В течение XII в. углубляется процесс феодального дробления, сопровождаемый постоянными усобицами князей. Киев теряет значение главного города страны. Пути мировой торговли меняют свое направление и начинают проходить мимо него. Растут и богатеют новые города – центры феодальных княжеств (Владимир, Галич, Смоленск и д.р. ). В этих городах вырастают княжеские замки, боярские усадьбы, храмы и монастыри. Политически самостоятельные и экономически замкнутые феодальные княжества XII века развиваются в различных условиях, при различных культурно – хозяйственных связях с другими народами. Единый процесс развития русской культуры и искусства начинает распадаться на ряд самостоятельных областных течений. Однако эпоха феодальной раздробленности не была временем упадка. Это был период нового подъема экономики и культуры в различных областях Русской земли.
В борьбе за свою независимость каждый город стремился выразить свою силу и значение в памятниках архитектуры и живописи. Своеобразие областных культур в эпоху феодальной раздробленности заключается в том, что они сочетают общую основу – киевские художественные традиции с местными особенностями.
В XII в. получает распространение тип небольшого храма, который приходит на смену монументальным княжеским сооружениям, изменяются строительный материал и художественные приемы. Сравнение архитектурных сооружений и произведений живописи Новгорода и Владимира ярко показывает общие черты и своеобразные особенности местных художественных школ.
Типичным памятником этого периода является собор Елецкого монастыря в Чернигове первой четверти XII в. (Рис. 280). Это трехнефный и шестистолпный храм, в котором хоры занимают только западную часть сооружения (ход на хоры был устроен в толще северной стены). Средняя часть хоров открывается в храм двойной аркадой, опирающейся на квадратные столбы. Внешность здания отличается строгостью и простотой; закомары образуют спокойный горизонтальный ряд полукружий, подчеркнутый аркатурой, обрамляющей верх фасадов; лопатки украшены массивными полуколоннами. Апсиды украшены тонкими тягами. Этот тип храма встречается не только в Киеве и Чернигове. По образцу его строятся городские соборы во всех феодальных княжествах, на которые распадается киевская держава.
Во второй половине XII в. во всех областях преобладали небольшие четырехстолпные церкви. Самая замечательная из них— церковь Параскевы-Пятницы в Чернигове конца XII — начала XIII в. (Рис. 281), построенная из кирпича. Эта церковь отличалась исключительной смелостью и новизной архитектурного решения. Стены ее были украшены скромной и изящной полосой кирпичного-узора и расчленены сложными пучковыми пилястрами. Наиболее оригинальна была пирамидальная конструкция верха с заостренным трехлопастным завершением фасадов, приподнятыми под круглыми арками (которые отражены во втором ярусе стрельчатых закомар) и такими же четырьмя декоративными кокошниками, помещенными в основании барабана, эти элементы в целом придавали стройной, динамичной композиции легкость и стремление вверх.
Из сильно искаженных и разрушенных памятников полоцкого зодчества второй половины XII в. лучше всего сохранился собор Спасо-Ефросиньевского монастыря, построенный зодчим Иоанном (до 1161 г.) и являющийся результатом длительной переработки киевского художественного наследия (Рис. 282). Шестистолпная церковь с сильно выступающей одной апсидой представляла башнеобразный массив, сильно вытянутый вверх и покрытый по закомарам. Он возвышался над апсидой и притворами и нес на своих сводах квадратный постамент, обработанный по сторонам трехлопастными арками; на постаменте помещался барабан главы. Это ступенчатое нарастание масс было особенно заметно с западной стороны собора. Фасады его расчленены лопатками с приставными полуколоннами. Внутри собор имеет хоры с небольшими приделами и с лестницей в западной стене. Стены церкви отличаются большой толщиной, боковые нефы представляют собой тесные коридоры. Динамическая композиция этого храма дает представление о своеобразном пути развития полоцкой архитектуры и стремлении местных зодчих переработать традиционную схему крестово-купольного храма.
Это стремление характерно и для других областных архитектурных школ периода феодальной раздробленности.
Ко второй половине XII в. относятся его наиболее интересные архитектурные памятники Смоленска.
