Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Расширение темы - Почему разум познавать не может. Какие есть у него априорные формы, которые создают диалектику, «видимость логики», по Канту



Разум познавать не может, но может осуществлять систематизацию познания; главная же область его приложения - практическая философия. Идеи разума поэтому не выражают априорный элемент познания, а являются лишь "проблематическими" понятиями "как если бы" (als ob), за исключением идеи свободы, которая лежит в основании практического разума: "Но свобода - единственная из всех идей спекулятивного разума возможность, которой хотя мы и не постигаем, но знаем a priori, так как она есть условие морального закона, который мы знаем".

В трансцендентальной диалектике Кант исследует вопросы, каковы априорные формы чистого разума как особой познавательной способности, как возможны априорные синтетические суждения в метафизике, и как возможна метафизика в качестве науки. Существуют априорные понятия чистого разума — трансцендентальные идеи, отличие которых от категорий рассудка состоит в том, что они не соответствуют никакому предмету и выходят за пределы опыта в стремлении завершить всякое рассудочное познание высшим единством. Но это формы, которые вводят нас в иллюзию познавания метафизических вопросов.

Познание в метафизике производится с помощью априорных синтетических диалектических умозаключений, высшим основоположением которых является сам разум. Эти умозаключения делятся на три вида:

-категорические умозаключения (трансцендентальные паралогизмы) обосновывают идею субстанциальности души (психологическая форма),

-гипотетические (антиномии) — идею Вселенной как целого (космологическая форма),

- разделительные (идеал) — идею Бога (теологическая форма).

Попытки человека выйти за пределы опыта естественны и неотвратимы, ибо отвечают духовным запросам человека, поскольку он человек. Оказавшись за горизонтом опыта, человеческий разум неизбежно впадает в ошибки (случай голубя, вздумавшего улететь за пределы атмосферы и забывшего, что сопротивление воздуха не препятствие, а условие полета). У ошибок же, возникающих за горизонтами опыта, есть своя точная логика (из области того, чего не может быть). Последняя часть «Критики чистого разума» перечисляет, сколько и какие именно иллюзии характерны для человеческого духа, пока он не войдет в пространство порядка. Различие между эмпирической, логической и трансцендентальной иллюзиями - критическое изучение таких ошибок и есть, по Канту, диалектика.

Некоторые понятия.

Практическая философия – философия морали, нравственности, в общем как должны между собой взаимодействовать люди. Цель практической философии – указать людям те условия (общественные, экономические, политические и моральные), которые позволят им достичь счастья.

Антиномии Канта:

Мир конечен — мир бесконечен.

Каждая сложная субстанция состоит из простых частей — не существует ничего простого.

В мире существует свобода — в мире не существует свободы, но господствует только причинность.

Существует абсолютно необходимая сущность — нет абсолютно необходимой сущности.

 

Трансцендентальным паралогизмом называется такое ложное умозаключение, которое имеет трансцендентальное основание. Основание находится в природе разума и ведет к неизбежной иллюзии, которая, однако, может быть устранена. При отсутствии приписываемой критикой дисциплины разум принимает свои идеи за предметы сами по себе и переходит к конститутивному применению трансцендентальных идей. Как следствие, разум неизбежно впадает в заблуждение (трансцендентальную иллюзию), частным случаем которой является паралогизм.

На основании паралогизма рациональной психологией производится доказательство в пользу субстанциальности души. Логический субъект в этом доказательстве принимает характер реальной субстанции.

Важными характеристиками рассудка являются:

строгое отделение понятий друг от друга

способность правильно классифицировать воспринимаемое

непротиворечиво систематизировать опыт и знание

Трансцендентальное — связывающее части содержания, находящиеся по разные стороны некоторого предела.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.