Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы получения фактологического материала



 

В процессе исследования используется двух типов: первичная и вторичная. Первичная информация предполагает использование данных, непосредственно отобранных в соответствии с целями исследования. Исследователь сам обобщает и классифицирует информацию на основе им же сформулированных признаков. Для получения первичной информации необходима разработка плана, в котором должны быть отображены объект исследования, последовательность в выполнении поставленных перед ним задач, стадии и источники привлечения ресурсов, обзор методов сбора и обработки данных. Вторичная информация представляет собой фактологический материал, собранный безотносительно к целям настоящего исследования. Она формируется предшествующими настоящему исследованию проектами и используется для подтверждения либо опровержения выдвинутой в ходе исследования гипотезы.

Методами получения фактологического материала могут выступать наблюдение, эксперимент, опрос, контент-анализ и имитация.

Наблюдениепредставляет собой способ сбора первичной информации об объекте путем непосредственного восприятия и фиксации данных, составляющих адекватное представление о самом объекте, его свойствах и воздействующих на него факторах с учетом целей и задач исследования.

Выделяют включенное и невключенное наблюдение. Включенное наблюдение предполагает непосредственное вовлечение наблюдателя в исследуемый им процесс, что позволяет находиться ему в контакте с участниками процесса. Невключенное наблюдение означает нахождение наблюдателя вне исследуемого объекта. Такое положение наблюдателя свидетельствует о его отстраненности от участников процесса: наблюдатель не может выступать в этом случае как партнер участников, обнаруживая себя в их глазах как постороннее лицо.

В зависимости от способности влиять на объект исследования выделяют контролируемое и неконтролируемое наблюдение.

Контролируемое наблюдение призвано отобразить наиболее полную и точную картину объекта и подтвердить (опровергнуть) выдвинутые гипотезы. Контролируемость такого наблюдения может быть передана через количество и квалификацию наблюдателей, а также включением в методологию наблюдения ряда технологий, позволяющих обеспечить, достоверность полученных в ходе наблюдения результатов.

Если процесс наблюдения не имеет четкого плана и ориентирован главным образом на общее описание процесса или явления, в этом случае используется неконтролируемое наблюдение. Характерной чертой неконтролируемого наблюдения является непосредственное восприятие наблюдателем объекта исследования, при котором осуществляется выбор адекватных форм систематизации полученной информации. Неконтролируемое наблюдение чаще всего осуществляется на ранних этапах монографических и полевых исследований с целью выработки инструментария социального исследования и условий для дальнейших контролируемых наблюдений.

В зависимости от места проведения и условий организации выделяются полевые и лабораторные наблюдения.

Для полевого наблюдения характерно наличие естественной обстановки, ситуации, приближенной к реальным условиям. Объект наблюдения здесь находится в непосредственном контакте с наблюдателем, что позволяет получить адекватное представление об объекте, приобрести развернутую информацию о его свойствах, положении сре­ди других объектов.

Лабораторное наблюдение представляет собой такой вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются исследователем сообразно целям исследования.

Основание регулярности проведения наблюдений позволяет различать систематическое и случайное наблюдения. Систематическое наблюдение характеризуется регулярностью фиксации действий, ситуаций и процессов в течение определенного времени. Этот вид наблюдения применяется для выявления устойчивых связей в структуре динамически развивающегося объекта. Случайное наблюдение представляет собой фиксацию ранее незапланированных в ходе исследования явлений или процессов.

Особым видом наблюдения следует считать самонаблюдение, при котором исследователь учитывает не только данные отстраненного наблюдения поведения субъектов, но и особенности их индивидуального отношения к тем или иным факторам. При использовании результатов самонаблюдения важнее всего создать ситуацию, в рамках которой исследуемый субъект будет способен выразить свое внутреннее глубинное отношение к представленным в исследовании факторам. Актом самонаблюдения, к примеру, можно считать деятельность испытуемого в заполнении анкеты, когда непосредственный контакт с исследователем-анкетером исключен. Если при заполнении анкеты присутствует интервьюер, то действие самонаблюдения в этом процессе существенно замедляется.

