Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Переориентация направленности группового общения подростков



 

В системе предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения подростков важную роль играет работа по нейтрализации, переориентации или коррекции группового общения несовершеннолетних, которая играет довольно существенную роль как в десо-циализации, так и в дезадаптации личности подростка.

При организации коррекционно-педагогической работы с группами подростков с девиантным поведением необходимо учитывать ряд социально-педагогических условий:

во-первых, групповое общение педагогически запущенных подростков связано с их межличностными отношениями в классном коллективе, и наоборот, на взаимоотношения подростка с одноклассниками ощутимое влияние оказывает группа свободного общения. Намечая пути оптимизации группового общения несовершеннолетних, необходимо учитывать эту взаимосвязь и так строить коррекционную работу с подростком вне школы, чтобы она являлась продолжением воспитательного процесса с ним в классном коллективе;

во-вторых, групповые нормы и ценности оказывают довольно сильное влияние на формирование сознания и поведения педагогически запущенных подростков, следовательно, воспитательное воздействие школы, оказываемое на них, преломляется через групповые нормы и ценности и интерпретируется соответствующим образом. Поэтому коррекцию поведения девиантного подростка нельзя вести, не влияя в целом на группу, на содержание и направленность группового общения;

в-третьих, групповое общение педагогически запущенных подростков - это свободное, неформальное общение, и попытка его трансформировать, возвести в ранг официальной группы чаще всего приводит к появлению рядом с ними новых групп свободного общения. Следовательно, оставляя за подростками право свободного выбора партнеров по общению, необходимо умело корректировать структуру круга их общения, развивать общественно значимые интересы и потребности;

в-четвертых, как педагогически запущенные подростки, так и их групповое общение оказывают сопротивление прямому воспитательному воздействию. В связи с этим организация работы с ними должна строиться на сочетании как прямого, так и опосредованного, косвенного воздействия на содержание и направленность группового общения педагогически запущенных подростков.

Следовательно, прежде чем приступить к коррекционно-педагогической работе с группой подростков, необходимо определить:

во-первых, направленность группы, что хочет, к чему стремится большинство членов группы, каковы их главенствующие интересы, какие цели их объединяют, что вызывает разногласия;

во-вторых, структуру группового общения, взаимоотношения между членами группы, кто занимает лидирующее положение, кто отвержен и бесправен, кто верховодит;

в-третьих, деятельность группы: какой вид ведущей деятельности объединяет группу, по каким мотивам каждый член группы участвует в этой деятельности, кто добивается наибольших, а кто наименьших успехов, какие виды деятельности служат группе в качестве развлечения, какие - для выработки характера, какие - для реализации интересов;

в-четвертых, отношение группы с окружающим миром (замкнутость, кастовость, враждебность), отношение к школе, к другим группам сверстников, к классному коллективу.

Определив исходные данные группы, выяснив характер и содержание направленности группового общения несовершеннолетних, намечается логика и последовательность коррекционно-педагоги-ческой работы с группой:

• постановка перед группой подростков целей и задач, которые могли бы их увлечь и потребовать от каждого положительного поведения, активизации социально ценной деятельности (спортивная деятельность несовместима, например, с курением и употреблением спиртных напитков);

• оздоровление атмосферы в группе путем переключения ее с асоциальной деятельности на общественно значимую (нарушители дисциплины следят за порядком в школе, дежурят на перекрестке в составе отрядовЮИД);

• изменение направленности группы путем удовлетворения ее притязаний при определенных условиях (разрешить тусовки при соблюдении дисциплины и порядка после сборов) и т.д. Вместе с тем предлагаются и конкретные пути преодоления отрицательной направленности групп при учете социальных условий: привлечение группы к интересному, увлекательному делу без разрушения установившихся дружеских связей (конкурс музыкальных ансамблей тинейджеров);

• преодоление ложной романтики накалом спортивной борьбы, здорового соревнования, путем сотрудничества в полезных делах, подбора дел и заданий повышенной трудности, которые требуют от всех участников большого напряжения, и др.

При выборе организационных форм, путей и способов коррек-ционно-педагогического воздействия на групповое общение деви-антных подростков необходимо исходить из целесообразности их применения в условиях того или иного региона, эффективности в переориентации личности подростков с отклоняющимся поведением.