В Смоленске наиболее интересна четырехстолпная церковь Михаила Архангела (1191—1194 гг.), входившая в состав княжеского дворца (Рис.283). Центральная ее часть была значительно выше трех небольших притворов с севера, юга и запада, открытых внутрь храма. Фасады также имели, по-видимому, трехлопастное завершение.
Новгород, входивший в состав Киевского государства, упорно боролся за свою независимость; с 30-х годов XIIв. он окончательно освободился от подчинения киевскому князю и превратился в вечевую республику аристократического типа. В первой четверти XII в. новгородские князья переселяются из Кремля и пытаются противопоставить потерянному ими Софийскому собору новые монументальные сооружения. В начале XII в. новгородский князь Мстислав построил на Торговой стороне храм Николы на Ярославском дворище (1113 г.) (Рис. 284). Этот собор повторял план киевских соборов конца XI — начала XII в. и представлял шестистолпное сооружение с пятью главами (сейчас он имеет одну главу) и позакомарным покрытием. Его внешний облик отличается простотой, большой художественной выразительностью, лаконизмом форм и строгостью пропорций. В величавой простоте этого собора нашли яркое отражение местные особенности новгородской культуры. Во второй четверти и во второй половине XII в. новгородские князья строили очень мало. Они чувствовали себя непрочно в Новгороде и не стремились к многолетним и дорогим сооружениям.
Во второй половине XII в., вместо шестистолпных соборов, в Новгороде, так же как и в других русских областях, начинают строить небольшие четырехстолпные церкви, причем круг «строителей» расширяется (бояре, новгородский архиепископ и т. "д.). К сожалению, ранних памятников этого типа в Новгороде не осталось. Единственным памятником, существовавшим до войны с фашистами (1941—1945), была церковь Спаса-Нередицы 1198 г., выстроенная князем Ярославом Владимировичем. Это — маленькая, одноглавая церковь, с тремя апсидами, из которых две боковые сильно понижены по сравнению с центральной и позакомарным покрытием. Узкий щелевидный ход в толще западной стены вел на хоры в западной части храма. Углы хоров были заняты небольшими приделами. Сложенная из камня и кирпича, с толстыми и неровными стенами, расчлененными лопатками, церковь не отличалась четкостью и правильностью линий и форм. Несмотря на небольшие размеры, церковь Спаса-Нередицы производила впечатление монументального сооружения благодаря строгости пропорций и лаконичности архитектурного решения.
Сын Юрия Долгорукого, Андрей Боголюбский, сделавшись великим князем (1157—1175 гг.), перенес столицу из Киева во Владимир. Опираясь на младших дружинников и горожан, Андрей Боголюбский стремился сосредоточить власть в своих руках и всю жизнь вел борьбу с могущественной феодальной знатью за объединение Руси. В его княжение во Владимиро-Суздальской области расцветают города, культура и искусство. Памятники архитектуры, сооруженные Андреем, отличались монументальностью и художественной выразительностью. Они выражали большую государственную идею — величие и силу княжеской власти, значение новой столицы Владимира.
Первой постройкой при Андрее Боголюбском был Успенский собор во Владимире (1158—1161 гг.), занимавший центральное место в городе и сгоревший в 1185 г. (Рис. 285) Собор был богато украшен иконами, церковными сосудами и тканями. Он был трехнефный, шестистолпный (по типу Киево-Печерского собора и имел одну главу. Храм был покрыт по закомарам, стены его были расчленены сложными пилястрами (сочетание лопаток и полуколонн) с растительными капителями и опоясаны фризом из арочек и стройных полуколонок. Верхние поля центральных закомар занимали композиции из резного камня, трактованные очень объемно. Ниже шел фриз из женских масок, связанный с культом Марии. По углам были размещены львиные маски. Резное убранство храма отличалось строгостью, сдержанностью и пластичностью. Аркатурный пояс Успенского собора был украшен фресковой росписью и позолотой (позолоченные колонки и среди них фресковые изображения святых, птиц и орнамента). Колонки порталов были окованы золоченой медью, крыша и купол храма также были покрыты позолоченной медью. С западной стороны собор имел квадратные каменные башни, увенчанные, по-видимому, шатрами, с лестницами на хоры. Внутри храм отличался гармоничностью членений и мастерской композицией внутреннего пространства. Впечатление большого объема, легкости и высоты достигалось благодаря строгому выбору пропорциональных соотношений. Тонкие, стройные и высокие столбы, резные карнизы с плоским растительным узором, почти трехмерные парные фигуры лежащих львов в пятах подпружных арок, обилие света из 12 окон купола, пол из цветной майолики, высокохудожественная фресковая живопись и иконы, хоросы, паникадила и церковные сосуды из золота и серебра, вышивки и ткани — все это придавало необычайную пышность и торжественность собору.
