В целом философская и социологическая мысль народа Украины своим источником имеет духовную культуру Киевской Руси, ставшей колыбелью восточнославянских народов; отсчёт времён своего существования они ведут от Киевской Руси.
В отечественной философской мысли материализм, и идеализм выражают единство противоположностей; в ней они не столько противостоят, сколько взаимно дополняют друг друга. Основным идейно-теоретическим фактором становления древнерусской философской мысли явилось христианство. Вместе с тем языческое наследие лежало в основе мировоззрения широких народных масс, своеобразной народной философии. Если же брать культуру Киевской Руси и всего Древнерусского общества в целом, то в ней языческие элементы играли большую роль и после принятия Русью христианства в Х веке.
Характерной чертой периода возникновения философии в Киевской Руси является то, что это было время феодальной раздробленности. И это отрицательно сказалось на формировании украинской народности. Но, не смотря на это, предметом философских воззрений становятся воззрения о мироздании, о человеке, о его месте в природе и обществе. Первым произведением этого периода является «Повесть временных лет» Нестора – летописца. Главная ценность её заключается в том, что в ней прослеживается история древних славянских народов, их переход от родового строя к феодализму, от политеизма к монотеизму, от языческого мировоззрения к христианскому.
Первым отечественным философом многие исследователи считают митрополита Киевского Иллариона (Х1 век), автора знаменитого «Слова о законе и благодати»; здесь наряду с чисто богословскими идеями, содержались и собственно философские идеи. Среди них – историософские идеи «двухступенчатой всемирной истории», опирающиеся на идею смены состояния «закона» и «благодати» по пути человечества к метаисторической «вечной жизни». Отсюда делался вывод о равноправии новых народов, о включении истории русского народа во всемирную историю. Илларион призывает к объединению восточнославянских народов в единое государство, осуждает идею богоизбранности одного народа, порицает поглощение одного народа другим.
В гносеологии Илларион стремился к решению проблем «Богопознания», а также к постижению людьми истины. Он выделял два типа истины,
соответствующих состояниям «закона» и «благодати». При этом он отстаивал
позиции рационализма.
Оригинальным философско-этическим произведением данного периода является «Изборник» 1076 г. князя Святослава Ярославовича. В нём разработана целая система нравственных правил; с одной стороны, они оправдывали власть феодалов и требовали от народа смирения и послушания, а с другой – проповедовали человеколюбие, милосердие к убогим и нищим, заботу о немощных и сирых и другие.
Вопросы о человеке, о местонахождении его души, о его разуме и чувствах поднимаются в «Послании» Киевского митрополита Никифора к Владимиру Мономаху. В нём доказывалось, что человек создан Богом, он состоит из телесного и духовного начал. Между душой и телом существует постоянная вражда: плоть противится духу, дух – плоти.
Совершенным является тот человек, у которого дух господствует над плотью, укрощает телесные страсти. Душа бессмертна и обладает тремя силами: «словесной» (ум), «яростной» (чувство), и «желанной» (воля). Первое место среди них занимает «словесная» сила (ум). Он отличает человека от животных, при её помощи человек познаёт окружающий мир и Бога.
В ХII-ХIV веках появляются переработанные и дополненные византийские философские труды, в которых также ставятся вопросы о происхождении человека, о его духовном развитии и поведении в обществе, о его жизни, смерти и бессмертии.
В «Поучении Владимира Мономаха» доказывалось, что человеку надо уповать на Бога и не завидовать творящим беззаконие, ибо рано или поздно беззаконники будут покараны Богом. Нравственное содержание этого произведения призывало избегать зла, лжи лени, пьянства и других пороков. Оно убеждало творить добро, иметь чистую и непорочную душу, воздержанный язык, смиренный ум, подавлять гнев, укрощать гордость, помогать слабым и пр. «Поучение Вл. Мономаха» отрицательно относилось к затворничеству, монашеству, самоистязаниям. Оно призывало беспрестанно трудиться, совершенствовать знания.
Для ХIII-ХIV веков характерным является распространение патристики, которая в своих сочинениях развивала философские идеи понимания Бога, мира и человека.
ХIV-ХVI века примечательны распространением ересей, отражающих протест народных масс Украины против социального и национального гнёта. В борьбе против ересей сформировалась схоластическая философия. Противодействием ей стали гуманистические идеи, суть которых сводилась к элементам просвещения. Так, С. Ориховский отмечал, что как плодородное поле без должной обработки может оказаться бесплодным, так человек, даже самый толковый, ничего не осуществит без настойчивого овладения знаниями и, в первую очередь, философскими.