Конкур-ть товара – комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, определяющих его успех на рынке.
Конкуренция – соперничество между людьми, фирмами, организациями, заинтересованные в достижении одной и той же цели. Предмет конкуренции – товар, по средствам которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньги. Объект конкуренции – потребитель и покупатель, за расположение которого борятся на рынке противоположные стороны.
Функции конкуренции на рынке: 1) выявление или установление рыночной стоимости товара; 2) выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда; 3) регулирование перелива средств между отраслями пр-ва.
Виды конкуренции: 1) функциональная конкуренция – возникает, т.к. любую потребность можно удовлетворить по-разному. 2) видовая конкуренция – результат того, что имеются товары обслуживающие одну и туже потребность, но различающие по существенным характеристикам. 3) предметная конкуренция – похожие товары, отличающиеся качеством.
Силы конкурентов по Портеру, определяющих уровень прибыли в отрасли:
- потенциальные конкуренты (угроза появления новых конкурентов)
- конкуренция в отрасли (борьба между существующими фирмами)
- возможности поставщиков, покупателей, товары-субституты (угроза появления новых товаров-субститутов).
Основные составляющие конкурентоспособности продукции на рынке: 1.потребители (полезность продукции, цена потребления)
2. цена - ценовая характеристика (цена потребления и эксплуатации изделия)
3. качество- престижность изделий (технические и нетех. параметры)
4.время поставки
5. производители.
Сравнение товара-конкурентов между собой понятие относительное, привязанное к определенному месту и времени.
Комплекс конкурентосп-ти товара состоит из 3 элементов: технических, экономических, соц. организационных. Технические параметры – наиболее жесткие, относят правила, стандарты, определяющие тех. измерения границы (назначение, эргономические (удобство), нормативные (мощность потребления), эстетические). Относятся и экономические показатели, показывающие, на сколько товар соответствует свойствам человеческого организма. Экономические параметры – представлены величиной затрат на пр-во товара: цена, цена потребления, цена приобретения, стоимость эксплуатации (расходы по транспортировке, по месту использования, ст-сть установки и приведение в работоспособное состояние, обучение персонала, затраты на топливо и энергию в процессе эксплуатации, затраты на ЗП персонала, после гарантийный сервис и покупку запчастей, расходы на страхование, утилизацию). Социально-организационные – учитывают соц. структуру потребителей (система скидок, условия платежей и поставок, комплексность поставки, сроки и условия гарантии).
Схема оценки конкурентоспособности продукции:
1. изучение рынка, конкурентов, потребителей, потенциальных покупателей;
8. разработка мер по повышению конкурентоспособности, решение о пр-ве товара.
Осн. типы конкурентов (какое желание я хочу удовлетворить?):
- желания- конкуренты (что я хочу купить, чтобы улучшить свои возможности?)
- товарородовые (какой тип пред-тия я хочу купить?)
- товаровидовые (какую марку пред-тия?)
- марки-конкуренты.
По каждому ед. пок-лю опред-ся степень важности в баллах, умножается сам ед. пок-ль и суммируются по определенному виду изделий. Опр=ся свободный пок-ль конкурентоспособности.
Рост конкурентоспособности товара может быть вызван: 1) совершенствованием применяемых материалов, технологии организации пр-ва и управления. 2) созданием принципиально новых по конструкции средств удовлетворения нужд людей. 3) улучшением существующих или создание новых товаров, использующих в комплекте с основным товаром. 4) улучшение всей совокупности условия приобретения и дальнейшего использования товара потребителем.
Конкурентоспособность фирмы – характеристика, которая отражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производ. деятельности.
Отличие от конкурентоспособности товара:1) конкурентоспособность фирмы применительна к довольно длительному периоду, а конкур.сп. товара опр-ся в любой небольшой период времени на конкретном рынке.2) оценку работы фирмы дает не только потребитель, но и сам предприниматель, именно он определяет выгодно ли ему при данных условиях производить товар. Конкур.сп. фирмы хар-ет возможность и динамику ее приспособления к условиям рын.конкуренции. Зависит от емкости рынка, легкости доступа на рынок, от вида производимого товара, от однородности рынка, от конкретных позиций уже работающих на этом рынке организаций и т.д.
Ценовая конкуренция – ценовые тенденции, которые с течением времени при конкурентном положении фирмы могут обеспечить перепозиционирование товарного ассортимента и формирование конкурентных преимуществ. Установление цены неограничивается только его покупной ценой; цена еще зависит от стадии жизненного цикла товара.
Неценовая конкуренция – включает в себя широкий спектр приемов конкурентного поведения:
- инновация и автоматизация произв.прцессов.
- использование перспективных каналов распределения каналов.