Это систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящими перед фирмой маркетинговых ситуаций, их сбор, анализ и отчет о результатах.
Все большее число фирм начинают отдавать себе отчет в недостатках инфор. обеспечения и принимают меры по совершенствованию своих систем маркетинговой информации.
В состав хорошо спланированной системы маркет. инф-ции входят вспом. системы:
1. система внутренней отчетности, отражающая поля текущего сбыта, суммы издержек, объемы матер. запасов, движения ден. наличности, данные о дебиторской и кредиторской задолженности;
2. система сбора внешней текущей маркет. инф-ции, поставляющая рук-лям маркетинга повседневную инф-цию о событиях, происходящих в коммер-ой среде.
3. система призванная обеспечить сбор инф-ции, актуальность с точки зрения стоящей перед фирмой конкретной маркет. проблемы;
4. система анализа маркет. инф-ции, использующая современные методики статистической обработки данных и модели, облегчающие деятелям рынка процесс принятия оптимальных марк. решений.
Маркет. исслед-ния - процесс, состоящий из 5 этапов:
1. выявление проблем и формирование целей исследования, где происходит четкое определение проблемы и постановка целей,
2. отбор источников инф-ции - разработка плана сбора инф-ции с использованием первичных и вторичных данных, сбор первичных данных требует выбор методов исслед-ния (наблюдение, эксперимент, опрос), подготовка орудий использования ( анкета, мех. уст-ва), составляющие плана выборки (ед. выборки, объем выборки, процедура выборки), выборы способов связи с аудиторией (телефон, почта, личный контакт),
3. сбор инф-ции с помощью внекабинетных или лабораторных изысканий;
4. анализ собранной инф-ции - извлечение из совокупности полученных данных важных сведений и рез-тов, для вывода показателей среднего уровня, переменных составляющих и выявление разного рода взаимосвязей;
5. представление полученных рез-тов, кот. дадут управляющим по маркетингу возможность принимать более взвешенные решения.
Жизненный цикл товара, задачи маркетинга на отдельных этапах жизненного цикла.
Товар - это набор изделий и услуг, к-ые фирма предлагает целевому рынку.
ЖЦТ - это время существование товара на рынке.
Концепция ЖЦТ состоит в том, что любой товар рано или поздно вытесняется с рынка др. товаром, более совершенным или дешевым. Для описания ЖЦТ используется граф. Изображение зависимости величины продаж и прибыли от времени нахождения товара на рынке. Фазы ЖЦТ делят на:
1. разработка товара - анализ возможностей пр-ва продукции, испытания и опытно-конструкторские разработки, маркетинговые исследования и рын. испытания;
2. внедрение (выведение) на рынок - поступление товара в продажу, новая марка товара имеет кратковременные (монополистические) преимушества;
3.этап роста - ответная реакция конкурентов, быстро растущий рынок, марка товара увеличивается или сокращает свою долю, рост потребления на душу населения, изменчивый, нестабильный характер сбыта;
4. этап зрелости - стабилизация, рост прибыли, но все более медленными темпами, затем приостановка и, в конце концов, сокращение, значительное число покупателей выбирают марку товара, т. е. предпочтение марке становится существенным фактором, потребление на душу населения падает;
5. этан насыщения рынка и упадок- весь рынок сокращается, возникает излишек мощностей, возможность слияния фирм, появ-ются товары-заменители.
Задачи маркетинга на осн. этапах ЖЦТ:
1 этап - маркетинговые исследования, испытания
2 этап - создание осведомленности о товаре, работа по его приятию потребителям, создание предпочтения к марке, максимизация монополистического преимущества;
3 этап - проникновение в глубь рынка, укрепление приверженности, максимизация выгоды от первоначального продвижение товара, распределение товара, «устная» реклама;
4 этап - отстаивание своей доли рынка, захват доли рынка у слабых конкурентов;
5 этап - апробация возможности отказа от пр-ва товара, поиск нового использования имеющегося имиджа.
Фин. цели на отдельных этапах ЖЦТ:
1 этап - безубыточность;
2 этап - прибыль за счет продаж;
3 этап - максимальный объем прибыли;
4 этап - прибыль за счет сокращение издержек
5 этап - сокращение затрат при уменьшении объема продаж.
Вывод: объем продаж всегда уменьшается после определенного уровня времени, кот. должны предвидеть специалисты по маркетингу и быть готовы заменить устаревший товар более современным. Если стадия спада не определена, то фирма запаздывает с началом разработки нового, что отрицательно складывается на ее хоз. дея-сти.