Замечательным сооружением времени Андрея Боголюбского была небольшая церковь Покрова на реке Нерли 1165 г. (Рис. 286) Церковь, стоящая на берегу реки, среди заливных лугов, окаймленных лесами, является замечательным памятником мирового зодчества. План ее типичен для второй половины XII в. (четырехстолпный, однокупольный, с тремя апсидами храм, покрыт по закомарам). Однако зодчие Андрея Боголюбского слегка вытянули план церкви Покрова с востока на запад и тем самым лишили его кубичности. Алтарные апсиды получили более облегченный характер. Вертикальные членения преобладают над горизонтальными; узкие щелевидные окна с дробной профилировкой откосов и декоративная обработка стен почти уничтожают ощущение материальной весомости камня.
Особенностью этого сооружения являются необычайная легкость и стройность пропорций, устремленность вверх, классическое чувство меры и ясность. Аркатурно-колончатый пояс проходит выше уровня хор. Тонкие полуколонки с изящными резными капителями украшают апсиды, сложные пилястры с приставными колонками образуют мощные пучки вертикалей. Центральные закомары с северной, южной и западной сторон украшены белокаменными рельефами, изображающими благославляющего Давида с гуслями, львов и птиц; в боковых закомарах изображены грифоны, терзающие ягненка. Вокруг храма с трех сторон проходит фриз из женских масок, а по сторонам окон лежат львы (Рис. 285).
Мастера церкви Покрова на Нерли широко использовали псалтири (прославление красоты вселенной), а также приемы народного творчества, существовавшие еще в резьбе по дереву древних славян.
Внутри храм производит впечатление изумительной легкости и высоты, благодаря низко опущенным хорам, обилию вертикальных линий и т. д.
Эта гармоничная легкая и стройная церковь в древности была частью монастыря и с южной стороны имела двухэтажную башню с лестницей, от резного убранства которой сохранились изображения барсов и грифов.
Иноземные мастера, о которых упоминает летопись, были немногочисленны, они терялись среди громадного количества русских мастеров.
Детали романской архитектуры в убранстве фасадов владимирских памятников архитектуры (перспективные порталы входов, сложные пилястры с полуколоннами, аркатурные колончатые пояса и т. д.) свидетельствуют о том, что среди зодчих Андрея Боголюбского были люди, хорошо знакомые с романской архитектурой, возможно, мастера, приехавшие из Галича.
Памятники Владимиро-Суздальской архитектуры продолжали киевские художественные традиции, но владимирские зодчие вложили в них новый художественный смысл: гармонию пропорции и своеобразие декоративной обработки. Феодальное княжеское искусство Владимира выражало прогрессивные идеи своего времени — идеи единства Русской земли и русского народа. Башни, крытые шатрами, и композиция Боголюбовского дворца связаны с деревянным зодчеством. Любовь к декоративному оформлению здания, резьба и роспись свидетельствуют также о роли народных мастеров, принимавших большое участие в строительстве, которое проводил Андрей Боголюбский.
Большим достижением Владимиро-Суздальской архитектуры является строительство монументальных дворцовых ансамблей и умение найти место здания в городском комплексе и пейзаже.
