- формирование научно-педагогической исследовательской компетентности (умений и опыта творческой исследовательской деятельности в области педагогики и психологии образования);
- формирование исследовательских умений (научно-информационных; методологических; теоретических; эмпирических; письменно-речевых умений при оформлении результатов выполненного исследования; коммуникативно-речевых умений при публичном обсуждении и защите результатов педагогического исследования);
- формирование потребности в исследовательской деятельности, ее мотивов, сопровождающих ее чувств и эмоций;
- развитие творческих качеств личности (положительная Я-концепция; способность к рефлексии, мысленному обсуждению противоречий, замысла, логики и методов педагогического исследования; открытость новому знанию; стремление к достижениям, успеху; воля; эмоциональная устойчивость; способность к концентрации мышления; неконформность (свобода мысли, самостоятельность); способность к догадке, инсайту, озарению; эрудиция, общая культура; стремление к системному видению педагогической действительности; эстетический вкус; трудолюбие);
- содействие становлению опытасобственной исследовательской (эмпирической) деятельности.
1. организация индивидуальной работы студента, сочетающейся с индивидуальными консультациями научного руководителя;
2. самоанализ мотивов и потребностей в области научно-педагогического исследования;
3. разработка индивидуальной программы развития научно-исследовательских знаний и умений, выполнение этой программы;
4. выбор тем исследовательских работ и заданий на основе познавательных интересов, мотивов и потребностей;
5. самодиагностика и коррекция научно-исследовательской деятельности;
6. изучение опыта творческой исследовательской деятельности ведущих ученых-педагогов и психологов.
1.5. Компетенции, формируемые у обучающегося, в результате освоения дисциплины профиля «Информационные и коммуникационные технологии в науке и образовании»:
№ п/п
Код компетенции
Содержание компетенции
ОК-3
Владеть практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний
ОК-11
Способность выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных
ОПК-2
Использование научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации
ОПК-7
Способность анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия
1.6. Перечень умений и владений магистранта в результате проведения научно-исследовательской практики (в соответствии с указанными в ОПОП):
В результате проведения научно-исследовательской практики, направленной на развитие компетенций, способствующих успешному выполнению исследовательской работы в рамках выполнения магистерской диссертации, магистрант должен:
Знать:
¾ методологию и методику научно-педагогического исследования применительно к информатизации образования (научные подходы к исследованию, научно-понятийный аппарат исследования, этапы и методы исследования), современные научные проблемы информатизации образования;
Уметь:
¾ охарактеризовать методологический аппарат исследования;
¾ определять взаимосвязи между компонентами методологического аппарата (проблемой и темой, проблемой и объектом, темой и предметом, объектом и предметом, проблемой и целями, проблемой, темой и гипотезой, целями, гипотезой и задачами, задачами и этапами, этапами и методами исследования);
¾ охарактеризовать состояние проблемы (объекта, предмета) исследования, выявить имеющиеся противоречия;
¾ обосновать актуальность исследования;
¾ работать с понятийно-терминологическим аппаратом;
¾ применять теоретические методы исследования;
¾ применять эмпирические методы (наблюдение и квалифицированное протоколирование; изучение документов и результатов педагогической деятельности; изучение и обобщение педагогического опыта; метод экспертных оценок; педагогический консилиум; лонгитюдный метод; метод самохарактеристики; педагогический эксперимент; беседа, интервью, анкетирование; социометрия; контентанализ; тестирование; методы психодиагностики);
¾ выполнять количественный анализ результатов исследования математическими и статистическими методами;
¾ выполнить качественный (теоретический) анализ результатов эмпирического исследования;
¾ соотнести выводы и обобщения с замыслом исследования, его целями, гипотезой и задачами
¾ выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных.
Владеть:
¾ библиографированием (ориентировка в каталогах, тематических словарях, предметных и именных указателях и т.п.);
¾ составлением библиографического списка с соблюдением ГОСТа 7.1.-84;
¾ различными способами чтения научно-педагогической литературы (изучающее, ознакомительное, выборочное, скорочтение, определение главной мысли, выделение аргументов);
¾ письменной переработкой печатной научной информации (цитирование, план текста, тезисы, план-конспект, конспект, аннотация, рецензия, реферат по одному источнику, реферат по нескольким источникам и др.)
¾ практическими способами поиска и переработки научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний.