Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Неадаптированные молочные смеси



1.Пресные: молоко стерилизованное, молоко витаминизированное и др.

2. Кисломолочные: биокефир, бифидокефир, бифитат, биолакт, ацидолакт, «Эвита», «Нарине» и др.

Схема 7. Диетические продукты лечебного питания

1. Смеси для недоношенных и новорожденных с малой массой тела:

«Беллакт-ПРЕ», «ПреНАН», «Ненатал», «Пре-Нутрилак», «Пре-Туттели», «Фрисопре», «Энфамил прематуре», «Хумана 0», «Пре-Нутрилон» и др.

2. Смеси для детей с функциональными нарушениями желудочно-кишечного тракта (синдром срыгиваний, кишечные колики, запоры): «Бел-лакт АР+»; «Бабушкино лукошко Антирефлюкс БИО», «Нутрилак АР», «Нутрилон АР», «Фрисовом-1, 2», «Хумана АР», «Сэмпер Лемолак», «Сэм-пер Бифидус», «Энфамил АР», «Нан кисломолочный-1, 2» и др.

3. Смеси для детей, страдающих аллергией к белкам коровьего моло­ка: а) на основе изолята соевого белка («Беллакт-Соя», «НАН Соя», «Хумана SL», «Нутрилон-соя», «Фрисосой», «Энфамил-соя», «Нутрилак-Соя», «Симилак-Изомил», «Хайнц», «Соя Туттели», «Галлия соя», «Соя Семп»);

б) гидролизаты молочного белка: казеиновые («Нутрамиген» и «Преге-стемил», «Алиментум»); сывороточные («Альфаре», «Нутрилон-Пепти ТСЦ», «Хипп», «Фрисопеп», «НАН ГА-1, 2», «Пептиди Туттели», «Хумана ГА-1, 2»); соевые («Галлия-соя»); смешанные («Аптамил», «Прегомин»). По степени гидролиза различают: а) высокогидролизные («Альфаре», «Преге-стемил», «Нутрамиген», «Алиментум», «Нутрилон-Пепти ТСЦ», «Пептиди Туттели», «Хипп ГА 1, 2»; б) частичные гидролизаты («Фрисопеп-1, 2», «НАН ГА», «Хумана ГА-1, 2» и др.).

4.Смеси для детей с анемиями:обогащенные железом «Симилак», «Нан-Нан» и др.

5. Смеси для детей с лактазной недостаточностью: безлактозные смеси («НАН Безлактозный», «Бабушкино лукошко без лактозы», «Нутрилак безлактозный», «Энфамил Лактофри»); низколактозные («Беллакт-НЛ», «Нутрилак низколактозный», «Нутрилон низколактозный», «Хумана-ЛП», «Хумана-ЛП+СЦТ» и др.).

6. Смеси для детей с фенилкетонурией: «Апонти-40», «Лофеналак», «Фенилдон», «Афенилак»; для детей старшего возраста - «Фенил-фри», «Апонти-80».

7. Смеси, каши для детей с целиакией: а) на основе гидролизатов белка: «Альфаре», а также «Нутрамиген», «Нутрилон Пепти ТСЦ», «Алиментум», «Прегестимил»; б) специальные каши: рисовая «Нестле», овощная, банановая «Данон», гречневая, рисовая «Хайнц», «Хумана».

8. Смеси для детей с муковисцидозом: «Хумана-ЛП+СЦТ», «Нутрилон Пепти ТСЦ», «Прегестимил», «Хипп ХА», «Алфаре».

Адаптированные молочные смеси.Удовлетворительное развитие детей, получающих искусственное питание, может быть достигнуто только при использовании адаптированных смесей. Они сбалансированы по составу и готовятся из высо­кокачественного молока и немолочного сырья (растительного масла, ди- и полисахаридов, витаминов, минеральных веществ).

Высокоадаптированные молочные смеси максимально приближены к составу женского молока и приспособлены к осо­бенностям пищеварения детей первых 6 месяцев жизни.

В этих смесях снижено общее количество белка и некото­рых солей. Изменен состав белков за счет обогащения демине­рализованной молочной сывороткой. Аминокислотный, вита­минный и минеральный состав приближен к таковому женско­го молока. В некоторые смеси добавлены аминокислота таурин, антиоксидант Р-каротин, а-лактальбумин, нуклеотиды.

Жиры представлены смесью растительных масел (подсол­нечным, кукурузным, соевым, кокосовым и др.), которые повышают содержание незаменимых полиненасыщенных жирных кислот. Для улучшения усвоения жира в молочные смеси добавлены природные эмульгаторы (лецитин и др.). Современные смеси содержат L-карнитин, длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты (арахидоновую, докоза-гексаеновую).

