Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

I. Искусство периода объединения русских земель вокруг Москвы(13 – сер. 15 вв.)



Лекция № 12. «Искусство Древней Руси XIV – XVII вв.»

СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ:

I. Искусство периода объединения русских земель вокруг Москвы.

II. Искусство русского централизованного государства.

III.Искусство 17 века.

IV. Список литературы.

V. Список основных артефактов.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:

I. Искусство периода объединения русских земель вокруг Москвы(13 – сер. 15 вв.).

В этот период развивается феодальное землевла­дение и усиливается феодальная эксплуатация, формируется дворянство, растут производительные силы Руси — земледелие, деревенские и городские ремесла и промыслы, общественное разделение труда, появляются новые и возрождаются ста­рые города, начинают развиваться торговые связи между княжествами — наряду с внутренней торговлей растет тор­говля с западными и восточными странами.

Феодальная раздробленность с бесконечными княже­скими усобицами и разорением населения препятствовала развитию ремесла и торговли, зарождению экономических связей между отдельными княжествами.

С другой стороны, дворяне были заинтересованы в соз­дании сильной власти, которая могла бы обеспечить при­крепление крестьян к земле. Таким образом, складывались социально-экономические условия, способствовавшие объединению русских княжеств в единое централизованное государство. Процесс собирания русских земель был ускорен потребностями обороны от окружавших Русь враждебных и агрессивных государств, которые стремились захватить русские земли и покорить русский народ.

Из всех крупных городов Русской земли в Новгороде и Пскове, избежавших мон­гольского разгрома, в XIII—XIV вв. шел непрерывный процесс развития культуры. В середине XIII в. во Владимиро-Суздальской земле усиливаются два новых города — Тверь и Москва, которые в конце XIII в. стали центром «собирания Руси». В 1327 г. Тверь была разрушена после восстания горожан против монголов и убийства ханских послов. Во второй четверти XIV в. Мо­сква становится единственным центром, вокруг которого осуществляется объединение Северо-Восточной Руси. Она возглавляет борьбу с татаро-монголами за независимость и в 1380г. одерживает первую решительную победу над ними.

Москва с XIV в. становится не только крупным поли­тическим, но и культурным центром; искусство Москвы постепенно приобретает ведущее значение.

В XIV—XV вв., самыми значительными в культур­ном отношении городами были Новгород, Псков и Москва.

Сохранив свои культурные традиции, Новгород всту­пает в начале XIV в. в период блестящего расцвета.

Как уже сказано выше, Новгород представлял собой феодальную республику, в ней верховным органом было вече (собрание всех свободных людей), которым руково­дили бояре (феодалы-землевладельцы) и крупные купцы. В XIV—XV вв. в Новгороде усиливается движение город­ской бедноты против бояр и богатых купцов, одновремен­но в деревне идет борьба крестьян с крупными землевла­дельцами. Ни в одном русском городе в XIV—XV вв. клас­совые противоречия не достигали такой силы, как в Нов­городе. Это объясняется резко выраженным имуществен­ным неравенством, наличием малоимущих ремесленников и городской бедноты, с одной стороны, крупных торговцев, связанных с внутренней и внешней торговлей, и богатых землевладельцев — с другой.

Зодчество Новгорода в XIII—XV вв. продолжало идти своим путем, очень своеобразным и самобытным. Ос­новным строительным материалом было дерево, широко применяемое в культовом и жилищном строительстве. Па­мятников деревянного зодчества этого времени не сохрани­лось, но косвенные указания источников свидетельствуют о композиционном богатстве деревянных сооружений.

Каменные храмы в конце XIII— XIV вв. в Новгороде строили представители крупных боярских фамилий, корпо­рации купцов и посадских людей — «уличан» (жителей одной улицы). Руководящую роль в Новгороде игра­ла феодальная боярская знать, и зодчество в этот период приобретает черты грубоватой простоты, соответствующей ее вкусам. Участие широких кругов новгородского населе­ния в политической и художественной жизни города спо­собствовало расцвету более демократической городской культуры.

Из памятников второй половины XIII в. до войны 1941—1945 гг. сохранилась только одна каменная цер­ковь — Николы на Липне (1292 г.), превращенная фаши­стами в развалины (Рис. 295).