Эксперимент — это метод сбора информации, в процессе которого создаются или подбираются необходимые и достаточные условия для проявления и измерения интересующей исследователя связи между явлениями. Целью эксперимента является проверка гипотез о причинной связи между явлениями. Для этого исследователь моделирует ситуацию и приводит в действие гипотетическую причину, наблюдая за изменениями, которые эта причина вызывает. Эксперимент выполняет в исследовании социальных объектов две функции: достижение социального или экономического эффекта в практически-преобразовательной деятельности и проверка научной гипотезы. Специфика эксперимента заключается в том, что при его проведении очень трудно создать схожие условия и повторить результат. Однако системный характер эксперимента позволяет представить исследуемую проблему в максимальной полноте используемых при ее анализе элементов. Проведение экспериментапредполагает наличие следующих элементов:

– определение цели эксперимента и его основных задач. Они призваны структурировать исследовательскую деятельность, придав результатам эксперимента предсказуемый характер;

– выделение экспериментальной и контрольной групп, на сличении различий между которыми, возникающих в результате направленного воздействия факторов на экспериментальную группу, выявляется главный фактор изменений;

– разработка способов измерения и кодировки получаемой информации.

Основным инструментом проведения социально-экономического эксперимента является механизм выравнивания экспериментальных и контрольных объектов по существенным признакам. Суть выравнивания заключается в искусственном конструировании подпадающих под эксперимент групп сходных условий (по профессии, квалификации, возрасту, полу и так далее).

Все социально-экономические эксперименты можно разделить по нескольким основаниям: по характеру объекта и предмета исследования, по позиции субъекта экспериментирования, по специфике поставленной задачи.

Особенности объекта исследования обусловливают выделение натурного и мысленного экспериментов. Натурный имитирует вмешательство экспериментатора в естественный ход событий, когда близость существующих признаков между экспериментальной и контрольной группой дает возможность выявить некий фактор X, влияющий на существенные изменения в исследуемой системе. Мысленный дает представление об исследуемом объекте посредством отстраненного отношения экспериментатора к ходу наблюдаемых изменений.

По характеру предмета исследования выделяют: экономические, социологические, правовые, психологические эксперименты.

По позиции субъекта экспериментирования можно выделить искусственный и естественный эксперимент. Искусственный эксперимент предполагает вмешательство в естественное развитие объекта исследования субъекта экспериментирования. Естественный эксперимент предполагает отстраненную позицию субъекта экспериментирования.

По специфике поставленной задачи выделяют фундаментальные и прикладные эксперименты, в основе различения которых лежит цель эксперимента. Если фундаментальные эксперименты направлены на приобретение новых знаний, развитие науки, то прикладные — на решение конкретной производственной задачи.

Наиболее популярным способом получения информации в социальных исследованиях является опрос.

Опрос представляет собой способ получения информации об объекте, основанный на предварительной подготовке вопросов, ответы на которые образуют необходимые для целей исследования сведения. Опрос может осуществляться в разных формах и направляться на различные категории респондентов.

Наиболее распространенными формами проведения опросов являются анкетирование и интервью.

Анкетированием является форма опроса, предполагающая заполнение респондентами особых статистических формуляров (анкет) в отсутствие интервьюера. Анкетирование может проводиться в присутствии интервьюера, однако роль последнего должна заключаться в обеспечении контроля над качеством заполняемой анкеты.

Анкетирование является наиболее оперативным и дешевым способом сбора информации. Большое значение в организации анкетирования отводится способам рассылки и раздачи формуляров. Таким образом, выделяют почтовое и раздаточное анкетирование. В случае заполнения анкеты по почте контакт интервьюера и респондента исключен, что зачастую негативно отражается на качестве проведенного опроса. При раздаточном анкетировании контроль со стороны интервьюера позволяет обеспечивать надлежащий уровень заполнения формуляра.

Опрос при помощи анкет является наиболее распространенным методом получения социологической информации. Его главным достоинством является масштаб охвата выборочной совокупности, позволяющий делать обобщения на большом массиве социологического материала. Правильно сформированная анкета дает возможность заключать обоснованные и содержательные выводы о свойствах и ценностных ориентациях социальных групп, попавших в выборку, выявлять закономерности, составляющие устойчивые и сущностные связи между различными составляющими исследуемого объекта.

