Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ



Общение – одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека. В про­цессе взаимодействия у людей возникают и формируются межличностные от­ношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Общение является органической потребностью человека. Человек, обладающий сознани­ем, становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми.

Проблема общения относится к базовым категориям психологической нау­ки. Результат общения – складывающиеся отношения между людьми. Общение выступает как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, как взаимодействие субъектов. Для общения необходимы, по меньшей мере, два человека, каждый из которых выступает как субъект. Общение– сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включаю­щий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение направлено на установление психологического контакта между людьми. Целью его является изменение взаимоотношений с людьми, установ­ление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства дру­гих людей. Главное средство общения – язык (речь). Однако, параллельно им широко используются и неречевые (невербальные) средства.

Понятие "общение" необходимо соотнести с близким, но более широким понятием – "коммуникация". Коммуникация – это связь, в ходе которой проис­ходит обмен информацией, между системами в живой и неживой природе. На­пример, две ЭВМ соединены кабелем или радиосвязью. Каждая работает по за­ложенной в ней программе. Если они обмениваются информацией, можно го­ворить, что между ними существует коммуникация. Другой пример – танец пчелы, сигнализирующей другим пчелам о направлении и расстоянии до цве­тущего поля. Это тоже коммуникация. Еще один пример: пилот управляет са­молетом. В этом случае возникает коммуникация "человек – машина". Однако, во всех рассмотренных примерах нет связи между людьми, влияния одной лич­ности на другую. В силу этого в них не отражена специфика общения.

Необходимо закрепить разобранный материал.

Общение – обмен информацией между людьми, причем не только непо­средственный. Просмотр телепередачи, чтение книги, восприятие картины – это тоже акты общения. С. Образцов писал: «Встреча с бизоном испанской пещеры потому вызывает такое волнение, что это встреча не с животным, а с челове­ком, который нарисовал бизона. Встреча через тысячелетия. И это встреча все­гда личная. Всегда встреча двух».

Таким образом, понятие общения более узкое по сравнению с понятием коммуникации.

Существуют различные видыобщения. Деление общения на виды воз­можно по нескольким основаниям: контингенту участников, степени опосре-дованности, продолжительности.

В зависимости от контингента участниковможно выделить общение:

– межличностное;

– лично-групповое;

– межгрупповое.

В первой группе каждый человек общается с каждым "один на один". В ходе такого общения реализуются как личные (объяснение в любви), так и групповые цели и задачи (деловые переговоры от лица фирмы). Если общение строится на содержании, касающемся только данных лиц, то они сами выбира­ют средства, которые в большей мере отражают позицию каждого из них. Если же участники общения являются представителями групп, то они не полностью свободны в способах контактирования. В этом случае выбор средств ограничен, поскольку "высокие общающиеся стороны" должны заботиться о престиже представляемых ими групп.

Следует закрепить изученный материал. Для этого преподаватель может использовать

Лично-групповое общение – это тот случай, при котором одна сторона, один участник – личность, другая – группа, коллектив. При этом необходимо иметь в виду, что личность общается и с группой в целом, но может быть и ва­риант общения личности с отдельной личностью, как представителем группы, носителем группового мнения.

Для более полного усвоения этого понятия предложите студентам Задание №3.Приведите примеры лично-группового общения в обоих ва­риантах.

Межгрупповое общение предполагает контакт двух общностей, групп. Це­ли и задачи общения групп могут совпадать, но могут и не совпадать. Если це­ли совпадают, то происходит "сложение сил" и общение носит мирный харак­тер. Если цели не совпадают и, при этом, они исключают друг друга, то возни­кает конфликтная ситуация и общение приобретает вид конфронтации, проти­воборства. Межгрупповое – не безликое, аморфное общение. Оно иногда выра­жается в личных взаимодействиях. При этом личность выбирает такие средства общения, которые наилучшим образом выражают коллективную позицию. Для более полного усвоения этого понятия следует предложить Задание №4.Приведите примеры межгруппового общения, которое носит "мирный" характер и характер конфронтации, противоборства. Проанализируй-те средства общения, которые используются в том и другом случае.