Дмитриевский собор 1193—1197 гг. представляет замечательный памятник архитектуры конца XII в., с изумительной силой воплотивший прогрессивные идеи своего времени (Рис. 288). Композиция его выражает спокойную торжественность. Великолепие, царственное величие внешнего облика и стройность пропорций создают впечатление могучей и величавой архитектуры. В массах храма нет вертикального движения. Его строгие пилястры делят стены на три широких доли, но не увлекают глаз ввысь, а переходят в горизонтальное движение полукруглых закомар. Узкие и высокие окна прорезают верхние части стен. В плане собор представляет четырехугольник, вытянутый по продельной оси. Он имеет четыре столба, один купол и три апсиды в виде массивных полуцилиндров, приставленных к кубу храма; плоский шлемовидный купол покрыт позолоченной медью. Его внутреннее пространство широко и спокойно, мерный и торжественный ритм могучих арок придает ему величие и пышность. Стены собора внутри были украшены замечательными фресками, из которых сохранились фрагменты «Страшного суда» на западной стене и сводах. Наружная декорация собора необычайно своеобразна. Верхняя половина стен покрыта белокаменными рельефами, которые украшают также барабан главы. Аркатурно-колончатый пояс густо насыщен резьбой, покрывающей даже стволы колонок. Расположение рельефов ровными горизонтальными рядами усиливает впечатление неподвижности здания и тяжести стены. На некотором расстоянии аркатурно-колончатый пояс благодаря насыщенности резьбой сливается в широкую горизонтальную ленту. Декоративная скульптура, украшающая верхние части стен, напоминает драгоценную ткань с каменной бахромой колонок пояса.
Основная тема этой декорации собора прославление творца и вселенной, представленной в виде зверей, птиц и растений. Строчное распределение рельефов роднит замысел резного убранства с народными вышивками и напоминает также резьбу по дереву на крестьянских избах более позднего времени, возможно, повторяющих древние образцы. В правой закомаре южного фасада изображено «Вознесение Александра Македонского» (Рис. 289), а на северном фасаде, обращенном к городу, — фигура строителя храма Всеволода на престоле с сыном на коленях, окруженного четырьмя склонившимися старшими сыновьями. Эти композиции должны были прославлять силу и могущество великого князя. Основная масса рельефов представляет изображения зверей, растений и птиц, затем следуют изображения грифов, борьбы зверей, охоты и т. д.
Характерной чертой резного убранства Дмитриевского собора является сопоставление сказочных и христианских образов. Только в скульптуры колончатого пояса был вложен христианский смысл (изображения святых, среди которых были Борис и Глеб в русских княжеских одеждах). Система декоративного убранства этого храма не имела аналогий в искусстве средних веков.
Самыми древними из сохранившихся памятников фресковой живописи XII в. являются фрески новгородской Софии 1108 г. (Рис. 290). Система росписи новгородской Софии не отличалась от системы мозаичного и фрескового убранства киевской Софии. Сохранившиеся после войны изображения двух пророков – представляют крепкие, рослые фигуры, застывшие во фронтальных позах; их одежды падают прямыми, тяжелыми складками. Строгие лица с большими, широко раскрытыми глазами имеют восточный тип. В них нет выразительности и психологических черт лучших мозаик и фресок киевской Софии, но в этих образах есть грубоватая сила, характерная для новгородской живописи.
Для Новгорода XII в. характерен расцвет монументальной живописи.
Сохранившиеся фрагменты фресок Николо-Дворищенского собора 20—30-х годов свидетельствуют о продолжении киевской художественной традиции (жена Иова с тонким, строгим лицом, напоминающим фрески киевской Софии). Фрески Антониева монастыря 1125 г. (отдельные композиции и фигуры) говорят о развитии самобытной новгородской художественной школы (юноша, копающий землю, с большой головой и резкими, крупными чертами лица, и т. д.). В последние годы в притворе новгородской Софии открыта композиция «Деисуса» 1144 г., отличающаяся по стилю от изображений Константина и Елены, но выполненная также новгородским художником.
