Значение фольклора в живом художественном процессе чрезвычайно велико. В Европе и России внимание профессиональной литературы, музыки и др. к использованию художественных граней фольклора, осуществленный романтиками в XIX веке, вызвал «прилив» творческих импульсов в обновление специфических средств выразительности и самого художественного языка, что привело к возникновению национальных художественных школ, пробуждению в широких слоях населения интереса к профессиональному искусству. Проблема «народности» искусства, разрабатываемая со времен романтиков не только в творческой практике, но и в эстетике, теории искусства, показывает, что только через активное вовлечение фольклора в повседневную, празднично-бытовую жизнь, концертную практику, использование его художественно-эстетического потенциала в профессиональном искусстве, возможно формирование искусства, нужного народным массам.
Рассмотрение специфики, генезиса и эстетической сущности фольклора привело к необходимости выделить феномен фольклорного художественного сознания, как механизм художественного творчества и историко-фольклорного процесса. Фольклорное художественное сознание проявляется и в других творческих формах народно-бытовой культуры (народного ремесла, декоративно-прикладного творчества и др.), как обыденный уровень общественного сознания, имеющий в себе и эстетический компонент.
Само фольклорное художественное сознание есть реализуемая сфера духовной культуры, и является механизмом творческой актуализации человеческой деятельности, поскольку частично «задействовано» на подсознательном и бессознательном уровнях. Выявление уровневых отношений в общественном сознании привело нас к необходимости выделения сфер специализированного сознания (научно-теоретического, религиозного, художественного), которая пока не нашла однозначного отражения в философско-эстетической литературе.
В проделанном нами исследовании рассмотрена и концептуально освоена проблема выделения из недифференцированного мифологического сознания формы фольклорного сознания. Художественный и бытовой синкретизм традиционного фольклора закладывается на этой ступени развития культуры и реализуется затем в течение тысячелетий.
В объяснении многовекового сосуществования фольклора - с его своеобразным синкретизмом и специфичной невербальностью многих выразительных форм - с профессиональным искусством мы опираемся на понятие «коллективного бессознательного», разрабатываемые не только психоаналитиками первой половины XX века (прежде всего, К. Юнга), но и современными отечественными учеными. Это позволило нам сделать вывод о том, что в фольклорном художественном сознании задействован комплекс не только социокультурных, но и психологических предпосылок, обуславливающих его генезис и функционирование. Социально-философский и культурно-эстетический анализ проблем фольклора, обогащенный использованием этих понятий социальной психологии позволил нам яснее представить историческое значение и механизмы функционирования народного коллективного сознания, которое и лежит в основе фольклорного творчества.
Таким образом, фольклор можно представить, как полистадиальный, многофункциональный объект эстетической культуры, который, в рамках национального организма, осуществляет свои социокультурные функции. Специфика эстетической действенности фольклора может быть, таким образом, истолкована в полифункциональности: она включает в себя народную этику, магический компонент (ожидание «чуда» и т. п.), сказочно-фольклорное понимание времени и пространства. Фольклор рассматривается, как основной носитель народных традиций, фактор, поддерживающий национальный менталитет, самосознание, в том числе, и через своеобразие своей художественной специфики.
Фольклор, таким образом, представляется нам не столько рудиментом первобытной культуры, сколько феноменом духовной жизни народа, обладающий исключительной жизнеспособностью и социокультурной динамикой развития. При этом исторический процесс развития фольклора есть процесс адаптации и переработки старого материала в новый, заимствований, в том числе, и из профессионального искусства, возникновения новых тем и художественных образов, отражающих новую историческую действительность. Это положение проделанного исследования позволяет аргументировать новый, более адекватный, подход к фольклору как к явлению динамично развивающемуся и, таким образом, органично вплетенному в современный художественный процесс.
Нами подчеркнута мысль о том, что всё, что веками художественно-творчески перерабатывается народом через повседневное, обыденное сознание (труд и быт, религия и мораль, миф, искусство), становится фольклором, если переходит в традиционные формы, закрепляется в бытовой практике, и распространяется в народной культуре. Отсюда мы делаем вывод о том, что главная характеристика фольклорности того или иного произведения – его народно-психологическая освоенность, его «натурализованность» в стихии непосредственного народного сознания.
Всеобщая грамотность и возможность приобщения народных масс к профессиональному искусству и литературе, не исчерпало их эстетической потребности обращения не только к традиционному фольклору, но и к самой продуктивной возможности к созданию непрофессиональных форм художественного творчества, что может основываться и на переосмыслении образов и художественных форм традиционного фольклора.
Игнорирование этнической целостности социальных систем, характерное для социальной философии последних веков и рассматривавшей социальную реальность как суммируемую совокупность общественных отношений не позволяла адекватно отображать и системно-функциональное значение фольклора как формы непосредственной целостности социокультурной деятельности на уровне этнического сознания. Фольклорное художественное сознание - база и фундамент характерного для данного этноса мировосприятия.