В зависимости от степени опосредованности различают непосредствен­ное общение и опосредованное.

Непосредственное общение – общение "лицом к лицу", при котором каж­дый его участник воспринимает другого и осуществляет контакт, используя все имеющиеся в его распоряжении средства. В непосредственном общении суще­ствует больше каналов для обратной связи и искажения не столь значительны, как в случае с опосредованным общением.

Опосредованное общение – общение, в которое вклиниваются промежу­точные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи. Опосредованность может быть минимальной и значительной. Для того, чтобы студенты более основа­тельно разобрались в этом понятии предложите им

В зависимости от продолжительностирассматривают кратковременное и длительное общение.

Время в течение которого происходит общение, оказывает влияние на его характер. Оно является своеобразным катализатором содержания и способов общения.

Кратковременное общение (в пределах одной темы и отрезка времени в несколько часов) с незнакомым человеком отличается от акта общения со зна­комым.

С незнакомым человеком общение развертывается в двух планах. С одной стороны, оно направлено на решение стоящей задачи, с другой стороны – на познание этого человека. Познать другого человека за короткий срок, конечно, не удается, но попытка сделать это постоянно существует. В кратковременном общении со знакомыми задача постижения личности отходит на другой план в сравнении с задачей, которую предстоит решать совместно.

Длительное общение предполагает не только решение задач, но и самовы­явление каждой из сторон, познание друг друга. Длительное общение – путь к взаимопониманию, но оно же и путь к пресыщению. Как показывает практика, длительный срок общения создает предпосылку либо для возникновения и ук­репления положительных деловых и дружеских взаимоотношений, следова­тельно, психологической совместимости, либо для конфронтации, т.е. психоло­гической несовместимости.

С целью закрепления пройденного материала может быть предложено

Психологи выделяют три уровня общения:

–макроуровень;

–мезауровень;

–микроуровень.

Первый уровень (макро –). В данном случае общение рассматривается как важнейшая сторона образа жизни личности, в котором отчетливо выделяются преобладающее содержание деятельности, круг людей, с которым преимущест­венно контактирует человек, сложившийся стиль общения. Он определяет своеобразную стратегию личности на протяжении всей жизни.

Второй уровень (меза –) – контакты на определенную тему, одноразовые или многоразовые. Общение в пределах темы имеет начало, середину, оконча­ние, т.е. оно представлено процессом. В зависимости от темы конкретная кар­тина общения может быть весьма своеобразной по форме, способам.

Третий уровень (микро –) – предполагает акт общения, который выступает в роли своеобразной элементарной единицы. Таким актом можно считать "во­прос-ответ", рукопожатие, многозначительный взгляд, мимическое движение в ответ и др. Через элементарные единицы реализуются темы, из которых скла­дывается вся система общения личности в определенный период ее жизни.

По своему назначению общение многофункционально. В психологии вы­деляется пять основных функций общения.

1. Прагматическая функция общения реализуется в процессе развития че­ловека и становления его как личности.

2. Формирующая функция проявляется в процессе развития человека и становления его как личности.

3. Функция подтверждения состоит в том, что только в процессе общения с другими мы можем понять, познать и утвердить себя в собственных глазах. К знакам подтверждения можно отнести знакомства, приветствия, оказания зна­ков внимания.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Вос­приятие других людей и поддержание с ними различных отношений сопряжено с оцениванием людей и установлением определённых эмоциональных отноше­ний. Эмоциональные межличностные отношения встречаются в деловом обще­ние и накладывают на деловые отношения особый отпечаток.

5.Внутриличностная функция общения – это диалог с самим с собой. Та­кое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления че­ловека. Л.С. Выготский отмечал в связи с этим, что человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения.

Общение имеет три взаимосвязанные стороны общения: -коммуникативную; -интерактивную; -перцептивную.

Коммуникативная сторона проявляется во взаимном обмене информаци­ей между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, мнений, чувств;

Интерактивная сторона заключается в организации межличностного взаимодействия, т.е. когда участники обмениваются не только знаниями, идея­ми, но и действиями;

Перцептивная сторона проявляется через восприятие, понимание и оцен­ку людьми друг друга.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.