Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формирование учителем (психотерапевтом) у себя мотивации на постоянное развитие своих личностных, профессиональных качеств и на самопознание



 

Уровни мотивации:

- отрицательная (работа воспринимается как обуза, как тяжелая необходимость);

- пассивная (позиция конформиста – “я как все”);

- средняя (некоторая заинтересованность своей работой, периодическое новаторство, иногда – обучение, курсы, литература...);

- повышенная (увлеченность, активный поиск новой информации, энтузиазм);

- высокая (человек “живет” этой информацией; вдохновение, видение смысла своей жизни через передачу знаний).

 

Сложности в формировании мотивации:

 

Для того, чтобы перейти с отрицательного, пассивного или среднего уровней мотивации (столь распространенных среди школьных учителей) к повышенному и высокому уровню (находясь на которых только и возможно начать двигаться к реализации мастерства), необходима серьезная работа, осложненная многими обстоятельствами. Так, многие люди могут быть несчастны, могут работать плохо, сами же страдать от этого, но не осознавать этот факт и даже отрицать его, прикрываясь рационализациями типа “у меня все нормально”. Осознать факт своего непрофессионализма, страданий и несчастий (т.е. непрофессионализма в жизни) чрезвычайно сложно, потому что тогда придется жить с мучительным знанием о своей личностной и профессиональной неадекватности. Есть люди, которые все-таки осознают, что они непрофессиональны и неадекватны, но считают, что так и должно быть, что “такова судьба” и т.п. Сделать шаг к осознанию, что это не так, тоже сложно, так как тогда им придется признать, что они не такие, какими могли бы быть. Есть и такие, которые осознают, что они непрофессиональны и несчастны, понимают, что так не должно быть, но не видят никакой альтернативы. Прозреть альтернативу им тоже очень сложно, так как тогда придется столкнуться с фактом, что у них не хватает сил, чтобы двигаться к этой альтернативе. Есть и такие, которые видят альтернативу, но склонны считать, что у них нет сил достичь ее, так как признав, что силы все таки есть, уже нельзя будет дать себе послабление и придется выкладываться и работать; другие верят и в свои силы, хотят меняться и расти, но не знают как это делать...

Иными словами, формированию высокой мотивации на личностный и профессиональный рост препятствует множество иррациональных страхов, внутренних противоречий, нехватка энергопотенциала, а зачастую элементарная лень...

Методы формирования мотивации:

 

Формирование высокой мотивации у учителя (психотерапевта) – процесс сложный и длительный, требующий комплексного подхода. Чем на более ранней стадии подготовки специалистов этот вопрос возникнет, тем больше будет шансов на то, что учитель (психотерапевт) будет работать неформально, творчески и продуктивно. Методы формирования (вернее проявления) мотивации[35] базируются на механизмах, описанных нами в главах: “Механизмы применения интегративных технологий” и “Методология психотерапии”. Вообще развитие этих методов представляется нам одной из наиболее актуальных задач для практической психологии и педагогики.

 

2.2. Формирование учителем (психотерапевтом) у себя рабочего состояния(состояния “предельного включения”, оптимальной “настройки восприятия”).

 

Уровни рабочего состояния:

– отрицательное (погруженность в свои проблемы, взвинченность или апатия, эмоциональная неустойчивость);

– пассивное (жесткость и стереотипность реакций, неустойчивое внимание, периодические отвлечения на свои проблемы, не очень устойчивое эмоциональное состояние);

– среднее (способность к сосредоточению на работе, переключению от своих личных проблем, мыслей, эмоций);

– повышенное (высокая работоспособность, эмоциональная саморегуляция, хороший уровень внимания, адекватное реагирование на ситуацию);

– высокое (“стирание” своих личностных особенностей, неограниченное владение вниманием и его масштабами.Принятие учеников (клиентов) и ситуаций такими, как они есть (и не только ментально), утонченное восприятие наблюдательность по отношению к малейшим нюансам в процессе взаимодействия);

– идеальное (реализованная И.С.).

 

Сложности в формировании рабочего состояния:

 

– наличие у учителя (психотерапевта) ряда нерешенных личных проблем;

–наличие проблем со здоровьем;

–утомляемость, недостаток энерго- потенциала;

–наличие жестких установок и стереотипов в восприятии и реагировании;

– отсутствие у многих учителей (психотерапевтов) базовых навыков саморегуляции своего состояния.

Методы формирования рабочего состояния:

 

Формирование рабочего состояния – сложный многоступенчатый процесс, включающий в себя работу с коррекцией личных проблем, комплексы оздоровительных и тонизирующих технологий, работу по освобождению от жестких стереотипов восприятия и реагирования и обучение навыкам саморегуляции. В качестве одного из методов, способствующих формированию рабочего состояния, можно предложить авторскую методологию, основанную на поэтапном освоении учителем (психотерапевтом) все более качественных уровней внимания и чувствительности, коррекции личных проблем и обучении решению внутренних и внешних конфликтов, оптимизации своего состояния. В каждом конкретном случае обучение индивидуально.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.