Поскольку студенты-горожане лишены полноценной возможности познакомиться с подлинными образцами народного творчества, курс «Русский фольклор» предполагает активно использовать не только активные формы обучения (семинары, коллоквиумы, участие в конференциях), но и использовать технические средства: магнитофон, мультимедиапроектор и проч.
ТЕМЫ РАЗДЕЛОВ
| СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
|
ВВОДНАЯ
|
Фольклор
как предмет филологического изучения.
|
Природа и культура. Народ и народообразующие факторы. Ментальность. Связь национального фольклора с национальной культурой. Изменение культурной надстройки, включая фольклор, с изменением экономического базиса. Фольклор, фольклористика и фольклоризм. Особенности фольклора. Фольклористика и смежные с ней дисциплины.
|
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ФОЛЬКЛОРА. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ЕГО ИСТОРИИ
|
От истоков до классики
| Общество, труд и искусство. Критерии периодизации. фольклора.
|
.
Начальный период ― становление. Отечественные и зарубежные психологи о генетических корнях мышления и речи. Сознательное и бессознательное в творчестве. Архетип.
Пиктографические памятники ― свидетели развития первобытного искусства. Присваивающая (матриархальная) и воспроизводящая (патриархальная) культуры: их отражение в традиционном и современном народном искусстве. Первобытное мышление. Мать-земля. Разделение труда и искусства. Формирование модели мира и времени. Антропоморфизм. Тотемизм. Анимизм., Зооморфимз.
Язычество древних славян. Крещение Руси и фольклор.
|
ВТОРОЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ФОЛЬКЛОРА. КЛАССИЧЕСКИЙ
|
Первый раздел. Фольклор как искусство слова
|
- Загадка
| Слово — строительный материал поэзии. Ф.Буслаев и А.Потебня о природе слова и происхождении языка.
Возникновение загадок, их связь с развитием языка и культуры. Поэтика загадок.Звукоподражательные зага-дки. Мифологические загадки. Загадка и внутренняя форма слова. Апперцепцияв загадке. Имя в загадке.
|
2.Заговоры
| Генезис заговора, его магическая функция. Формы бытования. Особенности композиции, образной системы. Классификация по цели воздействия. Синкретизм заговора (слово – действие). Художественное своеобразие. Региональный след в заговорах, бытующих на Урале. Классические сборники заговоров.
|
3.Пословицы, поговорки, афоризмы
| Происхождение пословиц и их первоначальное происхождение. Классификация, художественные особенности (устойчивость, многозначность, ритмическая организация, композиция, использование тропов). Определение поговорки, ее отличие от пословицы и афоризма. Сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа». Иные сборники.
|
Второй раздел: Материнская поэзия и детский фольклор
|
1.Родильные обряды и материнская поэзия
|
Ребенок в патриархальной семье. Рождение. Крещение. Имянаречение. Крестные родители.
Колыбельные песни: от простейших напевов до сложных литературных произведений. Их функции, темы, образы, стиль.
Пестушки:их функции, поэтическое своеобразие.
Потешки:их функции, поэтическое своеобразие.
Прибауткии поэтика сказок о животных.
|
2.Собственно дет-ский и псевдодет-ский фольклор
|
Считалки, дразнилки, отговорки, «страшилки», садистские стишки, скороговорки и т.д. как первые опыты творчества. Поэтика детского фольклора Фольклор тинейджеров: девичьи альбомы, словарики, песни-переделки и проч. Темы, образы, стиль подростковой поэзии.
|
Четвертый раздел. Сказочная проза
|
1. Сказки о животных
| Определение жанра сказки. Отношение вымысла и реальности. Типы сказок и их поэтика. Сказки о животных: происхождение вымысла, темы, идеи, образы. Проблема иносказательности. Поэтика и стиль: композиция, кумулятивность, повторяемость сюжетных ситуаций, ирония, диалог, игровые припевы. Особенности сказок о животных как явления детского фольклора.