Выбор организационных форм чаще всего зависит от традиций школы, социально-педагогических условий микрорайона, от пространственных и структурных особенностей внешкольного общения педагогически запущенных подростков, от конкретной обстановки в микрорайоне школы.

Одной из таких организационных форм коррекционно-педаго-гической деятельности с подростками может быть создание зоны педагогического влияния школы. Это территория микрорайона, прилегающая к школе и являющаяся сферой особой заботы коллектива, сферой приложения сил детей и подростков, полем социальной и общественно полезной активности.

Руководители школ, педагогические коллективы понимают, что если оставить микрорайон школы без педагогического внимания, то сила его негативного воздействия на сознание и поведение подростков резко возрастет. Поэтому зона педагогического влияния призвана помочь школе в решении многих вопросов, в том числе и проблем организации досуга ребят в микрорайоне, в создании различных клубов и кружков, в проведении соревнований, конкурсов, смотров и экскурсий, в окружении заботой о пенсионерах и малышах - дошкольниках, живущих в микрорайоне или находящихся в детских образовательных учреждениях.

Ранее было отмечено, что общение педагогически запущенных подростков отличается по типу в зависимости от уровня их педагогической запущенности, от этапа формирования группы. Опираясь на данные психолого-педагогической характеристики особенностей группового общения педагогически запущенных подростков, мы предлагаем следующий вариант переориентации группового общения и коррекции отклоняющегося поведения подростков в условиях зоны педагогического влияния.

Группы с общественно нейтральным типом общения обычно находятся на начальном этапе педагогической запущенности, у них нет пока ярко выраженных асоциальных действий, но у них нет и положительной основы в общении.

Для группы с таким типом общения необходимы изменения структуры круга общения, наполнение его положительным содержанием, перемена сферы деятельности, которая по-новому могла бы раскрыть этих подростков, дала бы возможность изменить мнение о них у сверстников и окружающих, помогла бы самоутвердиться, изменить свой статус в классном коллективе.

Это все можно сделать в школе путем изменения отношения одноклассников к педагогически запущенным подросткам, оказывания им помощи в учебной деятельности, включения их в коллективную творческую работу и др. Однако этот путь не всегда дает положительный результат. Обычно общественное мнение о таких ребятах в классе уже сложилось и его перестройка требует затраты определенных усилий. Поэтому нужна ситуация, где подростки чувствовали бы себя свободнее, естественнее, но могли бы быть увидены и оценены сверстниками, одноклассниками. Здесь наиболее удачными условиями является их деятельность в зоне педагогического влияния школы. Она сохраняет силу воздействия классного коллектива за пределами школы, но способ влияния коллектива, система общения между подростками и условия проявления их личностных качеств меняются.

Подросток находится в кругу одноклассников, на виду у них, в то же время условия микрорайона помогают ему проявиться с той стороны, с которой его еще не знают в классе, а следовательно, возникает возможность для самоутверждения и повышения своего статуса в коллективе в нестандартных условиях, в благоприятном кругу общения. Это может быть шефская работа над малышами, помощь ветеранам, работа по благоустройству микрорайона и др.

Систематическая работа группы в микрорайоне школы изменяет отношение к ней в классном коллективе, наполняет положительным содержанием их свободное общение, подключает к этому процессу семьи ребят, изменяет направленность группового общения, формирует правильные взаимоотношения как в самой группе, так и группы с классным коллективом, включает общественно значимые, положительные ориентации в общение подростков.

Следовательно, для переориентации группы с невысоким уровнем педагогической запущенности, соответствующим общественно нейтральному типу общения, достаточно усилий классного коллектива в нестандартных условиях вне школы, в ее микрорайоне, вовлечение педагогически запущенных подростков в систему коллективных творческих дел, имеющих общественно значимую ценность.

Для групп с переходным типом общения, постепенно отходящих от дел и забот класса, требуются усилия, привлечение воздействия общешкольного коллектива, помощь со стороны общественности. Для изменения ценностных ориентации и направленности группового общения в группе переходного типа необходимо, опираясь на положительные интересы группы, вовлечь их в первичный коллектив или группу организованного общения на правах микроколлектива, что позволит, не разрывая отношений между членами групп, изменить вид их деятельности и характер поведения.

