительного времени все пове­дение человека. Настроение очень разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д. На­строение является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для жизни человека в контексте его общих жизненных планов, интересов и ожиданий. Отмечая особенности настроения, СЛ. Рубинштейн указывал, во-первых, что оно не предметно, а личностно, и, во-вторых, это не специальное переживание, при­уроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние.

Настроение существенно зависит от общего состояния здо­ровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно, от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны переживающему их человеку, а тем более окружающим его людям. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле, настроение — это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для неё складываются обстоятельства. Но эта «при­чина всегда есть и может, быть определена. Ею могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность и, конечно, люди, Все это позволяет отметить различную степень осознанности настроения.

Настроения могут различаться по продолжительности. Ус­тойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темпе­рамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особен­ность настроения подразумевают некоторые люди, деля окру­жающих на оптимистов и пессимистов.

В то же время, настроение может носить Кратковременный, переходящий характер, что особенно ярко выражено в детском возрасте. Не имея сложившейся организации и иерархии мотивов, дети легко поддаются смене настроения: любое эмо­циональное впечатление беспрепятственно распространяется, порождая неустойчивые, переменные, капризные настроения. С возрастом сфера распространения настроения ограничивает­ся — воздействие должно быть, по крайней мере, значимым для личностной сферы. Настроение становится более устойчивым.

Настроение накладывает существенный отпечаток на пове­дение, стимулирует или подавляет деятельность человека. Одна и та же работа при разных настроениях может казаться то легкой и приятной, то тяжелой и удручающей. Хорошо работает человек, когда он бодр, спокоен, весел и гораздо хуже, когда он, встревожен, раздражен, недоволен. Плохое настроение сказы­вается и на работе окружающих. Человек не должен быть рабом своего настроения и, как заметил один известный герой: «хорошее настроение никто не поднесет на блюдечке, о нем следует самому позаботиться». Поэтому человек должен управлять сво­им настроение. Для этого можно использовать образы и ситу­ации, приятные человеку. При господстве положительного; жизнерадостного настроения человек легко переживает и временные неудачи и огорчения.

Эмоции в узком значении слова — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так; если рассмотреть чувства, испытываемые болельщиками, на трибуне стадиона, чувство любви к футболу хоккею, теннису и спорту вообще, то их нельзя называть эмоцией. Эмоции будут представлены состоянием наслаждения, восхищения, которые пережи­вает, испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру высоко­классных спортсменов. То же чувство переживается в форме; отрицательной эмоции: возмущения, негодования при ленивой игре или неопытном судействе. К. Бюлером был выдвинут закон, согласно которому в ходе деятельности положительные эмоции перемещаются от конца к началу. Особенно ярко это с выражено в сложных видах деятельности, где разработка замысла, плана действия и его дальнейшее осуществление выделяется в самостоятельный этап (работа ученого, художника, писателя и т.д.). С точки зрения влияния на деятельность человека эмоций делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сила человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов «горы перевернуть». И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у испытываю­щего чувства страха человека возможно, повышение мускульной силы и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство: страха может вызвать полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени». Горе может вызвать апатию, бездеятельность у человека слабого, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

К.Изард выделил следующие основные, «фундаментальные эмоции». Интерес (как эмоции) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Радость — положительное эмоциональное состояние, свя­занное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента, была невелика иди во всяком случае неопределенна.

Удивление — не имеющая четко выраженного положитель­ного или отрицательного знака эмоциональная реакция на вне­запно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все пред­ыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвав­ший, и может переходить в интерес.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, свя­занное с полученной -достоверной или кажущейся таковой ин­формацией о невозможности удовлетворения важнейших жиз­ненных потребностей, которое до этого момента представля­лось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое вне­запным возникновением серьезного препятствия на пути удов­летворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вы­зываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодейст­вие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое проти­воречие, с идеологическими, нравственными или эстетически­ми принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мо­тивировать агрессивное поведение, где нападение мотивирует­ся гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, воз­никающее в межличностных взаимоотношениях и порождае­мое рассогласованием жизненных позиций взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением

объекта чувства. Последние представляются субъекту как ни­зменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетический критериям.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или вообра­жаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызывае­мой прямым блокированием важнейших потребностей, чело­век, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятност­ным прогнозом возможного неблагополучия и действует на ос­нове этого (часто недостаточно достоверного или преувеличен­ного прогноза).