Самым замечательным фресковым циклом XII в. в Новгороде была существовавшая до войны 1941—1945 гг. роспись церкви Спаса-Нередицы 1199 г., представлявшая наиболее полный образец монументальной живописи раннего средневековья. Фрески Нередицы отличались суровостью и строгостью образов. Вся роспись была пронизана страхом перед божеством и перед муками загробной жизни, сознанием неизбежности расплаты за грехи. Большое место в ней было отведено «Страшному суду», в котором подробно были изображены все виды адских мучений. Лица святых, с острыми пронизывающими глазами, внушали, приходящим в храм чувство беспомощности и страха. Стенопись отличалась монументальным характером: большеголовые застывшие фигуры двигались тяжелой поступью в замедленном ритме.
Другой особенностью росписи Нередицы являются элементы реализма, жизненного наблюдения, выразительность и правдивость в трактовке отдельных образов. В них отразились суровые идеалы новгородцев, от них веет крестьянской жизненной силой (неизвестный пророк, Варвара, Лазарь, пророк Илья). Их резкие, решительные лица с неповторимыми новгородскими чертами незабываемы по своей художественной выразительности.
Фрески Нередицы покрывают все стены и своды, но в каждом ярусе они компонуются свободно, без соблюдения симметрии. Медальоны с погрудными изображениями святых, многофигурные сцены и фигуры в рост сменяют друг друга. Вертикальные членения отдельных ярусов не совпадают, композиции загибаются за угол стены, сцены и фигуры не имеют одинакового масштаба. Фресковая роспись похожа на громадный цветистый ковер. Она исполнена в смелой, широкой манере, на контрастах зеленых теней и белильных «счетов». Краски — желтые, голубовато-синие, красно-коричневые, белые и зеленые — образуют пеструю гамму. Верхние фрески выполнены иначе, чем нижние (с учетом расстояния). В верхних фресках светотень резче, лица даны в зеленом тоне, с густыми и широкими желтоватыми пробелами. Внизу — лица желтые, с узкими белильными мазками бликов.
Для фресок Нередицы характерна размашистая, энергичная, даже небрежная манера. В них применяются новые фактурные приемы и цветовые решения. Брови, ресницы и ноздри прописаны черной краской, зрачки также черные, белки голубоватые. Седые волосы даны сочетанием белильных мазков с зелеными или голубоватыми тонами. Оттенки волос остроумно передаются с помощью желтых, красных, черных и голубых мазков.
Фрески Нередицы показывают, что в конце XII в. в Новгороде сложилась школа, создавшая единый стиль, отличающийся силой выражения и смелостью живописных решений. Исследователи насчитывают до 10 мастеров, работавших в Нередице. Наиболее отчетливо выделяются манеры двух художников, выполнивших основные части росписи.
Первая манера отличается широтой и смелостью. Объемные, одутловатые лица с длинными толстыми носами отличаются широкими пробелами и глубокими резкими тенями. Для них характерны большие глаза с тяжелыми веками, отвисшая Нижняя губа, уши в виде завитка. Фигуры имеют грузные пропорции, большие руки и головы, одежды образуют тяжелые складки. В образах этого художника сильнее выражены народные черты.
Вторая манера носит графический, орнаментальный характер. Стройные фигуры с небольшими головами и широкими скуластыми лицами отличаются маленькими, узкими, широко расставленными глазами» низко опущенными бровями, тонкими носами и полными губами. Рисунок лиц и небольших рук тонок и красив, пробела, положенные тонкими белильными мазками, носят орнаментальный характер.
Для монументальной живописи Новгорода XII в. характерно постепенное изживание киевских художественных традиций и развитие местной, новгородской, художественной культуры, в которой все более усиливаются черты своеобразия и народности. Тот же процесс наблюдается в иконописи Новгорода XII — первой половины XIII в.
Памятники иконописи XII в., связанные с Новгородом, не менее ярко, чем произведения монументальной живописи, характеризуют два основных течения, которые можно условно и предварительно наметить в новгородской живописи этого периода. Одна группа памятников, более характерная для первой половины XII в., связанная с княжескими и церковными кругами, развивает преимущественно византийские и киевские художественные традиции. Другая группа — вторая половина XII и начало XIII в. — носит черты своеобразия и народности и является продуктом местной, новгородской, художественной культуры.
