Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Искусство восточных славян (1 – пер. пол. 9 вв.)



Лекция № 11. «Искусство Древней Руси. Славяне, Киевская Русь и период феодальной раздробленности.»

СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ:

I. Древнерусское искусство.

Искусство восточных славян.

II. Искусство Киевской Руси.

III. Искусство периода феодальной раздробленности.

IV. Список литературы.

V. Список основных артефактов.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:

В широком смысле древнерусское искусство - средневековое русское искусство, развивавшееся в пределах древнерусско­го (русского, великорусского) государст­ва с IX по XVII в. В стилистическом отно­шении далеко не однородное явление. Охватывает искусство Киевской Руси (IX-XIII вв.), период феодальной раз­дробленности (по отдельным школам) (XII—XIII вв.), период татаро-монгольско­го ига (XIV-XVвв.) и становления рус­ского централизованного государства (кон. XV-XVI вв.), XVII в. - период разви­тия светского искусства, усиления свя­зей и влияния Запада на русское искусст­во. С принятием христианства на Руси древнерусское искусство вобрало в себя многие образцы гре­ко-византийского искусства - архитек­туру, монументальную живопись и ико­нопись, которые слились с местными тра­дициями. Через искусство Киевской Ру­си византийская традиция была освоена Владимиро-суздальской школой, откуда перешла в искусство Московского кня­жества (московская школа). Собственно русским явилось деревянное зодчество, внесшее свои поправки в церковную ар­хитектуру. Полностью самостоятельным было гражданское зодчество (терема). Особенностью древнерусского зодчества стало пристрастие к белокаменному строительству с украшением фасадов бе­локаменной резьбой, аркатурными пояс­ками, пилястрами, перспективными пор­талами и т. п. Большой самобытностью отличалось декоративно-прикладное ис­кусство Древней Руси, в значительной мере имевшее народные, в т. ч. языче­ские, корни. Это прослеживалось в ярком колорите росписей и особенно икон. Бо­гатство и разнообразие природных ресур­сов создавало предпосылки для развития в определенных местностях гончарного дела, резьбы и росписи по дереву, худо­жественной обработки металлов, кости, вышивки, изготовления изделий из бере­сты и лозы и т. д.

Существует общепринятая периодизация искусства Древней Руси:

1. искусство восточных славян (1 – пер. пол. 9 вв.)

2. Искусство Киевской Руси (кон. 9 – нач. 12 вв.)

3. Искусство периода феодальной раздробленности (сер. 12 – сер. 13 вв.)

4. Период объединения русских земель вокруг Москвы (13 - сер.15 вв.)

5. Искусство Русского Централизованного государства (кон. 15 - 16 вв.)

6. Искусство 17 в.

 

Искусство восточных славян (1 – пер. пол. 9 вв.).

 

Древняя земледельческая культура и родовая ор­ганизация славянского общества вызвали к жиз­ни идеологическую систему, называемую язы­чеством. Основу язычества составляли аграрные магические культы и культ предков. Христианская религия, насыщенная также ма­гическими представлениями, в течение многих столетии не смогла преодолеть древнее язычество и приспособилась к нему. В эпоху сложения феодализма появилось «дружин­ное язычество», причем главным божеством русских князей и дружинников стал бог войны, грома и молнии Перун.

Первые сведения о славянах у древних писателей от­носятся к началу нашей эры. Они называли славян вене­дами, антами и славинами и сообщали краткие сведения о них. В то время художественная культура славян была уже высокой и многообразной, но следы ее можно найти только благодаря раскопкам кладбищ (полей погребений) I—V вв. н. э. (керамика, изделия из бронзы).

С VI в. начинается процесс объединения восточных славян. Эти государственные объединения, союзы племен, были очень непрочны, но они внесли изменения в жизнь славян, так же как далекие походы славянских дружин в Византию, Закавказье и причерноморские города.

