Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ



 

Агнозия - нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга, человек утрачивает способность к анализу и синтезу поступающей информации.

Аграфия - нарушение письма, при котором ученик не может овладеть навыком соединять буквы в слоги, слова, при этом наблюдается перестановка и пропуск букв и слогов, искажение слов. Списывание готового текста при этом доступно.

Акалькулия - нарушение способности к счету, которое возникает вследствие недоразвития или очагового поражения теменно-затылоч-ных областей левого полушария головного мозга.

Акцентуация характера - чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избранной уязвимости личности по отношению к определенного рода психотравмирующим воздействиям и устойчивости к другим.

Алалия - нарушение речи у детей при сохраненном слухе и отсутствии органического поражения интеллекта. Алалия бывает: 1) моторная, при которой сохраняется понимание речи, но нарушается ее произносительная сторона; 2) сенсорная, при которой отсутствует понимание речи и нарушается ее произносительная сторона. Причиной алалии является органическое повреждение речевых областей коры головного мозга во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах развития, до овладения речью.

Алексия - нарушение способности читать, которое возникает вследствие органического поражения речевых зон коры мозга.

Амнезия - расстройство памяти, неспособность к воспоминанию.

Анамнез - подробные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, получаемые врачом, педагогом, психологом от ребенка, родителей, об истории развития ребенка на всех этапах его жизни.

Аномальные дети - дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами.

Асфиксия - удушье. Асфиксия у детей при рождении наступает вследствие прекращения поступления кислорода из организма матери через плаценту, когда легочное дыхание самого ребенка еще не возникло. При асфиксии останавливается дыхание, нарушается сердечная деятельность.

Аутизм - состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.

Афазия - нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария головного мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности, выражающееся в неспособности построить осмысленную фразу.

Аффект - нервно-психическое возбуждение, возникающее при травмирующих обстоятельствах. В состоянии аффекта контролирующая деятельность головного мозга несколько ослабляется. Аффект сопровождается побледнением или покраснением лица, сужением или расширением зрачков, дрожанием губ и конечностей. Аффект чаще наблюдается у лиц с неустойчивой нервной системой.

Гидроцефалия - водянка мозга, выражающаяся в избытке спинномозговой жидкости в полости черепа.

Дебильность - легкая степень умственной отсталости.

Девиантное поведение - отклоняющееся поведение.

Деменция - слабоумие как следствие недоразвития высших психических функций.

Депривация - психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.

Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание головного мозга, при котором вследствие поражения двигательных центров мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения (плохая координация движений, паралич конечностей).

Дефект - физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

Дидактогения - негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны педагога (акцент внимания на дефект).

Дисграфия - нарушение письма, выражающееся в замене букв, в пропуске и перестановке букв и слогов, в слиянии слов, что связано с недоразвитием устной речи и недоразвитием фонематического слуха.

Дисморфобия - болезненное переживание своего физического несовершенства, недостатков внешности.

Задержка психического развития (ЗПР) - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка.

Идентификация - логическая операция, установление равнозначности объектов, условий и т.д. на основе знаний существенных признаков и их сопоставления.

Импульсивность - особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием обстоятельств или эмоций.

Инфантилизм - сохранение в организме и психике человека особенностей и черт характера, присущих более ранней детской стадии развития.

Истерия - функциональное нервно-психическое состояние, проявляющееся в изменении характера и поведения, в стремлении быть в центре внимания; повышенная внешняя чувственная окраска переживаний.

Катамнез - сведения, получаемые о больном после окончания лечения. Периодический сбор информации о ходе обучения, трудовой жизни учащихся, находившихся под специальным наблюдением.

Компенсация - возмещение, выравнивание, развитие нарушенных функций, перестройка сохраненных функций для замещения нарушенных.

Коррекция - совокупность педагогических и лечебных мер, направленных на исправление недостатков в развитии и поведении ребенка.

Лабильность - понятие лабильности используется для обозначения скорости, с которой физическая система реагирует на раздражение и возвращается в исходное состояние.

Логопед - специалист-педагог, занимающийся исправлением речевых дефектов у детей.

Макроцефалия - непропорциональное увеличение головы вследствие избыточных размеров головного мозга или гидроцефалии.

Менингит - воспаление оболочек головного и спинного мозга.

Мутиэм - прекращение речевого общения с окружающими вследствие какой-либо психической травмы. Мутизм носит временный характер и относится к группе невротических реакций.

Негативизм - любое необоснованное, немотивированное сопротивление воздействию других людей; наблюдается как при патологическом нарушении характера и поведения, так и у нормальных детей при неправильном воспитании.

Олигофренопедагогика - отрасль коррекционной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, обучения и пути коррекции развития умственно отсталых детей.

Онтогенез - процесс развития индивидуального организма. В психологии под онтогенезом подразумевается формирование основных структур психики в течение детства индивида.

Патогенез - раздел патологии, изучающий взаимосвязь внутренних механизмов, лежащих в основе возникновения и развития болезненного процесса в организме.

