Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ



РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Самостоятельная работа студентов по написанию и оформлению текста диссертации играет важнейшую роль в подготовке магистранта к защите своей диссертации. Следует иметь в виду, что в процессе самостоятельной работы студенту необходимо иметь различные примеры, образцы, алгоритмы и пр., которые позволят ему действовать на первых порах, используя предлагаемые материалы как схемы. Именно с этой целью надо подобрать авторефераты, доклады, презентации, получившие ранее высокую оценку государственной аттестационной комиссии, и предложить студентам для изучения и использования в качестве примеров.

Немаловажной частью самостоятельной подготовки студентов к защите диссертации является участие в различных научных мероприятиях – конференциях, семинарах, заседаниях диссертационных советов, диспутах и пр. Однако это участие должно быть целенаправленным, четко ориентирующим студентов на решение конкретной учебной задачи. Например: выявить научные проблемы, требующие исследований; установить связь задаваемых вопросов с обсуждаемой проблемой; определить характер задаваемых вопросов; определить научную новизну результатов научных поисков и др.

Особенно полезно студентам побывать на защитах кандидатских диссертаций, где они смогут не только увидеть и услышать реализацию всех требований к диссертациям и соискателям, но и мысленно проверить себя, свой уровень готовности к защите, а также убедиться в таком важном требовании к соискателю, как проявление важных личностных качеств – толерантности, уважительности, тактичности, а также в проявлении присущего данной процедуре этикета.

 

СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аристер Н.И., Резник С.Д. Управление диссертационным советом: Практическое пособие Под общ. Ред. Проф. Ф.И. Шамхалова. – 3-е изд., перераб. И доп.. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 464 с.

2. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. - 11-е издание, дополненное. Издательство: Ось-89, 2011. - 224 с.

3. Кузин Ф.А.Диссертация. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. - 4-е издание, дополненное. Издательство: Ось-89, 2011, 448 с.

4. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для студентов – магистрантов. - Издательство: Ось-89, 1998. - 304 с.

5. Райзберг Б.А. Написание и защита диссертаций. Практическое руководство. Издательство: Маросейка, 2011 - 198 с.

6. Резник С.Д. Как защитить свою диссертацию. 3-е издание, переработанное и дополненное. Серия: Издательство: Инфра-М, 2011. - 352 с.

7. Стрельникова А.Г. Правила оформления диссертации. 2-е издание, дополненное. Издательство: СпецЛит, 2009. - 80 с.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Теоретическая часть

Основные вопросы:

1. Общая характеристика магистерской диссертации.

2. Требования к написанию и оформлению магистерской диссертации.

 

 

Магистерская диссертация является важнейшим средством овладения теоретическими и прикладными аспектами педагогической науки, выступает элементом методологической культуры выпускника. Успешная ее защита рассматривается в качестве основного обязательного вида государственной итоговой аттестации выпускников, служит подтверждением квалификационной характеристики магистра, является свидетельством его подготовленности к деятельности в сферах фундаментальных и прикладных педагогических исследований.

Магистерская диссертация представляет собой самостоятельно выполненную выпускную квалификационную работу, содержащую результаты

разработок по выбранной теме. Цель и задачи, поставленные и решенные в

ней, должны быть актуальны и выполнены на современном уровне развития науки и техники в рамках выбранного направления.

 

Полученные в магистерской диссертации результаты должны свидетельствовать о наличии у е. автора достаточных первоначальных навыков

самостоятельной научной работы в избранной области профессиональной

деятельности. Защита магистерской диссертации и получение степени магистра – это не конечная цель, а ступень в развитии специалиста.

 

Диссертация магистра может быть как самостоятельным научным исследованием, так и учебно-исследовательской работой, в основе которой лежит самостоятельная научная задача или уточнение уже известных разработок или решений. Признаком успешного выполнения диссертации является владение соискателем методологией научных исследований: вести научный поиск; анализировать состояние вопроса по исследуемой проблеме; ставить цель и формулировать задачи в виде конкретных педагогических задач; методически грамотно использовать научную литературу и методы теоретических и эмпирических исследований; проводить анализ результатов исследований и делать выводы; формулировать результаты научной новизны и практической значимости полученных результатов.