К первой группе принадлежит прежде всего икона «Устюжское благовещение» первой половины XII в. из новгородского Юрьева монастыря (Рис. 291). В образах богоматери и архангела Гавриила чувствуется связь с образами киевской Софии и Дмитриевского собора («Благовещение» киевской Софии и ангел Дмитриевского собора). Фигуры отличаются стройностью пропорций. В лицах с темно-зеленой оливковой основой лепка рельефа достигается путем постепенного наложения темной охры с прибавлением белил (все в большем размере), так что переход от слоя к слою остается почти незаметным. Самый верхний, желтоватый, слой покрывает только наиболее освещенные места. Подрумянка мягко оттеняет губы, щеки, лоб, шею и лилию носа. По краю верхнего века красная линия подчеркивает выпуклость глаза. Во внутренних углах глаз также даны удары красным. Колорит иконы сдержанный, строгий и сумрачный. На золотом фоне изображен архангел Гавриил в темно-желтом хитоне с золотыми линиями складок и красновато-коричневыми тенями и в зеленоватом гиматии; на богоматери — синий хитон и вишневого цвета мафорий. Она изображена с веретеном в руке, на груди у нее — фигура младенца, как бы видимого сквозь одежду. Младенец в серебряном нимбе, почти сливается с одеждой богоматери, его отличает только более плотная фактура краски и легкие голубоватые блики. Особенностью этой иконы является изображение Христа в образе старца «ветхого деньми» вверху, на фоне яркого синего неба с золотыми звездами, среди ярко-красных херувимов и серафимов с золотыми рипидами. «Ветхий деньми» в голубом хитоне является наиболее ярким цветовым пятном в иконе и выполнен в более широкой и свободной манере письма, не имеющей аналогий в живописи Киева.
Второй иконой этой группы является Спас Нерукотворный, второй половины XII в., из московского Успенского собора (Рис. 292). Его лицо выполнено более плоско, в мягкой манере, неуловимыми переходами от света к тени. Художник дает строгий, торжественный и возвышенный образ. Лицо с большими выразительными глазами отличается своеобразной асимметрией построения (по-разному изогнутые брови), усиливающей его экспрессию. Икона отличается сдержанностью и лаконизмом в подборе красок, она выполнена в скупой колористической гамме, построенной на сочетании оливковых и желтых тонов.
На обратной стороне этой иконы изображено «Прославление креста» с двумя ангелами по сторонам креста, напоминающими ангелов в куполе Нередицы. Эта композиция выполнена в широкой, смелой и свободной манере, энергичными мазками, резкими и сильными сопоставлениями света и тени, в многокрасочной гамме контрастных лимонно-желтых, светло-синих, киноварно-красных, розовых, темно-зеленых, черных и коричневых тонов. Эта замечательная по новгородскому характеру образов и колориту композиция является произведением местной школы. Таким образом, в одной иконе мы встречаем произведения (может быть, не одновременные), принадлежащие двум разным мастерам.
В иной художественной манере выполнены изображения общерусских и местных новгородских святых наполях (фигуры и полуфигуры): Бориса и Глеба, Козьмы и Дамиана, Флора и Лавра, Параскевы, Анастасии, Евдокиии Фетиньи. Народные типы лиц, легкая и свободная живопись, смелые и яркие сочетания лимонно-желтых, голубых, синих, киноварных (красных) и темно-вишневых тонов — все отличает их от центрального изображения.
Икона Николая Чудотворна конца XII в. (Рис. 293) принадлежит скорее ко второй группе и представляет интересный образец демократизации нейтрального образа, более русского по типу. Его суровое лицо с живыми черными глазами по манере исполнения отличается графической проработкой формы, усилением линейно-орнаментального начала (складки кожи и пряди волос). Звонкий, цветистый колорит — белый фон, желтое лицо, голубовато-седые волосы, красные и синие медальоны на полях — характерен для новгородской живописи. Святые на полях, с русскими типами лиц, написаны в свободной и смелой манере.
