Понятие психологической профилактики стресса. Первичная, вторичная и третичная профилактика. Копинг-профилактика. Фармакологическая и немедикоментозная профилактика и коррекция. Комплексный подход к преодолению стресса (С. Гремлинг и С. Ауэрбах). Внешние способы профилактики стрессовых состояний: рефлексологический метод (воздействие на рефлексогенные зоны и биологически активные точки), нормализация режима питания, фармакотерапия, функциональная музыка и цветомузыкальные воздействия, библиотерапия и т.п. Способы внутренней профилактики: самогипноз, нервно-мышечная релаксация, идеомоторная тренировка, сенсорная репродукцию, аутогенная тренировка, поведенческая психотерапия, групповые тренинги».
III. ВЫПИСКА ИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Наименование разделов и тем
Всего учебных занятий (час)
Аудиторные занятия:
(час)
Самостоятельная работа (час)
всего
лекции
семинары
практические занятия
зачет с оценкой
9 семестр
Тема № 1. История развития учения о стрессе.
Тема № 2. Физиологические механизмы развития стресса.
Тема № 2а. Физиологические механизмы развития стресса.
Тема № 3. Сущность стресса как психологического состояния, его функции.
Тема № 3а. Сущность стресса как психологического состояния, его функции.
Тема № 4. Классификация и характеристика основных видов стресса.
Тема № 5. Генезис стресса.
Тема № 5а. Генезис стресса.
Тема № 6. Структура и динамика стрессовых реакций организма.
Тема № 6а. Структура и динамика стрессовых реакций организма.
Тема № 7. Влияние стресса на психику и организм человека.
Тема № 7а. Влияние стресса на психику и организм человека.
Тема № 8. Диагностика стресса.
Тема № 8а. Объективные методы изучения стресса
Тема № 8б. Субъективные методы изучения стресса
Тема № 9. Стресс в различных сферах деятельности человека.
Тема № 9а. Стресс в различных сферах деятельности человека.
Тема № 10. Профилактика и преодоление стрессовых состояний.
Тема № 10а. Комплексный подход к профилактике и преодолению стрессовых состояний
Тема № 10б. Внешние способы профилактика и преодоление стрессовых состояний
Тема № 10в. Внутренние способы профилактики и преодоления стрессовых состояний
Итого за 9 семестр:
Всего по дисциплине:
Экзамен по дисциплине
Семинар по теме № 2а. Физиологические механизмы развития стресса.
Цель: углубить и закрепить знания обучаемых о физиологических механизмах развития стресса.
Вопросы для обсуждения:
1. Стресс и адаптация.
2. Стресс и организм.
Семинар по теме № 3а. Сущность стресса как психологического состояния, его функции.
Цель: углубить и закрепить знания обучаемых о сущности стресса.
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность стресса
2. Основные функции стресса
Семинар по теме № 5а. Генезис стресса.
Цель: углубить и закрепить знания обучаемых о причинах, факторах и условиях возникновения и развития стресса.
Вопросы для обсуждения:
1. Причины, факторы и условия возникновения стресса
2. Служебные и общесоциальные факторы стресса жизни.
Практическое занятие по теме № 6а. Структура и динамика стрессовых реакций организма.
Цель: выработать навыки определения стадий стресса, тяжести стрессовых переживаний.
Вопросы для практической отработки:
1. Структура стресса.
2. Динамика стресса.
Семинар по теме № 7а. Влияние стресса на психику и организм человека.
Цель: углубить и закрепить знания обучаемых о проявлениях влияния стресса на организм и психику человека.
Вопросы для обсуждения:
1. Влияние на организм человека.
2. Влияние стресса на психику человека.
Практическое занятие по теме № 8а. Объективные методы изучения стресса.
Цель: выработать навыки применения объективных методов диагностики стресса.
Учебные вопросы:
1. Методы наблюдения и беседы в диагностике стресса.
2. Полиграфический метод диагностики стресса.
Практическое занятие по теме № 8б. Субъективные методы исследования стресса.
Цель: выработать навыки использования субъективных методов исследования стресса.