Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Как справиться с волнением



1.Первое, что поможет Вам справиться с волнением и прибавит уверенно­сти в себе – тщательная предварительная подготовка темы. Как лучше подгото­вить свою речь?

Тщательно выберите тему выступления. Если выбор зависит от Вас, оста­новитесь на том, что Вы хорошо знаете, что Вас интересует. Тогда это, возмож­но, будет интересно и значимо для других.

Сузьте тему своего выступления, чтобы она поддавалась управлению и представляла наибольший интерес.

Решите: описываете ли Вы предмет, разъясняете что-либо в нем, оспари­ваете ли некую точку зрения, либо излагаете новую версию.

Говорите только то, что досконально знаете. Имейте в виду аргументы за и против Вашей точки зрения.

Соберитесь с мыслями. Если сможете, выделите пару дней и подумайте над своей будущей речью, как обычно Вы обдумываете повседневные дела. Сделайте общий черновой набросок речи, подготовьте тезисы.

Изберите способ выступления. Говорите, заглядывая в конспект, но избе­гайте чтения текста. Использование конспекта очень действенно, так как ваша речь звучит естественно, слова приходят словно сами собой. Нецелесообразно прибегать к запоминанию написанного текста, это очень сковывает оратора, не дает возможности откликаться на реакцию аудитории.

Потренируйтесь в произнесении своей речи. Произнесите ее перед семьей или друзьями, либо воспользуйтесь магнитофоном, чтобы проконтролировать качество выступления и его хронометраж. Чем больше практики, тем лучше получится выступление.

2. Прежде, чем реально выйти на сцену, сделайте "мысленный выход", проконтролируйте 7 параметров ситуации общения. Определите цель, которую Вы хотите достичь (например: хочу, чтобы аудитория после моего выступления заплакала, или пошла бить стекла, или хочу произвести хорошее впечатление, или убедить в своей точке зрения и т.д.). В зависимости от этого Вы выберите позицию в общении (Р, Д, В) и продемонстрируете ее аудитории невербально.


Например, застегнутый пиджак – официальное сообщение и официальная по­зиция Р. В этой позиции достаточно сложно идти навстречу аудитории, труднее убедить ее, привлечь на свою сторону. Если же по отношению к аудитории Вы решили занять позицию В, то невербально Вы продемонстрируете комплекс "идем вместе": пиджак расстегнут, руки и ноги не скрещены.

3. "Мы строим "дом".

И вот Вы уже на сцене, один на один с аудиторией, а волнение все же ско­вывает Вас. Обратитесь к аудитории, не обязательно словами, точнее, лучше не словами, а невербально. Вы вышли на сцену, покажите, что Вы здесь хозяин. Подержите паузу примерно 30 секунд (пауза в 10 секунд всегда "работает" на Вас), проверьте есть ли мел, готова ли доска, если Вы предполагаете ими вос­пользоваться, "поработайте" с микрофоном, если Вы будете им пользоваться. Вспомните, как выходят на сцену артисты. Редко, кто начинает свое выступле­ние с ходу. Как правило, они начинают невербально "обживать" пространство сцены, где им предстоит работать, они как бы строят "дом", стены которого, как известно, помогают. Постройте и Вы такой дом, почувствуйте себя в нем уютно и уверенно

4. "Движение – это жизнь".

Продолжаем Ваше выступление. Вы уже пять минут, как говорите, но вол­нение все еще мешает Вам, Ваша речь и движения скованы, и выступление да­ется Вам с трудом. Обратите внимание на пальцы рук. Расслабьте их. Если пальцы напряжены или сжаты в кулак – это ведет к смыканию голосовых свя­зок, провоцирует мышечный зажим. Чтобы полились слова, человека надо "трясти, как мешок с картошкой", т.е. надо постоянно двигаться на сцене. Не обязательно ходить из угла в угол, движения могут быть мелкими, не очень за­метными, но они должны быть!

Есть контакт!

Остановимся подробнее на проблеме контакта с аудиторией.

1. Эффективная жестикуляция.

