Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ТРАДИЦИОННОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ЛИРИКИ



 

Внеобрядовая лирика отражала бытовую обстановку народ­ной жизни эпохи феодализма. Она значительно отличалась от обрядовой поэзии с ее древним мифологическим содержанием, была более реалистичной.

 

Крестьянская лирика запечатлела важнейшие стороны народ­ной жизни. Значительную часть репертуара составляли песни любовного содержания. Их герои — красная девица и добрый моло­дец — изображены в разных типических взаимоотношениях. Си­туация песни могла быть счастливой, радостной (сценка свида­ния) или грустной (разлука, ссора, измена). Переживания геро­ев передавались через внешние образы. Например, невозмож­ность поехать в гости к сударушке поэтически раскрывалась об­разом заросшей дороженьки (Она ельничком, мелким березничком она зарастала,

Уж и частым ли, частым горьким осинничком ее застилало...). В свою очередь у сударушки, разлученной с доб­рым молодцем,

 

Тесова-то нова кроватушка

Пуста простояла еще без дружка,

Соболиное новое одеялице

Во ногах пролежало оно, во ногах;

Пуховые-то новы подушечки

Во слезах потонули они, во слезах[178]

 

Иное — в радостных песнях. Детинушка, идя на свидание, в гармонь наигрывал, свистком насвистывал. У девицы при встрече с молодцем каждый раз сердце возрадуется,

 

Кровь во лице разыграется,

Косточки, суставчики рассыпаться хотят.

Рассыпаться хотят — поздороваться велят.

 

Портретные штрихи указывают на типизацию и на идеализа­цию героев. Девица — бела, круглоличка; черноброва; красавица, дa-и со русою косой. Молодец — бел кудрявый; чернобров, душа, пригож.

 

Патриархальные устои большой крестьянской семьи наиболее ярко отразила группа семейных песен. Многие из них сложе­ны от имени молодой женщины и посвящены ее страданиям на чужой сторонушке. Подневольное положение молодушки в боль­шой крестьянской семье раскрывалось через бытовые сценки: младешенькой спится-дремлется, но ее сердито будят свекор-ба­тюшка и свекровь-матушка; в другой песне чужой отец с мате­рью посылают молоду во полночь по воду:

 

Зябнут, зябнут ноженьки, у ключа стоя,

Прищипало рученьки к коромыслицу,

Текут, текут слезоньки по белу лицу...

 

В отдельных песнях женщина проявляет волю, сопротивля­ется традиционному подчинению мужу. Например, она не пус­кает его пьяного домой ( "Вы раздайтесь, расступитесь, люди доб­рые... "). Насильно выданная замуж за недоростка, женщина гро­зится отнести его в лес и привязать ко березке, ко горькой да ко осинке, ко самой да ко вершинке... ("Отдает меня маменька за­муж..."). Однако чаще всего семейные песни передают горест­ные сетования молодушки, обращенные к родной матушке. Изве­стны песни о несчастливом муже и о горькой судьбе вдовы.

 

Драматические коллизии семейного быта получали разрядку в песнях шуточных и сатирических. Их герои — привередливая невеста, ленивая жена, нерадивая стряпуха, женщина, не умею­щая прясть и ткать (Дуня-тонкопряха), а также теща и ее зятья, бестолковые и неспособные выполнять мужскую работу Фома и Ерема... В шуточных песнях молодушка своевольничает: отправ­ляется на улицу спотешитъ молодца; ночует в лужочке, под раки­товым под кусточком, где ее веселят своими песнями два молод­ца удалые.

Сюжетные ситуации шуточных песен способствовали коми­ческому выявлению того недостатка, который осмеивался. На­пример, баба испекла такие хлебушки, что их никто и даром не берет —

 

Одна сивая свинья

Понюхала, отошла —

Она рыло замарала,

Три недели прохворала,

На четвертую неделю

Богу душу отдала.

 

Комические ситуации призваны были вызывать смех, воз­буждать веселье, создавать оптимистическое настроение. Для

 

этого использовались ирония, гротеск, литота (т. е. "обратная гипербола"; см., напр., эпизод с воробьем в песне "Уменя кваш­ня по избе пошла..."). В песнях антиклерикального содержания юмор приобретал сатирическую окраску.

 

Отдельные шуточные песни могли быть плясовыми, если это­му способствовала их быстрая, задорная мелодия ("Ах вы, сени, мои сени..."). Однако наиболее известные плясовые песни — "Барыня" и "Камаринская" — имели короткий, неразвитый текст

.

Необычайно поэтичны народные песни социального содер­жания — разбойничьи и солдатские.