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собст­венным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость, удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и т.д.).

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные? противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности! - сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека (так, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость). Амбивалентность; может быть порождена и противоречием между устойчивым» чувствами к предмету и развивающимися из них ситуативными! эмоциями (так, например, совмещаются любовь и ненависть, при ревности).

Самой мощной эмоциональной реакцией является аффект. Аффект (от лат. affectuctus — «душевное волнение», «страсть») да .сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выражен­ными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов. Аффект возникает на уже произошедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу. Любое чув­ство может переживаться в аффективной форме. Сюда относятся и случаи аффективного восторга на выступлении любимого ансамбля, и аффективный гнев болельщиков на стадионе, недовольных качеством судейства, и религиозный экстаз и т.д. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности дви­жений, позы, речи. Такими могут быть ужас, отчаяние. Или, если человек неожиданно получает приятное известие, он теря­ется, не знает, что сказать.

Причиной аффекта может стать конфликт, противоречие меж­ду сильным влечением, желанием, стремлением человека к че­му-либо и объективной невозможностью удовлетворить возник­шее побуждение, причем человек не в состоянии или не хочет осознать эту невозможность или не может с ней примириться (гнев, ярость). Конфликт может заключаться и в повышенных требованиях, предъявляемых к человеку в данный момент, и его переживаниях, неуверенности в своих силах, недооценке своих возможностей. Так, например, задача может казаться сверхтрудной, невыполнимой и вызовет панический страх. Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, по­рыва. При этом изменяются основные характеристики вни­мания и в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые в связи с переживанием вошли в комплекс. Все ос­тальные раздражители осознаются недостаточно, и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием. Кроме того, изменяется мышление, Человеку трудно сосре­доточиться, предвидеть результаты своих поступков и целе­сообразное поведение становится невозможным. Отличитель­ная черта аффекта — ослабление сознательного контроля, узость сознания. Аффект сопровождается сильной и беспо­рядочной двигательной активностью, происходит своего ро­да разрядка в действии.

Аффекты отрицательно сказываются на деятельности чело­века, резко снижая уровень ее организованности. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки неразумны, совершаются без учета обстановки. Если в сферу действий че­ловека попадают предметы, не имеющие отношения к причине аффекта, он может в ярости отшвырнуть попавшую под, руку вещь, толкнуть стул, хлопнуть по столу. Теряя власть над собой, человек как бы весь отдается переживанию. Состояние аффекта показано М.Ю Лермонтовым в поэме «Мцыри»:

 

Тогда на землю я упал,

И в исступлении рыдал,

И грыз сырую грудь земли,

И слезы, слезы потекли

В нее горячею рекой.

 

Такое состояние вызвано сильным возбуждением определен­ных центров промежуточного мозга и коры полушарий. Обла­дая свойствами доминанты, аффект тормозит, несвязанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ «аварийного» разрешения ситуации. Так как эти способы (оцепенение, бегство, агрессия) сложились в процессе; биологической эволюции, то и оправдывают они себя только в; соответствующих биологических условиях.

Чрезвычайно сильное возбуждение, перейдя предел работе- способности нервных клеток, сменяется безусловным охрани--тельным торможением, возникает эмоциональный шок, В результате аффект заканчивается упадком сил, усталостью и даже; ступором. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды и даже полной амнезии на события.

Было бы неверно думать, что аффект полностью неуправляем. Несмотря на кажущуюся внезапность, аффект имеет опре­деленные этапы развития. И если на конечных этапах, когда человек полностью теряет контроль над собой, остановиться практически невозможно, то в начале это может сделать любой нормальный человек. Конечно, это иногда требует огромных, волевых усилий, тем более значительных, чем в большей мере, развилось аффективное состояние. Здесь самое важное отсрочить наступление аффекта, «затушить» аффективную вспышку, сдержать себя, не терять власть над своим поведением.

Еще одна обширная область состояний человека объединяется понятием стресс. Под стрессом (от англ,1 5/гей.— «давление», «напряжение») понимают эмоциональное состояние, воз­никающее в ответ на разнообразные экстремальные воздейст­вия. Это понятие было введено Г.Селье для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие. Его исследования показали, что в различные неблагоприятные факторы — усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реально­сти. Человек реагирует не только на действительную опасность но и на угрозу или напоминание о ней.

