уметь: рассчитывать основные экономические показатели: товарооборот, товарные запасы, товарооборачиваемость.
Понятие товарооборота
Одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия, во многом определяющим степень достижения цели предпринимательской активности, является товарооборот – процесс обмена товаров на деньги.
Владелец товара – торговое предприятие (иногда торговая организация получает товар на условиях консигнации, т.е. не являясь собственником товара, на основе соответствующего договора получает от фактического владельца право на продажу.) за деньги передает товар в собственность другому юридическому или физическому лицу.
Товарооборот характеризует процесс движения товаров посредством актов купли-продажи.
Как экономическая категория товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков:
· товара как объекта продажи;
· продажи как формы движения товара от производителя к потребителю.
Товарооборот торгового предприятия можно рассматривать:
· как результат деятельности предприятия торговли, как его экономический эффект;
· в социально-экономическом аспекте как показатель товарного снабжения населения, как один из показателей уровня жизни (по классификации ООН, розничный товарооборот входит в число показателей, характеризующих уровень жизни).
В торговом предприятии товарооборот определяется объемом денежной выручки за проданные товары.
По его размеру можно судить о значимости данного предприятия на потребительском рынке.
Под розничным товарооборотом понимают передачу товаров конечным потребителям, как правило, населению для удовлетворения личных потребностей.
На этом процесс обращения товара завершается – товар поступает в сферу потребления и перестает быть товаром. Таким образом, экономическая сущность розничного товарооборота проявляется в экономических отношениях, связанных с обменом денежных доходов населения на товары.
Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящей в сферу личного потребления в обмен на денежные доходы населения, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой – сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребность предприятий в материальных и трудовых ресурсах, характеризует развитие торговой сети.
В соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации (раздел «Торговля». Утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. № 242-ст) под розничным товарооборотом понимается объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного и домашнего пользования.
Кроме того, в розничный товарооборот включается продажа товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям, домам для престарелых), через которые осуществляется совместное потребление товаров. Такая продажа может производиться как за наличный, так и безналичный расчет.
Розничный товарооборот как статистический показатель содержит объем продажи товаров населению через все каналы реализации: на официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продуктовых рынках.
Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.
Показатель розничного товарооборота (как и оптового) имеет количественную и качественную характеристики.
Количественная характеристика товарооборота – объем реализации в денежном исчислении, качественная – связана со структурой товарооборота.
Структура (или ассортиментный состав) товарооборота – это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации.
Состав розничного товарооборота классифицируют по видам продаж:
· выручка от продажи продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах, палатках, с использованием автоматов, в развозной и разносной торговле;
· товарооборот предприятий внедомашнего питания, состоящий из оборота по продаже продукции собственного производства и покупных товаров, включая наценку;
· выручка от реализации медикаментов в аптеках;
· выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе и по подписке и др.
Необходимо четко различать такие понятия, как состав и величина товарооборота: составскладывается из различных видов продаж, а величина– из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам).