Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ФОЛЬКЛОРНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ 7 страница



Значение фольклора в живом художественном процессе чрезвычайно велико. В Европе и России внимание профессиональной литературы, музыки и др. к использованию художественных граней фольклора, осуществленный романтиками в XIX веке, вызвал «прилив» творческих импульсов в обновление специфических средств выразительности и самого художественного языка, что привело к возникновению национальных художественных школ, пробуждению в широких слоях населения интереса к профессиональному искусству. Проблема «народности» искусства, разрабатываемая со времен романтиков не только в творческой практике, но и в эстетике, теории искусства, показывает, что только через активное вовлечение фольклора в повседневную, празднично-бытовую жизнь, концертную практику, использование его художественно-эстетического потенциала в профессиональном искусстве, возможно формирование искусства, нужного народным массам.

Рассмотрение специфики, генезиса и эстетической сущности фольклора привело к необходимости выделить феномен фольклорного художественного сознания, как механизм художественного творчества и историко-фольклорного процесса. Фольклорное художественное сознание проявляется и в других творческих формах народно-бытовой культуры (народного ремесла, декоративно-прикладного творчества и др.), как обыденный уровень общественного сознания, имеющий в себе и эстетический компонент.

Само фольклорное художественное сознание есть реализуемая сфера духовной культуры, и является механизмом творческой актуализации человеческой деятельности, поскольку частично «задействовано» на подсознательном и бессознательном уровнях. Выявление уровневых отношений в общественном сознании привело нас к необходимости выделения сфер специализированного сознания (научно-теоретического, религиозного, художественного), которая пока не нашла однозначного отражения в философско-эстетической литературе.

В проделанном нами исследовании рассмотрена и концептуально освоена проблема выделения из недифференцированного мифологического сознания формы фольклорного сознания. Художественный и бытовой синкретизм традиционного фольклора закладывается на этой ступени развития культуры и реализуется затем в течение тысячелетий.

В объяснении многовекового сосуществования фольклора - с его своеобразным синкретизмом и специфичной невербальностью многих выразительных форм - с профессиональным искусством мы опираемся на понятие «коллективного бессознательного», разрабатываемые не только психоаналитиками первой половины XX века (прежде всего, К. Юнга), но и современными отечественными учеными. Это позволило нам сделать вывод о том, что в фольклорном художественном сознании задействован комплекс не только социокультурных, но и психологических предпосылок, обуславливающих его генезис и функционирование. Социально-философский и культурно-эстетический анализ проблем фольклора, обогащенный использованием этих понятий социальной психологии позволил нам яснее представить историческое значение и механизмы функционирования народного коллективного сознания, которое и лежит в основе фольклорного творчества.

Таким образом, фольклор можно представить, как полистадиальный, многофункциональный объект эстетической культуры, который, в рамках национального организма, осуществляет свои социокультурные функции. Специфика эстетической действенности фольклора может быть, таким образом, истолкована в полифункциональности: она включает в себя народную этику, магический компонент (ожидание «чуда» и т. п.), сказочно-фольклорное понимание времени и пространства. Фольклор рассматривается, как основной носитель народных традиций, фактор, поддерживающий национальный менталитет, самосознание, в том числе, и через своеобразие своей художественной специфики.

Фольклор, таким образом, представляется нам не столько рудиментом первобытной культуры, сколько феноменом духовной жизни народа, обладающий исключительной жизнеспособностью и социокультурной динамикой развития. При этом исторический процесс развития фольклора есть процесс адаптации и переработки старого материала в новый, заимствований, в том числе, и из профессионального искусства, возникновения новых тем и художественных образов, отражающих новую историческую действительность. Это положение проделанного исследования позволяет аргументировать новый, более адекватный, подход к фольклору как к явлению динамично развивающемуся и, таким образом, органично вплетенному в современный художественный процесс.

Нами подчеркнута мысль о том, что всё, что веками художественно-творчески перерабатывается народом через повседневное, обыденное сознание (труд и быт, религия и мораль, миф, искусство), становится фольклором, если переходит в традиционные формы, закрепляется в бытовой практике, и распространяется в народной культуре. Отсюда мы делаем вывод о том, что главная характеристика фольклорности того или иного произведения – его народно-психологическая освоенность, его «натурализованность» в стихии непосредственного народного сознания.

