Агнозия - нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга, человек утрачивает способность к анализу и синтезу поступающей информации.
Аграфия - нарушение письма, при котором ученик не может овладеть навыком соединять буквы в слоги, слова, при этом наблюдается перестановка и пропуск букв и слогов, искажение слов. Списывание готового текста при этом доступно.
Акалькулия - нарушение способности к счету, которое возникает вследствие недоразвития или очагового поражения теменно-затылоч-ных областей левого полушария головного мозга.
Акцентуация характера - чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избранной уязвимости личности по отношению к определенного рода психотравмирующим воздействиям и устойчивости к другим.
Алалия - нарушение речи у детей при сохраненном слухе и отсутствии органического поражения интеллекта. Алалия бывает: 1) моторная, при которой сохраняется понимание речи, но нарушается ее произносительная сторона; 2) сенсорная, при которой отсутствует понимание речи и нарушается ее произносительная сторона. Причиной алалии является органическое повреждение речевых областей коры головного мозга во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах развития, до овладения речью.
Алексия - нарушение способности читать, которое возникает вследствие органического поражения речевых зон коры мозга.
Амнезия - расстройство памяти, неспособность к воспоминанию.
Анамнез - подробные сведения об условиях возникновения и протекания болезни, получаемые врачом, педагогом, психологом от ребенка, родителей, об истории развития ребенка на всех этапах его жизни.
Аномальные дети - дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами.
Асфиксия - удушье. Асфиксия у детей при рождении наступает вследствие прекращения поступления кислорода из организма матери через плаценту, когда легочное дыхание самого ребенка еще не возникло. При асфиксии останавливается дыхание, нарушается сердечная деятельность.
Аутизм - состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.
Афазия - нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария головного мозга (у правшей) и представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности, выражающееся в неспособности построить осмысленную фразу.
Аффект - нервно-психическое возбуждение, возникающее при травмирующих обстоятельствах. В состоянии аффекта контролирующая деятельность головного мозга несколько ослабляется. Аффект сопровождается побледнением или покраснением лица, сужением или расширением зрачков, дрожанием губ и конечностей. Аффект чаще наблюдается у лиц с неустойчивой нервной системой.
Гидроцефалия - водянка мозга, выражающаяся в избытке спинномозговой жидкости в полости черепа.
Дебильность - легкая степень умственной отсталости.
Девиантное поведение - отклоняющееся поведение.
Деменция - слабоумие как следствие недоразвития высших психических функций.
Депривация - психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.
Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание головного мозга, при котором вследствие поражения двигательных центров мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения (плохая координация движений, паралич конечностей).
Дефект - физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.
Дидактогения - негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны педагога (акцент внимания на дефект).
Дисграфия - нарушение письма, выражающееся в замене букв, в пропуске и перестановке букв и слогов, в слиянии слов, что связано с недоразвитием устной речи и недоразвитием фонематического слуха.
Дисморфобия - болезненное переживание своего физического несовершенства, недостатков внешности.
Задержка психического развития (ЗПР) - особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка.
Идентификация - логическая операция, установление равнозначности объектов, условий и т.д. на основе знаний существенных признаков и их сопоставления.
Импульсивность - особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием обстоятельств или эмоций.
Инфантилизм - сохранение в организме и психике человека особенностей и черт характера, присущих более ранней детской стадии развития.
Истерия - функциональное нервно-психическое состояние, проявляющееся в изменении характера и поведения, в стремлении быть в центре внимания; повышенная внешняя чувственная окраска переживаний.
Катамнез - сведения, получаемые о больном после окончания лечения. Периодический сбор информации о ходе обучения, трудовой жизни учащихся, находившихся под специальным наблюдением.
Компенсация - возмещение, выравнивание, развитие нарушенных функций, перестройка сохраненных функций для замещения нарушенных.
Коррекция - совокупность педагогических и лечебных мер, направленных на исправление недостатков в развитии и поведении ребенка.
Лабильность - понятие лабильности используется для обозначения скорости, с которой физическая система реагирует на раздражение и возвращается в исходное состояние.
Логопед - специалист-педагог, занимающийся исправлением речевых дефектов у детей.
Макроцефалия - непропорциональное увеличение головы вследствие избыточных размеров головного мозга или гидроцефалии.
Менингит - воспаление оболочек головного и спинного мозга.
Мутиэм - прекращение речевого общения с окружающими вследствие какой-либо психической травмы. Мутизм носит временный характер и относится к группе невротических реакций.
Негативизм - любое необоснованное, немотивированное сопротивление воздействию других людей; наблюдается как при патологическом нарушении характера и поведения, так и у нормальных детей при неправильном воспитании.
Олигофренопедагогика - отрасль коррекционной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания, обучения и пути коррекции развития умственно отсталых детей.
Онтогенез - процесс развития индивидуального организма. В психологии под онтогенезом подразумевается формирование основных структур психики в течение детства индивида.
Патогенез - раздел патологии, изучающий взаимосвязь внутренних механизмов, лежащих в основе возникновения и развития болезненного процесса в организме.
Педагогическая запущенность - устойчивое отклонение в сознании и поведении детей, обусловленное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания.
Персеверация - навязчивое повторение одних и тех же движений, образов, мыслей.
Праксис - способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.
Психокоррекция - направление реабилитационной и коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, целью которой является предупреждение и преодоление отклонений в психическом развитии личности.
Психопатия - психическое заболевание, проявляющееся в практически необратимой выраженности свойств характера, препятствующих адекватной адаптации человека в социальной среде.
Реабилитация - восстановление пригодности, система медико-педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.
Реактивные состояния - психические расстройства, возникающие в связи с тяжелыми переживаниями, проявляются в виде депрессии, эмоционального шока, страхов, навязчивых состояний.
Ретардация - незавершенность отдельных этапов развития, при которой происходит смена более ранних форм развития более прогрессивными.
Ригидность - непластичность, неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.
Ринолалия - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные дефектами речевого аппарата.
Соматический - телесный.
Фонематический слух - способность к слуховому восприятию звуков речи, имеющая большое значение для овладения звуковой стороной языка.
Церебральный - мозговой.
Энурез - недержание мочи.
Этиология - учение о причинах болезни.
Эхопраксия - подражательный автоматизм, автоматическое повторение движений и действий других людей.
Содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности 17
2. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ....... 20
3. ВЗАИМОСВЯЗЬ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ЗНАНИЙ...................................................................................................... 25
4. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ...................................................................................................................... 28
Зарождение государственной системы предупреждения и преодоления отклонений в развитии и поведении у детей и подростков.............................................. 29
Становление теоретических основ коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками................................................................................. 33
Развитие коррекционной педагогики как области педагогического знания. 43
Глава II. РЕБЕНОК С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ –ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................................................................................ 46
1. ПОНЯТИЯ «НОРМА» И «АНОМАЛИЯ» В ПСИХИЧЕСКОМ
...... И ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ РЕБЕНКА............................................... 46
Проблема «норма-аномалия» как междисциплинарная проблема............... 46
Психологический аспект проблемы «норма - аномалия».............................. 50
Кризисы развития детей школьного возраста............................................... 53
Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте........................ 60
3. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА...................................................................................................................... 95
Источники и механизмы развития личности ребенка.................................... 95
Влияние средовых факторов на развитие личности ребенка...................... 103
Эмоциональный контакт с близкими людьми - источник полноценного развития ребенка....................................................................................................... 108
Психологический климат школы как фактор развития личности ученика. 114
Глава III. ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ........................................ 121
1. ВИДЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.................................................................................................................... 121
2. ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.................................
...... В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ................................................ 124
3. СПЕЦИФИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ................................................................ 139
4. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
...... С ДЕТЬМИ В КЛАССАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ......... 145
Организационно-педагогические основы создания классов компенсирующего обучения..................................................................................................... 145
Психологические основы организации и осуществления коррекционно-развивающего обучения..................................................................................................... 151
Практика проведения коррекционно-развивающего обучения
... в компенсирующем классе......................................................................... 155
Взаимосвязь темпа умственного развития и обучаемости ребенка............ 159
Глава IV. ПРОФИЛАКТИКА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ.......................... 164
Роль стихийно-группового общения в формировании личности подростков 191
3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ..................................... 198
Коррекция отклоняющегося поведения подростков в учебном процессе.. 198
Воспитательно-коррекционная работа с подростками во внеурочной работе 203
4. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ............................ И КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ................................................................. 209
Сущность профилактической работы с несовершеннолетними.................. 209
Коррекция общения и семейных взаимоотношений подростков и родителей 212
Глава V. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................ 224
1. УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...................................................................................... 224
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА................................ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 234
3. ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (КОМИССИЯ) И ЕЕ РОЛЬ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА...................................................................... 240
4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ПОДДЕРЖКИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 245
СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ....................................................... 255