От периода с VI по X в, сохранилось большое коли­чество кладов и погребений, дающих более богатое пред­ставление об искусстве славян. Найдено много произведе­ний прикладного искусства из серебра и бронзы — фигур­ки людей, зверей и птиц, выполненные иногда с чертами наивного реализма, иногда очень стилизованные. Большое распространение имели языческие сюжеты в виде геометризованных узоров, имевших в древности магическое зна­чение. Это изображение женщины с поднятыми руками («великая богиня»), символизирующей жизнь и плодоро­дие, деревьев, солнца, цветов, всадников и т. д. Такие изображения известны благодаря крестьянским вышивкам XIX в., так как сами древние образцы вышивок и резьбы по дереву и кости не дошли до наших дней.

Сохранившиеся образцы ювелирного искусства дают представление о необычайном богатстве и разнообразии произведений прикладного искусства древних славян.

Памятники зодчества восточных славян не сохранились до наших дней. Славяне создавали жилища, храмы, крепо­сти и погребальные сооружения. Ha севере строились руб­леные избы, основой которых был сруб, или «клеть», из бревен. На юге жилища сооружали из мелкого леса или прутьев, обмазанных глиной, причем они частично опуска­лись (вкапывались) в землю (полуземлянки). Северяне в VII—VIII вв. уже белили свои мазанки мелом. Деревянные избы украшались резным коньком на крыше, наличниками, рублеными крылечками. Славянские дома были прямоугольные в плане с двускатной или четырехскатной кровлей.

Планировка славянских поселений была разной — раз­бросанной, в два ряда (порядка), круговой или треуголь­ной (главным образом у слияния двух рек).

Крепостные сооружения представляли ров, земляной вал и поставленный на нем простой тын, или кольцо «городен» из срубов. Такие городища создавались с IV в. до н. э. до XII—XIII вв. н. э.

Элементами художественного зодчества в этих крепост­ных сооружениях были ворота и сторожевая башня.

Резьба по дереву характерна для народного деревян­ного зодчествавосточных славян. В ней преобладали изо­бражения коня, птицы, змеи и собаки, олицетворяющие добрых духов.

Погребальные сооружения славян были связаны с обрядами погребения (сожжение и захоронение трупа) Для праха сожженных членов рода ставились «столпы» (небольшие срубы) на перекрестках дорог. От X—XI вв. сохранились срубленные дома для мертвых внутри курга­нов (земляных насыпей круглой формы), в которых хоро­нили знатных людей. Такие грандиозные курганы X в., в виде усеченного конуса, сохранились около Киева и Чер­нигова. Высота их достигала 12 м. На вершине кургана ставился массивный столб с именем князя или устраива­лась площадка, на которой укладывалось оружие умерше­го — шлем и щит.

Языческие храмы имели различные названия и форму. Одной из ранних форм был глиняный жертвенник, в виде огромного блюда, лежащего на земле или на специальном помосте. По углам были врыты столбы, поддерживающие кровлю. Эта форма языческих святилищ существовала очень долго.

В крупных городах в X в., несомненно, существовали более пышные «храмины идольские». В древнейшей части Киева, близ княжеского дворца, найдены остатки языческого капища — грандиозный жертвенник эллиптической формы, сложенный из песчаника на глиняном растворе. Рядом с ним находился круглый массивный столб. Пол здания вокруг этих сооружений представлял собой толстый слой белой утрамбованной глины. Это — остатки громад­ного языческого храма.

Чтобы представить себе облик городского языческого храма X в., можно использовать дошедшие до наших дней описания храмов у западных (полабских и балтийских) славян.

Саксон Грамматик (XII в.) описывает храм Святовита в Арконе (остров Рюген), построенный из дерева «весьма искусно и изящно». Храм был окружен оградой с рез­ными раскрашенными изображениями. Крыша была крас­ная, внутри здания было четыре столба и между ними висели ковры.

Титмар Мерзебургский (начало XI в.) описывает храм Радогоста в Ретре (Мекленбург), окруженный лесами и озерами. Храм был большой, деревянный, и стены его были украшены снаружи «чудесными вырезанными изображе­ниями богов и богинь».