Увеличено количество углеводов в смесях за счет обогаще­ния их лактозой, декстрин-мальтозой (солодовым экстрактом, глюкозным сиропом, кукурузной и другими видами патоки). Некоторые смеси содержат олигосахариды, лактулозу, облада­ющие пребиотическими свойствами.

В состав многих молочных смесей включены факторы роста, лизоцим, лактоферрин, селен. Имеются смеси, в составе которых содержатся иммуноглобулины, пробиотики - бифидо-и лактобактерии.

Важным показателем соответствия смеси физиологиче­ским особенностям детей первого года жизни является ее осмолярность (сумма растворимых компонентов, определя­ющих ее осмотическое давление, не должна превышать 290-320 мОсм/л). Избыточная осмолярность создает чрезмерную нагрузку на энтероциты слизистой оболочки тонкой кишки и незрелые почки ребенка.

«Последующие» смеси служат для вскармливания детей после 5-6 месяцев. Они содержат более высокое количество белка и имеют высокую энергетическую ценность, что полно­стью соответствует возросшим потребностям ребенка в энер­гии и пищевых веществах. Смеси отличаются более высоким содержанием железа, кальция, цинка. Запасы железа, полу­ченные внутриутробно, к 4-5 месяцам истощаются, и требу­ется его дополнительное введение в смесь (1,1-1,4 мг железа в 100 мл).

«Смеси от 0 до 1 года» используются в питании детей на протяжении всего первого года жизни. В белковом компоненте преобладают как сывороточные белки, так и казенны.

«Смеси от 1 года до 3 лет» применяются для детей 1-3 лет. В питании детей не только до 1 года, но и старше не рекомендуется использовать цельное коровье молоко, так как оно содержит много белка и некоторых минеральных солей, в нем мало железа, цинка, йода, витаминов С, D, А, Е, линоле-вой жирной кислоты. В связи с этим для детей старше 1 года показаны смеси «Беллакт-3 +», «НАН-3», «Фрисо-3».

Кисломолочные смеси (КМС).Смеси готовят из коровье­го молока с использованием культур кисломолочных бактерий. К кисломолочным адаптированным смесям относятся «Бифи-добакт», «Бифитат», «Нан кисломолочный», «Биолакт адапти­рованный», «Бифилакт», «Бифиллин», «Лактолин» и др. Такие смеси рекомендуют детям с неустойчивым стулом. В процессе приготовления этих продуктов в них накапливаются ферменты и молочная кислота, которые способствуют нежному створа­живанию белка, лучшему усвоению жира, уменьшению содер­жания Сахаров, несколько снижается антигенность белкового компонента. Кисломолочные смеси нормализуют микрофлору кишечника, подавляют процессы гниения, восстанавливают перистальтику и аппетит ребенка.

Жидкие смеси бывают как пресными, так и кисломолочны­ми. Жидкие смеси имеют преимущества: готовы к употребле­нию, исключается неправильная дозировка порошка, гаранти­ровано качество используемой воды, сохраняют свойства натуральных продуктов.

Сухие смеси отличаются повышенной стойкостью при хранении, удобны в обращении, отвечают санитарно-гигие­ническим требованиям.

Простые неадаптированные молочные смеси.Из-за неполноценного состава такие смеси не удовлетворяют воз­растным потребностям детей и не могут быть рекомендованы к длительному применению. Их можно использовать при усло­вии обязательной коррекции рациона недостающими пищевы­ми факторами. В последние годы разработаны простые молоч­ные смеси улучшенного состава. К ним относятся витамини­зированное молоко, «Биолакт-1, 2», «Наири», «Нарине», «Мацони» и др.

Выбор молочной смеси.При подборе смеси следует учи­тывать: 1) возраст ребенка; 2) степень адаптированное™ смеси; 3) ее индивидуальную переносимость; 4) вид вскармливания.

В первые месяцы жизни применяются только адаптирован­ные продукты промышленного выпуска: в первом полугодии ребенку назначают высокоадаптированную молочную смесь, во втором - «последующую» смесь. В период новорожденно-сти предпочтение отдается пресным высокоадаптированным молочным смесям. Кисломолочные смеси могут вызвать аци­доз и срыгивание. В более старшем возрасте (с 1 месяца) целе­сообразно сочетать кисломолочные и пресные адаптирован­ные смеси (1 : 2).