С киевскими художественными традициями связана и знаменитая Ярославская оранта. Эта икона, возможно, является копией знаменитого киевского оригинала. Монументальная величественная фигура оранты близка по пропорциям к фигурам киевских мозаик. Ее идеально правильное, строго симметричное лицо выполнено рельефно в очень светлом, почти белом тоне. Красно-коричневые и темно-зеленые одежды с широким применением золота в высветлениях и орнаментации также напоминают мозаику (икона написана на золотом фоне).
Монументальная, торжественная икона Дмитрия Солунского на серебряном фоне конца XII в. (Рис.294), идеальной правильностью, симметричностью и «скульптурной» лепкой очень светлого лица напоминает ярославскую оранту. В трактовке лица есть и новые черты, как в типе, так и тональности (плотные зеленые тени). Дмитрий изображен в одежде воина и в княжеской диадеме. Он сидит на троне и спокойным движением руки вынимает меч из ножен. Некоторые исследователи видят в этом изображении идеализированный портрет Всеволода III (на стенке трона сохранился княжеский знак Всеволода). К владимиро-суздальской школе относится, по-видимому, и икона Георгия конца XII — начала XIII в. Художник создал и здесь образ воина, но более юного, с красивым выразительным лицом ,
В искусстве Руси периода феодальной раздробленности на ряду с особенностями областных художественных школ не обходимо отметить связь между ними и постоянный обмен художественными и техническими достижениями, который приводит к созданию новых общерусских типов церквей и гражданских сооружений, в ряде случаев связанных с народным деревянным зодчеством. Живопись этого периода выступает так же, как самобытное искусство, сочетающее общерусские народные черты со своеобразными чертами областных школ. Русская живопись XII — первой половины XIII в. не уступает «по высоте своих достижений ни западноевропейской, ни византийской живописи того времени».
В 1237 г. Владимирское княжество пало под напором татаро-монгольского нашествия. Монгольские завоеватели нанесли страшный удар экономике и культуре русского народа. Множество городов было разграблено и сожжено, зодчие и художники погибли или были уведены в плен. Ослабленная Русь теряет западные и юго-западные области (Киевскую, Смоленскую, Полоцкую и Галицко-Волынскую).
Культурная жизнь, сосредоточенная в разоренной Северо-Восточной Руси, надолго замирает. Однако некоторые факты свидетельствуют, что не все культурные силы Владимиро-Суздальской земли погибли в период татаро-монгольского завоевания.
Уже во второй половине XIII в. в связи с попытками борьбы за национальную независимость (городские восстания против татаро-монголов в Ростове, Суздале и Ярославле) начинает оживать русская культура и искусство.
От этого времени сохранились упоминания не только о строительных работах небольшого масштаба — ремонтах и перестройках, но и о новых сооружениях.
Традиции владимиро-суздальской архитектуры первой подняла Тверь, выросшая в конце XIII в. из небольшого пограничного городка Владимирского княжества в значительный экономический и политический центр. (Уже в середине XIII в. Тверь становится главным городом самостоятельного княжества.)
Распад единого, сильного государства Киевская Русь на ряд отдельных княжеств – сложный и неоднозначный период в истории русского искусства. С одной стороны – процесс децентрализации, разъединение некогда единых земель (негативный результат), с другой – создались условии для самостоятельного развития искусства отдельных художественных центров (Новгород, Псков, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Смоленское княжества). В каждом из новых территориальных образований мы отмечаем обогащение местными чертами неумирающей традиции общерусского характера искусства Киевской Руси.
IV. Список литературы.
1. История русского искусства под ред. М. Раковой. Т.1., М., 1981.
2. Ильина Т. История искусств. Отечественное искусство. М., 2000.
3. Вагнер Г., Владышевский Т. Искусство Древней Руси. М, 1993.
4. Миролюбов Ю. Язычество древних славян. М, 1995.
5. Лазарев В. Мозаики Софии Киевской. М., 1960.
6. Лазарев В. Феофан Грек и его школа. М., 1961.
7. Лазарев В. Андрей Рублев и его школа. М.,1966.
8. Демина Н. «Троица» Андрея Рублева. М.,1963.
9. Замятина Н. Терминология русской иконописи. М., 1999
10. Всеобщая история искусств. Т.2, кн.1., Т.З. М., 1960,1965.