Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Виды и основные характеристики групп



Групповая динамика

Научные основы исследования малых групп

В жизни людей существует большое количество разнообразных общностей. В зависимости от размеров они разбиты на четыре категории:

  1. Мегагруппы (всемирные движения, религии);
  2. макрогруппы (классы, слои, профессиональные группы);
  3. микрогруппы (семья, бригада, отдел);
  4. суб-микрообщности (дуэт, трио, квартет).

Объектом изучения теории менеджмента являются микрогруппы. Или малые группы, которые в своей совокупности образуют организацию. Существует большое количество причин вступления людей в малые группы. Эти причины можно сгруппировать в три блока: организационно-производственные, социально-психологические.

Организационно-производственные:

  • осуществление целей организации;
  • компетентность руководителя;
  • заинтересованность деятельностью;
  • режим труда, условия и место расположения работы;
  • объективные причины (перевод, назначение);

материальные причины:

· потребность в материальных средствах;

· возможность получить профессию, повысить квалификацию;

· улучшение жилищно-бытовых условий;

· получение выгоды (льготы, служебное положение);

· социальная помощь.

Социально-психологические причины:

  • потребность в самоутверждении, престиж;
  • общие интересы, увлечения, цели;
  • получение защиты и безопасности;
  • взаимопомощь и поддержка;
  • эмоциональные контакты, общение.

Интерес изучения малых групп объясняется тем, что именно малая группа является той средой, в которой развивается личность.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

На основе данного определения можно выделить основные признаки характеризующие малую группу.

 

Общие признаки Признаки группы в системе общественных отношений Специфические признаки
1. Субъект конкретного вида деятельности 2. наличие общественных отношений между членами группы 3. Внутренняя организация группы 4. Обособленность, отличающая одну группу от других. 1.Объективное существование независимо от воли индивида. 2. Объединения людей 3. Часть определенной системы отношений 4. Реальное существование 5. Наличие общей цели у всех членов группы. 1.Групповые ценности
  1. Групповые процессы
  2. Социально-психологический климат
  3. Знаково-символическая система
  4. традиции
  5. Коммуникации
  6. Состав и размеры группы

 

Виды и основные характеристики групп

Основываясь на классификации российского психолога Немова, можно утверждать, что в организации функционируют различные группы среди которых выделяются следующие:

  1. Условные группы выделяются искусственно в исследовательских целях для сравнения результатов, полученных в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей.
  2. реальные группы существуют в действительности, члены их заняты каким-либо делом и находятся в прямых взаимоотношениях друг с другом.
  3. Естественные группы возникают и существуют исходя из потребностей организации или включенных в эти группы людей;
  4. Экспериментальные группы создаются временно с целью проведения какого-либо эксперимента;
  5. Формальные группы создаются и существуют в рамках официальных организаций, конкретной деятельности. В них строго распределены позиции и роли членов группы на основе системы подчинения, называемой «структурой власти». Цели формальных групп ставятся извне на основе задач, стоящих перед организацией.
  6. Неформальные группы возникают стихийно на основе социальных взаимоотношений между людьми. Цели неформальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников.
  7. Слаборазвитые группы характеризуются отсутствием психологической общности, четкого распределения обязанностей, эффективной совместной деятельности.
  8. Высокоразвитые группы имеют налаженные деловые и личные взаимодействия, признанных лидеров, эффективную совместную деятельность.
  9. Референтная группа – та, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. Мнением этой группы человек очень дорожит.
  10. Нереферентная группа , нормы и интересы которой безразличны или чужды для индивида.

 

Этапы развития и формирования группы связаны с установкой доверительных отношений и осознанием возможности совместного труда.

Первый этап. Формирование группы. На нем происходит добровольный или директивный отбор членов в соответствии с функциональными и техническими задачами, навыками или опытом сотрудников. Члены группы собираются вместе, знакомятся, обмениваются информацией, вносят предложение в работу группы.

Второй этап.Смятение. Этот этап характеризуется возникновением конфликтов внутри группы, которые связаны с различием интересов, мотивов поведения, мнений по поводу тактики действий, ценностях и нормах членов группы. На данном этапе менеджеру важно найти правильный стиль управления: от жесткого давления до свободного обсуждения противоречий. Некоторые группы на этом этапе распадаются.

Третий этап. Нормирование. На этом этапе начинается конструктивное приспособление к индивидуальным различиям, находятся методы совместной работы, распределяются роли и социальные статусы. Разрабатываются наборы общепринятых норм поведения к выполнению заданий и индивидуальным различиям.

Четвертый этап. Выполнение работы. Данный этап характеризуется тем, что происходит преобразование группы в команду, деятельность которой характеризуется эффективным выполнением работы в соответствии со стандартами и задачами.

Пятый этап.Расформирование. На данном этапе при успешного выполнения задачи временная группа может быть расформирована. Перспективы работы группы над новыми заданиями определяются полученными результатами. Если группа является постоянной, то она продолжает существовать, но в ее деятельности может наблюдаться цикличность развития.

Ниже представлены основные характеристики малой группы.

Композиция – характеристика, отражающая индивидуальный состав группы. Состав может быть однородным, т.е. люди похожи друг на друга, тогда композиция будет гомогенной. Если же в группу входят индивидуально очень разные группы, то композиция будет гетерогенной.

Позиция члена группы – понятие, обозначающее официальное положение человека в какой-то подсистеме отношений.

Статус – реальное положение человека в системе внутригрупповых отношений, степень авторитетности для остальных участников.

Внутренняя установка человека – личное субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свой авторитет и степень влияния на остальных. Статус человека и его личное восприятие не всегда совпадают.

Размер – количественный состав группы. По мере увеличения размера группы общение между ее членами усложняется и становится более трудным в достижения согласия по вопросам, связанным с деятельностью организации. Увеличение размера группы усиливает также возможность появления неформальных групп в ней, что может привести к формированию несогласующихся целей.

Роль – нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения человека. Роль может определяться официальной должностью или избираться членом группы самостоятельно.

Конформизм – психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного мнения, свойственного группе; мера подчинения индивида групповому давлению.

Социально-психологический климат – нравственно- эмоциональный тон межличностных отношений. Социально-психологический климат представляет собой относительно устойчивое явление, имеющее значимость для каждого члена группы. Это та атмосфера, которая окружает человека на его рабочем месте. Управление социально-психологическим климатом происходит на основе воздействия менеджера на его показатели: характер конфликтов в группе; готовность членов группы к общению; социометрическая структура взаимодействий; уровень критики и самокритики в группе; стабильность группы и условия адаптации в ней молодых кадров.

Каналы коммуникаций – структура межличностного общения, структура обмена деловой и личностной информацией.

Групповые нормы – общие правила поведения, которых придерживаются члены группы.

Сплоченность – мера тяготения членов группы друг к другу и группе, проявляющаяся в ответственности за совместную работу, сотрудничестве и взаимопомощи, в отношении к нечестности, нетребовательности, халатности.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.