Следует кормить ребенка одной и той же смесью. При искусственном вскармливании допускается использование не более двух молочных смесей. Замену смеси рекомендуют в случаях аллергической реакции и выраженной дисфункции кишечника на нее, отказе ребенка от данной смеси, прекраще­нии нарастания массы тела в течение 1,5-2 недель.

Неадаптированные кисломолочные продукты можно вво­дить в питание здоровых детей после 8 месяцев (при наличии на упаковке указания на то, что продукт является «детским питанием») в количестве не более 200 мл/сут. Длительность применения - до 3 месяцев. Цельное коровье молоко не реко­мендуется использовать в питании детей не только до 1 года, но и старше. Им назначают смеси для детей старше 1 года.

Смесь ребенку требуется подбирать индивидуально:

• для новорожденных и детей первых месяцев жизни лучше использовать смеси с содержанием белка в пределах 1,4-1,5 г в 100 мл жидкого продукта и обогащенные такими биологически активными добавками, как сывороточные белки, таурин, карнитин и др.;

• ослабленным детям, со сниженным аппетитом, плохо прибавляющим массу тела, подходят смеси с более высоким содержанием белка (1,6-1,8 г в 100 мл), при анемии — с высо­ким содержанием железа (0,8-1,2 мг в 100 г);

• в случае аллергической реакции на высокоадаптирован­ную молочную смесь можно использовать другую смесь того же поколения или лечебную;

• для детей с признаками рахита предназначены смеси, обогащенные витамином D;

• для часто болеющих, с пониженной сопротивляемостью организма - смеси, обогащенные нуклеотидами;

• при нарушениях процессов пищеварения хорошо исполь­зовать дополнительно к основному питанию кисломолочные смеси, особенно содержащие пробиотики - живые микроорга­низмы или продукты, содержащие их. При попадании в доста­точном количестве в желудочно-кишечный тракт они сохраня­ют свою активность и жизнеспособность и оказывают поло­жительное влияние на здоровье. К пробиотикам относятся: бифидобактерии, лактобациллы, энтерококки (стрептококки -термофильные, мезофильные), палочки - болгарская, ацидо­фильная.

Если смесь выбрана правильно, то ребенок ее ест с удо­вольствием, у него отсутствуют диспептические расстройства (срыгивания, рвота, жидкий стул, запоры), проявления атопи-ческого дерматита, дефицитные состояния (железодефицитная анемия, гипотрофия, паратрофия и др.).

Правила введения докорми: 1) выбрать молочную смесь; 2) докорм давать после кормления грудью; 3) целесообразнее докармливать ребенка после каждого кормления, так как молоч­ные смеси в виде самостоятельных кормлений способствуют уменьшению лактации; 4) докорм рекомендуется давать из ложки или чашки. Поочередное кормление из груди и соски нарушает технику сосания и способствует угасанию лактации; 5) при докармливании из бутылочки высасывание смеси долж­но быть таким же затрудненным, как и при кормлении грудью. Для этого в короткой плотной соске должны иметься маленькие отверстия, чтобы молочная смесь вытекала каплями; 6) готовят смеси непосредственно перед употреблением. Нельзя нарушать рекомендации по их приготовлению, в том числе и санитарно-гигиенические требования; 7) при необходимости смесь подо­гревают до 37-40 °С на водяной бане. Для определения степени нагревания следует вылить несколько капель на тыльную часть руки; 8) во время кормления бутылочку рекомендуют держать под углом 45°, чтобы горлышко было заполнено смесью во избе­жание аэрофагии; 9) не следует кормить ребенка, если он спит или кричит. Нельзя оставлять детей во время кормления без присмотра; 10) кормят ребенка по его желанию, насильно не докармливая; 11) оставшуюся смесь не используют для следу­ющего кормления; 12) желательно сохранять молочные смеси в пищевом рационе ребенка до одного года и позже.

Правила частично грудного и искусственного вскармлива­ния: 1) проводят контроль за количеством и качеством пищи. Суточный объем пищи не должен превышать 1100 мл; 2) реко­мендуется переход на пятиразовое кормление с более длитель­ными промежутками между приемами пищи после введения 1 -го прикорма; 3) сроки введения прикормов и корригирующих добавок при вскармливании ребенка адаптированными смесями те же, что и при кормлении грудью, и назначаются в той же последовательности; 4) необходимо строго соблюдать санитар­но-гигиенические требования приготовления пищи, режим ее термической обработки; 5) даже при небольшом количестве грудного молока матери следует как можно дольше сохранять грудное вскармливание. Для сохранения лактации рекомендует­ся прикладывать ребенка к груди не менее 3-4 раз в сутки.