Вспомните: 60 % впечатления о Вас создается Вашим невербальным пове­дением, поэтому самый надежный способ установления контакта с аудиторией – грамотно организованное невербальное общение. Наладьте зрительный кон­такт с отдельными слушателями. С первых минут продемонстрируйте аудито­рии свою открытость, свой настрой на общение с ней. Избегайте жестов и поз закрытости, агрессивности, недоверия, неуверенности. Например, заведение рук за спину отдалит Вас от аудитории, затруднит контакт. Жестикулировать лучше двумя руками. Если Вы хотите привлечь внимание "занятой" аудитории, и в этом случае Вас выручит выразительная жестикуляция, которая акцентиру­ет внимание слушателей на определенных фразах ("когда я говорил им об этом, у всех стало вот такое – соответствующий жест и мимика – изумленное лицо").

2. Знайте свою аудиторию.
Спросите себя: "Кто мои слушатели?" Если Вы затрудняетесь ответить на


этот вопрос, попытайтесь представить группу из двух-трех человек, к которым Вы будете обращаться. Принимайте во внимание следующие характеристики своей аудитории:

-возраст;

-уровень образования;

-профессия;

-цель прихода людей на Ваше выступление;

-уровень заинтересованности в Вашей теме;

-уровень осведомленности в Вашем вопросе.

Если это возможно, не пожалейте времени и заранее поговорите с теми людьми, к которым Вы собираетесь обратиться, чтобы лучше узнать свою ау­диторию. Это поможет Вам лучше понять, как лучше общаться с этой конкрет­ной аудиторией. Вы проконтролируете фактор ситуации общения и сможете эффективно спланировать будущее выступление.

Возможно, у этой аудитории есть какая-то история ее возникновения и развития, возможно Вы найдете некие общие события, которые связывают Вас с аудиторией. Поговорите какое-то время не о себе и предмете своего выступ­ления, а об аудитории, о Ваших слушателях, выскажите свое мнение о ней – это станет хорошей основой для контакта с аудиторией.

3. "Как дела?"
Хорошей основой для контакта с аудиторией сможет стать несоответствие,

а точнее противоречие между вербальной и невербальной информацией Вашего сообщения (вспомните пример, который мы разбирали о языке тела – "как де­ла?"). Любое противоречие привлекает внимание, а противоречие вербального и невербального каналов информации воспринимается, кроме того, не только на уровне сознания, но и на бессознательном уровне, а потому привлекает вни­мание помимо воли слушателей. Попробуйте воспользоваться этим приемом в аудитории, которую Вы в какой-то момент своего выступления "потеряли".

4. Секретное" оружие.
И вот, наконец, Вы перепробовали все возможные варианты установления

контакта с аудиторией, а она, как была "не ваша" – так и осталась. Не отчаивай­тесь. Помните, что в Вашем распоряжении осталось, безусловно не последнее, но самое мощное оружие в деле налаживания контакта – Ваше чувство юмора (если, конечно, оно у Вас есть). "Ведь чувство юмора всегда берет любые горо­да и бесконечно красит человека". Смело пускайте в ход Ваше секретное ору­жие и, если Ваша шутка анекдот, смешная история, окажутся к месту в Вашем выступлении, смех слушателей и контактирование с ними будет Вам наградой. Поэтому, на всякий случай, держите свое "секретное" оружие всегда наготове и вам будет не страшна любая аудитория.

Куда девать руки?

А, действительно, что делать с руками во время публичного выступления? Лучше бы о них не вспоминать – скажите вы и будете правы. А если Ваши руки самопроизвольно сжаты в кулак, или заведены за спину? Теперь Вы знаете, что


это снижает эффективность Вашего общения с аудиторией. А если они транс­лируют слушателям, что Вы не уверены в себе, в том, о чем говорите, и, вооб­ще, говорите не то что думаете на самом деле (например, руки упорно не вы­нимаются из карманов)? Как можно быстрее вспомните о них и постарайтесь организовать эффективное невербальное общение, которое будет помогать Вам увлечь аудиторию.

О многих параметрах эффективного невербального общения мы уже гово­рили (открытая, активная жестикуляция, нежелательность поз и жестов закры­тости, недоверия, неуверенности). Попробуем посмотреть на эту проблему ина­че. Вопрос "Куда девать руки?" можно рассматривать не только с точки зрения, что хорошо, а что плохо для эффективного общения с аудиторией. Какое впе­чатление производят Ваши жесты и позы, и то ли это впечатление, которое Вы намеревались произвести для достижения цели своего выступления?

