Наложение связей в мире феноменов находится при помощи категорий рассудка. При помощи этих связей познающий превращает хаос в порядок и закономерный движущийся мир
Кант пишет об априорных формах познания в своем труде «Критика чистого разума». Критика - это анализ познавательных способностей человека. Под критикой он понимает исследование возможностей и определение границ человеческого познания.
В своих работах он исходит из того, что возможности познания определяются прежде всего особенностями восприятия внешнего мира, а не внешним миром как таковым.
Есть разные объекты познания, которым соответствуют различные типы познавательной деятельности. «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы осмыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы».
Кант различает
- не зависящий от наших ощущений и мышления мир – мир «вещей в себе» («вещи сами по себе»). Для теоретического познания мир вещей в себе закрыт. Это мир ноуменов (с гречки «постигаемое»).
- мир феноменов, явлений, мир чувственных предметов, мыслимых рассудком.
У Канта феномен — объект, конституированный трансцендентальным субъектом (мыслящим «Я»). Феномен выступает в качестве предмета возможного опыта в доступных нам априорных формах чувственного созерцания. Феномен противопоставлен у Канта ноумену.
В нашем знании всегда присутствуют априорные (знание, предшествующее опыту и независимое от него. Оно оформляет чувственность) и апостериорные элементы (знание, получаемое из опыта).
Априорная основа познания имеет двойственный характер.
- категории или «интеллектуальные синтезы»
- время и пространство как априорные формы чувственности.
Главную роль при преобразовании чувственного опыта в эмпирический опыт играет рассуждение.
Категории (нечувственный элемент опыта) – это схема мышления, это априорное содержание понятия, не зависящее от опыта. Они не только соединяют чувственные данные, но и вкладывают в них определенные значения, которые образуют составную часть опыта.
Предметы нам должны быть «данными», чтобы они могли быть «мыслимы». Категории являются «синтезами» и «способами действия», которым мы бессознательно подчиняем чувственные данные. Опыт делится на две части: «формальную» или имеющую априорный характер и на содержание, которое является «эмпирическим», т.е. должно быть нам «дано» извне.
Условие познания – общезначимые априорные формы (первая их функция), упорядочивающие хаос ощущений. Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, однако, постулатами «практического разума», необходимой предпосылкой нравственности.
Свою ф-фию Кант называл «трансцендентальной» (выходящей за пределы) – выходящей за пределы эмпирического опыта с помощью априорных форм (это формы разума, о которых ниже). Это не столь предмет знания, сколько веры, непознаваемый. Процесс познания оказывается не воспроизведением «вещи в себе», а конструированием мира явлений»: «рассудок не черпает свои законы (априори) из природы, а предписывает их ей». Т.е. – в философию Канта надо верить (?)
Кант ставит задачу, выявить особенности различных видов познания, лежащих в основе различных наук. (математика, естествознание (основывается на рассудке) и метафизика (разум). Метафизика по нему вообще не должна быть предметом познания.
НЕПОСРЕДСТВЕННО ПО ТЕМЕ
Человек обладает тремя познавательными способностями: чувственностью, рассудком и разумом.
Чувствовать (способность к ощущениям)
Рассудок (способность к понятиям и суждениям)
Разум (способность к умозаключениям)
В их основе находятся априорные формы.
Априорные формы чувственности – пространство и время
Время и пространство не существуют в реальном мире, а являются формами нашего восприятия, организующими изначальный привходящий в восприятие хаос. Они существуют без опыта и вне опыта в том смысле, что присущи нашему чувственному восприятию как таковому, наличие восприятия само по себе предполагает существование в нем механизмов упорядочивания ощущений в пространственном и временном измерениях.
Наложение связей в мире феноменов находится при помощи категорий рассудка. При помощи этих связей познающий превращает хаос в порядок и закономерный движущийся мир.
Пространство и время - это не характеристики материи, а наши внутренние психические характеристики. Наши ощущения изначально расположены в определенном психологическом пространстве. Смена ощущений и есть время.
Изучая наше мышление, на уровне пространства и времени мы создаем математику.
Изучая пространство мы создаем геометрию, изучая время мы создаем арифметику.