Всеобщая грамотность и возможность приобщения народных масс к профессиональному искусству и литературе, не исчерпало их эстетической потребности обращения не только к традиционному фольклору, но и к самой продуктивной возможности к созданию непрофессиональных форм художественного творчества, что может основываться и на переосмыслении образов и художественных форм традиционного фольклора.

Игнорирование этнической целостности социальных систем, характерное для социальной философии последних веков и рассматривавшей социальную реальность как суммируемую совокупность общественных отношений не позволяла адекватно отображать и системно-функциональное значение фольклора как формы непосредственной целостности социокультурной деятельности на уровне этнического сознания. Фольклорное художественное сознание - база и фундамент характерного для данного этноса мировосприятия.

Поэтому фольклор возможно было бы рассматривать не только как систему форм и жанров, механизмов процесса развития художественного сознания и проч., (произведения фольклора и творческую деятельность и др.), но и как народно-эстетическую культуру в целом, включая социокультурные средства его бытования, трансляции, распространения и потребления его, как художественного продукта, включая механизмы передачи фольклоных традиций и даже своеобразной подготовки народных «исполнительских кадров» рассказчиков, певцов и т.д. Однако современная фольклористика не готова к постановке подобных вопросов.

Представляется, что осуществленный в этой работе анализ фольклора как ведущего творческого феномена народной культуры и формы художественного сознания позволят открыть новые горизонты и наметить новые координаты дальнейшего его исследования.

БИБЛИОГРАФИЯ

1) Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т.1. М.: ГУПИЗ, 1958.

2) Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т.2. М.: ГУПИЗ, 196З

3) Азбелев С.Н. Отношение предания, легенды и сказки к действительности (с точки зрения разграничения жанров) //Славянский фольклор и историческая действительность. Сб. ст. М.: Наука, 1965. -5-25 С.

4) Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М.: Выс. шк., 1990

5) Аникин В.П. Русский фольклор. М.: Выс. шк., 1987

6) Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Худ. Лит., 1984

7) Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев. Горно-Алтайск: Ак Чечек, 1994

8) Андреев Д. Роза мира. М.: Тов. «Клышников-Комаров и К », 1992

9) Асафьев Б.В. О народной музыке. Л.: Музыка, 1987

10) Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. М.: Сов. Рос., 1998

11) Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифологическими сказаниями других родственных народов. В 3 Т. М.: Сов. пис., 1995

12) Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. 2 изд. М.: Выс. шк., 1990

13) Базанов В.Г. Древнерусские ключи к «Ключам Марии». //Миф. Фольклор. Литература. Сб. ст. Ред. колл.: В.Г. Базанов и др. Л.: Наука, 1978. -204-249 С.

14) Балашов Д.М. и др. Русская свадьба. М.: Соврем., 1985

15) Балер Э.А., Злобин Н.С. Народ и культура //Культура, творчество, человек. Сб. ст. М.: Политизд., 1980. -31-48 С.

16) Баландин А.И., Якушкин П.И. Из истории русской фольклористики. М.: Наука, 1969

17) Барулин В.С. Социальная жизнь общества. Вопросы методологии. М.: МГУ, 1987

18) Барулин В.С. Социальная философия. Ч.1. М.: МГУ, 1993

19) Барулин В.С. Социальная философия. Ч.2. М.: МГУ, 1993

20) Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Возрождения. 2 изд., М.: Худ. лит., 1990.

21) Белинский В.Г. Деление поэзии на роды и виды // Белинский В.Г. Полное собр. соч. Т. 5. М.: АН СССР, 1954. -7-67 С.

22) Белинский В.Г. Избранные эстетические работы. В 2 Т. Сост., вступ. ст. и ком. Н.К. Гея. М.: Искусство, 1986

23) Бернштам Т.А. Русская народная культура и народная религия. //Советская этнография. М., 1989. №1. -91-100 С.

