Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурных (ОК)

- компетенция общественного служения. Стремление работать для общество (ОК-1);

- пониманием содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5)

 

профессиональных (ПК):

- умением правильно применять нормы права (ПК-10)

- способностью выявлять информацию, необходимую для принятия решений, при получении "обратной связи" в профессиональной деятельности (ПК-34)

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- основы государственного антимонопольного регулирования экономики в России и за рубежом;

- основные положения законов «О защите конкуренции», «О рекламе», «О естественных монополиях», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

- функции, задачи и полномочия антимонопольных органов;

- направления реализации антимонопольной политики государства;

- основания для рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства и процедуру рассмотрения подобных дел;

- ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

 

Уметь:

- провести анализ и оценку состояния конкурентной среды на товарных рынках и рынках финансовых услуг;

- выявлять и анализировать нарушения антимонопольного законодательства в России и их тенденции;

- оформлять заявления, ходатайства и уведомления в антимонопольный орган.

 

Демонстрировать способность и готовность:

- использовать действующую нормативно-правовую базу, регулирующую конкурентные отношения, для решения управленческих задач, направленных на эффективное функционирование хозяйствующих субъектов на товарных рынках и рынках финансовых услуг;

- защищать права на свободную и добросовестную конкуренцию, недискриминационные условия деятельности на конкретном товарном рынке.

 

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Структура дисциплины

Учебно-тематический план по курсу «Антимонопольное регулирование»специальность 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» (очная форма обучения: 4 лет)

Аудиторных занятий –44ч.

Лекций– 22 ч.

Практические занятия – 22 ч

Самостоятельная работа студентов – 120ч.

Общая трудоемкость– 144 ч.

Зачетных единиц – 3,5

 

 

№ п/п Раздел (тема) дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах/з.ед.) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Л С (Пз) ЛР СР в т. ч.
Кп/Кр Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям
Развитие понятийного аппарата антимонопольного законодательства       Индивидуальный опрос. Тест
Цели, задачи и показатели деятельности ФАС РФ       Групповой опрос
Система запретов на осуществление монополистической деятельности в РФ       Групповой опрос
Антимонопольная деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления       Групповой опрос
Государственный контроль экономической концентрации       Индивидуальный опрос
Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства       Групповой опрос, тестирование
Зарубежный опыт антимонопольного регулирования       Групповой опрос
Итого      
Зачетных единиц 3,5              
Промежуточная аттестация Зачет

 

Учебно-тематический план по курсу «Антимонопольное регулирование»специальность 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» (заочная форма обучения: 5 лет)

Аудиторных занятий – 12ч.

Лекций– 6 ч.

Практические занятия – 6 ч

Самостоятельная работа студентов – 120ч.

Общая трудоемкость– 144 ч.

Зачетных единиц – 3,5

№ п/п Раздел (тема) дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах/з.ед) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Л С (Пз) ЛР СР в т. ч.
Кп/Кр Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям
Развитие понятийного аппарата антимонопольного законодательства         Индивидуальное собеседование/ тестирование
Цели, задачи и показатели деятельности ФАС РФ       Индивидуальное собеседование
Система запретов на осуществление монополистической деятельности в РФ       Индивидуальное собеседование
Антимонопольная деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления         Групповой опрос
Государственный контроль экономической концентрации       Индивидуальное собеседование
Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства         Групповой опрос
7. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования         Групповое тестирование
Итого    
Зачетных единиц 3,5              
Промежуточная аттестация Зачет

 

Содержание дисциплины

№ п/п Наименование раздела, темы дисциплины Содержание темы
1. Развитие понятийного аппарата антимонопольного законодательства Ключевые понятия современного конкурентного законодательства. Базовые условия функционирования рынка. Монополизм. Методы достижения монопольного положения. Экономические последствия монополизации рынка. Истоки монополизма в российской экономике Монопольное и доминирующее положение хозяйствующих субъектов. Понятие и определение товарных и географических границ рынка. Параметры товарного рынка. Понятие доминирующего положения. Рыночная структура. Основные положения, задачи и целесообразность создания Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. Поведение хозяйствующих субъектов на конкурентных и монополистических рынках. Формы коллективного доминирования. Власть монополии и антиконкурентное поведение. Критерии определения доминирующего положения (в производстве, на рынке). Злоупотребления доминирующим положением. Создание препятствий доступу на рынок. Горизонтальные антиконкурентные соглашения. Вертикальные соглашения. Формы вертикальных соглашений. Понятие и виды добросовестной и недобросовестной конкуренции.
2. Цели, задачи и показатели деятельности ФАС РФ Федеральный антимонопольный орган, функции и полномочия антимонопольного органа. Основные функции антимонопольного органа. Обеспечение государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Предупреждение и пресечение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных нарушений антимонопольного законодательства со стороны указанных выше лиц, органов и организаций. Устранение административных барьеров при осуществлении государственного контроля экономической концентрации Возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства. Выдача хозяйствующим субъектам, органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания. Санкции за нарушение антимонопольного законодательства. Миссия, стратегические цели, тактические задачи и показатели деятельности ФАС России.
3. Система запретов на осуществление монополистической деятельности в РФ Запреты на осуществление монополистической деятельности. Перечень нарушений «per se», запретов, из которых не могут быть сделаны исключения. Установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен. Изъятие товаров из обращения, навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора. Отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара. Необоснованное экономическими, техническими и иными условиями установление различных цен (тарифов) лицам, приобретающим один и тот же товар. Установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги. Применение правила разумности. Применение антимонопольным органом правила разумности в отношении ограничивающих конкуренцию вертикальных соглашений и согласованных действий, а также иных, не подпадающих под запрет «per se» соглашений и согласованных действий. Критериев, на основании которых отдельные виды монополистической деятельности, приводящие к ограничению конкуренции, могут быть признаны допустимыми антимонопольным органом (правило разумности).
4. Антимонопольная деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Запрет антиконкурентных актов и действий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Запреты на антиконкурентные акты и действия Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти или органов местного самоуправления органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов. Запрет установления ограничений для покупателей товаров (работ, услуг) по выбору хозяйствующих субъектов, которые их производят (выполняют, предоставляют), за исключением случаев, установленных законодательством о размещении заказов». Государственная помощь как разновидность антиконкурентных действий органов государственной власти и местного самоуправления. Предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также уполномоченными на это указанными органами организациями, индивидуальных льгот и (или) преимуществ одному или нескольким хозяйствующим субъектам. Разрешенные виды государственной помощи, для предоставления которой не требуется предварительное разрешение антимонопольного органа, относится государственная помощь, предусмотренная федеральным законом, законом о бюджете субъекта Российской Федерации, актом о бюджете органа местного самоуправления.
5. Государственный контроль экономической концентрации Устранение административных барьеров при осуществлении государственного контроля экономической концентрации. Уменьшение перечня видов сделок и действий хозяйствующих субъектов, не оказывающих влияния на состояние конкуренции, для осуществления (заключения) которых требуется предварительное разрешение антимонопольного органа. Увеличение количества критериев (пороговых значений характеристик хозяйствующих субъектов), на основе которых определяется, подлежит ли сделка или действие предварительному разрешительному контролю. Передача с уровня федерального антимонопольного органа на уровень Правительства Российской Федерации полномочия издавать подзаконные акты, регулирующие порядок рассмотрения ходатайств и уведомлений о сделках и действиях, подлежащих государственному контролю экономической концентрации. Контроль конкуренции на товарных рынках. Снижение административной нагрузки на хозяйствующие субъекты. Реагирование в предупредительном порядке на возможное ограничение конкуренции. Регулирование процедур, связанных с необходимостью для хозяйствующего субъекта получать предварительное разрешение антимонопольного органа на совершение отдельных видов сделок и действий. Определение переченя документов и сведений, представляемых хозяйствующим субъектом в антимонопольный орган для получения разрешения на отдельные виды сделок и действий.
6. Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Нормы об ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Порядок возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Порядок и сроки подготовки дела к рассмотрению, обязанность информирования лиц, участвующих в деле, антимонопольным органом о подготовке дела к рассмотрению, право лиц, участвующих в деле, представлять в антимонопольный орган любые сведения и доказательства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Требования к содержанию принимаемого решения по делу и выдаваемого предписания по делу, а также сроки совершения таких действий комиссией; порядок исполнения решений и предписаний, выданных по результатам рассмотрения дела комиссией. Порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и местного самоуправления. Сроки рассмотрения таких дел, порядок выдачи и контроля исполнения предписания об устранении нарушения. Оперативное устранение нарушений и ликвидации их последствий. Случаи единоличного рассмотрения дел руководителем антимонопольного органа. Обжалование решений или предписаний антимонопольного органа лицом, участвовавшим в деле.
7. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования Американская и европейская модели антимонопольного регулирования. Контроль доминирующего положения хозяйствующих субъектов в странах с рыночной экономикой. Применение принципа совместного доминирования при рассмотрении слияний, с целью недопущения создания или усиления олигополии на соответствующих товарных рынках европейских стран. Установление нижнего порога доминирования в практике зарубежного антимонопольного регулирования. Определение обоснованности цены в Международных стандартах Финансовой Отчетности. Соглашение ГАТТ в части правил определения цены товара для целей применения защитных мер, а также обоснованной стоимости товара для таможенных целей, которые предполагают использование двух методов определения обоснованных цен (стоимости товара). Понятие антидемпинговых и компенсационных пошлин.

5. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ (не предусмотрен учебным планом)

6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся предусматривается использование активных и интерактивных форм проведения занятий (в виде элементов тренингов, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет более 30% из объема часов, отводимых на аудиторные занятия. Во время семинаров и самостоятельной подготовки обучающимся обеспечивается доступ к сети Интернет.

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

- формирование мировоззрения и культуры безопасности студента, развитие его способности к самообучению и повышению своего профессионального уровня.

- формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности к пониманию роли безопасности в решении различных социально-экономических проблем и проблем, возникающих в сфере таможенной деятельности;

- формирование способностей к самостоятельному познанию и обучению, поиску литературы, обобщению, оформлению и представлению полученных результатов, их критическому анализу, поиску новых и неординарных решений, аргументированному отстаиванию своих предложений, умений подготовки выступлений и ведения дискуссий;

- развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении проблем в области безопасности жизнедеятельности.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание контрольной работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме.

Качество самостоятельной работы (её структура, полнота, новизна, количество используемых источников, степень оригинальности и инновационности предложенных решений, обобщений и выводов), а также уровень доклада (акценты, последовательность, убедительность, использование специальной терминологии) учитываются в системе контроля и итоговой оценке по дисциплине.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.