Анкетный опрос может быть представлен в двух видах, обусловленных целями, закладываемыми в процедуру опроса. Первый вид анкетного опроса — информационный — предполагает простой набор сведений, получаемых при помощи вопросов. Другой вид — перекрестный — направлен на парное сличение признаков, заложенных в вопросы анкеты с целью определения скрытых зависимостей в содержании и динамике объекта исследования.

На первом этапе проведения анкетного опроса — подготовительном — важно проверить логическую обоснованность (релевантность) каждого вопроса, включенного в анкету.

При формулировке вопросника анкеты необходимо соблюдение некоторых правил, учитывающих психологические и социальные особенности процедуры опроса:

– анкета должна быть структурирована на блоки, облегчающие восприятие респондентом структуры вопросника;

– общий принцип расположения вопросов в анкете — от простых вопросов к сложным. В заключительном блоке предлагаются вопросы биографического характера;

– повысить качество анкеты может введение в текст анкеты вопросов-ловушек, с помощью которых косвенным образом определяется то, насколько искренно респондент отвечает на отдельные вопросы;

– объем и содержание вопросов анкеты должны быть соразмерны целям исследования, квалификации и характеру занятости респондентов.

На втором этапе проведения анкетного опроса — процедурном — отслеживается качество ответов респондентов на сформулированные вопросы.

При использовании метода интервью непосредственный контакт между респондентом и исследователем является необходимым. Наличие интервьюера при проведении опроса снижает оперативность сбора фактологического материала, но существенно повышает содержательность каждого отдельного контакта. По степени формализации проведения интервью выделяют стандартизированные и свободные разновидности.

Стандартизированные интервью являются формой анкетирования с присутствием интервьюера. В ходе стандартизированного интервью анкетер должен придерживаться точных формулировок, используя преимущественно закрытые вопросы. Свободное интервью (беседа) проводится без заранее подготовленного вопросника или плана беседы, что, с одной стороны, облегчает контакт респондента с анкетером, но с другой — усложняет обработку информации.

Широкое распространение в качестве способов сбора социальной информации получили также глубинное и фокусированное интервью.

Глубинное интервью призвано последовательно раскрыть содержание сложных объектов исследования. Цель фокусированного интервью заключается в извлечении информации о реакциях субъекта на заранее заданные воздействия. Разновидностью фокусированного интервью является метод фокус-групп, представляющий собой неформализованное интервью, проводимое не с индивидуальным респондентом, а с группой. Целью фокус-групп является получение информации о мнениях и реакциях ее участников.

Значительная роль в сборе социальной информации отводится экспертному и массовому формам опроса.

Проведение экспертного опроса целесообразно делать в форме интервью, что позволит более полно и содержательно отобразить мнение эксперта. Массовые опросы проводятся главным образом с целью выяснения общественного мнения по широкому кругу актуальных для развития социума вопросов.

Основными типами опроса являются: очное интервьюирование, почтовый и телефонный опрос, опрос через СМИ.

Очное интервьюирование представляет собой сбор необходимого для исследования материала через непосредственное общение с респондентом. В ходе почтового опроса размеры потенциальной аудитории могут быть гораздо больше, чем при очном интервью. У респондента в ходе ответа на вопросы гораздо больше времени на обдумывание вариантов, чем при других способах получения социологической информации. Главным достоинством телефонного опроса является максимально возможная скорость получения социологической информации. По степени эффективности телефонный опрос находится между очным интервью и почтовым опросом, предполагая преимущества и недостатки того и другого типа. Однако, как показывает практика даже ведущих стран мира, телефонный опрос зачастую смещает выборку, делая такой опрос нерепрезентативным. Опрос через СМИ позволяет организаторам сбора социальной информации, воспользовавшись высокими тиражами газет и журналов, запустить свою анкету с целью получения необходимой информации. Величина анкеты определяется целями опроса и размерами затрат на проведение исследования.