В житии Оттона Бамбергского (XII в.) сообщаются сведения о храме Святовита Триглава в городе Щетине, который назывался «континой». Он был построен «с уди­вительным тщанием и искусством». Внутри и снаружи на стенах находились «выпуклые изображения людей, птиц и зверей, представленных так верно и так естественно, что, казалось, дышали и жили, и что, особенная редкость, — краски наружных изображений ни от каких дождей и снегов не могли потускнеть, ни стереться — таково было искусство живописцев».

Таким образом, наиболее знаменитые языческие храмы были богато украшены резьбой и росписью, не дошедшими до наших дней.

Памятники зодчества, резьбы и живописи восточных славян не сохранились в целом виде, и мы можем судить о них только на основании археологических исследова­ний и описаний аналогичных сооружений у западных славян.

Несколько лучше обстоит дело со скульптурой, от которой сохранился ряд памятников. Однако эти памят­ники носят случайный характер и не принадлежат к числу лучших произведений скульптуры языческого периода, ко­торые погибли после принятия христианства. Самым ранним известным произведением скульптуры является плоский рельеф с изображением человека и оле­ня, найденный на стене пещеры на берегу Днестра. Б. А. Рыбаков датирует этот рельеф I—III вв. н. э., хотя большинство исследователей относят его к более позднему времени (VI—VIII вв.). Человек изображен коленопрекло­ненным перед схематично изображенным деревом и петухом, что очень характерно для анимистических представлений славян.

В курганах IX—XI вв. встречаются глиняные и брон­зовые объемные человеческие фигурки (мужчин и жен­щин), изображающие, по-видимому, богов. Это — домаш­ние или личные божки, которых легче было уберечь от христианских священников и сохранить тайно. Большин­ство этих изображений выполнено грубо и схематично.Общественные идолы более крупного размера выполня­лись из дерева и камня.

Наиболее замечательным памятником славянской плас­тики является четырехликий идол X в., найденный в реке Збруч, близ Гусятина, в 1848 г. (Рис. 265). Идол представляет собой высокий четырехгранный каменный столб, на каждой грани которого имеется особая серия изображений. Вверху, на каждой стороне столба, изобра­жено человеческое лицо, и эта четырехликая голова увенчана одной шапкой, напоминающей русскую княжескую шапку. Ниже — каждая грань разделена горизонтальными черта­ми на три пояса: верхний ярус состоит из четырех крупных фигур в рост (одна женская и три мужских фигуры). В среднем ярусе — четыре уменьшенных чередующиеся фигуры мужчин и женщин, держащихся за руки. В нижнем ярусе — три фигуры усатых мужчин, стоящих на коленях (четвертая сторона изображений не имеет). Все изображе­ния, трактованные плоскостно и схематично, первоначально были раскрашены.

Памятники языческого искусства восточных славян, и в особенности лучше сохранившиеся произведения ювелир­ного искусства, показывают, что славяне еще в языческий период прошли большой путь художественного развития, расцвет которого падает на X в. (княжение Святослава и Владимира).

После принятия христианства Киевская Русь, унаследо­вавшая многовековые традиции бесклассовой народной культуры, сохранила свою самобытность и творчески переработала византийское художественное наследие, луч­шие памятники которого были проводниками античной и эллинистической культуры.

Искусство восточных славян – основа для дальнейшего формирования и развития искусства трёх братских славянских народов – русского, белорусского и украинского.

Искусство восточных славян основано на строгой религиозной системе язычества. Отражением этих верований были величественные курганы – погребения славянских вождей, скульптурные изображения богов (идолов-кумиров), разнообразные ювелирные украшения, выполнявшие роль талисманов-оберегов.

Искусство восточных славян стало базой и источником развития в дальнейшем искусства эпохи раннефеодального государства Киевская Русь. Кроме того, до сих пор в народной памяти, быте искусстве живы образы этой языческой культуры.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.