Если вы отважны, вам нет нужды вовлекаться в конфликт; вы можете просто осознать, что эти тридцать лет были потрачены впустую. Но что ушло, то ушло; теперь больше не тратьте на это время.
И запомните: я не говорю, что Будда неправ.
Я просто говорю, что Будда был прав только для тех людей, которые могли пить из его присутствия, для кого он был учителем.
Но для вас он лишь некое верование.
Лучше избавиться от этих тридцати лет и всей той информации, которую вы накопили в себе, ибо это — бремя и препятствие для вашего духовного роста.
Если вы можете отважиться не быть буддистом, я обещаю вам, что у вас появится возможность был буддой. Зачем останавливаться на мертвых теориях, когда доступны животворные воды?
Быть буддой — это красота.
Быть буддистом — это глупость.
Будда не был буддистом, запомните; он никогда не слышал этого слова. Никто не называл его буддистом.
Иисус никогда не был христианином. Поэтому с определенностью можно сказать одно: ни один христианин, который остается христианином, не может обрести то переживание, которое обрел Иисус. Если какой-то христианин хочет пережить то, что пережил Иисус, то первым делом он должен избавиться от христианства — ведь Иисус не был христианином.
Ваша система верований должна быть полностью отброшена, чтобы ваши соки не разделились и вся ваша энергия направлялась в ваше доверие.
Ваше доверие растет, но под тяжелым бременем, под напряжением. Оно может расти в расслаблении, под открытым небом. Просто скажите «прощай» всем этим верованиям, которые вы несли в себе, и позвольте вашему доверию расти.
Тем, чем Будда был для своих учеников, его теории быть не могут.
Теории — это просто слова. В них нет того очарования, той красоты и той харизмы; они не обладают тем магнетизмом.
И когда вы находитесь здесь и для вас есть возможность стать пробужденным, стать буддой, я не думаю, что это -плохая сделка... отбросить буддийские теории ради того, чтобы стать самим Гаутамой Буддой.
За две с половиной тысячи лет сколько будд дали миру буддисты?
Один английский буддист — Бхикку Дхарма Ракшита, великий подвижник — в свое время отрекся от христианства, принял буддизм и стал одним из лучших знатоков буддийской литературы. У него был ашрам в Калимпонге. Время от времени он принимал участие в буддийских конференциях, и каждый раз, когда он спускался с Гималаев, он старался разыскать меня и побыть со мной день или два.
Он был всемирно известным буддийским ученым. Его книги несравненны в том, что касается точности его переводов.
Я спрашивал его: «Дхарма Ракшита, вы посвятили почти пятьдесят лет жизни изучению буддийской теологии и переводу буддийской литературы, — но вкусили ли вы буддовости?»
И на его глазах наворачивались слезы. Он говорил: «Пожалуйста, не задавайте мне этого вопроса. Вы — единственный человек, который спрашивает об этом. Кажется, никого больше это не интересует. Меня спрашивают о литературе, меня спрашивают о принципах, о философии и прочем, но никто не спрашивает: "Что дали вашему существу эти пятьдесят лет напряженных усилий? Или они принесли только дюжину книг и всемирную славу? Вы удовлетворены?"»
Однажды ночью он сказал мне: «Мы встретились слишком поздно. Я стар, я попусту растратил всю мою жизнь. И сейчас мне очень трудно отбросить весь тот мусор, который я с таким усилием накопил, и начать с азбуки, с самого начала. Но всякий раз, когда у меня появляется возможность, я стараюсь оказаться рядом с вами. И когда я нахожусь рядом с вами... Я не знаю, как бы это было — находиться рядом с Гаутамой Буддой, но я чувствую, что это, должно быть, было нечто вроде пребывания рядом с вами — тот же вкус. Сейчас для меня уже слишком поздно переделывать себя, но по крайней мере в самом конце моей жизни я не буду умирать просто как ученый, я буду умирать как искатель. В этой жизни меня постигла неудача, но вы создали во мне жажду. Может быть, в моей следующей жизни я не заблужусь в джунглях теорий и попытаюсь проникнуть в самого себя».
Здесь вам предоставляется редкая возможность.
