Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методические рекомендации для магистрантов по написанию и оформлению диссертации



 

1. При написании магистерской диссертации можно рекомендовать для работы различные виды периодических изданий.

 

Реферативные журналы издает Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) под заголовком "Реферативный журнал"

(РЖ). РЖ ВИНИТИ представляет собой многосерийное издание, состоящее из сводных томов и из отдельных выпусков.

 

Обзорные издания обычно обобщают сведения и сообщают о состоянии

или развитии какой-либо отрасли науки или практической деятельности, отражая все новое в ней, что сделано за определенный период времени.

 

Наиболее значительными обзорными изданиями являются сборники ВИНИТИ "Итоги науки и техники" (ИНТ), журналы: "Известия ВУЗов",

 

 

2. Электронные ресурсы:

 

Базы содержат титульные листы, библиографические данные, тексты

формул изобретений на русском языке, библиографические данные, и полные тексты описаний научных продуктов.

3. Способы поиска литературы.

К общепринятым способам поиска относятся:

а) использование библиотечных каталогов и указателей;

б) консультации с исследователями, экспертами или сотрудниками информационных служб;

в) реферативные журналы;

г) использование автоматизированных средств поиска (Internet);

д) просмотр периодической литературы.

 

4. Спланировать время на получение информации из различных источников и произвести оценку выбранных источников и пригодность собранных данных:

-определить временной интервал, который может быть отведен на поиск литературы, наметить дату завершения поиска;

-предусмотреть задержки в выдаче документов из отдельных источников информации.

 

Следует помнить, что поиску литературы должно предшествовать достаточно тщательное рассмотрение и обдумывание темы диссертации, формулирование цели и задач. Необходимость решения каждой из задач исследования должна быть подтверждена анализом информации.

 

5. Поддерживать точную и полную базу данных признанных полезными документов.

Не следует жалеть время на составление точной и полной картотеки на каждый источник. Оно будет компенсировано на последующих этапах, а особенно при составлении списка использованной литературы или библиографического отчета.

 

6. Составить и постоянно обновлять собственную библиотеку для быстрого отыскания нужной информации.

Отбор и изучение литературы следует начинать с общих теоретических

работ, чтобы получить представление об основных вопросах, в которых отражается выбранная тема. При этом следует, руководствоваться репутацией автора (научный, профессиональный авторитет, его принадлежность к той или иной научной школе) и издания, также качеством изложения интересующего вопроса. И только после этого производить поиск нового материала.

 

Официальные издания, публикуемые oт имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств, содержат сведения, точность которых не должна вызывать сомнений. Принадлежат к числу достоверных источников: монографии, содержащие полное и всестороннее исследование какой-либо темы; научные сборники трудов; описания педагогический технологий.

Одни из них могут содержать обоснованные, доказанные, апробированные

сведения, другие могут включать постановочные вопросы, предложения и т.п.

 

Часто встречаются статьи, в которых обосновываются и излагаются результаты завершенных исследований, включающие описание хода исследования и данные об апробации полученных результатов, об их возможной

реализации и экономической эффективности. Такие сведения свидетельствуют о научной и практической значимости статьи.

 

Следует выделить в отдельную группу статьи, в которых содержаться результаты незаконченных научных исследований. Такие результаты считаются предварительными и должны подвергаться особенно тщательному анализу и критической оценке.

 

Во всех случаях одновременно с регистрацией собранного материала следует вести его группировку, сопоставление, сравнение полученных данных и т.д. Это позволяет более коротким и правильным путем войти в круг рассматриваемых вопросов и существенно облегчает поиск.

 

Одной из важнейших задач при работе над литературой, является ее анализ. Всю собранную информацию следует классифицировать и систематизировать источники. Систематизацию источников информации можно производить двумя способами:

-хронологический порядок;

-тематика анализируемых вопросов.

В первом случае из полученной информации следует выделить научные

этапы, которые характеризуются качественными скачками в истории разработки данной темы.

На каждом этапе литературные источники необходимо подвергать критическому анализу. Критику недостатков следует производить корректно, приводя обоснованные аргументы, и соблюдая при этом принцип преемственности. Без прошлых исследований и достижений невозможно было бы ставить задачи на будущее.

 

При активном анализе у исследователя возникают собственные соображения, выявляются наиболее актуальные вопросы, формируется представление о состоянии вопроса.

 

Во втором случае вся информация систематизируется по вопросам разрабатываемой темы. При этом рассматривают последние издания научно-технической информации, по возможности монографии, в которых подведен итог исследований данного вопроса. Дополнительно выборочно анализируют источники, представляющие особый интерес. Этот способ обзора литературных источников более прост. Однако он менее полно позволяет проанализировать имеющуюся по теме информацию.

 

Поток научно-технической информации с каждым годом постоянно возрастает и носит лавинообразный характер. Часто перед исследователем встает вопрос о достаточности (или недостаточности) объема изученного материала по выбранной теме. Если изучать всю доступную информацию, то на это будет потрачено много времени. Однако это снизит вероятность ненужного повторения результатов других исследователей. Каких-либо четких рекомендаций и критериев по объему той информации, которую следует изучить, или по глубине ретроспекции практически нет. В этой ситуации следует придерживаться правила 20:80 (20% информации обеспечат 80% успеха).

Главным итогом анализа источников информации должно быть обоснование актуальности и перспективности предполагаемой цели и научного исследования. Каждый источник должен анализироваться с позиций его значения в решении и развитии данной темы. При этом разбирается роль теории, эксперимента и ценность практических рекомендаций.

 

На основе анализа литературных данных делаются обобщающие выводы, в которых подводится итог анализа. В выводах по обзору необходимо осветить следующие вопросы:

-актуальность и предполагаемая новизна темы,

-последние достижения в области теоретических и экспериментальных

исследования по теме;

-наиболее актуальные теоретические, экспериментальные задачи и производственные рекомендации, которые подлежат разработке в данный момент:

-техническая целесообразность этих разработок и ряд других вопросов,

отражающих сущность проблемы.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.