Цель: формирование физического и психического здоровья детей и подростков.
Основные задачи:
обеспечить комплексный подход к проблемам психологического и физического здоровья детей и подростков;
создать благоприятную и безопасную для здоровья окружающую среду в организациях образования;
создать условия и возможности для школьников к занятиям спортом;
развить целостную систему – службу школьной медицины (далее – СШМ), направленную на сохранение физической среды, укрепление физического и психического здоровья ученика, на формирование мотивации к ведению ЗОЖ, валеологической грамотности;
обеспечить эффективное противодействие распространению и употреблению наркотиков, табакокурения и алкоголя среди школьников;
обеспечить детей и подростков сбалансированным и безопасным питанием.
Показатели результатов:
снижение заболеваемости костно-мышечной системы среди детей до 14 лет до 1194 к 2013 году, 1190 к 2015 году на 100 тыс. соответствующего населения (2009 г. – 1196) и среди подростков в возрасте 15-17 лет до 2995,1 к 2013 году, до 2992 к 2015 году на 100 тыс. соответствующего населения (2009 г. – 2997,1);
снижение заболеваемости ИППП среди подростков в возрасте 15-17 лет до 8,3 к 2013 году, до 8,0 к 2015 году (2009 г. – 8,5). В качестве маркера взят сифилис;
снижение показателя заболеваемости психологическими и поведенческими расстройствами вследствие употребления психоактивных веществ среди детей до 14 лет до 13,1 к 2013 году и до 12,5 к 2015 году на 100 тыс. соответствующего населения, среди подростков в возрасте от 15 до 17 лет до 563 к 2013 году и до 560 к 2015 году на 100 тыс. соответствующего населения (2009 г.: дети 14 лет – 13,5 на 100 тыс. соответствующего населения, от 15 до 17 лет – 564,8 на 100 тыс. соответствующего населения);
снижение суицидов среди детей от 15-17 лет до 23,8 к 2013 году и 22,0 к 2015 году на 100 тыс. соответствующего населения (2009 г. – 24,5 на 100 тыс. соответствующего населения).
Пути достижения и соответствующие меры
Проведение анализа заболеваемости и смертности детей и подростков от управляемых причин для совершенствования существующих и вновь разработанных программ по формированию физического и психического здоровья школьников.
Создать благоприятную для здоровья окружающую среду путем:
надлежащей планировки помещений, игровых площадок и обеспечения современным школьным оборудованием, включая школьную мебель, в соответствии с санитарными нормами и правилами для общеобразовательных школ, а также со строительными нормами и правилами;
создания для учащихся возможностей для реализации их максимального физического, психического и социального потенциала и для повышения их чувства собственного достоинства, формирования личности учащихся;
установления позитивной психологической атмосферы среди учащихся, между учащимися и школьным персоналом, а также между школой, домом и обществом;
обеспечения знаний по выработке навыков для принятия позитивных решений по сохранению здоровья и окружающей среды.
Развить целостную систему – СШМ, направленную на сохранение физической среды, укрепление здоровья ученика и всего сообщества, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, медицинской грамотности:
разработка и внедрение комплексной программы для школьных психологов и социальных педагогов;
разработка нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность школьной медицины;
развитие системы разноуровневого, дифференцированного обучения учащихся, педагогов и родителей для оптимизации процесса по сохранению физического, психического и социального здоровья каждого школьника.
Обеспечить эффективное противодействие распространению и употреблению наркотиков, табакокурения и алкоголя среди школьников и молодежи путем:
повышения уровня информированности детей, подростков, молодежи о необратимых последствиях, связанных с употреблением наркотиков;
разработки и внедрения на межведомственном уровне программ по профилактике наркомании;
дальнейшего развития волонтерского движения по принципу «равный – равному» (формирование у детей, подростков, молодежи навыков ответственного поведения, умения противостоять давлению сверстников, умения отказа от наркотиков, умения принимать правильное решение путем проведения интерактивного обучения на основе привития жизненных навыков);
разработки методических и информационно-образовательных материалов;
содействия обеспечению занятости детей, подростков, молодежи посредством развития и доступности спортивных площадок, детских клубов, кружков, секций, дворовых клубов, летних лагерей; развития альтернативных движений (велосипеды, ролики, стритбол, скейтборды и др.);
развития и совершенствования системы психосоциальной поддержки в преодолении личностных и социальных проблем детей, подростков и молодежи;
развития центров здоровья и анонимных консультаций для молодежи, совершенствования работы телефонов доверия.