Поэтому фольклор возможно было бы рассматривать не только как систему форм и жанров, механизмов процесса развития художественного сознания и проч., (произведения фольклора и творческую деятельность и др.), но и как народно-эстетическую культуру в целом, включая социокультурные средства его бытования, трансляции, распространения и потребления его, как художественного продукта, включая механизмы передачи фольклоных традиций и даже своеобразной подготовки народных «исполнительских кадров» рассказчиков, певцов и т.д. Однако современная фольклористика не готова к постановке подобных вопросов.
Представляется, что осуществленный в этой работе анализ фольклора как ведущего творческого феномена народной культуры и формы художественного сознания позволят открыть новые горизонты и наметить новые координаты дальнейшего его исследования.
БИБЛИОГРАФИЯ
1) Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т.1. М.: ГУПИЗ, 1958.
2) Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т.2. М.: ГУПИЗ, 196З
3) Азбелев С.Н. Отношение предания, легенды и сказки к действительности (с точки зрения разграничения жанров) //Славянский фольклор и историческая действительность. Сб. ст. М.: Наука, 1965. -5-25 С.
4) Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М.: Выс. шк., 1990
5) Аникин В.П. Русский фольклор. М.: Выс. шк., 1987
6) Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Худ. Лит., 1984
7) Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев. Горно-Алтайск: Ак Чечек, 1994
8) Андреев Д. Роза мира. М.: Тов. «Клышников-Комаров и К », 1992
9) Асафьев Б.В. О народной музыке. Л.: Музыка, 1987
10) Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. М.: Сов. Рос., 1998
11) Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифологическими сказаниями других родственных народов. В 3 Т. М.: Сов. пис., 1995
12) Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. 2 изд. М.: Выс. шк., 1990
13) Базанов В.Г. Древнерусские ключи к «Ключам Марии». //Миф. Фольклор. Литература. Сб. ст. Ред. колл.: В.Г. Базанов и др. Л.: Наука, 1978. -204-249 С.
14) Балашов Д.М. и др. Русская свадьба. М.: Соврем., 1985
15) Балер Э.А., Злобин Н.С. Народ и культура //Культура, творчество, человек. Сб. ст. М.: Политизд., 1980. -31-48 С.
16) Баландин А.И., Якушкин П.И. Из истории русской фольклористики. М.: Наука, 1969
17) Барулин В.С. Социальная жизнь общества. Вопросы методологии. М.: МГУ, 1987
18) Барулин В.С. Социальная философия. Ч.1. М.: МГУ, 1993
19) Барулин В.С. Социальная философия. Ч.2. М.: МГУ, 1993
20) Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Возрождения. 2 изд., М.: Худ. лит., 1990.
21) Белинский В.Г. Деление поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Полное собр. соч. Т. 5. М.: АН СССР, 1954. -7-67 С.
22) Белинский В.Г. Избранные эстетические работы. В 2 Т. Сост., вступ. ст. и ком. Н.К. Гея. М.: Искусство, 1986
23) Бернштам Т.А. Русская народная культура и народная религия. //Советская этнография. М., 1989. №1. -91-100 С.
24) Бескова И.А.О природе трансперсонального опыта //Вопросы философии, № 2. М.: ИФ РАН, 1994. -35-44 С.
55) Гулыга А.В. Принципы эстетики. М.: Политизд., 1987
56) Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. Пер. с нем. Под ред. и с предисл. Г.В. Рамишвили. М.: Прогресс, 1984
57) Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М.: ЭКПРОСС, 1992
58) Гусев В.Е. Фольклоризм как фактор становления национальных культур славянских народов //Формирование национальных культур в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. М.: Искусство, 1987. -127-135 С.
59) Гусев В.Е. Фольклор как элемент культуры. //Искусство в системе культуры. Сб. ст. под ред. М.С. Кагана. Л.: Наука, 1987. -36-41 С.
60) Гусев В. Е. Проблемы фольклора в истории эстетики. М.- Л.: АН СССР, 1963
61) Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: АН СССР, 1967
62) Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989
63) Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. М.: Исксство, 1990
64) Гуревич А.Я. Философия культуры. М.: Аспект-Пресс, 1994
65) Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. М.: Наука, 1966
66) Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгяд на культурные и политические отношения славянского мира к германскому. Сост., послесл., коммент. С.А Вайгачева. М.: Книга, 1991
67) Даль В.И. Половицы русского народа: сб. В. Даля. В 3 Т. М.: Русская книга, 1993
68) Диоген Лаэртский. О жизни и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979
69) Древнерусская литература. Сост., авт. ст. и методич. материалы. Л.Д. Страхова. М.: Олимп-АСТ, 1999
70) Древние российские стихотворения, собранные Киршою Даниловым. Под ред. А.А. Горелова. СПб.: Тропа Троянова, 2000
71) Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. Пер.с франц., сост. послесл. и примеч.А.Б. Гофмана. М.: Канон, 1995
72) Емельянов Л. Методологические вопросы фольклористики. Л.: Наука, 1978.
73) Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч.1. М.: Аспект Пресс, 1994
74) Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч.2. М.: Аспект Пресс, 1994.