|
2. Волшебные сказки и их исторические корни
|
Волшебные сказки: происхождение вымысла, источники сюжетов и мотивов (мифологические: змееборческие, тотемные, добывание чудесных предметов; обрядовые: инициация, свадебный обряд, обрядовые запреты; социальные: распад родового строя, процессов имущественного расслоения). Особенности сюжетостроения (повторяемость мотивов и элементов, троекратность, однолинейность развития действия, эффект неожиданности), пространство и время, кольцевая композиция. Типология героев, их функциональное значение, типажность, контрастность. Стилевые особенности: авторское слово и диалог, присказка и концовка, словесные формулы, формы высказываний.
|
3. Бытовые и сатирические сказки
| Виды бытовых сказок, их темы и образы. Поэтика и стиль: занимательность сюжетов, гиперболизация изображаемых пороков, комизм, речь. Анекдот как современный инвариант сатирических сказок.
|
Пятый раздел: Несказочная проза
|
1. Предания и легенды
| Определение жанров, их основные признаки. Тематические группы. Сюжетостроение, характер художественного вымысла. Типология героев. Особенности повествования. Стиль и язык.
|
2.Бывальщины и былички.
| Определение жанров, их основные признаки. Тематические группы. Сюжетостроение, характер художественного вымысла. Типология героев. Особенности повествования. Стиль и язык.
|
Шестой раздел: Былины и духовные стихи
|
1. Мифологи-ческие былины
| Определение жанра. Периодизация былин (по времени и месту возникновения, по типу героя и типу сюжета). Связь былин с мифологией и возникновение особой системы их образности и стиля (древнейшие былины).
|
2. Героичес-кие былины
| Былины и историческая действительность. Типизация и индивидуализация в былинах. Принципы изображения (гиперболизация, идеализация). Композиция (последовательность эпизодов, общие места, повторения, ускорение и ретардация, зачины и концовки). Поэтический язык и стих.
|
3. Новеллисти-ческие и сказо-чные былины
|
Процесс жанровой трансформации, «разрушение» канонов. Синтез жанров. Сюжетостроение, характер художественного вымысла.
|
4. Духовные стихи и песни
| Духовные стихи как синтез эпической и книжной традиций. Источники сюжетов и проблемы бытования. Поэтическая система русского духовного стиха. Народная вера по духовным стихам.
Современные духовные песни Их отличие от молитвенных псалмов и кантов.
|
Седьмой раздел: Исторические и воинские песни
|
1.Исторические песни
|
Историческая песня как определенный этап развития эпического творчества. Связь с былинами. Принципы изображения героев и событий. Основные циклы. Трансформация жанра (лиро-эпические песни). Композиция и стиль.
|
2. Песни русской армии и флота
| Доминирование информативного начала над оценочным. Присутствие в песнях свойств мемуарного творчества. Среда бытования и художественные особенности. Основные циклы и герои. Традиции классическойсолдатской песни в современной военной поэзии.
|
Восьмой раздел. Песни старинной формации
|
1. Баллады
|
Определение жанра. Происхождение. Переходные формы (ранние баллады). Исторические, семейно-бытовые, социально-бытовые, баллады-пародии. Разрушение жанра (новая баллада, «жестокий» романс). Поэтика баллад (драматизм содержания, психологизм, композиция и сюжет, характер стиха).
|
2. Лирические песни
|
Происхождение, связь с обрядовой лирикой. Специфика жанра. Принципы классификации. Частые песни (содержание, образная система, средства создания комического эффекта, композиция). Протяжные (песни-повествования, песни-раздумья, тематика, композиционные принципы). Средства изобразительности: картины природы и быта, детали портрета и костюма. Лирический герой и средства раскрытия его внутреннего мира (символика, художественный параллелизм, метафора, аллегория, эпитеты). Формульность русской традиционной лирики.
|
Девятый раздел. Обрядовая поэзия. Календарные обряды
|
1.От Рождества до Крещения
|
Циклическое время календарных обрядов. Принципы построения народного календаря. Языческие и христианские традиции в нем. Святые и страшные вечера. Посиделки. Игры и гадании. Каледование. Святочные бесчинства. Крещенское купание. Святочная поэзия.
|
2.Масленица
| Определение сроков Масленицы. Ее атрибутика и поэзия. Идейно-тематическая связь с другими календарными праздниками.
|
3.Великий пост и Пасха.