Основой коррекционно-педагогической деятельности с такими группами могут стать подростковые клубы по интересам. Они дают возможность сохранить структуру группового общения, позволяют вести более пристальное наблюдение за содержанием общения, изменять ценностные ориентации группового общения. Детские клубы по месту жительства определяются как самодеятельные внешкольные учреждения, организующие досуг детей в микрорайоне. Создаются они при домоуправлениях под руководством и при педагогическом содействии местных органов народного образования.

Интересы детей и подростков определяют профиль клуба и содержание его работы - стержень, вокруг которого складывается вся деятельность подростков в клубе. Детские клубы могут быть как одно-, так и многопрофильные.

В группе свободного общения осуществляется процесс самоопределения и самоутверждения подростков, здесь они проходят школу социализации, здесь возникают прямой обмен мыслями, взглядами, чувства общности и сопереживания, формируются взаимные оценки. Поэтому суть воспитательной работы заключается в том, чтобы найти ту форму организации, которая позволила бы ненавязчиво оказывать воспитательно-коррекционное воздействие на групповое общение педагогически запущенных подростков. Практика показала, что деятельность клуба должна быть органически связана со школой, ею направляться и контролироваться, опираться на помощь общественных организаций, шефов школы, учитывать особенности семейного воспитания.

 

Примером организации такой воспитательно-коррекционной работы может быть деятельность подросткового клуба «Романтик» в микрорайоне одной из школ.

В этом клубе велась поисковая работа по изучению истории партизанского движения в Курской области, разрабатывались маршруты поиска. В целях подготовки к походам проводились туристские занятия, соревнования по хоккею, футболу (в командах старались сохранить принцип группового общения подростков), проводились встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками партизанского движения. Организовывался культурный досуг подростков — встречи с интересными людьми, экскурсии, культпоходы, вечера отдыха. В воспитательной работе немаловажную роль играла трудовая деятельность подростков по благоустройству микрорайона, она объединяла ребят, помогала осознать значимость своей деятельности в микрорайоне. В клубе работали кружки спортивного ориентирования, самбо, фотокружок, кружок технического творчества и др.

В организационном плане при работе с группами переходного типа общения для изменения ценностных ориентации в их общении использовалось влияние как групп организованного общения, коллективов клубов по интересам, так и общешкольного коллектива.

Более трудоемкая работа, требующая усилий широкого круга общественности и сочетания индивидуальных и групповых форм деятельности, проводилась с группами, имеющими асоциальный тип общения. Основная часть работы по коррекции общения педагогически запущенных подростков, входящих в группы с асоциальным типом общения, осуществлялась коллективом молодых взрослых и педагогическим отрядом студентов, имеющими свои традиции, интересный вид деятельности и широкий круг общения.

Студенческий педагогический отряд «Факел», работающий в микрорайоне школы, состоит из студентов педагогического университета, в него входят представители общественности, закрепленные в качестве шефов за подростками, состоящими на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

Педотряд имеет два основных направления работы. Первое — оказание содействия школе в организации учебно-воспитательного процесса с подростками как внутри школы, так и в микрорайоне. Второе — индивидуально-групповое шефство над педагогически запущенными подростками и группами.

С группой асоциального типа общения, как правило, ведут работу несколько человек — членов педотряда, шефствующих над педагогически запущенными подростками в рамках летней социально-педагогической практики.

Коррекция группового общения педагогически запущенных подростков проходит в несколько этапов. Вначале идет этап нейтрализации асоциального общения, который включает в себя установление контактов группы подростков и группы педотряда, проведение совместных дел (турпоходов, вылазок, прогулок и т.д.), обсуждение совместных дел, беседы на различные темы, попытку на примере своих взаимоотношений, суждений и взглядов вызвать интерес у подростков к тем или иным явлениям жизни. Когда контакт установлен и у подростков появился интерес к шефам, возникает взаимодействие, что не всегда происходит одновременно у всех членов группы, после этого начинается второй этап — коррекции группового общения, он строится на расширении круга общения подростков и изменении его структуры. Делается попытка преодолеть замкнутость группового общения, его отгороженность, внести в него новые связи, новые отношения: познакомить ребят с жизнью студенческих коллективов, показать интересные стороны их жизни. Подростков приглашают на студенческие вечера, на дискотеки, на спортивные соревнования, занятия секций, научных кружков.