 

Автор диссертации должен показать свою квалификацию: логически

грамотно излагать полученные им результаты; аргументировать корректность использованных методик, достоверность и обоснованность основных

положений и выводов; отстаивать свою позицию в дискуссиях и на публичной защите; доказывать правильность выбора возможных решений; показать свою научную эрудицию и профессиональные компетенции; видеть перспективы дальнейшего развития работы.

 

1. Магистерская диссертация как квалификационная

научная работа

 

1.1 Общие положения

Магистерская подготовка в системе многоуровневого высшего образования РФ была учреждена Постановлением Государственного комитета РФ

по высшему образованию от 10 августа 1993 года № 42. В 2000-м году Министерство образование РФ определило требования к минимальной оснащенности и минимальной обеспеченности образовательного процесса высших учебных заведений, реализующих основные образовательные программы магистерской подготовки.

 

Обучение в магистратуре завершается защитой диссертации. Выпускная

квалификационная работа магистра (магистерская диссертация) представляет собой квалификационную научную работу, выполняемую на базе теоретических знаний и практических навыков, полученных студентом в течение всего срока обучения в университете (6 лет), самостоятельной научно-исследовательской работы, выполняемой в период обучения в магистратуре и прохождения практик.

 

Выполнение магистерской диссертации является заключительным этапом обучения студента в магистратуре и имеет своей целью:

 

-систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по соответствующему направлению образования и формирование навыков применения этих знаний при решении конкретных научных и производственных задач;

 

-развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методикой теоретических, экспериментальных и научно-практических исследований;

 

-приобретение опыта систематизации полученных результатов исследований, формулирование новых выводов и положений на основе результатов

выполненной работы;

-приобретение опыта публичной защиты выполненной работы.

 

Магистерская диссертация (МД), как самостоятельное научное исследование, квалифицируется как учебно-исследовательская работа, в основу которой заложено моделирование более или менее известных решений. Ее тематика и научный уровень должны отвечать образовательно-профессиональной программе обучения. Выполнение МД должно не столько решать научные проблемы или задачи, сколько свидетельствовать о том, что ее автор способен вести научный поиск, распознавать профессиональные проблемы, выявлять и формулировать научные задачи, знать методы и приемы их решения.

 

1.2. Основные характеристики магистерской диссертации.

 

Методологически выдержанная диссертационная работа характеризуется:

 

-корректной, научно обоснованной постановкой задачи (проблемы) ис…

следования, которая может быть решена с получением результатов, обла…

дающих признаками научной новизны, полезности и достоверности;

 

-построением предмета исследования как совокупности взаимосвязан…

ных подпроблем, при этом изучение выдвинутых вопросов обеспечивается не только в статике (содержание, форма), но и в динамике (законы и закономерности развития);

 

-построением теории, с помощью которой предмет исследования (изу…

чаемую проблему) можно описать, объяснить, вскрыть внутренний механизм явлений и противоречий, предсказать развитие процесса, выдать рекомендации по совершенствованию;

 

-обеспечением единства теории и практики (разработанная соискателем

теоретическая часть может быть использована для практики, анализа экспе

риментальных данных и формулирования новых рекомендаций);

 

-законченностью и цельностью исследования, приобретающего свойства

системы, в которой каждая отдельно взятая часть может быть понята и объ

яснена с позиций целого, а целое способно существовать и выполнять свои

функции лишь на базе своих компонентов;

 

-достоверностью полученных научных результатов, доказанных и про…

веренных теоретическими методами, экспериментальными исследованиями и практическими наблюдениями.

 

Методология научного исследования является организующим инстру…

ментом при выполнении диссертации и должна обеспечивать достижение

поставленных целей и решение сформулированных задач. Главное в иссле

довании – это творческий подход и получение качественных научных и практических результатов с минимальными затратами.

 

Актуальность и анализ информации по теме диссертационного

исследования диссертации

Актуальность темы диссертационного исследования означает, что поставленные в диссертации по выбранной теме цель и задачи, требуют скорейшего решения для практики или соответствующей отрасли науки.

 

Проблема диссертационного исследования должна логически вытекать

из установленного противоречия с точным вычленением того, что имеет отношение к науке, переведено в плоскость науки и сформулировано на языке науки. Сказанное поясняется схемой, приведенной ниже.