|
Пост в духовной жизни христианина. Время проведения постов в православном церковном календаре. Смысл и парадигма Великого поста, связь его с церковной историей. Страстная неделя и Пасха. Смысл пасхальных атрибутов и обрядовых действий. Пасхальный фольклор.
|
4. Троице-семиц-кая неделя
| Сроки проведения праздника. Связь с христианскими традициями и семейно-бытовыми праздниками. Обрядность с культом растительности. Культ предков. Духов день. Троицкий фольклор.
|
5.Купальский цикл
| Сроки проведения. Аграфена-купальница. Иван-Купала: поверия и обрядовые действия этого дня. Память Петра и Февронии.
|
Десятый раздел. Обрядовая поэзия: семейно-бытовые обряды
|
1.Свадебный обряд
| Основные типы заключения брака. Севернорусский, южнорусский и среднерусский свадебные обряды: общее и особенное в ходе драматургии свадебной игры. Поэзия традиционной русской свадьбы: причитания, величания, свадебные лирические и корильные песни. Попытка создать советские свадебные ритуалы.
|
2.Погребальный обряд
| Погребальные традиции славянских народов. Предсмертное состояние человека. Одевание, омывание, положение в гроб. Приготовление дома. Вынос, отпевание, погребение. Поминки и поминальные обряды. Погребальные причеты, похоронные и поминальные. Их функции.
|
Двенадцатый раздел. Фольклор нового времени
|
1.Песни новой формации: часту-шки. романсы
| Первые упоминания о частушках. Любовно-бытовые частушки. Проблематика и излюбленные герои любовно-бытовых частушек. Общественно-политическая частушка в истории России ХХ века. «Частушки с картинками» и их социальная функция.
Другие виды припеваок: страдания, частушки-нескладушки и проч.
Истоки русского городского романса. Его музыкально-поэтические особенности. Жестокий романс. Связь городского романса с шансоном и бардовской песней.
|
2.Рабочий и горо-дской фольклор
|
Рабочие песни. Предания. Фольклор г.Екатеринбурга и его окрестностей. Творчество П.Бажова и фольклор уральских рабочих. Маргинальный фольклор (песни заключенных и каторжан)
|
3.Песни револю-ций, гражданс-кой войны и пос-левоенного стро-ительства
|
Пропаганда социализма песней («Марсельеза» и ее переделки, «Интернационал», «Варшавянка» и др.). Бессознательное отражение преступно-братоубийствен-ного характера гражданской войны в народном творчестве. Символика песенной поэзии Красной армии.
Песни Белой армии и их позднейшая стилизация.
|
4.Предвоенные песни и фольклор Великой Отече-ственной войны
| Массовая советская песня как попытка осуществить контроль над народным песенным репертуаром. «Оборонные песни» 1930-х гг., милитаристские мотивы в них. Плодотворное сотрудничество профессионального и народного творчества в период Великой Отечественной войны. Проблематика и художественные особенности песен Великой Отечественной войны: общее и особенное в произведениях профессиональных и самодеятельных авторов.
|
5.Военный фоль-клор последней трети ХХ века.
| Советская армия в послевоенных профессиональных и народных песнях. Отражение в песнях участия СА в локальных конфликтах и войнах. «Афганские» песни. «Дембельские» альбомы и блокноты как реакция на армейскую реформу 1967 г. нарративная поэзия «дембельских» блокнотов.
|
6.Студенческий фольклор и авто-рская песня
|
«Gaudeamus»- родоначальник студенческих песен. «Студентские» песни XIX в. («Пловец» Н.Языкова и др.). Гражданская война: «Песня добровольного студенческого батальона» (1918). Массовая советская песня о студенчестве. «Поющие шестидесятые». Самодеятельные студенческие песни: шуточные, колхозные, стройотрядовские, туристские и проч. Песни на слова П.Когана, А.Охрименко, П.Гандельмана и др.
|
Фольклорный театр
|
Проблема происхождения народного театра. Театрализованные элементы в народных обрядах, играх и при исполнении других фольклорных произведений. Скоморохи. Балаганы. Раек и раешный стих. Кукольные представления: театр Петрушки. Вертепные представления. Драма «Царь Ирод». Народная драма.
Народные театрализованные представления нового времени. «Синяя блуза». «Капустник». КВН
|