В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса, которые в наиболее общем виде могут быть сведены к физиологическому и психическому. Психологический стресс в свою очередь можно разделить на информационный и эмоциональный. Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е. когда воз­никает информационная перегрузка, может развиться инфор­мационный стресс. Эмоциональный стресс появляется в ситуа­ция угрозы, опасности, обиды и т.д. Г.Селье выделил в разви­тии стресса 3 этапа. Первый этап — реакция тревоги — фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчи­вость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом происходит перераспределение резервов организма: решение главной задачей обеспечивается за счет второ­степенных задач. Человек справляется с нагрузкой с помощью функциональной мобилизации, без структурных перестроек. На втором этапе — этапе стабилизации все параметры, выведен­ные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уров­не. Внешнее поведение мало отличается от нормы, все как буд­то налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап — истощение, что может привести к зна­чительному ухудшению самочувствия, различным заболевани­ям и даже смерти.

Показательны в этом отношении данные, полученные в свое время английскими исследователями. Они проследили смерт­ность от коронарной болезни у представителей 13 профессио­нальных групп. Выяснились довольно любопытные сведения: врачи-хирурги, мелки собственники почти в 10 раз чаще поги­бали от инфаркта миокарда, чем' сельскохозяйственные рабо­чие, а судьи и адвокаты — в 5 с лишним раз. В других исследованиях отмечается высокая смертность от ишемической болезни сердца руководящих административных деятелей, лет­чиков-испытателей, пилотов реактивных самолетов, водителей городских автобусов. На первый взгляд, между трудом хирурга и шофера городского автобуса нет ничего общего. Но если вдуматься, это общее обнаружить нетрудно: оно в особом, иногда чрезмерном эмоциональном напряжении работающего. Имен­но постоянное пребывание в условиях стрессовой ситуации со­кращает жизнь людям этих профессий.

Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы поразному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилиза­ция сил, повышение эффективности деятельности. Это так на­зываемый «стресс льва». Опасность как бы подстегивает чело­века, заставляет его действовать смело и мужественно. (Наполеон писал об одном из своих маршалов: «Ней имел умствен­ные озарения только среди ядер, в громе сражения; там его глазомер, его хладнокровие и энергия были несравненны, но он не умел так же хорошо приготовить свои операции в тиши а кабинета, изучая карту».) С другой стороны, стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее, эффективности, пассивность и общее торможение («стресс кролика»). Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от мно­гих условий, но прежде всего от психологической подготовки человека, включающей. умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятель­ствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

Близким по своим проявлениям к стрессу является состояние фрустрации. Фрустрация (от лат. frustratio — «обман», «расстройство», «разрушение планов») — состояние 'челове­ка, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъек­тивно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими., на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность. В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию.

Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности. Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Особой формой эмоционального переживания является страсть. По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости на­поминает настроение. В чем же специфика страсти? Страстью называют сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, опреде­ляющее направление мыслей и поступков человека. Причины формирования страсти достаточно разнообразны - они могут определяться осознанными убеждениями (например, страстность ученого в науке), могут исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение (как бывает при паранойяль­ном развитии личности). В любом случае страсть органически связана с потребностями и другими свойствами личности. Страсть избирательна и всегда предметна. Таковы, например, наблюдающиеся у людей страсть к знанию, страсть к музыке, страсть к коллекционированию и т.д.

Страсть захватывает все мысли человека, заставляет вспоми­нать все обстоятельства, связанные с предметом страсти, прёдставлять и всесторонне обдумывать пути достижения потребности. Достаточно вспомнить М.Ю. Лермонтова:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну — но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

(«Мцыри»)

Все остальное, не связанное с предметом страсти, кажется второстепенным, не имеющим значения, и нередко попросту упускается из виду и забывается. Жизнь дает немало примеров, когда ученые, страстно работающие над открытием, не прида­вали значения своему внешнему виду, забывали про сон и еду. Наиболее важной характеристикой страсти является ее связь с волевой сферой. Страсть выступает одним из существенных побуждений к деятельности, обладая большой силой. Поэтому чрезвычайно важно знать, на что направлена страсть. Недаром христианская мораль рассматривает страсть как тайную, фаталь­ную силу, которая ослепляет человека, вовлекает его во власть инстинктов. В действительности оценка значения страсти до­статочно субъективна. Страсть может быть принята, санкцио­нирована личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Большую роль в оценке иг­рает общественное мнение. Так, например, в рамках одной куль­туры приверженность народным принципам и идеалам может рассматриваться людьми как преданность традициям, в то время как другие могут называть эту страсть фанатизмом; или страсть к деньгам, к накопительству осуждается одними людьми как жадность, стяжательство, но может быть положительно оценена в рамках другой социальной группы как экономность, расчетливость.