75) Еремина В.И. Миф и народная песня (к вопросу об исторических основах песенных превращений) // Миф. Фольклор. Литература. Ред. колл.: В.Г. Базанов и др. Л.: Наука, 1978. -3-15 С.
76) Еремина В.И. Поэтический строй русской народной лирики. Л.: Наука, 1978.
77) Ермакова Г.А. Музыка в системе культуры //Искусство в системе культуры. Сб. ст. под ред. М.С. Кагана. Л., 1990.- 148-157 С.
78) Жегалова С.К. Русская народная живопись. М.: Просв., 1984.–176 С.
79) Завадский С.А., Новикова Л.И. Искусство и цивилизация. М.: Искусство, 1986
81) Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1917-1934 гг. Сост. А.Л. Топоркова. Вст. ст, подг. текста и ком. Т.Г.Ивановой. М.: Индрик, 1999
82) Землянова Л.М. Проблемы специфики жанров в современной фольклористике США.//Специфика фольклорных жанров. Сб. ст. под ред. Б.П. Кирдана. М.: Наука, 197З. -268-З0З С.
83) Земцовский И.И. Русская протяжная песня. Л.: Музыка. 1967
84) Зись А.Я., Стафецкая М.П. Методологические искания в западном искусствознании: Критический анализ современных герменевтических концепций. М: Искусство, 1984
85) Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980
86) Зыбковец В.Ф. Человек без религии. У истоков общественного сознания. М.: Политизд., 1967
87) Ильин И.А. О русской идее. //Рубеж. Альманах социальных исследований. № 2. Сыктывкар, 1992.
88) Ильенков Э. Философия и культура. М.: Политизд., 1991
89) Исторические песни. Баллады. Сост, вст. ст., коммент. С.Н. Азбелева. М.: Совр., 1991
90) История мировой культуры. Под ред. Г.В. Драча. Ростов на Д.:Феникс, 2000
91) История философии в кратком изложении. Пер. с чешск. М.: Мысль, 1991
92) История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение. Ред. сост. М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский и др. 5 изд. М.: Выс. шк., изд. центр «Академия», 1999
93) История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 2. М.: Искусство, 1964
94) Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М: Политизд., 1988
95) Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996
96) Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Ч. 1, 2, 3. Л.: Искусство, 1972.
97) Каган М.С Лекции по маркистско-ленинской эстетике. Диалектика художественного развития. Кн. 3, Ч. 1. Л.: ЛГУ, 1966
98) Калугин В.И. Струны рокотаху: Очерки о русском фольклоре. М.: Современник, 1989
99) Калугин В.И. Герои русского эпоса. Очерки о русском фольклоре. М.: Совр., 1983
100) Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы: Исторические корни и развитие обычаев. Отв. ред. С.А. Токарев. М.: Наука, 1993
101) Карамзин Н.М. Предания веков: Сказания, легенды и рассказы из «Истории государства Российского». Сост. и вст. ст. Г.П. Макогоненко. М.: Правда, 1988. –765 С.
117) Кругова И.Г., Фофанов В.П. О структуре общественного сознания. //Системный метод и современная наука. Сб. ст. под ред. В.П. Фофанова. Вып. 4. Новосибирск: НГУ, 1976. -86-99 С.
118) Культурология. Под ред. Г.В.Драча. Ростов н/Дону: Феникс, 1995
119) Культурология. Сост. и ред. А.А.Радугина. М.: Центр, 1996
120) Кузнецова Т.В. Народное художественное творчество (Исторические тенденции и современные эстетические проблемы). М.: Знание, 1990
121) Культура и текст. Славянский мир: прошлое и современность. Сб. тр. под ред. Г.П. Козубовской. Барнаул, изд. БПГУ, 2001
122) Культурно-бытовые процессы у русских Сибири XV111 – нач. XX в. Отв. ред. Л.М. Русакова, Н.Д. Миненко. Новосибирск, Наука, 1965
123) Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. М.: Наука, 1987
124) Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. 2 изд. М.: Выс.шк., 1989125) Латышские дайны. (Из собр. Кр. Барона). М.: Xуд..лит., 1985
126) Левашова О., Келдыш Ю., Кандинский А. История русской музыки. От древнейших времен до сер. 19 в. М.: Музыка, 1972
127) Леви-Брюль Л. Сверестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994
128) Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983
129) Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Наука, 1994
130) Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. Пер. с англ. М.: Изд. Прогресс,1993
131) Лившиц М. Критические заметки к современной теории мифа. //Вопросы философии. 1973. № 8
132) Липец В.С. Эпос и Древняя Русь. М.: Наука, 1969
133) Лихачев Д.С. Развитие русской литературы 10-17 вв. Поэтика русской литературы. //Избр. раб. в З т.. Т. 1. Л.: Худ..лит., 1987
134) Лихачев Д.С. Человек в культуре Древней Руси. Статьи о «Слове о полку Игоревом» и др.//Избр. раб. В 3 Т. Т. 3. Л.: Худ. лит., 1987
135) Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.:Мысль, 1989
136) Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политизд., 1991
137) Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (18- нач. 19 в.). СПб., Искусство, 1994