"Официальное сообщение"

Вы стоите перед аудиторией, руки по швам, можно руки за спину, пиджак застегнут на все пуговицы. Это поза гордыни, язык тела транслирует слушате­лям: я дистантен, я вас поучаю, это своеобразный вызов аудитории. Если Вы хотите "бросить ей перчатку" – ничего нет лучше. Если Вы заинтересованы в сотрудничестве со слушателями, не стоит демонстрировать позу "официальное сообщение".

"Поза смирения"

Оратор стоит перед аудиторией, руки внизу одна на другой. Если Вы хоти­те на аудиторию произвести впечатление "смиренной овечки" – смело демонст­рируйте позу смирения. Если это не входит в Вашу задачу, то уходите из этой позы в оптимальную зону жестикуляции.

"Перед боем"

Рассмотрим одну характерную позу, которая в специальной литературе на­зывается "поза самца гориллы перед атакой". Так она названа из-за большого сходства с соответствующим поведением самца гориллы. Руки, сжатые в кулак, опираются на стол, кафедру, трибуну и т.д. Голова опущена вниз, взгляд из-под лобья, плечи и корпус тела наклонены вперед. Помните, что это агрессирует аудиторию. Если Ваша задача – конфронтация, то поза как нельзя лучше под­ходит для этого. Если нет – уходите из этой позы в оптимальную позу жестику­ляции.

"Руки вверх"

Оратор поднимает руки перед очень агрессивной аудиторией, пытаясь ус­покоить ее. Если по ходу выступления Вы нуждаетесь в этом, то такая поза без­условно поможет Вам.


"Знак равенства"

Как же невербально продемонстрировать, аудитории, что Вы стремитесь общаться с ней на равных, не возвышаясь над ней и поучая, но и не заискивая? Представьте себе, что Вы тоже, как и Ваши слушатели, сидите и естественно жестикулируете, находясь с ними в позиции В (позиция равенства). Теперь Вы встали, но жестикулировать продолжаете "сидя": руки на весу, полусогнуты в локтях, т.е. невербально Вы транслируете "я с Вами на равных, и мы вместе за­интересованы в успехе выступления". В данной случае возможен и "купол", но не очень высокий и обязательно в зоне оптимальной жестикуляции.

"Начать и закончить" .

Помните, что начало и конец Вашего выступления – ключевые его момен­ты. Начало формирует фон Вашего выступления, конец – отношение к нему. Уделите больше внимания этим моментам доклада. Возможные варианты на­чала выступления:

– возбудите любопытство аудитории новизной информации;

– расскажите интересную историю;

– начните с иллюстрации;

– задайте вопрос, на который вряд ли возможен однозначный ответ;

– начните с потрясающей цитаты;

– обратите внимание аудитории на связь темы Вашего выступления с ее жизненно важными интересами.

Возможные варианты конца выступления: выскажите комплимент Ва­шей аудитории, особенно если она этого заслуживает, или же вам предстоит еще несколько раз встретиться с ней; – закончите выступление шуткой, вызвав смех в зале. Это позволит вам расстаться с аудиторией на положительной ноте; – можете закончить подходящими поэтическими строками; – призовите ауди­торию к действию; – сделайте краткое резюме своего выступления;

Кроме того, следует заметить, есть и варианты конца выступления, кото­рых следует избегать:

–"к сожалению, я не успел сказать все, что хотел..." –"вот и все, что я хотел сказать..."

Что же, сделаем и мы краткое резюме нашего занятия.

Семь чаще всего .встречающихся недостатков у людей, выступающих публично:

1."Каша во рту", т.е. слова звучат невнятно и на одной ноте, монотонно.

2.Запинания: речь сбивчива, бессвязна, в ней много вводных слов, высказываний.

3.Выступление плохо спланировано, поэтому оно нелогично, не подводит, слушателей к драматической кульминации речи, не акцентирует внимание на главной мысли.

4.Безразличие к аудитории. Это просто невежливо.

5.Отсутствие воодушевления: выступающий скучен, форма изложения ма­териала неубедительна, жестикуляция неэффективна или вовсе отсутствует.

6.Плохая предварительная подготовка: оратор не позаботился в том, чтобы


тщательно отрепетировать свою речь.

7. Недостаточное знание предмета: выступающий не в ладу с фактами.

Эти недостатки преодолеваются работой! Помните: каждое выступление прибавит Вам опыта, а не мук!

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.