Ничего подобного этому никогда не существовало в этом мире. Ибо у меня нет никаких предубеждений — здесь вы можете стать Христом, вы можете стать Буддой, вы можете стать Махавирой, вы можете стать Лао-цзы. У меня нет никаких предубеждений, ибо я знаю, что это — всего лишь разные имена. За ними пребывает одно и то же универсальное сознание.
Поэтому не беспокойтесь о ваших верованиях, просто отбросьте их.
Доверия достаточно, более чем достаточно. Для вашего паломничества оно обеспечит достаточно питания.
Возлюбленный Бхагаван,
внутри меня, кажется, есть так много вопросов, но когда я пытаюсь задать Вам один из них, все они как бы исчезают и я даже не знаю, действительно ли я хотел спросить у Вас о чем-то. Но тем не менее чувство вопроса остается.
Не могли бы Вы объяснить, откуда появляется это чувство?
Это очень просто.
У тебя нет вопроса, у тебя есть духовный поиск. И ты не осознаешь различие между ними.
Твой поиск не ясен для тебя, он затуманен. Ты думаешь, что, может быть, есть некий вопрос — поэтому ты создаешь множество вопросов и они исчезают, но у тебя остается смутное чувство, что все еще есть нечто подобное вопросу. Что же это такое?
Все вопросы подобны листьям.
Духовный поиск подобен корням.
Тебе повезло, ибо сперва люди должны задавать тысячи вопросов, тогда мало-помалу, один за другим, листья исчезают. Затем приходит очередь ветвей, затем — ствола, и в конце концов люди осознают, что настоящее — это духовный поиск.
Тебе повезло — у тебя есть только корни. Но с корнями проблема в том, что они всегда под землей, поэтому ты не видишь, где они находятся. Так или иначе ты пытаешься создавать вопросы, но они исчезают, потому что они не связаны с твоими корнями.
Поиск — это самое важное для искателя.
Поиск означает, что ты хочешь познать, пережить истину, быть самой истиной.
Вопрос требует, чтобы на него ответили.
Поиск хочет стать самим ответом.
Вопросов много, ответ же один.
И ты в состоянии... если ты будешь просто медитировать, ты не натолкнешься на вопрос, ты натолкнешься на ответ. И ответ — это не нечто отдельное от тебя. Ты и есть ответ.
Просто двигайся к своему центру. Ответ — там, ждет тебя уже тысячи жизней. Не заставляй его больше ждать. Иногда он тоже теряет терпение. И из-за нетерпения он начинает создавать вопросы.
Вопросы просто свидетельствуют о нетерпении.
Но твое положение совершенно ясно: тебе не надо ни о чем спрашивать; тебе надо просто все глубже и глубже погружаться в безмолвие, и ты найдешь ответ.
Возлюбленный Бхагаван,
до установления контакта с Вами профессор Джоши из Катманду получал духовные наставления от одного буддийского ламы.
Этот лама в юности оставил свою семью и деревню и сорок лет странствовал по Тибету, Бирме и Таиланду, предаваясь медитации и поискам истины. В возрасте шестидесяти лет лама однажды вечером тихо вернулся в свою деревню, к своей семье и старому образу жизни. Но его благость и бесстрастие привлекли много искателей, и сейчас он известен как «аватари лама».
Лама произвел очень сильное впечатление на профессора Джоши, и, движимый любовью, профессор преподнес ему Вашу книгу «Антар Янтра».
Не умея читать ни на хинди, ни по-английски, лама попросил профессора Джоши прочитать несколько отрывков и показать ему Вашу фотографию. Когда он увидел Вашу
фотографию, лама сказал: «Бхагаван приходит из той страны, куда я отправляюсь каждый день во время медитации. На этот раз он пришел в полной славе (шестнадцать кала) — что случается только при воплощении Кришны или Будды. Теперь вам не надо приходить ко мне за наставлениями, следуйте за Бхагаваном. Он — тот Учитель, который вам нужен».
Бхагаван, как могут люди видеть в Вашей фотографии так много такого, чего мы, ученики, не можем осознать даже после продолжительного общения с Вами?
Арун, здесь дело не в продолжительности общения, а в глубине прозрения.
У вас нет той медитативной перспективы. Вы можете видеть только то, что могут видеть обычные глаза.
Но когда человек становится более медитативным, его чувствительность достигает таких глубин и таких высот, что он способен видеть то, что невидимо для нас.