Церковь Николы на Лип­не в Новгороде, конец, XIII в. представляла собой ку­бическое здание с одной гла­вой и низкой апсидой. Ее сте­ны не расчленены лопатками (имеются только лопатки по углам). Фасады первоначально завершались трехлопастной ар­кой с поясом полуциркульных арочек. Церковь сложена из гру­бой плиты на растворе извести с песком. Неровная поверхность создает впечатление пластич­ности масс; для церкви характер­но отсутствие геометрической четкости линий. Композиция верха храма имела ближайшую аналогию с церковью Михаила Свирского под Смоленском конца XII в., церковью Рождества бо­городицы Перынского скита кон­ца XII — начала XIII в. (Нов­город) и отчасти церковью Пара­скевы-Пятницы 1207 г. (Новго­род) и представляла новгород­скую переработку этого типа храма. С XIV в. кладка из плиты становится характерной чертой новгородского зодчества.

Памятники первой половины XIV в. в основном повто­ряют план и композицию церкви Николы на Липне. Хоро­шо известная церковь Успения на Волотовом поле 1352 г. В этой церкви, первоначально имевшей трехлопастное за­вершение фасадов, отсутствуют даже угловые лопатки. Небольшой по масштабу храм имел с запада большой при­твор, позже был пристроен северный придел, придавший сооружению асимметрию и живописность. Необходимо от­метить округленные внизу подкупольные столбы (с западной стороны), занимавшие меньше места, чем четырехугольные, или крещатые. Для этой церкви характерны вытянутые пропорции, создававшие впечатление стройности и легко­сти.

В 60—70-х годах XIV в. в Новгороде сооружаются более крупные и нарядные храмы. Наиболее типичны церкви Федора Стратилата 1360— 1361 гг. и Спаса на Ильиной улице 1374 г., (Рис. 296) сохранившиеся довольно хорошо.

Церковь Федора Стратилата, построенная посадником Семеном Андреевичем и его матерью Натальей, — квадрат­ная в плане и однокупольная, имеет одну апсиду. Запад­ные углы ее заняты замкнутыми камерами приделов, со­единенными каменным сводчатым переходом (хоры). Глав­ное внимание зодчие уделили внешнему облику и покрытию здания. Верхняя часть стены завершается сложной много­лопастной аркой, имеющей декоративное значение. Церковь была, по-видимому, покрыта сначала по трехлопастной арке, но уже в древности (в XIV в.) это покрытие было заменено более простым — на восемь скатов, образующих фронтоны с каждой стороны. Толстые стены расчленены лопатками, узкие окна имеют заостренные арочки, с запад­ной стороны к церкви примыкал притвор, служивший усы­пальницей ее строителей и членов их семей. Барабан укра­шен пояском из треугольных впадин, арочек и т. д,, апси­да — арочками и вертикальными тягами.

В XIV в. наряду с новыми прогрессивными явлениями в области архитектуры встречаются памятники, повторяю­щие старые традиционные формы, как церковь Спаса в Ко­валеве под Новгородом 1345 г.,

Эта церковь сохранила старую позакомарную систему покрытия XI—XII вв., но закомары ее не опирались на лопатки, которые сохранились только в углах здания. Своеобразны притворы церкви, различные по форме и величине (в XII в. они были симметричны); с востока она имела одну апсиду. Один из притворов, юж­ный, служил усыпальницей и имел позакомарное покрытие, остальные два — двускатные. В верхней части фасада се­верного притвора был арочный пролет для колоколов. Эта церковь отражала консервативные художественные взгля­ды реакционных кругов боярства, причем с конца XIV в. это консервативное течение все более усиливалось.

Последняя четверть XIV в. принесла крупные переме­ны в жизни Русской земли, связанные с разгромом тата­ро-монгольских орд на Куликовом поле и с возвышением Москвы. Политика новгородского боярства, боровшегося за независимость Новгорода, в это время потеряла про­грессивное значение и стала мешать созданию единого Русского государства. Усиление реакции привело к посте­пенному замиранию прогрессивного творческого движения почти во всех областях новгородской жизни, в том числе и в искусстве.