 

1. Анализ ситуации по теме диссертации

2. Противоречие известного и неизвестного

3. Проблема, решаемая в диссертации

4. Актуальность диссертации

Актуальность исследования не должна вызывать сомнения у специалистов и быть очевидна. Очевидность заключается в том, что специалист действительно осознает наличие проблемы по теме работы в исследуемой области знаний данной отрасли науки. Например, невозможно: на данном уровне

развития теории что-то объяснить; измерить с требуемой точностью; данные эксперимента не соответствуют пониманию процесса; очень дорого обходится производство данного продукта; существенно отстает качество при существующей технологии; не используются резервы; существует потребность в автоматизации и т.д.

При обосновании актуальности требуется целостное представление о развитии конкретной отрасли науки и направлении, представляющем данную

отрасль науки. Целостность достигается систематизацией объекта исследования, составлением классификаций, характеризующих направление научного исследования. Классификация позволяет в целом изложить понимание направления развития и более подробно остановиться на той области, где находится предмет исследования диссертанта, который формулируется как тема работы.

Необходимо обратить внимание как на недостаток то, что часто обосновывается актуальность только направления исследования как целой отрасли

науки и не приводится обоснование конкретно выбранной соискателем темы.

Диссертант часто не останавливается на актуальности предмета исследования диссертации — новом знании об объекте исследования. Новое знание, получаемое диссертантом, сам подход ее решения, пути достижения результата, метод исследования могут представлять значительный интерес, иногда не только для отдельной отрасли знания, но и для науки в целом.

 

Следует отметить, что иногда тема диссертации может показаться на первый взгляд неактуальной вследствие отсутствия должного ее обоснования. Актуальность диссертации должна быть наглядно показана и предполагает ее увязку с важными научными и прикладными задачами. В сжатом изложении показывается, какие задачи стоят перед теорией и практикой в аспекте выбранной темы исследования при конкретных условиях; что сделано предшественниками (в общем, конспективном изложении) и что предстоит сделать в данном диссертационном исследовании.

 

На этом этапе исследования темы формулируется противоречие — важная логическая форма развития. Противоречие может состоять в различном

понимании и объяснении физики протекания процесса, в точках зрения о зависимости или не зависимости каких-то величин от таких-то факторов. В менее «строгом» смысле противоречие проявляется как несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями, но обязательно относительно одного объекта исследования. Это выражается, прежде всего, в необходимости научного подхода в изменяющихся условиях к практическим задачам в сложных системах различного рода, решение которых до настоящего момента никем не было получено.

На основе выявленного противоречия формулируется проблема диссертационного исследования. Проблема в научном смысле — это объективно

возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых имеет практический или теоретический интерес. Она выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является следствием новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний.

 

Актуальность темы диссертации обосновывается в научном и в прикладном значениях.

 

Актуальность в научном аспекте означает, что:

-разработки по данной теме требуются для объяснения новых фактов;

-уточнение, развитие и разрешение проблемы диссертации возможны и

остро необходимы в современных условиях;

-теоретические положения диссертации позволят снять существующие

разногласия в понимании процесса или явления;

-гипотезы и закономерности, выдвинутые в диссертационной работе, позволяют обобщить известные ранее и полученные соискателем эмпирические данные, предсказать протекание явлений и процессов.

Актуальность темы в прикладном аспекте означает, что:

-задачи прикладных исследований требуют разработки вопросов по данной теме;

-существует настоятельная потребность решения задач диссертации для

нужд общества, практики и производства;

-диссертация по данной теме существенно повышает качество разработок творческих и научных коллективов в определенной отрасли знаний;

 

-новые знания, полученные в диссертационной работе, способствуют

повышению квалификации кадров или могут войти в учебные программы

обучения студентов.

Тема диссертации становится интересна, актуальна, может содержать

существенные элементы новизны, если соискателю удается обеспечить выполнение ряда требований:

-включить в научный оборот новейшие результаты исследований в смежных областях других наук, примыкающих к отрасли научных исследований, так как на стыках наук часто выявляются новые важные открытия;

-создать новые методы исследования или принципы разработки, технологические или методические приемы, новые конструкции, схемы, структуры, применительно к конкретной области практического применения; методические исследования тоже могут служить основой диссертационной работы, если проводятся на достаточно высоком теоретическом уровне, экономически обоснованы, имеют прикладное значение;

-пересмотреть старые открытия, разработки, приемы, способы устройства с новых теоретических позиций, взглядов, с привлечением новых существенных факторов, выявленных автором. В истории науки и техники есть

немало замечательных примеров, когда пересмотр старых научных достижений под новым углом зрения давал исключительные результаты.