Контент-анализ это техника сбора информации, производимого на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетаний и прочее). Контент-анализ предполагает использование определенных стандартизированных процедур, обеспечивающих формализацию и измерение исследуемых признаков, что позволяет делать профессиональные заключения о характере и особенностях изучаемого объекта. Особенно эффективно использование контент-анализа при исследовании программ политических партий и движений, когда по ключевым понятиям и словосочетаниям можно составить представле­ние об отличительных особенностях каждой из них. Использование контент-анализа позволяет на основе подсчета слов, фотографий или газетных столбцов, посвященных тому или иному кандидату в депутаты, определить его рейтинг в средствах массовой информации.

Контент-анализ может быть содержательным и структурным. Содержательный контент-анализ сосредоточивает внимание исследователя на содержании сообщения, тогда как структурный — на коли­честве и особенностях упоминания контрольного термина или имени в тексте сообщения.

Основными задачами контент-анализа являются следующие.

1. Выявление и оценка характеристик текста как признаков отдельных сторон исследуемого объекта.

2. Выяснение причин или условий, повлиявших на соответствующие особенности текстового сообщения.

3. Оценка эффекта воздействия сообщения на аудиторию, установление адресных точек такого воздействия.

Имитация — это метод сбора фактологической информации, предполагающий замещение свойств и параметров исследуемого про­цесса системой значений, символов, формирующих объективное и це­лостное представление об объекте в единстве его статических и дина­мических характеристик. Имитация служит базой для построения моделей исследуемых процессов, формой концентрации и аккумуля­ции происходящих в обществе изменений. Основные способы имита­ции — табулирование и репрезентация.

Табулирование (от лат. tabula — таблица, доска) — это выражен­ные в табличной форме количественные характеристики исследуемых объектов. Табличная форма представления данных позволяет строить диаграммы или гистограммы, наглядно иллюстрирующие структуру или динамику лежащих в основе исследуемых зависимостей показа­телей.

Процедура табулирования предполагает занесение информации в таблицы двух видов: перечневой и матричной. Перечневая таблица включает в себя простую последовательность переменных, выстраи­ваемую в зависимости от поставленной исследователем цели. Состав­ленная перечневая таблица включает в себя последовательно выстро­енный ряд показателей, представляющий порядок или логику их изменений по отношению к выделенному исследователем признаку. В роли такого признака могут выступать временные периоды, демо­графические категории и прочее.

В случае если положенные в основу таблицы признаки имеют равнозначный характер, а цель исследования заключается в выявле­нии перекрестной зависимости между ними, имеет место матричный способ. Матричный способ представления данных дает возможность про­ведения корреляционного анализа между занесенными в таблицу ря­дами показателей.

Табулирование выступает переходным звеном от этапа сбора дан­ных к этапу обработки, поскольку табличная форма в значительной степени направляет внимание исследователей на соблюдение опреде­ленного порядка в процессе первичной группировки фактологическо­го материала.

Другой разновидностью имитации как способа сбора и представления данных является репрезентация. Специфическим свойством этого метода является выделение в проблемном поле объекта исследо­вания одной из его частей, на базе которой может быть осуществлена теоретическая реконструкция всего проблемного поля. Элементы вы­деленной части объекта должны быть репрезентативными по основ­ным исследовательским признакам самому объекту, обеспечивая уп­рощение восприятия и понимания лежащей в основе исследуемого объекта проблемы.

Основными источниками информации в социальных исследова­ниях являются материалы текущей отчетности различных предприя­тий и учреждений, а также данные переписей.

Различают два вида переписей. Первый вид включает в себя дан­ные переписи, в которых статистические формуляры заполняются на основе материалов первичного учета. Такие переписи называют еди­новременным учетом. Примером являются сведения об основных фон­дах предприятий, посевных площадях и прочее. Переписи второго вида предполагают заполнение формуляров на основе специально органи­зованной регистрации данных. Наиболее типичными в этом плане яв­ляются переписи населения, на основе проведения которых аккуму­лируется информация о численности, структуре и размещении населения.

Главная задача периодически проводимых переписей состоит в учете численности и характеристике социальных объектов, инфор­мация о которых помогает государственным органам власти форми­ровать социальную политику государства на основе выявленных в ходе переписи тенденций.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.