Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Управление интеллектуальной собственностью



Как уже отмечалось, страны — участницы международных договоров язаны привести национальное законодательство в соответствие с ними и еспечить выполнение норм международных договоров, что возможно лько при действенной судебной системе. Тем самым международные язательства подразумевают существование эффективной государствен-ой системы управления интеллектуальной собственностью.

Управление интеллектуальной собственностьюэто комплекс мер, направленных на создание и использование объектов интеллектуальной собственности на уровне организаций, учреждений, предприятий, от­раслей промышленности, национальной экономики в целом.

Недостаточное внимание к интеллектуальному ресурсу сказывается на конкурентных позициях предприятий, на их экспортных позициях, на жизненном уровне общества, экономической, социальной и политичес­кой безопасности государства.

Страны с переходной экономикой имеют особенности, вызванные монополизацией социалистической экономики и политикой размещения производительных сил. Политические и социальные цели государства реа-ли ювывались, в частности, созданием в союзных республиках новых про­изводств для индустриализации регионов, увеличения занятости населе­ния и повышения жизненного уровня. Однако при этом не учитывалась


42 • Глава 1. Интеллектуальная собственность


§ 1.14. Управление интеллектуальной собственностью • 43


 


сложившаяся структура академической, вузовской и отраслевой науки, направлений проводимых научных исследований. В результате новые производства часто оказывались вне профессиональных интересов и воз­можностей ученых. С одной стороны, изменение тематики научных исследований требовало длительной напряженной работы и оказывалось невозможным из-за отсутствия научных школ и финансирования. С дру­гой — новые производства не нуждались в услугах специалистов, кото­рые не знали специфики конкретных технологий и даже их элементов, и могли выполнять лишь простые хоздоговорные работы, в основном в личных целях.

Новые производства создавались на основе разработок головных от­раслевых институтов, которые использовали как собственные, так и зару­бежные научно-технические достижения, поэтому часто научный потен­циал регионов не был востребован не только для функционирования, но и для совершенствования производств. Так возник естественный разрыв между наукой и производством.

От ученых требовали «внедрений» разработок в производство. Однако очень часто многим работникам науки либо нечего было внедрять, либо не было во что внедрять. Наука никогда не была и никогда не будет «непосред­ственной производительной силой». Наука возникла как средство позна­ния мира и формирования нового знания. Некоторые знания становятся основой технических разработок, которые оказывались реализованными в тех или иных изобретениях. Такие изобретения могут стать основой но­вых производств, технологий, товаров и услуг. Другими словами, наука имеет не прямое, а опосредованное влияние на общественное производство, на совершенствование техники и технологии.

Взаимосвязь науки и производства, сложившаяся в Советском Союзе и сохраняющаяся в странах с переходной экономикой, продолжает ска­зываться на результатах интеллектуальной деятельности ученых и изо­бретателей, конструкторов и инженеров. На основании исследований и разработок они создают изобретения, которые часто оказываются невос­требованными производством, потому что эти изобретения не соответ­ствуют потребностям производства. В результате патентуются изобрете­ния, которые производству не нужны.

Причина заключается не только в оторванности изобретений от по­требностей и нужд производства. Предприятия в рамках сложившейся мо­дели социалистического монополизма не заинтересованы в самосовер­шенствовании. Предприятия не находились в конкурентных условиях, поскольку государство оберегало их от внешней конкуренции торговыми и налоговыми барьерами, а внутренней конкуренции для многих произ­водств не было и не могло быть. В результате политики государственного монополизма у предприятий не было насущной необходимости в совершен­ствовании производства, поскольку не было конкуренции и ответственнос­ти за результаты своей деятельности — государство старалось не допустить


■оциального взрыва и возмещало издержки за счет более эффективно дей­ствующих предприятий.

Причины крушения Советского Союза в своей основе были не столько Политическими, сколько экономическими. Государственный монополизм И экстенсивный путь развития привели к тому, что планы и прогнозы ока­чивались невыполнимыми. Производство не было восприимчивым к на­учно-техническим достижениям, наука не могла стать «непосредственной производительной силой». Энерго- и ресурсопотребление в несколько раз превышало зарубежные показатели, а эффективность производств в не-i>ko раз уступала зарубежной. Качество продукции падало. Все меры рКазались тщетными — экономическое развитие останавливалось. Зару-жные производители переходили на новые технологии, которые для омышленности СССР стали недоступными. Микроэлектроника оказа-сь камнем преткновения для социалистического производства. Копиро-ние зарубежных интегральных микросхем было не только расточитель-IM, разорительным и позорным — оно оказалось возможным только до ределенной степени их интеграции. С этого момента развитие высоко-ехнологичных отраслей прекратилось. Об этом автор говорил почти 20 лет Гому назад, когда были надежды реализовать программу информатизации и массового производства персональных компьютеров'.