 

Обзор и анализ информации по теме диссертационного исследования

. Информация может быть:

-обзорная – вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных

документов;

-релевантная – информация, заключенная в описании прототипа научной задачи;

-реферативная – вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах;

-сигнальная – вторичная информация различной степени свертывания,

выполняющая функцию предварительного оповещения;

-справочная – вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний.

Обзор и анализ информации по теме диссертационного исследования

нужно выполнять по следующим правилам.

1. Определить цель поиска опубликованной информации.

При написании диссертации это в дальнейшем понадобится для анализа

изученности темы диссертационной работы и формулирования и уточнения цели и задач исследования.

2. Установить виды изданий, в которых публикуется достоверная

информация по теме, пригодная для анализа. Поиск видов изданий может идти по нескольким направления: статьи в реферируемых журналах, монографии и учебники, государственные и отраслевые стандарты, отчеты НИР; теоретические и технические публикации, патентная информация и другие.

 

Серьезное внимание при постановке задач следует уделить определению

условий и ограничений. Эта процедура позволяет оценить возможности и реальность решения научной задачи. Ограничения могут быть во времени, материальные, информационные, энергетические. Опускаясь на уровень ниже, до более глубокого содержания научного поиска, можно выявить особенности, которые будут отличать от других предлагаемую автором методологию, структуру, технологию, конструкцию и т.д.

 

В работе формулируется несколько задач, что связано с различными аспектами общей проблемы: необходимостью развития теоретических положений предмета исследования, проведением экспериментов, математическим моделированием, разработкой новых методов, разработкой рекомендаций по использованию новых знаний и др. Эту информацию удобно представлять в виде «дерева».

 

В основе идеи использования «дерева» лежит один из принципов логического мышления, сформулированный в работе «Рассуждение о методе» Ре

не Декартом: «…делить каждое из исследуемых мною затруднений на

столько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления».

 

Дерево целей - это граф в виде иерархической структуры, которая выражает отношения между вершинами, выполняющими функции целей (задач) или их составляющих, которые необходимо решить для достижения главной (общей) цели. Цели разделяются на подцели, а задачи – на подзадачи и далее на подцели и подзадачи нижележащих уровней .

 

«Дерево» тесно увязывает между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии. При этом цель высшего порядка соответствует вершине «дерева», а ниже по уровням располагаются цели (зада

чи), с помощью которых обеспечивается достижение целей (задач) вышестоящих уровней.

 

Построение «дерева» выполняется в следующей последовательности:

 

1. Определение главной (общей) цели

2. Разделение общей цели на подцели (1-ый уровень)

3. Разделение подцелей 1-го уровня на подцели 2-го уровня

4. Разделение подцелей 2-го уровня на подцели 3-го уровня

………..

Формулировки целей должны включать:

-содержание цели (Что должно быть для этого сделано? Что должно

быть достигнуто?);

-срок выполнения цели;

-масштаб цели (в каком объеме должна быть достигнута цель?).

Построение дерева целей идет «сверху вниз», то есть от общей цели к

частным, путем их декомпозиции и редукции. Достижение главной (общей) цели обеспечивается за счет реализации целей первого уровня. В свою очередь, каждая из этих целей декомпозируется на цели следующего, более низкого уровня. При этом должен соблюдаться принцип полноты редукции:

каждая цель данного уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы их совокупность полностью определяла понятие исходной цели. Исключение хотя бы одной подцели лишает полноты или меняет само понятие исходной цели.

 

Определение предмета исследования диссертации - это развертывание и

конкретизация научной проблемы исходя из поставленных задач и объекта

исследования. Возможны различные варианты формулирования предмета исследования диссертации

 

Если работа в большей степени теоретическая (например: обобщение

некоторого представления об объекте диссертации, создание нового подхода, исследование математических зависимостей, доказательство гипотезы, определение некоторых элементов в теории и т.п.), то в определении предмета исследования могут быть слова «исследование», «моделирование», «расчет», «решение», «задача». В определении предмета исследования может быть формулировка отличительной особенности решения.