Жизнь — это не только то, что доступно нашим пяти чувствам.
Просто представьте себе... Например, если бы вы были совершенно лишены зрения, вы бы так и не узнали, что существует свет, — хотя свет окружает вас со всех сторон. Но самого существования света еще не достаточно; вам необходимо обладать чем-то, чтобы воспринимать его.
Ученым не дает покоя один вопрос: существует возможность, что по крайней мере на пятидесяти тысячах планет есть жизнь. С определенностью можно сказать только одно: если на этих планетах есть жизнь, она должна была развиваться по-иному — ведь там должен быть иной климат, вся ситуация должна быть иной. Возможно, что на какой-то планете могут существовать животные, которые имеют больше пяти чувств. Сейчас это всего лишь гипотетический вопрос, но он важен; такая возможность существует.
Если на каких-то планетах есть животные, которые имеют семь или восемь чувств, тогда они должны быть в состоянии воспринимать некие явления, которые мы воспринимать не можем. И мы даже вообразить не можем, что это могут быть за явления, — ибо даже в воображении мы можем представлять только то, что мы уже видели. Нам это даже присниться не может, потому что наши сновидения — это всего лишь отражения. В ваших сновидениях вы не можете быть настолько изобретательным, чтобы создать нечто новое: в ваших сновидениях будет отражаться только то, что воспринимают ваши пять чувств. До открытия рентгеновского излучения мы понятия не имели, что существуют некие лучи, которые могут проникнуть в ваше тело и сфотографировать ваши внутренности.
Люди, которые веками занимались медитацией, познали многие явления, но поскольку они не являются учеными, они никогда не пытались подтвердить их объективными доказательствами.
Например, на Востоке уже много столетий известно, что медитативный человек может увидеть, умрет ли кто-то в течение шести месяцев или нет. И это так просто, что дело тут даже не в медитации; вы сами можете узнать, умрете вы в течение шести месяцев или нет. Как только вы перестаете видеть кончик носа, это означает, что вам осталось жить всего лишь шесть месяцев, — ибо когда человек умирает, его глаза закатываются вверх, и они начинают закатываться за шесть месяцев до смерти, очень-очень медленно. Это известно даже крестьянам, которые не занимаются медитацией и не имеют медитативного понимания.
Этот лама медитировал сорок лет. Он может видеть в моей фотографии то, чего вы увидеть не можете.
Это напомнило мне один случай из жизни Рамакришны. Некий художник написал портрет Рамакришны и принес портрет к нему, чтобы узнать, понравится он ему или нет. Ученики тоже собрались там.
Рамакришна посмотрел на портрет и поклонился ему. Его ученики — Вивекананда и другие — почувствовали себя неловко: «Ну что нам делать с нашим учителем? Ведь он делает такие вещи, что даже мы выглядим дураками. Сейчас он кланяется своему собственному изображению. Если бы мы знали, что он выкинет такое, мы бы постарались не допустить этого. И вот он кланяется, а люди смеются и переглядываются».
Там было много людей, которые не были учениками. Они говорили друг другу: «И этого человека его ученики считают реализованной душой? Похоже, он не в своем уме! Даже ненормальный человек не будет кланяться самому себе; по крайней мере он признает: «Это же мой портрет, негоже кланяться ему»».
Художник тоже был потрясен, но он не был учеником. Он Набрался мужества и сказал Рамакришне: «Я не могу поверить своим глазам. Это же ваш портрет, а вы ему кланяетесь! Это выглядит несколько нелепо».
А глаза Рамакришны были полны слез радости. Он сказал: «Я знаю, что это — мое изображение, но я кланяюсь не потому, что на картине изображен я. Я кланяюсь потому, что в этой картине вы уловили мое состояние самадхи. А когда я вижу изображение кого-то в состоянии самадхи... неважно, кто изображен на картине — я или кто-то другой. Важно, что это — олицетворение реализованного сознания, а значит, я должен поклониться ему. И я не могу понять, почему вы все выглядите такими смущенными».
Теперь они все почувствовали себя еще более неловко: «Мы такие идиоты! Мы не понимаем, так по крайней мере надо помалкивать. Если мы не понимаем, то лучше не проявлять никаких эмоций. Он поступил так, как до него никто не поступал, но у него такие веские основания!»
Арун, у этого ламы, должно быть, дела с медитацией идут хорошо.
Если он может видеть то, что он увидел в моей фотографии, то это подтверждает, что он находится на правильном пути, что его медитация приносит цветы, что он очень близок к дому.
Возлюбленный Бхагаван,
я слышал, как Вы говорили: «Я люблю». Я слышал, как Вы говорили: «Я ненавижу». Что Вы имеете в виду?
Бхагаван, скажите мне правду, ибо у меня такое чувство, что там, наверху, ничего нет — даже любви, даже сострадания.
Сказать тебе правду?
Это для меня несколько затруднительно, ибо это не в моих привычках... но если говорить правду, то нет ни любви, ни ненависти.
Там наверху абсолютное безмолвие.
Беседа 16
ВОСХОЖДЕНИЕ В
ЛЮБОВЬ...
ПАРТНЕРСТВО В
МЕДИТАЦИИ
18 октября, 1986 г., Бомбей
Возлюбленный Бхагаван,
я все больше и больше переживаю гармонию, спокойствие, легкость, изобилие в самой себе, мгновения, в которые я чувствую себя такой огромной и богатой, как вселенная, и такой близкой к Вам. Я погружаюсь в это и исчезаю, и вижу, что это снова было лишь проходом, дверью в еще одно измерение в этом нескончаемом путешествии, в которое Вы меня уводите, мой возлюбленный Учитель. И я не могу найти слова, чтобы выразить, как много я чувствую, будучи рядом с Вами.
Но в отношении с мужчиной я так редко испытываю эти прекрасные и драгоценные мгновения; кажется, что большую часть времени мы тратим на то, что занимаемся любовью и пытаемся найти себя и друг друга. Почему мне так трудно быть в гармонии с мужчиной и взять его с собой в неизвестное? Или это — нечто такое, что может случиться только между Вами и мной?
Надо понять несколько фундаментальных вещей.
Во-первых, мужчина и женщина — это, с одной стороны, две половины одного целого, но, с другой стороны, два противоположных полюса.
В силу своей противоположности они испытывают притяжение друг к другу. Чем дальше они друг от друга, тем сильнее притяжение; чем больше они отличаются друг от друга, тем больше очарование, красота и притяжение. Но в этом-то и заключается вся проблема.
Когда они сближаются, им.хочется сблизиться еще больше, им хочется слиться друг с другом, им хочется стать одним гармоническим целым, — но все их притяжение друг к другу зависит от их противоположности, а гармония будет зависеть от растворения этой противоположности.
Пока любовные отношения не станут осознанными, они будут доставлять великие мучения, великие страдания.
Все влюбленные страдают.
Это страдание не является личной особенностью, оно в самой природе вещей. Их бы не тянуло друг к другу... они называют это влюбленностью. Они не могут дать никаких объяснений, почему они испытывают такое огромное притяжение друг к другу. Они даже не осознают причины, лежащие в основе этого; поэтому происходит нечто странное: самые счастливые влюбленные — это те, которые никогда не встречались друг с другом.
Стоит им встретиться, как та же самая противоположность, которая создавала притяжение, становится конфликтом. По каждому пустяковому вопросу они занимают разные позиции, у них разные подходы. Хотя они говорят на одном языке, они не могут понять друг друга.
Один из моих друзей рассказывал мне о своей жене и об их постоянном конфликте. Я сказал: «Кажется, вы не можете понять друг друга».
Он сказал: «Что говорить о понимании, когда я терпеть ее не могу!» (В оригинале игра слов: understand — «понимать», stand — в данном случае «терпеть». — Прим. перев.) А это был брак по любви. Их родители противились этому браку; они принадлежали к двум разным религиям, их общины были против этого брака. Но они поступили наперекор всем и поженились — только для того, чтобы обнаружить, что они вступили в постоянную борьбу.
Мировосприятие мужчины отличается от мировосприятия женщины.
Например, мужчину интересуют отдаленные вещи: будущее человечества, далекие звезды, есть ли живые существа на других планетах или нет.
Женщина же просто хихикает над всей этой чепухой. Круг ее интересов весьма невелик, ограничен: соседи, семья, кто изменяет своей жене, чья жена влюбилась в шофера. Ее интересы очень локальны и очень человечны. Ее не волнует проблема перевоплощения, ее не волнует проблема жизни после смерти. Ее заботы более прагматичны. Ее заботит настоящее, здесь и сейчас.
Мужчина никогда не бывает здесь и сейчас. Он всегда находится где-то в другом месте. Он поглощен странными вещами — перевоплощение, жизнь после смерти.
Если оба партнера осознают тот факт, что это — встреча противоположностей, тогда нет никакой необходимости делать из' этого конфликт, тогда это — великая возможность понять совершенно противоположную точку зрения и усвоить ее. Тогда совместная жизнь мужчины и женщины может стать прекрасной гармонией. В противном случае она будет постоянной борьбой.
Бывают и праздники. Невозможно продолжать борьбу Двадцать четыре часа в сутки, необходим и небольшой отдых - отдых, чтобы подготовиться к новому сражению.
И одним из самых странных феноменов является то, что тысячи лет мужчины и женщины живут вместе и тем не менее они остаются чужими друг другу. Они продолжают производить на свет детей, но остаются друг для друга незнакомцами. Женский подход и мужской подход настолько противоположны друг другу, что если не будет делаться сознательное усилие, если это не станет вашей медитацией, то нет никакой надежды на мирную жизнь.
Одной из моих основных забот является то, как сделать любовь и медитацию настолько вовлеченными друг в друга, что каждая любовная связь будет автоматически становиться партнерством в медитации — и медитация будет делать вас настолько сознательными, что вам не надо будет падать в любовь, вы сможете подниматься в любовь. (Английское выражение «to fall in love», означающее «влюбляться», буквально переводится как «падать в любовь». — Прим. перев.) Вы сможете найти себе друга сознательно, преднамеренно.
Вы чувствуете глубокую гармонию со мной, мгновения покоя, любви и тишины, и, естественно, у вас возникает вопрос: если это возможно со мной, то почему это невозможно с тем, кого вы любите?
Разницу надо понять.
Вы любите меня, новы любите меня не так, как вы любите вашего мужа, вашу жену. Ваша любовь ко мне не является биологической; по отношению ко мне ваша любовь — это совершенно иной феномен. Эта любовь духовна, а не телесна.
И, во-вторых, вы связаны со мной вследствие вашего поиска истины. Наши с вами отношения — это отношения медитации.
Медитация — это единственный мост между мной и вами.
Ваша любовь будет углубляться по мере углубления вашей медитации, и наоборот: по мере того как будет расцветать ваша медитация, будет расцветать и ваша любовь.
Но это происходит на совершенно ином уровне.
С вашим мужем или с вашей женой вы не связаны медитацией. Вы никогда не сидите вместе в безмолвии хотя бы в течение одного часа, чтобы почувствовать сознание друг друга.
Вы или ссоритесь, или занимаетесь любовью, но в обоих случаях вы связаны через тело, физическую часть, биологию, гормоны.
Вы не связаны через сокровенную сердцевину друг друга. Ваши души остаются обособленными.
Вхрамах, в церквах и в судах сочетаются браком только ваши тела. Ваши души очень далеки друг от друга.
Когда мужчина и женщина занимаются любовью — даже в эти мгновения, — они оба отсутствуют. Ой, возможно, думает о Клеопатре, Нурджахан, Мумтадж Махал. Она тоже думает о...
И, может быть, именно поэтому женщина закрывает глаза, — чтобы не видеть лица своего мужа, чтобы он не мешал. Она думает об Александре Великом, об Иване Грозном. А если смотреть на мужа, то все идет прахом. Он выглядит просто мышонком.
Однажды утром Мулла Насреддин ссорился со своей женой. Жена сказала: «Вне дома ты ходишь так, как будто ты — лев, а дома ты выглядишь просто мышонком».
Мулла Насреддин сказал: «Это абсолютно неверно. Образумься: я не мышь, я — мышеловка. Мышь — это ты. Мышеловки не гоняются за мышами, чтобы поймать их. Мыши сами приходят и попадают в мышеловку, так было и в нашем случае».
Мулле Насреддину не хватало мужества, чтобы начать ухаживать за этой женщиной. Он с самого начала испытывал страх.
Каждый мужчина испытывает этот страх, потому что он видел, что случилось с его отцом, что случилось с его дедом. Он видел, что случается со всеми соседями. Каждый мужчина боится.