Основная причина гибели Советского Союза — это ошибочная госу­дарственная политика, ориентированная только на плановую экономиче­скую систему без рыночного механизма и конкуренции. Военизированная государственная власть, признающая только план и монополию, не смогла понять и использовать возможности, предоставляемые рыночной эконо­микой. Чего можно было бы добиться при рациональном использовании сырьевых, интеллектуальных и трудовых ресурсов, показывает Китай. Эта Страна не отказалась ни от социалистических целей, ни от партийного ру­ководства, однако она предоставила свободу экономическим отношениям. В результате Китай переживает бурный экономический, социальный и по­литический рост, обгоняя по многим показателям вчерашних фаворитов. ' Страны же с переходной экономикой продолжают следовать экономиче-г ской стратегии, погубившей Советский Союз. Если Россия, Украина, Казахстан и некоторые другие страны могут рассчитывать на свои сырье-мыс ресурсы, то для остальных государств повторение прошлого чревато i печальными последствиями.

В этой связи роль государства исключительно важна: если страны с переходной экономикой сумеют использовать свой интеллектуальный по-кициал в условиях либерализации экономических отношений, они могут быть уверенными в своей будущности и обладать политической, экономи­ческой и технологической независимостью. Правильная стратегия разви-гия неразрывно связана со всемерной поддержкой творческой научно-тех-

1 См.: Судариков С. А. Выставка или музей? // Народное хозяйство Беларуси. 1989. № 9. С. 22-23.


нической деятельности. Неразрывной частью такой стратегии является система управления интеллектуальной собственностью. Эта же стратегия должна получить свое развитие и конкретизацию на уровне отраслей об­щественного производства и на корпоративном уровне.

В странах с переходной экономикой существуют рудименты планового (прогнозного) руководства как на государственном, так и на отраслевом уровне. Однако даже в таких условиях многочисленные министерства и ве­домства недооценивают главную движущую силу любого общественного про­изводства — результаты интеллектуальной деятельности, прежде всего в сфере науки, техники и изобретательства, максимально приближенные к потребностям конкретных производств. В органах управления, отвечаю­щих за отрасли производства, фактически свернута исследовательская дея­тельность, патентные, лицензионные и маркетинговые исследования, ко­торые могли бы дать информацию о тенденциях как в отраслях, так и на отдельных предприятиях в стране и за рубежом. К сожалению, эта важней­шая деятельность не расширяется, не углубляется, а сокращается. Ряд ми­нистерств и ведомств не имеют не только патентно-лицензионных служб, но и специалистов в этой области. В таких условиях долгосрочное устойчивое развитие невозможно.

Важнейшим фактором экономической стратегии конкурентных про­изводств должно стать всемерное стимулирование создания и использования объектов интеллектуальной собственности. Однако большинство предпри­ятий не ведет научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ-и маркетинговых исследований, не имеет крупных патентно-лицедаион-ных подразделений. В результате предприятия не могут своими силами модернизировать производство, а для внедрения сторонних технологий отсутствуют не только инвестиции, но и результаты соответствующих патентно-лицензионных и маркетинговых исследований. Поэтому предприятия могут лишь «латать дыры» действующих технологий кон­кретного производства, уступая день за днем свои конкурентные преимущества на внешних рынках. Лишь на самых крупных, валоопре-деляющих предприятиях положение несколько лучше, однако действи­тельный потенциал управления интеллектуальной собственностью не реализуется и здесь.

Несмотря на заявления о важности государственного управления ин­теллектуальной собственностью, существует множество нерешенных проблем как на государственном, так и на отраслевом и корпоративном уровнях. Главная проблема заключается в том, что создается недостаточ­ное количество высококачественных и востребованных результатов интел­лектуальнойдеятельности, которые необходимы для совершенствования существующих и создания новых высокотехнологичных производств.

Результаты интеллектуальной деятельности необходимы для развития науки, культуры, совершенствования образования и иных сфер общест­венной деятельности. Поэтому очень важно понять, почему результатив­ность интеллектуальной деятельности не столь высока, как это необходи-


мо для устойчивого и высокотехнологичного развития. Остановимся на ной проблеме подробнее.

Важнейшие объекты интеллектуальной собственности создаются в ре-v и.тате творческой деятельности. Широкое развитие творческой деятель­ности немыслимо, если государство не создает соответствующих условий. \ любой стране существует система образования, научных исследований и >нзработок. Однако без развития творческой деятельности у государства нет будущего. Одних уверений в сохранении, развитии и преумножении интеллектуального потенциала недостаточно. Необходимо повысить не на | словах, а на деле престиж творческой деятельности. Без достойного фи-! нансирования это невозможно. Сейчас в списке приоритетных видов дея-гельности творческих профессий нет, что естественно при нищенской зар-I плате ученого и инженера, преподавателя и учителя.

Страны с переходной экономикой забыли опыт Советского Союза по | развитию образования, науки и техники. За несколько десятилетий из поч-I ти безграмотной страны возникла великая держава, достигшая передовых I позиций в науке и образовании, культуре и искусстве, технике и производ-I стве. Немалую роль сыграло и отношение государства к ученым и препода-I вателям, инженерам и учителям. Ученые и преподаватели вузов были од-I ной из самых высокооплачиваемых категорий советского общества. I Государство понимало, что только развитие науки и образования может [ обеспечить создание новой техники и производств.

Существовала эффективная система подготовки к творческой дея-I тсльности, прежде всего к научно-техническому и изобретательскому творчеству'. К сожалению, многие методики развития творчества забыты. Поэтому первоочередное стимулирование научно-технического и изобрета­тельского творчества является важнейшей государственной задачей.

Таким образом, на государственном уровне управления интеллекту­альной собственностью главное создать условия для всемерного развития научных исследований, разработок и изобретательской деятельности, соот­ветствующих потребностям современного производства.

В заключение необходимо кратко остановиться на проблемах, связан­ных с неадекватным пониманием инноваций.

Инновации — это иностранный синоним слов «нововведения» или «новшества». Инновационный путь развития представляет собой совер­шенствование прежде всего производственной сферы с использованием rex или иных новшеств.

Однако новшество новшеству рознь. Одно дело, когда предприятие со­вершенствует производство, используя новшества мирового уровня, а дру-Iroe — если инновации имеют уровень рационализаторских предложений, которые давно забыты или устарели. Поэтому термин «инновации» скры-


46 • Глава 1. Интеллектуальная собственность


§ 1.15. Роль и место интеллектуальной собственности в обществе • 47


 


вает уровень нововведений. Только нововведения мирового уровня могут обес­печить действительно инновационное развитие экономики.

Инновации мирового уровня обеспечиваются прежде всего патенто­ванными изобретениями. Патентование гарантирует, что техническое реше­ние имеет мировой уровень новизны, изобретательский уровень и про­мышленную применимость. Если предприятие модернизирует свое произ­водство на основе современных патентных или лицензионных решений, то это действительно инновационный путь развития. Если же оно «латает дыры», называя это инновациями, то оно вводит в заблуждение государст­во и общество. Лукавство с инновациями ведет к самым печальным по­следствиям, поскольку в конце концов предприятие потеряет все конку­рентные преимущества и окажется банкротом. Такие примеры хорошо известны.

Инновационный путь развития требует использования самых совер­
шенных разработок и изобретений. Возможность такого пути развития
определяется прежде всего масштабностью и уровнем научно-исследова­
тельских и опытно-конструкторских работ, реализуемых в запатентован^
ных технических решениях, т. е. изобретениях, соответствующих потреб­
ностям реального производства. /

Для инновационного развития основным условием его обеспечения является рациональная государственная система управления интеллекту­альной собственностью. Инновационный путь немыслим без всемерного развития и укрепления этой системы. Без интеллектуального элемента, без всемерной поддержки системы управления интеллектуальной собствен­ностью инновационное развитие невозможно. Врамках этой системы мож­но установить направления и тенденции развития отраслей и отдельных предприятий, определить направления рациональных инвестиций — в соб­ственные разработки или же в приобретение лицензий. Инвестиции долж­ны быть направлены на реализацию самых совершенных технических решений. Только в таком случае они могут способствовать инновациям, которые обеспечат устойчивое развитие государства и решение важней­ших социальных задач.

Таким образом, управление системой интеллектуальной собственности должно стать одним из приоритетных направлений развития стран с пере­ходной экономикой.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.