В конце XIV—XV вв. новгородские зодчие повторяют старые архитектурные решения, типы церквей XII и XIV вв., с незначительными изменениями в пропорциях и распреде­лении декоративных мотивов. В этих памятниках наблю­дается дальнейшее сокращение масштабов при сохранении прежней конструкции.

Для русского зодчества конца XIII—XV в. характерно усиление национального своеобразия. Архитектура Новго­рода и Пскова этого периода отличается «демократизмом», проникнута духом народности. Она претворяет в камне формы деревянной архитектуры. В Новгороде разрабаты­вается своеобразная и новая композиция масс, церкви полу­чают щипцовые или трехлопастные покрытия, оригиналь­ную декорацию фасадов. В псковском зодчестве наблюдает­ся повышенный интерес к организации внутреннего про­странства. Иным путем шло московское зодчество, разви­вающее владимиро-суздальские традиции, созданные в про­цессе борьбы за централизацию государственной власти, сохранившее торжественный, репрезентативный характер образа.

Московское зодчество развивается в условиях усиления политической мощи великих князей, но зодчие Москвы иногда обращаются к формам деревянного зодчества. При всем различии этим двум направлениям в русской архитек­туре XIV—XV вв. присуща общая тенденция — перера­ботка старой крестово-купольной системы храма. Этот про­цесс, начавшийся еще в XII в., выражается в стремлении преодолеть дифференцированность внутреннего простран­ства и статичность масс храма, что осуществляется путем уничтожения хоров и развития системы ступенчато-повы­шающихся арок внутри, которым отвечает ступенчатый верх здания.

Раннемосковское зодчество положило начало блестяще­му развитию самобытной национальной архитектуры Мос­ковского государства конца XV — XVI в.

В XIV в., с началом широкого строительства каменных храмов, возрождается фресковая живопись. Фресковая живопись Новгорода XIV в. представляет необыкновенно яркое и прогрессивное явление. Самая ранняя из XIII—XIV вв. известных нам — роспись церкви Николы на Липне конца XIII в., скрытая под ма­лярными записями, почти целиком погибла во время Ве­ликой Отечественной войны. По сохранившимся кратким описаниям и уцелевшим фрагментам эти фрески отлича­лись яркими красками (преобладает красно-коричневый тон), смелой техникой. Фронталь­ные, приземистые фигуры, плоскостная и статичная трак­товка их связывают эти фрески с искусством XII в.

Памятников новгородской монументальной живописи первой половины XIV в. в Новгороде не сохранилось, хотя они, несомненно, существовали. Отсутствие их частично возмещают фрески собора Рождества богоматери Светогорского монастыря под Псковом, датируемые обычно 1313 г. Из композиций и отдельных фигур раньше всего стали известны изображения отцов церкви на стенке, слева от апсиды. У них большеголовые и тонкие фигуры, с узкими покатыми плечами, индивидуально трактованные лица с живыми гла­зами, в лицах отражены черты народных типов. Фигуры лишены неподвижности, характерной для фресок XII в., но их легкое движение еще непохоже на стремительное движе­ние и угловатые резкие ракурсы новгородских фресок вто­рой половины XIV в.

Все фрески выполнены в очень своеобразной, смелой и энергичной живописной манере. Лица с большими гла­зами и массивными крупными чертами отличаются вырази­тельностью и мужественной силой. Высветления на этих красно-коричневых темных лицах даны свободно — широ­кими белыми мазками и придают им психологическую на­пряженность и индивидуальный характер.

В 1378 г. была расписана церковь Спаса-Преображения на Ильиной улице в Новгороде.

Испол­нитель — знаменитый ви­зантийский художник-эми­грант Феофан Грек. Со­хранившееся письмо из­вестного русского писателя XV в. Епифания к Кирил­лу Тверскому (1413 г.) сообщает краткие сведения о Феофане Греке. Он был выдающимся мастером, рас­писавшим за свою долгую жизнь более 40 храмов в Константинополе, Галате (предместье Константино­поля, Халкидоне (Малая Азия), Каффе (Крым), Новгороде, Москве и Нижнем Новгороде. Епифаний характеризует Фео­фана, как замечательного художника, мудреца и фи­лософа. Сохранившиеся фрески церкви Спаса-Преображе­ния свидетельствуют о свободном обращении Феофана с церковными традициями (Рис. 297)