 

В том случае, если исследование в основном ориентировано на решение

прикладной задачи, то в определении предмета исследования рекомендуется использовать слова «разработка», «способы», «методика». Способы, устройства, методики, подходы могут быть конкретизированы в названии с указанием той прикладной задачи, решение которой они обеспечивают. Предмет исследования можно представлять в виде моделей прикладного или теоретического характера, которые анализируются, исследуются, адаптируются к конкретным прикладным задачам.

 

Наиболее простой способ построения предмета исследования состоит в

том, что соискатель отбирает перечень вопросов, подлежащих рассмотрению, и выстраивает их в той последовательности, в которой они будут решаться (т.е. составляется структурно-логическая схема диссертации). Каждый пункт дополняется характеристикой научной новизны и практической значимости.

 

Соискатели, квалифицированно и добросовестно подходящие к построению предмета исследования, заметно выигрывают в сроках выполнения

и качестве работы. После четкого формулирования предмета исследования

могут выдвигаться гипотезы.

 

Гипотез. — это предположение о причине, которая вызывает данное

следствие. Рабочая гипотеза является обоснованным предположением о вероятной причине возникновения, развития физического процесса или явления. Для нее характерным должно быть выдвижение новых идей, новых закономерностей и новых научных результатов. В основе гипотезы является научная фантазия, интуитивная догадка, предвидение хода и результата тех или иных процессов. Однако не всякое предположение может быть гипотезой. Существуют требования, по которым она выбирается или «конструируется».

Гипотеза должна:

-учитывать известные законы, но не подстраиваться к ним, не искать

абсолютного соответствия;

-объяснять все факты, характеризующие проблему (задачу);

-быть принципиально проверяемой, т.е. следствиям, которые из нее выводятся, должны соответствовать определенные практические эффекты;

-строится по принципу максимально возможной простоты;

-быть логически непротиворечивой (ее собственные внутренние элементы должны представлять систему строго согласованных элементов на едином

логическом основании).

 

Гипотетическое объяснение должно быть построено по методологии научного объяснения – причины, факторы, зависимости и т.д.

В процессе познания каждая гипотеза подвергается проверке, в результате которой устанавливается, что следствия, вытекающие из гипотезы, действительно совпадают с наблюдаемыми явлениями, что данная гипотеза не

противоречит никаким другим гипотезам, которые считаются уже доказанными. Категоричность в оценке гипотез недопустима. Существует принцип: конечная научная ценность гипотетического знания не зависит от степени обоснования гипотезы в момент оценки. Для подтверждения правильности гипотезы необходимо убедиться не только в том, что она не противоречит действительности, но и в том, что она является единственно возможной и с ее помощью вся совокупность наблюдаемых явлений находит себе вполне достаточное объяснение. Разработанная гипотеза позволяет установить «центральный» вопрос проводимых исследований, решение которого определяет и обеспечивает достижение поставленной цели исследования.

С накоплением новых фактов одна гипотеза может быть заменена другой

лишь в том случае, если эти новые факты не могут быть объяснены старой

гипотезой или ей противоречат. При этом часто старая гипотеза не отбрасывается целиком, а только исправляется и уточняется. По мере уточнения и исправления гипотеза превращается в теорию или закон.В зависимости от выбранной темы магистерской диссертации объем экспериментальных исследований может быть различным. В некоторых случаях, например, для подтверждения рабочей гипотезы достаточно лабораторного эксперимента. При слабой изученности процесса необходимо провести серию экспериментальных исследований: предварительные (поисковые), лабораторные на экспериментальных образцах, производственные на реальных объектах. С целью исключения излишних затрат времени, труда и средств экспериментальные исследования должны быть качественно спланированы, определена их цель и четко сформулированы задачи.

 

Проведение любого эксперимента чаще всего осуществляется в следующей последовательности:

 

-формулируется рабочая гипотеза, подлежащая экспериментальной

проверке;

-определяются варьируемые параметры, пределы и шаг их изменения;

-выбираются средства измерения и при необходимости разрабатывается

экспериментальный стенд;

-разрабатывается программа экспериментальных работ, включающая

обоснование объема эксперимента, повторяемости и числа опытов, последовательности их проведения;

-обосновываются способы обработки и анализа экспериментальных

данных.

 

Важнейшим этапом подготовки эксперимента является определение его

целей и задач. Наиболее наглядной формой их представления является древовидная структура. При построении дерева следует сформулировать цели эксперимента, определить ряд задач для достижения целей, выбрать средства для решения задач. Количество задач не должно быть слишком большим, обычно 3-5, редко 8-10.