Мулла боялся очень сильно, он никогда не пытался ухаживать за женщинами. Эта женщина сама завладела им. Поэтому он сказал: «Запомни: я — мышеловка, это верно, но я просто сидел на своем месте. Ты сама попалась, ответственность лежит на тебе».
Но не имеет значения, кто кого ловит, кто берет на себя инициативу.
Даже в эти прекрасные мгновения, которые должны быть священными, медитативными, преисполненными безмолвия... Даже тогда вы не одни с вашей возлюбленной. Вокруг — толпа. Ваш ум думает о какой-то другой женщине, ум вашей жены Думает о каком-то другом мужчине. Тогда то, чем вы занимаетесь, — это всего лишь нечто роботоподобное, механическое. Некая биологическая сила порабощает вас, а вы называете это любовью.
Я слышал такую историю: однажды рано утром некий Пьяница увидел на пляже человека, отжимающегося на руках. Пьяница обошел вокруг него, присмотрелся к нему со всех сторон и в конце концов сказал: «Мне не следовало бы вмешиваться в такое интимное дело, но я просто не могу не сказать тебе, что твоя подружка сбежала. Не истязай себя понапрасну — встань и найди ее!»
Вот такой представляется ситуация. Когда вы занимаетесь любовью, ваша женщина действительно с вами? Ваш мужчина действительно с вами? Или вы просто совершаете некий ритуал — дело, которое должно быть сделано, долг, который должен быть исполнен?
Если вы хотите иметь гармоничные отношения с вашим мужчиной или с вашей женщиной, вам надо будет научиться быть более медитативными.
Любви самой по себе недостаточно.
Любовь сама по себе слепа, медитация дает ей глаза. Медитация дает ей понимание. И как только ваша любовь оказывается одновременно любовью и медитацией, вы становитесь спутниками. Тогда это больше не обычная связь между мужем и женой. Тогда это становится товариществом на пути к открытию тайн жизни.
Одинокому мужчине и одинокой женщине это путешествие покажется очень скучным и очень долгим... что и показал опыт прошлого. Видя этот непрерывный конфликт между мужчиной и женщиной, все религии решили, что те, кто хочет искать, должны отречься от противоположного пола — монахи должны соблюдать обет безбрачия, монахини должны соблюдать обет безбрачия. Но за пять тысяч лет человеческой истории сколько монахов и сколько монахинь стали реализованными душами? Все имена, которые вы сможете назвать, можно пересчитать по пальцам. А миллионы монахов и монахинь всех религий — буддийских, индуистских, христианских, мусульманских... Что с ними случилось?
Путь не так уж долог. Цель не так уж далека. Но даже если вы хотите сходить в гости к соседу, вам потребуются обе ваши ноги. Прыгая на одной ноге, как далеко вы можете продвинуться?
Я внедряю совершенно новое видение: мужчины и женщины, объединенные в глубокой дружбе, в любовно-медитативных отношениях, как органическое целое, могут достичь цели в любое мгновение, как только они этого пожелают. Ибо цель не находится вне вас; цель — это центр циклона, сокровенная часть вашего существа. Но найти ее вы сможете только тогда, когда вы будете целым, а вы не можете быть целым без противоположного пола.
Мужчина и женщина суть две части одного целого.
Поэтому вместо того, чтобы тратить время на ссоры, попытайтесь понять друг друга. Попытайтесь поставить себя на место другого; попытайтесь увидеть мир так, как его видит мужчина и как его видит женщина. А четыре глаза всегда лучше, чем два глаза — вы имеете полный обзор, вам открыты все четыре страны света.
Но надо запомнить одну вещь: без медитации любовь обречена на неудачу, нет никакой надежды на успех. Вы можете притворяться и обманывать других, но вы не можете обмануть самого себя. Глубоко внутри вы знаете, что все обещания, которые дала вам любовь, остались неисполненными.
Только вместе с медитацией любовь начинает приобретать новые краски, новую музыку, новые песни, новые танцы — ибо медитация дает вам прозрение для понимания полярной противоположности, в самом этом понимании исчезает конфликт.
Все конфликты в этом мире обусловлены неправильным пониманием. Вы что-то говорите, а в понимании вашей жены это оказывается чем-то другим. Ваша жена что-то говорит, а в вашем понимании это оказывается чем-то другим.