Руке Феофана, несомненно, принадлежат изображения Христа с куполе, Ноя, Мелхиседека и Авеля (в рост) в барабане и часть фресок в северо-западном приделе церк­ви, среди которых особенно выделяется изображение стар­ца Макария Египетского. Для художественной манеры Феофана характерны смелые и свободные композиционные и живописные искания, отточенность обобщенных форм, четкий и острый рисунок, монументальная широта письма. Чрезвычайно своеобразна сдержанная монохромная кра­сочная гамма красно-коричневых тонов, серо-голубые и се­ро-фиолетовые фоны. Живописная трактовка лиц резкими белильными — голубоватыми, серыми и красными — бли­ками, моделирующими и как бы «динамизирующими» фор­му, придает образам Феофана глубокую внутреннюю оду­хотворенность и экспрессию. В образах Фео­фана нет стремительного движения, отмеченного во фре­сках Болотова и Федора Стратилата; фигуры его даны в спокойных позах, но в них есть «внутреннее движение», пафос, отличающий искусство греческого мастера.

Суровый аскетизм, отрицание мира и свобода художе­ственного языка являются характерными чертами творче­ского метода Феофана. В северо-западном приделе церкви Спаса-Преображения фрески теряют связь с архитекту­рой они разбросаны по стенам свободно, асимметрично и как будто случайно, ритм их тревожен и беспокоен («Тро­ица»). Сохранившиеся изображения в церкви, и приделе дают возможность предполагать, что Феофан Грек работал совместно с каким-то новгородским мастером или с группой мастеров, художественная манера которых была близка к фресковой росписи церкви Федора Стратилата (Рис. 298). Фрески церкви Преображения на Ильиной улице носят печать гения Феофана Грека и в то же время тесно связаны с новгород­ской художественной культурой (окраска лиц, художествен­ные приемы), которая оказала воздействие на греческого ху­дожника. Ковалевские фрески носили более станковый характер; изображения, не связанные друг с дру­гом и с архитектурой, были свободно разбросаны по стенам церкви. Лица не отличались психологизмом и остротой характеристик и были выполнены в детализированной, иконо­писной манере (зеленые санкири, плотное вохрение, подрумянка на щеках). Светлый колорит отличался пестротой (красновато-коричневые, зеленые, голубые, желтые, фиоле­товые и оранжевые). В Ковалевской церкви, по-видимому, работали три мастера, из которых один, исполнивший фигу­ры пророков в барабане, сохранил еще традиции монумен­тальности. В индивидуально трактованных лицах пророков отсутствуют русские черты. Другой мастер работал в су­хой, графичной манере с орнаментальной разделкой формы. Фрески третьего художника близки по художественной ма­нере к фрескам церкви Федора Стратилата. В этой церкви, по предположению некоторых исследователей, вместе с новгородскими мастерами работали сербские художники, что свидетельствует о широких и разнообразных куль­турных связях Новгорода. Утрата монументальности и усиление иконописных черт характерны для новгородских фресок 80—90-х годов XIV в.,

Фреска повлияла и на стиль новгородских икон XIV в., сделавшийся более свободным и живописным. Новгородская иконопись второй половины XIII— XIV вв. продолжает традиции иконописи домонгольского периода. И в это время в изобразительном искусстве Нов­города наблюдаются два основных, переплетающихся друг с другом течения — церковное, «официальное», и народное, демократическое. Необходимо, однако, отметить усиление народного, демократического направления и по­степенное изменение официального искусства, которое приобретает иногда демократические черты. Это явление объясняется дальнейшим обострением социальных проти­воречий и классовой борьбы в Новгороде, усилением роли демократических элементов в общественной и куль­турной жизни.

Для характеристики новгородской иконописи второй половины XIII в., можно привести два памятника. Один из них — икона, изображающая Христа на троне и свя­тых в рост на полях, из г. Крестцы Новгородской области (ГТГ). Икона имеет много общего с иконой Ивана, Геор­гия и Власия начала XIII в. (Рис. 299)

Крупная фигура Христа дана на красном фоне, его лицо имеет русские черты. Изображения святых на полях, выполненные в свободной и живописной манере, отлича­ются более ярко выраженными народными типами, при­чем два из них — Георгий и Власий — почти буквально повторяют типы Георгия и Власия из упомянутой выше иконы начала XIII в. Несмотря на неподвижность застыв­ших фигур, резкие контуры и тяжелые формы, икона пред­ставляет большей интерес, как произведение народного демократического искусства, еще связанное с домонголь­скими традициями.