24) Бескова И.А.О природе трансперсонального опыта //Вопросы философии, № 2. М.: ИФ РАН, 1994. -35-44 С.

25) Бессознательное. Многообразие видения. Сб. ст.Новочеркасск: Сагуна, 1994

26) Бицилини П.М. Элементы средневековой культуры. СПб.: Мифрилл, 1996.27)

27). Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., Искусство, 1971

28) Болонев Ф.Ф. Месяцеслов семейских Забайкалья. Новосибирск: Наука, 1990

29) Борев Ю. Эстетика. 4 изд. М.: Политизд., 1988

30) Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии: Очерки теории и истории. М.: Наука, 1981

31) Былины и песни Алтая: Из собраний С.И. Гуляева. Сост. Ю.Л. Троицкий. Барнаул: Алт. кн. изд., 1988

32) Былины. Сост., вст. ст., обр. текстов, примеч. и словарь Ю.Г. Круглова. М.: Просв., 1993

33) Вавилин Е.А, Фофанов В.П. Исторический материализм и категория культуры. Теоретико-методологический аспект. Новосибирск.: Наука, 1983.

34) Вебер М. Аграрная история древнего мира. Пер. с нем. Под ред. Д. Петрушевского. М.: Канон-Пресс-Ц «Кучково поле», 2001

35) Вельфилин Г. Основные понятия теории искусств. СПб.: Мифрил, 1996.

37) Вербицкий В.И. Алтайские инородцы. Сб. этнографических статей и исследований. Горно-Алтайск, 1993

36) Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Вст. ст. И.К. Горского коммент. В.В.Мочаловой. М: Выс.шк., 1989

38) Вико Дж. Основания новой науки о природе наций. М.: Худ. лит., 194О

39) Виршевая поэзия. (Первая пол. ХV11 в.): Сборник. Сост., подг. текстов, вст. ст. и коммент. В.К. Былинина, А.А. Илюшина. М.: Сов. Рос., 1989

40) Вундт В. Проблемы психологии народов. Пер. с нем. СПб: Питер, 2001

41) Выготский Л.С. Психология искусства. Сост., авт. послеслов. М.Г. Ярошевский, коммент. В.В. Умрихина. Ростов на Д., 1998

42) Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Сов. пис., 1988

43) Гачев Г.Д. Творчество. Жизнь. Искусство. М., Худ. лит., 1979

44) Гегель Г. Сочинения. т. 12. Лекции по эстетике. Кн. 1. М.: Соцэгиз, 1937

45) Гегель Г. Лекции по философии истории. Пер. с нем. А.М. Водема. СПб: Наука, 2000

46) Генон Р.О. О смысле карнавальных праздников. //Вопросы философии. № 4, 1991

47) Герои Эллады. Мифы Древней Греции. Л.: Ленизд.,1990

48) Гомер. Илиада. Одиссея. М.: Худ. лит., 1967

49) Гримм Якоб, Гримм Вильгельм. Сказки. Пер. с нем. Г. Пегникова. М.: Худ. лит., 1991

50) Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул, Изд. БГПИ, 1994

51) Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. М.: Гос. муз. изд., 1956

52) Грушко Е., Медведев Ю. Энциклопедия славянской мифологии. М.: Астраль, 1996

53) Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политизд., 1987

54) Грякалов А.А. Структурализм в эстетике. Критический анализ. Л.: ЛГУ, 1989

55) Гулыга А.В. Принципы эстетики. М.: Политизд., 1987

56) Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. Пер. с нем. Под ред. и с предисл. Г.В. Рамишвили. М.: Прогресс, 1984

57) Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. М.: ЭКПРОСС, 1992

58) Гусев В.Е. Фольклоризм как фактор становления национальных культур славянских народов //Формирование национальных культур в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. М.: Искусство, 1987. -127-135 С.

59) Гусев В.Е. Фольклор как элемент культуры. //Искусство в системе культуры. Сб. ст. под ред. М.С. Кагана. Л.: Наука, 1987. -36-41 С.

60) Гусев В. Е. Проблемы фольклора в истории эстетики. М.- Л.: АН СССР, 1963

61) Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: АН СССР, 1967

62) Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989

63) Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. М.: Исксство, 1990

64) Гуревич А.Я. Философия культуры. М.: Аспект-Пресс, 1994

65) Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. М.: Наука, 1966

66) Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгяд на культурные и политические отношения славянского мира к германскому. Сост., послесл., коммент. С.А Вайгачева. М.: Книга, 1991

67) Даль В.И. Половицы русского народа: сб. В. Даля. В 3 Т. М.: Русская книга, 1993

68) Диоген Лаэртский. О жизни и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979

69) Древнерусская литература. Сост., авт. ст. и методич. материалы. Л.Д. Страхова. М.: Олимп-АСТ, 1999

70) Древние российские стихотворения, собранные Киршою Даниловым. Под ред. А.А. Горелова. СПб.: Тропа Троянова, 2000

71) Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. Пер.с франц., сост. послесл. и примеч.А.Б. Гофмана. М.: Канон, 1995

72) Емельянов Л. Методологические вопросы фольклористики. Л.: Наука, 1978.

73) Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч.1. М.: Аспект Пресс, 1994

74) Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч.2. М.: Аспект Пресс, 1994.

75) Еремина В.И. Миф и народная песня (к вопросу об исторических основах песенных превращений) // Миф. Фольклор. Литература. Ред. колл.: В.Г. Базанов и др. Л.: Наука, 1978. -3-15 С.

76) Еремина В.И. Поэтический строй русской народной лирики. Л.: Наука, 1978.

77) Ермакова Г.А. Музыка в системе культуры //Искусство в системе культуры. Сб. ст. под ред. М.С. Кагана. Л., 1990.- 148-157 С.

78) Жегалова С.К. Русская народная живопись. М.: Просв., 1984.–176 С.

79) Завадский С.А., Новикова Л.И. Искусство и цивилизация. М.: Искусство, 1986

80) Закс Л.А. Художественное сознание. Свердловск: изд. УрГУ, 1990

81) Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1917-1934 гг. Сост. А.Л. Топоркова. Вст. ст, подг. текста и ком. Т.Г.Ивановой. М.: Индрик, 1999

82) Землянова Л.М. Проблемы специфики жанров в современной фольклористике США.//Специфика фольклорных жанров. Сб. ст. под ред. Б.П. Кирдана. М.: Наука, 197З. -268-З0З С.

83) Земцовский И.И. Русская протяжная песня. Л.: Музыка. 1967

84) Зись А.Я., Стафецкая М.П. Методологические искания в западном искусствознании: Критический анализ современных герменевтических концепций. М: Искусство, 1984

85) Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980

86) Зыбковец В.Ф. Человек без религии. У истоков общественного сознания. М.: Политизд., 1967

87) Ильин И.А. О русской идее. //Рубеж. Альманах социальных исследований. № 2. Сыктывкар, 1992.

88) Ильенков Э. Философия и культура. М.: Политизд., 1991

89) Исторические песни. Баллады. Сост, вст. ст., коммент. С.Н. Азбелева. М.: Совр., 1991

90) История мировой культуры. Под ред. Г.В. Драча. Ростов на Д.:Феникс, 2000

91) История философии в кратком изложении. Пер. с чешск. М.: Мысль, 1991

92) История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение. Ред. сост. М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский и др. 5 изд. М.: Выс. шк., изд. центр «Академия», 1999

93) История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 2. М.: Искусство, 1964

94) Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М: Политизд., 1988

95) Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996

96) Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Ч. 1, 2, 3. Л.: Искусство, 1972.

97) Каган М.С Лекции по маркистско-ленинской эстетике. Диалектика художественного развития. Кн. 3, Ч. 1. Л.: ЛГУ, 1966

98) Калугин В.И. Струны рокотаху: Очерки о русском фольклоре. М.: Современник, 1989

99) Калугин В.И. Герои русского эпоса. Очерки о русском фольклоре. М.: Совр., 1983

100) Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы: Исторические корни и развитие обычаев. Отв. ред. С.А. Токарев. М.: Наука, 1993

101) Карамзин Н.М. Предания веков: Сказания, легенды и рассказы из «Истории государства Российского». Сост. и вст. ст. Г.П. Макогоненко. М.: Правда, 1988. –765 С.

102) Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество: История, теория, практика. М.: Выс. шк., 1988

103) Кессиди Ф. От мифа к логосу. Становление греческой философии. М.: Полит изд., 1972

104) Киреевский П.В. Критика и эстетика. Сост., вст. ст. и примеч. Ю.В. Манна. М.: Искусство, 1979

105) Киреевский П.В. Избранные статьи. М.: Совр., 1984

106) Коган Л.Н. Методические рекомендации для преподавателей вузов по чтению проблем культуры. Челябинск: Знание, 1991

107) Кодухов В.И. Введение в языкознание. 2 изд. М.: Просвещ., 1987

107) Колесов М.С. Место и роль фольклора в духовной культуре общества. Автореферат на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. Л.: ЛГУ, 1973

108) Кокьяра Дж. История фольклористики в Европе. М: Наука, 1960

109) Конен В.Д. Рождение джаза. М.: Сов. комп., 1990

110) Конрад Н.И. Запад и Восток. Статьи. 2 изд., испр. и доп. М.: Политизд., 1972

111) Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры ХV111 века. Изд. 2. М.: Просв., 1987

112) Кравцов Н. И. Сказка как фольклорный жанр //Специфика фольклорных жанров. Сб. ст. под ред. Б.П. Кирдана. М.: Наука, 1973.

113) Кравцов Б.П., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. М.: Выс. шк., 1983

114) Краткий психологический словарь. Сост. Л. Карпенко. Под ред. А. Островского и М. Ярошевского. М.: Политизд., 1985

115) Круглый год. Русский земледельческий календарь. Сост., вст. ст. и прим. А.Ф. Некрыловой, М.: Правда, 1991

116) Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. Изд. 2. М..: Выс. шк., 1989

117) Кругова И.Г., Фофанов В.П. О структуре общественного сознания. //Системный метод и современная наука. Сб. ст. под ред. В.П. Фофанова. Вып. 4. Новосибирск: НГУ, 1976. -86-99 С.

118) Культурология. Под ред. Г.В.Драча. Ростов н/Дону: Феникс, 1995

119) Культурология. Сост. и ред. А.А.Радугина. М.: Центр, 1996

120) Кузнецова Т.В. Народное художественное творчество (Исторические тенденции и современные эстетические проблемы). М.: Знание, 1990

121) Культура и текст. Славянский мир: прошлое и современность. Сб. тр. под ред. Г.П. Козубовской. Барнаул, изд. БПГУ, 2001

122) Культурно-бытовые процессы у русских Сибири XV111 – нач. XX в. Отв. ред. Л.М. Русакова, Н.Д. Миненко. Новосибирск, Наука, 1965

123) Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. М.: Наука, 1987

124) Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. 2 изд. М.: Выс.шк., 1989125) Латышские дайны. (Из собр. Кр. Барона). М.: Xуд..лит., 1985

126) Левашова О., Келдыш Ю., Кандинский А. История русской музыки. От древнейших времен до сер. 19 в. М.: Музыка, 1972

127) Леви-Брюль Л. Сверестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994

128) Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983

129) Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Наука, 1994

130) Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. Пер. с англ. М.: Изд. Прогресс,1993

131) Лившиц М. Критические заметки к современной теории мифа. //Вопросы философии. 1973. № 8

132) Липец В.С. Эпос и Древняя Русь. М.: Наука, 1969

133) Лихачев Д.С. Развитие русской литературы 10-17 вв. Поэтика русской литературы. //Избр. раб. в З т.. Т. 1. Л.: Худ..лит., 1987

134) Лихачев Д.С. Человек в культуре Древней Руси. Статьи о «Слове о полку Игоревом» и др.//Избр. раб. В 3 Т. Т. 3. Л.: Худ. лит., 1987

135) Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.:Мысль, 1989

136) Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политизд., 1991

137) Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (18- нач. 19 в.). СПб., Искусство, 1994

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.