Для контроля правильности построения дерева целей и задач могут использоваться следующие вопросы:

"Как, каким образом достигается?" - при переходе с верхнего иерархического уровня дерева на нижний;

 

"Зачем осуществляется?" - при переходе с нижнего иерархического

уровня дерева на верхний.

Выбор варьируемых параметров (факторов) эксперимента заключается в

установлении основных и второстепенных характеристик, влияющих на исследуемый процесс. Данная процедура реализуется в два этапа.

На первом этапе производится анализ исследуемого процесса. Для этого

можно воспользоваться методикой построения моделей в виде "черного ящика", то есть описать выходы и входы данного процесса, без раскрытия его внутренней структуры.

На втором этапе необходимо ранжировать входные параметры (факторы). Основным принципом установления важности данного параметра является степень его влияния на формирование выходов исследуемого процесса. Ранжирование позволяет исключить из эксперимента опыты с малозначимыми факторами и значительно сократить объем исследований. В случаях,

когда сложно однозначно ранжировать факторы, следует провести поисковый эксперимент. Для этого изучают процесс от какой-то одной переменной при постоянных остальных. Однако такой принцип ранжирования оправдывает себя только в тех случаях, когда факторов немного. Если же входных параметров более пяти целесообразно применять методику планирования эксперимента.

 

Разработка программы проведение эксперимента заключается в определении последовательности (очередности) выполнения опытов и наблюдений, детальном описании каждой операции с учетом выбранных средств для

проведения эксперимента и контроля его результатов.

При разработке программы эксперимента необходимо учитывать, чтобы

его результаты удовлетворяли трем статистическим требованиям: во-первых, требованию эффективности оценок, то есть минимальность дисперсии отклонения относительно неизвестного параметра; во-вторых, требованию состоятельности оценок, то есть при увеличении числа наблюдений оценка параметра должна стремиться к его истинному значению; в-третьих, требованию несмещенности оценок, то есть отсутствие систематических ошибок в процессе вычисления параметров. Важнейшей проблемой при подготовке и проведении эксперимента является совместимость этих трех требований.

Название диссертации – это «визитная карточка» готового научного

труда, когда одни из начальных предположений подтвердились, а другие были отвергнуты. Экспертиза диссертации на всех этапах аттестации начинается именно с названия.

 

Научная новизна – это одно из главных требований, предъявляемых к

магистерским диссертациям. Это значит, что диссертация должна содержать новое решение научной задачи или новые научно обоснованные разработки, обеспечивающие решение прикладных задач. Новизна может быть связана как со старыми идеями, что выражается в их углублении, конкретизации, дополнительной аргументации, показом возможного использования в новых условиях, в других областях знания и практики, так и с новыми идеями, выдвигаемыми лично соискателем. О существенности решаемой научной задачи можно судить по его влиянию на развитие науки и технологии.

 

Выявить и определить новизну позволяет следующее:

 

-обстоятельное изучение литературы по предмету исследования с анализом его исторического развития ( необходим исключать такую ситуацию, когда за новое положение выдается известное, но не оказавшееся в поле зрения магистранта при изучении литературы);

 

-рассмотрение существующих точек зрения, критический анализ и сопоставление которых в свете задач диссертации часто приводят к новым или

компромиссным решениям;

 

-вовлечение в научный оборот нового цифрового и фактического материала;

-детализация известного процесса, явления (подробный анализ практически любого интересного в научном отношении объекта приводит к новым

полезным результатам, выводам, обобщениям).

 

Элементы новизны, которые могут быть представлены в диссертационной работе:

 

-новый объект исследования, т.е. задача, поставленная в диссертации,

рассматривается впервые;

 

-новая постановка известных проблем или задач (например, сняты допущения, приняты новые условия);

 

-новый метод решения;

 

-новое применение известного решения или метода;

 

-новые следствия из известной теории в новых условиях;

 

-новые результаты эксперимента, их следствия;

 

-новые или усовершенствованные критерии, показатели и их обоснование;

 

-разработка оригинальных математических моделей процессов и явлений, полученные с их использованием данные;

 

При обосновании новизны научных результатов, по-видимому, некорректно приводить в качестве доказательства новизны указание на наличие у

магистранта патента. Новизной в данном случае является новая идея, позволившая получить патент.