Наиболее распространенные ошибки частично грудного и искусственного вскармливания: 1) частая необоснованная заме­на молочной смеси. Показаниями к переводу ребенка на дру­гую смесь являются задержка увеличения массы тела в течение 1,5-2 недель, аллергические реакции, выраженная дисфункция кишечника, отказ ребенка от смеси; 2) несвоевременное введе­ние дополнительных продуктов питания; 3) назначение кисло­молочных смесей в больших количествах (более 50% суточного рациона), особенно в первые недели жизни ребенка; 4) завы­шение или занижение концентрации молочных смесей при их приготовлении: использование вместо воды молока или сливок, несоответствие количества мерных ложек инструкции по при­готовлению; 5) избыточная термическая обработка молока и смесей, приводящая к утрате биологических свойств (сниже­нию содержания витаминов, инактивации ферментов и защит­ных факторов, частичной денатурации белка).

Режим питания. Он устанавливается в зависимости от возраста ребенка, состояния его здоровья и индивидуальных особенностей. Рекомендуют проводить вскармливание ново­рожденных по требованию ребенка, включая ночное время. До 5 месяцев ориентировочное число кормлений составляет 6 раз в сутки через 3,5 ч; с 4,5-6 месяцев (после введения 1-го при­корма) ребенка кормят 5 раз в сутки через 4 ч. С 1 года, а чаще с 1,5 года детей переводят на четырехразовое кормление.

Частичное свободное вскармливание предполагает опреде­ленные часы кормлений с возможными отклонениями от них до 30 мин и кормление ребенка по требованию без превыше­ния суточного объема пищи.

Расчет количества пищи. В первые 7—8 дней жизни суточное количество молока можно рассчитать:

1) по формуле Зайцевой:

Суточное количество молока (мл) = 2% массы тела при рождении х п,

где п - день жизни ребенка;

2) по другой формуле:

Суточный объем молока (мл) = 70 п при массе тела при рождении ниже 3200 г или 80 п при массе выше 3200 г,

где п - день жизни ребенка.

Позже суточное количество молока рассчитывают объем­ным методом: от 2 недель до 2 месяцев оно составляет 1/5 долженствующей массы тела, от 2 до 4 месяцев - 1/6, от 4 до 6 месяцев - 1/7. После 6 месяцев суточный объем состав­ляет не более 1 л (разовый - 200 мл). Для определения разовой потребности в пище суточный объем пищи делят на число кормлений.

Долженствующую массу тела можно определить по формуле

Мдолж = Мо + Месячные прибавки,

где Мо - масса при рождении.

Месячные прибавки составляют за первый месяц 600 г, второй -800 г, третий - 800 г и каждый последующий месяц на 50 г меньше предыдущего.

Можно рассчитать объем пищи, используя калорийный метод, исходя из потребности ребенка в калориях. В первую четверть года ребенок должен получать 120 ккал/кг массы тела, во вторую - 115 ккал/кг, в третью - 110 ккал/кг, в четвертую -105 ккал/кг (1 л женского молока содержит 700 ккал).

Например, ребенок в возрасте 1 месяца имеет массу тела 4 кг и, следовательно, нуждается в 480 ккал/сут. Суточный объем пищи равен 480 ккал и 1000 мл : 700 ккал = 685 мл.

Алгоритм составления примерного меню детям грудно­го возраста.Необходимо: 1) определить ориентировочные часы кормлений; 2) выделить основные продукты питания; 3) определить набор разрешенных по возрасту продуктов; 4) определить суточную и разовую потребность в пище; 5) рацио­нально распределить набор разрешенных продуктов; 6) при необ­ходимости провести коррекцию питания, выполнив соответству­ющие назначения врача.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение частично грудного (искусственного) вскармли­вания. 2. Назовите причины перевода ребенка на вскармливание молоч­ными смесями. 3. Каковы могут быть последствия вскармливания молоч­ными смесями? 4. Как определить количество высосанного ребенком молока? 5. Какова должна быть тактика в случае выявления гипогалак-тии? 6. Что такое докорм? 7. Перечислите виды молочных смесей. Назо­вите представителей каждой группы. Опишите их достоинства и недо­статки. 8. Каковы правила введения докорма? 9. Назовите правила и ошибки частично грудного и искусственного вскармливания. 10. Рассчи­тайте суточную и разовую потребность в пище у ребенка 5 дней, 1,5 месяца, 5 месяцев. Составьте меню ребенку 6, 8, 10 месяцев, находяще­муся на грудном (частично грудном, искусственном) вскармливании.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.