Направление подготовки № 520300 (031000) «Филология»
(специализация «Русский язык и литература»)
Для бакалавров очной формы обучения
Составители:
Липатов Владислав Александрович, к.ф.н., доцент
кафедры фольклора и древней литературы УрФУ
Екатеринбург
УТВЕРЖДАЮ
Декан филологического факультета
УрГУ им. А. М. Горького
_____________________В.А. Гудов
«_______» ___________ 2012 г.
Программа дисциплины «Русский фольклор» составлена в соответствии с требованиями федерального/национально - регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:
бакалавра по направлению «Филология», 520300 (031000) по циклу «Общепрофессиональные дисциплины» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Семестр: 1
Общая трудоемкость дисциплины: 72 часа
В том числе:
Лекций ― 36 часов
Практических занятий ― 10 часов
Контрольные мероприятия:
Рефераты ― нет
Коллоквиумы ―4 часов
Учебно-ролевая игра — 2 часа
Промежуточный тест— 2 часа
Составители (разработчики) Липатов В.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры фольклора и древней литературы.
Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией филологического факультета Уральского государственного университета им. А. М. Горького
Рассмотрено на заседании кафедры фольклора и древней литературы
«___»__________2013 г.
I.
I. ВВЕДЕНИЕ
Цель дисциплины «Русский фольклор» предполагает информирование студентов 1 курса филологического факультета об истории и современным состоянием науки о народной поэзии, а также знакомит с наиболее яркими и интересными произведениями отечественного фольклора, представляющими различные жанры и этапы его развития.
Хотя основное внимание в курсе «Русский фольклор» традиционно уделяется классическому периоду, для формирования у студентов исторического взгляда на изучаемую дисциплину заметно больше внимания уделено проблемам формирования народной поэзии и, конечно, тем очевидным изменениям, которые происходят в отечественном фольклоре в так называемое «новое время», т.е. последние век-полтора. При изучении каждого из этапов развития народного искусства особое внимание уделяется фольклорной традиции, исторической поэтике, а также поэтике жанров в их диалектическом развитии.
1. Цель курса сформировать у слушателей целостное и комплексное представление о народном поэтическом творчестве, как о специфической форме интеллектуально-эстетической деятельности коллективного бессознательного, начиная с первобытного общества и до наших дней. В процессе преимущественно самостоятельной работы дать им представление о развитии фольклорной науки, на практических занятиях отработать основные принципы анализа поэтических текстов и познакомить с современной терминологией.
В результате освоения курса студент должен знать:
— основные жанры отечественного фольклора;
— основные понятия и термины, употребляемые в отечественной фольклористике;
— основные концепции фольклористических школ;
— современное состояние и перспективы развития народного поэтического творчества;
— принципы анализа фольклорных текстов.
должен уметь:
— использовать основные положения и методы науки о фольклоре в своей учебной и будущей профессиональной деятельности;
—соотносить конкретные знания в области фольклористики с соответствующими разделами истории литературы, культуры и искусств.
Для этого он должен владеть:
— принятой в современной фольклористике научной терминологией;
— приемами осмысления базовой и факультативной информации,
используемой при анализе фольклорных произведений.
2. Задачи курса«Русский фольклор» заключаются в следующем:
— познакомить студентов с наиболее распространенными определениями народного творчества в отечественной и зарубежной науке, а также с основными фольклористическими школами ХХ века;
— раскрыть механизм фольклорного мышления и дать характеристику творческой деятельности коллективного бессознательного;
— дать характеристику основных жанров фольклора и рассмотреть предпосылки их возникновения;
― проанализировать основные приемы фольклорной поэтики, связанные с народнопоэтической моделью мира (представление об эпическом и историческом времени и пространстве, типах фольклорных героев, вертикальной и горизонтальной моделях мира), познакомить с тропами и фигурами, наиболее часто встречающимися в фольклорных текстах
― научить студентов правильному использованию терминологии курса.
Место и роль дисциплины в системе профессионального образования
Русский фольклор ―единая и неделимая часть нашей национальная культуры, а культура важнейший народообразующий фактор наряду с русским языком и территорией, которую занимает на сегодняшний день Российская федерация. Поэтому наряду с просветительской и информационной задачами курс выполняет неоценимую патриотическую функцию.
Роль курса структурировать бессознательно полученные студентами знания в области народного творчества и пополнить их новыми текстами и теоретическими идеями.
«Русский фольклор» читается параллельно или предшествует базовыми курсами: «Античной литературе», циклу историко-литературных курсов, спецкурсу «Мифология» и проч. Для каждого из них теоретические положения и тексты русского фольклора можно назвать основополагающими, а, с другой стороны, и они прямо или косвенно обогащают фольклорную науку как фактами, так и идеями.
Комплексный подход к изучению русского фольклора студентами УрФУ, о котором мы говорили выше, позволил университету собрать крупную коллекцию фольклорных записей, выполненных в полном соответствии с современными научными требованиями. Каждое новое поколение студентов, с одной стороны, пополняет коллекцию фольклора УрФУ, а с другой, может использовать эти материалы для своей научной работы.