 

Не менее важным критерием качества диссертационной работы является

критерий практической значимости исследования. Полезность результатов

диссертации в обязательном порядке устанавливается и обосновывается.

 

В качестве аргументов при обосновании практической значимости

диссертационных исследований можно отнести наличие:

 

-положительных результатов использования разработок диссертации в

обществе, производстве, отрасли науки, какой-либо практике;

 

-положительных эффектов от использования изобретений и полезных

моделей;

 

-практических рекомендаций для построения некоторой системы, сценария по достижению результата;

 

-предложений, позволяющих совершенствовать методику исследования,

технологию производства, точность измерений;

 

-знаний, моделей программ ит.п., полезных для использования в учебном процессе.

 

Наличие в магистерской диссертации обоснованных и квалифицированно аргументированных признаков научной новизны и практической значимости диссертационного исследования являются важнейшими критериями

оценки диссертации в целом.

 

В заключении и выводах по диссертации дается оценка полученных результатов, формируются общие выводы по работе, часть из которых долж

на определять научную новизну, другая - практическую ценность. Их число не должно превышать 5-6. . В них в сконцентрированном виде должны быть изложены полученные новые научные знания и практические результаты.

Рекомендуется следующая схема представления выводов. В первых пунктах перечисляются результаты, представленные в данном разделе (главе) диссертации; этим очерчивается рассматриваемый предмет научного исследования.

Затем один или несколько пунктов могут более глубоко раскрывать новое

научное знание, давать уточнение, определяющее его уникальность и отличие от известных положений (научная новизна). В выводах должна подтверждаться достоверность и обоснованность научных положений, полезность их практического использования. Между пунктами выводов должна просматриваться связь, последовательность, иерархия по степени их важности.

 

Следует различать выводы, изложенные в заключении диссертации, от

выводов и рекомендаций, сделанных к каждой главе. Если первые в большей степени обобщают результаты диссертационной работы, то последние должны быть более конкретными, раскрывать сущность нового научного знания с указанием деталей, особенностей и новизны конкретных результатов исследования.

 

 

Грубой ошибкой диссертанта является представление в заключении вместо выводов краткого изложения представленных в диссертации этапов исследования. Выводы должны содержать то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты диссертационной работы. Они должны отражать логику проведенного исследования и в достаточной степени охватывать результаты достижения поставленной цели и задач.

 

При подготовке и оформлении диссертации нужно руководствоваться приводимыми в данном пособии требованиями. Однако эти требования не

должны ни в коей мере сковывать творческую инициативу автора в процессе самого исследования и при изложении полученной информацию и в виде текстового и иллюстративного материала ( методы исследования, поиска и принятия решений, структура и логическое построение материала и т.д.).

Диссертация оформляется в виде, который позволяет судить о том, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, самостоятельно полученные магистрантом, а также их научная новизна и/или практическая значимость.

 

К наиболее типичным ошибкам при подготовке и оформлении диссертации следует отнести:

 

-цель и задачи исследования не обоснованы критическим анализом литературы;

-не показаны в полном объеме конкретные результаты теоретических и

экспериментальных исследований;

 

-не приводятся принятые при исследовании допущения;

 

-отсутствуют данные по оценке достоверности полученных результатов наблюдений;

 

-отсутствуют или поверхностны выводы по отдельным главам диссертации;

 

-общие выводы не соответствуют поставленным цели, задачам и научной новизне и/или практической значимости диссертации;

 

-нарушается нумерация страниц, рисунков и таблиц;

 

-не всегда делаются ссылки на источники, из которых взята информация;

 

-отсутствуют ссылки на публикации автора диссертации;

 

-нет ссылок на Приложения;

 

-небрежное оформление (грамматические и стилистические ошибки,

низкое качество иллюстративного материала и т.п.).

 

Значительное количество недостатков и ошибок можно избежать, придерживаясь требований и рекомендаций, изложенных в предлагаемом пособии. Содержание пособия поможет магистранту ориентироваться в значительном числе вопросов, которые могут возникнуть в процессе подготовки, оформления и защиты диссертации, и позволит в должной мере реализовать свои знания и творческие возможности.

 

 

2. Требования к написанию и оформлению магистерской диссертации.

 

Защита магистерской диссертации завершает обучение в магистратуре и

в результате соискателю присуждается академическая степень "Магистр педагогического образования".

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.