Педагогическая запущенность - устойчивое отклонение в сознании и поведении детей, обусловленное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания.

Персеверация - навязчивое повторение одних и тех же движений, образов, мыслей.

Праксис - способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.

Психокоррекция - направление реабилитационной и коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, целью которой является предупреждение и преодоление отклонений в психическом развитии личности.

Психопатия - психическое заболевание, проявляющееся в практически необратимой выраженности свойств характера, препятствующих адекватной адаптации человека в социальной среде.

Реабилитация - восстановление пригодности, система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

Реактивные состояния - психические расстройства, возникающие в связи с тяжелыми переживаниями, проявляются в виде депрессии, эмоционального шока, страхов, навязчивых состояний.

Ретардация - незавершенность отдельных этапов развития, при которой происходит смена более ранних форм развития более прогрессивными.

Ригидность - непластичность, неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.

Ринолалия - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные дефектами речевого аппарата.

Соматический - телесный.

Фонематический слух - способность к слуховому восприятию звуков речи, имеющая большое значение для овладения звуковой стороной языка.

Церебральный - мозговой.

Энурез - недержание мочи.

Этиология - учение о причинах болезни.

Эхопраксия - подражательный автоматизм, автоматическое повторение движений и действий других людей.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3

 

Глава I. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК

.. О ЧЕЛОВЕКЕ..................................................................................................... 5

1. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.............................................................. 5

Сущность коррекционно-педагогической деятельности с детьми

... и подростками................................................................................................ 5

Принципы коррекционно-педагогической деятельности............................... 12

Содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности 17

2. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ....... 20

3. ВЗАИМОСВЯЗЬ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ЗНАНИЙ...................................................................................................... 25

4. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ...................................................................................................................... 28

Зарождение государственной системы предупреждения и преодоления отклонений в развитии и поведении у детей и подростков.............................................. 29

Становление теоретических основ коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками................................................................................. 33

Развитие коррекционной педагогики как области педагогического знания. 43

 

Глава II. РЕБЕНОК С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ –ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................................................................................ 46

1. ПОНЯТИЯ «НОРМА» И «АНОМАЛИЯ» В ПСИХИЧЕСКОМ

...... И ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА............................................... 46

Проблема «норма-аномалия» как междисциплинарная проблема............... 46

Психологический аспект проблемы «норма - аномалия».............................. 50

Кризисы развития детей школьного возраста............................................... 53

Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте........................ 60

Критерии явления «норма-аномалия»............................................................ 66

2. ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ

...... С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ............................ 69

Психологические «портреты» детей с проблемами в развитии.................... 69

Проблемы эмоционального развития в детском возрасте............................. 76

Характерологические и поведенческие отклонения в развитии детей и подростков 82

Природа детской агрессивности..................................................................... 88

3. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА...................................................................................................................... 95

Источники и механизмы развития личности ребенка.................................... 95

Влияние средовых факторов на развитие личности ребенка...................... 103

Эмоциональный контакт с близкими людьми - источник полноценного развития ребенка....................................................................................................... 108

Психологический климат школы как фактор развития личности ученика. 114

 

Глава III. ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ........................................ 121

1. ВИДЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.................................................................................................................... 121

2. ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.................................

...... В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ................................................ 124

3. СПЕЦИФИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ................................................................ 139

4. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

...... С ДЕТЬМИ В КЛАССАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ......... 145

Организационно-педагогические основы создания классов компенсирующего обучения..................................................................................................... 145

Принципы развивающего обучения............................................................. 147

Психологические основы организации и осуществления коррекционно-развивающего обучения..................................................................................................... 151

Практика проведения коррекционно-развивающего обучения

... в компенсирующем классе......................................................................... 155

Взаимосвязь темпа умственного развития и обучаемости ребенка............ 159

 

Глава IV. ПРОФИЛАКТИКА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ.......................... 164

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ................................................................. 164

Отклоняющееся поведение как психолого-педагогическая проблема........ 164

Подходы к классификации видов отклоняющегося поведения................... 167

Психолого-педагогическая характеристика девиаций в поведении несовершеннолетних.................................................................................................................... 172

2. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 176

Подростковый возраст - «период бурь и страстей».................................... 176

Акцентуации характера у подростков.......................................................... 181

Социально-педагогические причины отклоняющегося поведения

... подростков................................................................................................. 185

Роль стихийно-группового общения в формировании личности подростков 191

3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ..................................... 198

Коррекция отклоняющегося поведения подростков в учебном процессе.. 198

Воспитательно-коррекционная работа с подростками во внеурочной работе 203

4. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ............................ И КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ................................................................. 209

Сущность профилактической работы с несовершеннолетними.................. 209

Коррекция общения и семейных взаимоотношений подростков и родителей 212

Переориентация направленности группового общения подростков.......... 216

 

Глава V. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................ 224

1. УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...................................................................................... 224

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА................................ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 234

3. ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (КОМИССИЯ) И ЕЕ РОЛЬ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА...................................................................... 240

4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 245

 

СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ....................................................... 255

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.