Единство нравственного, разумного начала и страсти неред­ко выступает движущей силой великих дел, подвигов, откры­тий. В своем письме к молодежи И.П. Павлов подчеркнул зна­чение страсти в научном исследовании: «Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека. Будьте страстны в вашей работе и ваших исканиях».

Особую форму переживания представляют собой высшие чув­ства, в которых заключено все богатство подлинно человече­ских отношений. В зависимости от предметной сферы, к кото­рой они относятся, чувства подразделяются на нравственные,

эстетические, интеллектуальные.

Нравственными (моральными) называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила, он знает, что нужно считать хорошим, а что плохим; что добрым, а что злым; что справедливым, а что нет. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависи­мости от его традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии т.д.

Общественные межличностные отношения служат не толь­ко основой, предпосылкой возникновения человеческих чувств, но и определяют их содержание. Действия и поступки людей; соответствующие взглядам на нравственность в данном обще­стве, считаются моральными, нравственными; поступки, не со­ответствующие этим взглядам, считаются аморальными, безнрав­ственными. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, патриотизм; сочувствие и т.д. Отдельно можно выделить морально-политические чувства как проявление эмоциональных отношений к раз­личным общественным учреждениям и организациям, а также государству в целом. К аморальным можно отнести жадность, -эгоизм, жестокость, злорадство и пр.

Одной из важнейших особенностей нравственных чувств яв­ляется их действенный характер. Нравственные чувства высту­пают как побудительные силы многих героических дел и по­ступков. Основной задачей педагогики является формирование нравственных чувств подрастающего поколения таким образом; чтобы соблюдение требований и правил общественной морали стало для него жизненной потребностью: Нарушение этих тре­бований и правил должно вызывать моральную неудовлетво­ренность, переживание обиды, стыда, гнева.

Интеллектуальными чувствами называют переживания возпикающие в процессе познавательной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуаль­ные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельно­сти вызывает в человеке целую гамму переживаний. Интеллек­туальные чувства не только сопровождают познавательную дея­тельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность знания. Существование интеллектуальных чувств— удивления, любопытства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства сомнения в правильности решения, чувства уверенности в правильности доказательства и пр. — является ярким свидетельством взаимосвязи интеллек­туальных и эмоциональных моментов. Чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности.

К интеллектуальным чувствам относят и обобщенное чувство нового. Оно выражается в постоянном поиске и борьбе за но­вое, прогрессивное, революционное как в области познания, так и в практической деятельности. Б.И. Додонов связывает эти чувства не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии», т.е. в том, чтобы в новом, неизвестном отыскать знакомое, при­вычное. Альберт Эйнштейн очень метко назвал это стремление «бегством от удивления».

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное от­ношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие нас предметы и явления дей­ствительности, человек может испытывать особое чувство вос­хищения их красотой. Особенно глубокие переживания чело­век испытывает при восприятии лучших произведений художе­ственной литературы, музыкального, изобразительного, драма­тического и других видов искусства. Это вызвано тем, что в них специфически переплетаются и моральные и интеллектуальные, праксические (эмоциональный отклик на богатство, человече­ской деятельности) чувства. Сложность проблемы состоит так­же в том, что эстетическое отношение проявляется через дру­гие чувства: восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание и пр. Все это позволило некоторым ученым предпо­ложить, что эстетических эмоций в чистом виде просто не су­ществует. Однако этот взгляд является слишком узким. Против него говорит уже тот факт, что эстетическое чувство у человека может быть вызвано созерцанием даже самого простого пред­мета или его отдельного свойства. Эстетические чувства вклю­чают в себя чувство героического возвышенного, трагического, комического, они проявляются в соответствующих оценках, в художественных вкусах, внешних реакциях и т.д.

Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытываемые челове­ком, так сложны и многогранны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории. Так, творчество ученого — это своеобраз­ный сплав интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств с преобладанием интеллектуальных, а творчество художника — это, по-видимому, тоже сплав этих чувств, но с преобладанием эстетических. Различия в чувственной сфере накладывают глубо­кий отпечаток на весь строй духовной жизни человека. Среди всего многообразия индивидуальных эмоциональных проявлений следует отметить прежде всего обусловленные особенностями нер­вной системы человека. В связи с тем, что такие особенности, Как; степень эмоциональной возбудимости, сила эмоционального воз­буждения и устойчивость эмоциональных состояний, непосредственно проявляются в поведении, то определить и наблюдать особенности достаточно легко. Так, лица с высокой эмоциональной возбудимостью обычно очень впечатлительны, волнуются по малейшему поводу, их легко удивить, обрадовать, разгневать, обидеть. Существуют и эмоционально нечуткие люди, у которых выражение эмоции наступает только в чрезвычайно эмоциональ­ных ситуациях. Сила эмоционального возбуждения проявляется в том, что, с одной стороны, существуют люди неуравновешенные, постоянно контролирующие свое поведение. Существенно выра­жены различия в глубине и устойчивости чувств. Лица с большой устойчивостью эмоциональных состояний характеризуются по­стоянством настроения, чувства захватывают их целиком и оставляют после себя глубокий след. У других людей чувства по­верхностны, протекают легко, малозаметно, без серьезных пере­живаний.

По сути дела, рассмотренные индивидуальные особенности образуют динамическую сторону эмоциональных процессов, проявляющихся своеобразным рисунком непроизвольных вырази­тельных движений. Индивидуальные различия проявляются так­же в некоторых социальных качествах личности, и в частности в том, насколько открыт в своих чувствах человек для окружаю­щих. В этом плане можно выделить натуры открытые, для ко­торых характерна откровенность, желание поделиться с други­ми своими, даже очень интимными переживаниями, и людей скрытных, маскирующих свои чувства под маской внешнего спокойствия, из-за болезни, насмешки или равнодушия.

Личностные особенности эмоциональной сферы связывают также с таким качеством, как отзывчивость. Отзывчивыми считают людей, которые эмоционально откликаются на события в жизни других людей как на свои собственные. Противополож­ным качеством является черствость (или эмоциональная тупость). Такие люди не понимают, что означает сочувствие другому, без­различны к окружающим. Жизнь только для себя, только своими интересами ведет к появлению такого свойства личности, как жесткость.

Весьма важны также различия в направленности и содержа­нии чувств. У разных людей можно заметить преобладание того или иного настроения, склонность к определенным чувствам, что позволяет говорить о них, как о ведущих. Эта особенность обычно связана с мировоззрением, жизненными интересами, убеждениями личности. В исследовании Б.И. Додонова среди ведущих направленностей чувств отмечены альтруистическая, практическая, интеллектуальная, эстетическая и гедонистекая (эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте).

всего многообразия эмоциональных проявлении человека, но всего исчерпывают всей возможности палитры оттенков индивидуального чувства. Однако теоретическое многообразие че­ловеческих чувств не исключает встречающихся на практике трафаретных, типичных форм реагирования. В связи с этим «С.Л. Рубинштейн считал, что характерологически существен­ным являются различия между эмоциональными, сентимен­тальными и страстными натурами.

Собственно эмоциональные натуры переживают свои чувст­ва, отдаваясь их вибрациям; у них господствует аффективность; они впечатлительны, возбудимы, но скорее порывисты, чем дей­ственны; для них само чувство с захватывающим волнением важнее его объекта. Сентиментальные натуры скорее созерца­ют свои чувства, любуясь их переливами; они чувствительны, но пассивны, любовь для них по преимуществу любование. На­туры страстные живут своим чувством, воплощая его напряже­ние в действии; их не удовлетворяют ни переживания друзей, ни созерцательное любование его объектом; для них чувство — это страстное стремление.

Неповторимые индивидуальные проявления эмоционально­го облика человека складываются в течение всей жизни и неразрывно связаны с развитием личности в целом. Чувства не могут существовать вне конкретной личности, они не имеют своей истории, а образуют совместно со всеми структурами лич­ности сложную систему, психический облик человека.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.