Предыдущая деятельность студентов педотряда была направлена на заполнение свободного времени подростков, но далее были необходимы кардинальные действия по включению подростков в общественно полезную деятельность. На третьем этапе — переориентации группового общения — ребята были включены в группы организованного общения, в частности в клуб «Романтик», где от них требовалось не только наблюдение, не только присутствие, но и участие в жизни клуба, подбор в соответствии с их интересами заданий, вовлечение в практическую деятельность по созданию материальной базы клуба, по организации и проведению соревнований и общеклубных дел. Каждому из группы поручалось выполнение какого-либо дела (например, подготовка к турпоходу или вечера туристской песни).

 

Совместные дела, общие заботы, нестандартность обстановки, расширение взаимосвязей и взаимоотношений, круга общения позволяют вначале нейтрализовать отрицательную направленность групп свободного общения, наполнить их жизнь положительным содержанием, а затем придать их деятельности общественно значимую направленность. Таким образом, групповое общение педагогически запущенных подростков можно контролировать, им можно управлять. Для этого необходимо учитывать уровень их педагогической запущенности, тип группового общения, характер и содержание внешкольного общения подростков с отклоняющимся поведением.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Что такое девиантное поведение?

2. Какова взаимосвязь педагогической запущенности, трудновоспитуемо-сти и отклоняющегося поведения подростков?

3. Назовите причины и условия отклоняющегося поведения подростков?

4. Охарактеризуйте психобиологические причины девиантного поведения несовершеннолетних.

5. Какова роль социально-педагогических факторов в формировании отклоняющегося поведения подростков?

6. Как осуществляются профилактика отклоняющегося поведения подростков и ее взаимосвязь с коррекционно-педагогической деятельностью?

7. Охарактеризуйте основные направления превентивно-коррекционной работы с несовершеннолетними.

8. Назовите отличительные особенности коррекционно-педагогической работы с подростками в учебно-воспитательном процессе.

9. Перечислите и дайте характеристику методам и педагогическим приемам коррекции отклоняющегося поведения подростков.

 

Рекомендуемая литература

 

Актуальные вопросы формирования интересов в обучении: Учеб. пособие / Под ред. Г.И.Щукиной. - М., 1984.

Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. - М., 1979.

Алмазов Б.Н., Грищенко Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. - Свердловск, 1987.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания: Избр. психол. тр.: В 2 т. - М., 1980. - Т. 1.

Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.,1993.

Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 1993.

Блонский П.П. Трудные школьники. - М., 1930.

Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988.

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо. - М., 1984.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986.

Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. - М., 1982.

Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. - 2-е изд. - М., 1994.

Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. - М., 1986.

Липник В.Н. Взрослые за детей в ответе. - Л., 1979.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.

Лутанский В.Д., Пшебилъский П.Г. Методические рекомендации по воспитательной работе с педагогически запущенными подростками в учреждениях интернатного типа. -Л., 1979.

Миньковский Г.М. Профилактика правонарушений среди молодежи. - Киев, 1985.

Мясищев В.Н. Трудные дети и школа // Трудные дети в массовой школе. - Л., 1933.

Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. - М., 1984.

Никитин А.Ф. Положительные взаимоотношения трудных подростков с коллективом класса как фактор их перевоспитания. - М., 1974.

Перфилъская Д. Так называемые «трудные» // Народное образование. -1966.-№4.

Поварицына В.А. Воспитательная работа школы с трудными учащимися. -Челябинск, 1984.

Потанин Г.М., Косенко В.Г. Психолого-коррекционная работа с подростками. - Белгород,1995.

Система психолого-педагогических мероприятий по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений учащихся различных возрастных групп/ Под ред. А.С.Белкина. - Свердловск, 1985.

Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М., 1997.

Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1971.

Тарас А.Е. Педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних. - Минск, 1982.

Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. -М.,1995.

Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1987.

Цетлин B.C. Предупреждение неуспеваемости учащихся. - М., 1989.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.