 

Разбойничьи песни появились в XVI-XVII вв., во время крес­тьянских восстаний против крепостного гнета. Те, кому удава­лось убежать от своих господ, создавали шайки и начинали вес­ти разбойничью жизнь. Созданные в их среде песни раскрывали образ удалого разбойника — человека мужественного, вольнолю­бивого и преданного. Он может принять смерть, но не выдаст товарищей.

В замечательной песне "Не шуми, мати, зеленая дубровушка..." разбойник пойман царскими слугами. Утром его будет допрашивать сам царь и потребует выдать тех, с кем воровал, с кем разбой держал. Разбойник знает, как ответит:

 

Я скажу тебе, надежа православный царь,

Всее правду скажу тебе, всю истину.

Что товарищей у меня было четверо:

Еще первый мой товарищ — темная ночь;

А второй мой товарищ — булатный нож;

А как третий-от товарищ — то мой доброй конь;

А четвертый мой товарищ — то тугой лук;

Что рассыльщики мои — то калены стрелы". Разбойнику хорошо известно и то, что за такой ответ царь его пожа­лует

 

Среди поля хоромами высокими —

Что двумя ли столбами с перекладиной!

 

Разбойник живет в постоянной опасности, поэтому его род­ная стихия — темный лес, сине море, зеленая дубровушка, речка быстрая. Нередко он изображается

В земляной тюрьме, за решетками,

За железными дверями, за висячими замками.

 

Отсюда он отчаянно рвется на волюшку, и песня сравнивает его с вольной птицей — ясным соколом.

 

Солдатские песни начали создаваться с конца XVII в., когда Петр I ввел обязательную воинскую службу, сначала пожизнен­ную, а затем сроком на 25 лет. Солдатские песни соприкасались с песнями историческими, изображая войны XVIII—XIX вв., в которых участвовала Россия. В этих песнях выражен патрио­тизм русских солдат, полное отречение от личной жизни (для них домы — крутые горы, подворья — широки раздолья, жёны — ружья заряжены, штыки присажены...). Главное в солдатских пес­нях — это изображение психологии простого солдата. Песни обобщенно воспроизводили весь его жизненный путь: рекрут­ство; службу государеву и глубокую тоску по дому, по отцу-ма­тери и жене молодой; наконец, смерть от ран в чистом поле. Над солдатом вьется черный ворон, которого он просит слетать к родному дому, передать поклонник слезовой. В другой песне уми­рающий солдат мечтает попасть на святую Русь, чтобы его при­частили, исповедали и схоронили промеж трех дорог:

 

Против Питерской да Московской, третьей Киевской.

В головах бы положили золот чуден крест,

В ногах бы поставили ворона коня.

Старый поедет — помолится,

Молодой поедет — потешится.

 

Группа песен о смерти солдата использовала древнерусские воинские песни с их мифологическими элементами (см. "Воспоил, воскормил отец сына...").

 

Особый тип лирического героя предстает в песнях крестьян­ских отходников — бурлаков и ямщиков. Бурлацкие песни, в от­личие от исполнявшихся в той же среде "дубинушек", не вклю­чались в процесс труда — они передавали психологический об­лик бурлака. Для бурлаков Волга — матушка; бурлаки — робята молодые, Молодые, холостые! Демонстрируя свою удаль, они об­маном увозят на корабле красну девку: сулят ей горы золотые, в горах камни дорогие, но на самом деле

 

...бурлацкие пожитки

Что добры, да не велики:

Одна лямка да котомка,

Еще третья-то оборка!

 

Бурлацкий промысел был древним (известен со времен Ки­евской Руси). В середине XIX в. появились пароходы, и он по­степенно исчез. Примерно в это же время были проложены же­лезные дороги — и ушел в прошлое некогда очень важный труд

 

народных извозчиков, образы которых запечатлели ямщицкие и чумацкие песни.

 

Для центральной России был характерен труд ямщиков, пе­ревозивших на большие расстояния почту и пассажиров; в юж­ных областях и на Украине извозом занимались чумаки, возив­шие товары. Сравнительно небольшая группа сложенных в этой среде лирических песен приобрела широкую известность благо­даря литературной "моде" на ямщицкую тему (стихотворения А. С. Пушкина, П. А. Вяземского, Ф. Н. Глинки, И. 3. Сурико­ва, Н. А. Некрасова и других поэтов). Народные ямщицкие пес­ни обычно были протяжными и долгими, как сама дорога. Не­редко в них изображалось трагическое событие: смерть извозчи­ка вдали от родного дома. Умирая, ямщик прощался с товари­щами и делал последние распоряжения:

 

"Отведите-ка вы моих вороных коней моему батюшке,

Золотую ли казну моей родной матушке,

Челобитье вы моей молодой жене,

Благословеньице вы моим малым детушкам!"

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.