Я встречал супружеские пары, которые прожили вместе тридцать или сорок лет, но, тем не менее, они кажутся такими же незрелыми, какими они были в первый день их совместной жизни. Те же самые жалобы: «Она не понимает того, что я говорю». Сорок лет совместной жизни — и вы не смогли найти какой-нибудь способ добиться того, чтобы ваша жена могла точно понимать то, что вы говорите, а вы могли точно понимать то, что говорит она.
Но я думаю, что это может случиться только через медитацию, ибо медитация дает вам качества безмолвия, осознавания, терпеливого вслушивания, способности ставить себя на место другого.
Это возможно со мной: мне нет дела до пустяков вашей жизни. Вы здесь для того, чтобы слушать и понимать. Вы здесь для того, чтобы расти духовно. Естественно, и речи не может быть о конфликте, гармония возникает без всякого усилия.
Вы можете любить меня со всей тотальностью, потому что ваши отношения со мной определяет медитация. Если вы хотите жить в гармонии с любым другим мужчиной или женщиной, вы должны будете воссоздать ту же самую атмосферу, в которой вы живете здесь.
В этом нет ничего невозможного, но вы не прибегаете к надлежащим медицинским средствам.
Я хотел бы напомнить вам, что слово «медицина» происходит от того же корня, что и «медитация». Медицина лечит ваше тело, медитация лечит вашу душу. Медицина исцеляет вашу материальную часть, медитация исцеляет вашу духовную часть.
Люди живут вместе, а их души изобилуют ранами, поэтому даже пустяки причиняют им такую сильную боль.
Мулла Насреддин спросил у меня: «Что делать? Что бы я ни говорил, меня неправильно понимают, и сразу же начинаются неприятности».
Я сказал: «Попробуй вот что: просто сиди себе тихо, ничего не говори».
На следующий день я увидел его в еще большем отчаянии и спросил: «Что случилось?»
Он сказал: «Не надо было мне следовать твоему совету. У нас каждый день были ссоры и скандалы, но дальше слов дело не шло. Вчера же, благодаря твоему совету, я был избит!»
Я сказал: «Что случилось?»
Он сказал: «Я просто сидел себе тихо. Жена задавала мне много вопросов, но я был полон решимости оставаться безмолвным. Она сказала: "Так ты не собираешься со мной разговаривать?" Я продолжал молчать. Тогда она стала бить меня тем, что попалось ей под руку. Она была в ярости. Она кричала: "Ты относишься ко мне все хуже и хуже. Раньше мы хотя бы разговаривали друг с другом, а теперь ты даже знать меня не желаешь!"»
Я сказал: «Это действительно плохо».
Он сказал: «Ты говоришь "плохо"? Сбежались все соседи, и все они стали спрашивать: "Что случилось? Почему ты молчишь?" А кто-то предположил: "Похоже, в него вселился какой-то злой дух". Я подумал, что теперь они отведут меня к какому-нибудь идиоту, который будет истязать меня, пытаясь изгнать злого духа. Я сказал: "Погодите! Никакой злой дух в меня не вселялся; я молчал только потому, что сказать что-либо — значит дать начало ссоре: я говорю что-то, тогда она должна сказать что-то в ответ, а затем уже я должен сказать что-то ей в ответ, и никто не знает, когда этому наступит конец". Я просто медитировал себе тихо, никому не причиняя вреда, — и внезапно все соседи ополчились против меня!»
Люди живут без всякого понимания. Поэтому все, что они делают, кончается несчастьем.
Если вы любите мужчину, медитация будет самым лучшим подарком, который вы можете ему преподнести.
Если вы любите женщину, тогда бриллиант Кохинор — это пустяк, медитация будет гораздо более драгоценным даром -и она сделает вашу жизнь чистой радостью. Мы потенциально способны на чистую радость, но мы не знаем, как справиться с этим.
В одиночестве мы, самое большее, печальны.
Вдвоем это действительно становится адом.
Даже такой человек, как Жан-Поль Сартр, человек большого разума, вынужден был сказать, что другой — это ад, что лучше быть одному, нельзя примириться с другим. Он впал в такой пессимизм, что сказал, что невозможно примириться с другим, другой — это ад. На обычном уровне он прав.