Вторая икона конца XIII в., характеризующая скорее официальную церковную линию развития искусства, имеет точную дату и имя художника, записанные летописцем. Это — икона Николая Чудотворца, выполненная масте­ром Алексой Петровым в 1294 г. (Рис. 300). Ширшсое, добродушное лицо Николы несколько плоскостно и графически трактованное, при всей утонченности и величавости образа, — уже типично русское, доброе лицо, в нем нет суровости и аскетизма, характерных для изо­бражения Николая Чудотворца XII в.

К концу XIII — началу XIV в. относится икона «Чудо Георгия о змии» (Рис. 301), изо­бражающая Георгия, спасающего царевну от крылатого змея. Вокруг центрального изображения, в клеймах, пока­заны «мучения» Георгия.

Мучения Георгия, переданные с наивными натуралисти­ческими деталями, напоминали о действительных страдани­ях русских людей, переживаемых ими в годы татарского владычества.

Икона, представляющая замечательное произведение народного мастера, отличается лаконизмом и выразитель­ностью композиции и силуэтов. Короткие большеголовые фигуры, грубоватые, неуклюжие пропорции и угловатость рисунка не снижают впечатления необычайной самобытно­сти и непосредственности этого художественного произве­дения. В колорите иконы преобладают мажорные тона — ярко-красные (фон средней части), белый, зеленый и лимонно-желтый. По стилю и техническим приемам (рез­кие черные контуры, расцветка) она напоминает миниатюры конца XIII — начала XIV в.

Для иконописи Новгорода XIV в. характерен свое­образный круг тем. В ней преобладают изображения осо­бенно почитаемых новгородских святых — покровителей сельского хозяйства, скотоводства, торговли и т. д., уна­следовавших функции языческих богов — покровителей различных отраслей хозяйственной жизни народа. В этих иконах нашло отражение наивное мировоззрение крестьян и ремесленников, которое связано с их жизнью и бытом. Одной из характерных икон этого типа является маленькая икона Параскевы-Пятницы и Анастасии — покровитель­ниц торговли конца XIV — начала XV в. (Рис. 302) В этой иконе, изображающей две женские фигуры в рост, постав­ленные лицом к зрителю, есть черты объемности. Коренас­тые Фигуры с крупными головами очерчены резкими кон­турами, лица с грубоватыми чертами точно вырезаны из дерева. Народный мастер, написавший эту икону, создал суровые, волевые образы новгородских женщин.

В конце XIV и в начале XV в. в Новгороде наблюдается расцвет иконописи, по-видимому, связанный с усилением роли иконостасов в церквах. Художественный язык новгород­ских иконописцев становится более утонченным и изы­сканным, рисунок — правильным, звучная, красочная гамма — более сложной. Простые контрастные сочетания красных и зеленых, желтых и синих тонов, характерные для иконописи XIII—XIV вв., дополняются разбеленны­ми и сложными тонами — розовыми, вишневыми, светло-зелеными и голубыми. Лица с детально проработанными чертами становятся более тонкими и красивыми, складки одежд и узоры орнамента — тщательно проработанными. Фигуры, данные в легком движении, становятся стройны­ми и изящными, позы — грациозными, даже манерными. В иконах громадную роль приобретает силуэт, четкий и выразительный; ритмичные композиции усложняются и приобретают повествовательный характер. Жизнерадост­ный, светлый характер и различное эмоциональное звуча­ние новгородских икон XV в. достигается сочетанием цве­товых пятен и ритмом линий.

Самым ценным в этих иконах является их народный характер, связь с народной жизнью и бытом. В них так же, как и в XIV в., нашел отражение культ местных свя­тых — покровителей различных отраслей народного хозяй­ства: Георгия, охранителя стад и земледелия, Николая Чу­дотворца, покровителя плотников и путешествующих, за­щитника от пожаров, Власия, покровителя рогатого скота, Спиридония, покровителя плодородия земли и пробужде­ния природы, Флора и Лавра, покровителей лошадей. Ха­рактерным образцом новгородской иконописи этого пе­риода является икона Георгия Победоносца начала XV в. (ГРМ), самого популярного новгородского святого, выве­зенная из деревенской церкви Пашского района Ленин­градской области. Выполненная талантливым народным ма­стером, икона дает героизированный образ юного воина, олицетворяющего доброе, светлое начало. Всадник, изобра­женный на красном фоне и вонзающий копье в пасть кры­латого змея, вихрем несется на белом коне. Зеленый плащ развевается, образуя ореол вокруг его легкой и стройной, фигуры. В изображение змея, олицетворяющего темные силы, злое начало, художники вкладывали много изобре­тательности и выдумки. Другая икона первой половины XV в. изображает Флора и Лавра с лошадьми на фоне скалистого пейзажа.

Произведения псковских иконописцев XIV в. выделяются смелой цветовой лепкой и необычным колоритом, основанным на сочетании оранжево-красных, зеленых, коричневых и желтых тонов. Сумрачная выразительность образов святых на псковских иконах обнаруживает их известную близость к работам Феофана Грека.

На севере в XIV в. сложилась вологодская школа живописи. Ее известный представитель – иконописец Дионисий Глушицкий. В вологодских иконах преобладают темные, несколько приглушенные тона. Стойкие на севере архаические традиции делают иконы северного письма XIV-XV вв. нередко похожими по стилю на памятники более раннего периода.

С конца XIV – начала XV вв. усиливается художественная роль Москвы. Здесь работали Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев, Даниил Черный. В иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля Феофан немного увеличил размеры икон Христа, Богоматери и святых и достиг четкой выразительности силуэта (“деисусный чин” ). Этот чин имел большое значение для последующего развития русского высокого иконостаса. Созданная Феофаном в Москве школа стимулировала развитие местных мастеров, выработавших, однако, отличный от феофановского стиль.

В 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный исполнили новую роспись Успенского собора во Владимире. Эти фрески в традиционных иконографических образах раскрывают глубокий духовный мир и мысли современников. Просветленные благожелательные лица апостолов, ведущих за собой народ, мягкие гармоничные тона живописи пронизаны чувством умиротворения. Написанные несколько позже Рублевым иконы звенигородского чина — чисто русская интерпретация темы деисуса. Образ благословляющего Христа полон внутренней силы и мудрого спокойствия. Рублев обладал редким даром воплощать в искусстве светлые стороны жизни и душевного состояния человека. В его работах на смену внутреннему смятению аскетической отрешенности образов Феофана приходят красота душевного равновесия и сила осознанной нравственной правоты. Произведения Рублева, являясь вершиной московской школы живописи, выражают идеи более широкого, общенационального характера. В замечательной иконе “Троица”, написанной для собора Троице-Сергиева монастыря (Рис. 303), Рублев создал образы, далеко перерастающие узкие рамки разработанного им богословского сюжета, воплотив идеи любви и духовного единства. Фигуры ангелов, сидящих, склонив головы друг к другу в безмолвной беседе, образуют круг – символ вечности, а плавные, гармоничные линии навевают настроение светлой сосредоточенной задумчивости. Нежные, тонко согласованные тона, среди которых преобладают золотистый и звонкий голубой, внутренняя свобода точно найденной композиции с ее выразительным ритмом находятся в тесной взаимосвязи с глубоко человечным замыслом этого гениального произведения.

В сер. 13 в. Русь оказывается под иноземным игом. Разруха, гибель людей и памятников искусства, упадок культуры, строительства – печальный результат монголо-татарского нашествия. Только в Новгороде и Пскове теплится в это время художественная жизнь.

Начиная с 14 в. роль объединителя русских земель берёт на себя Москва. Раннемосковское искусство опирается в своём развитии на искусство Владимира, города, пытавшегося также решить эту задачу. Московские князья, выработав систему идеологических взглядов на свою роль и предназначение московского княжества, проводили эту политику и в том числе с помощью искусства. Огромную роль в формировании московской школы имело творчество Андрея Рублёва – художника-гуманиста, мастера одухотворённых, человечных образов во фреске и в иконе. Школа (последователи) Рублёва продолжала гуманистические начала Рублёвского творчества развивая их на новой исторической основе.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.