Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Формула управления тревожностью



1. Я испытываю тревожность, когда_________________________________

2. Чтобы управлять тревожностью, в разговоре с собой я учитываю;

А.___________________________________________________________

Б.___________________________________________________________

В.___________________________________________________________

Г,___________________________________________________________

Д.___________________________________________________________

3. Чтобы справиться с тревожностью, я приспосабливаюсь к окружающей

среде следующим образом:

А.___________________________________________________________

Б.___________________________________________________________

В.___________________________________________________________

Г.___________________________________________________________

Д.___________________________________________________________

Позаботьтесь о своем окружении

Слишком часто пожилые обитатели домов престарелых чувствуют себя покинутыми и изо­лированными от всего общества. В этой главе вам была предоставлена информация, вос­пользовавшись которой вы можете помочь таким людям - научить их избирательному осознаванию, чтобы уменьшить неприятные переживания. Пойдите добровольцем в бли­жайший дом престарелых и посоветуйте его обитателям обращать внимание на позитив­ные моменты их жизни, объясните, что нужно быть благодарными за то, что у них есть, а не страдать из-за того, чего у них нет.

Вы даже можете сочинить фельетон, который рассмешит их - достаточно нескольких хо­роших шуток, - и «гастролировать» по ближайшим домам престарелых. Так как юмор яв­ляется одним из самых действенных способов управления стрессом, то вы поможете по­жилым людям справиться с их неприятными переживаниями хотя бы на некоторое время. Поможете ли вы пожилым или проигнорируете их? Это ваш выбор

4. Чтобы восстановить душевное равновесие я использую следующую «ие­рархию» страхов:

А._________________,__________________________________________

б.___________________;____________^__________

В.__________________________________________________

Г.__________________________________________________

Д.__________________________________________________________

5. Как вы думаете, насколько эффективна будет методика (или сочетание методик) по управлению тревожностью?__________%

Решительность

В последних исследованиях были выявлены причины, препятствующие разви­тию болезни из-за стресса у одних людей, но не действующие для других. Кобаза обнаружил три фактора, отсутствие которых отличает подверженных заболева­нию людей от неподверженных: обязательность, контроль, выносливость [62]. Обязательность — это «тенденция полностью отдаваться своему делу, каким бы оно ни было; контроль — тенденция думать ипоступать так, как будто вы можете влиять на ход событий; выносливость — это уверенность в том, что жизни свойст­венно меняться и что изменения — это двигатель прогресса и личностного разви­тия» [63]. Основная мысль заключается в том, что нужно воспринимать измене­ния как вызов, а не как угрозу. Людей, которым свойственны эти качества, называют решительными,так как они могут противостоять стрессорам. Они не так часто болеют из-за нервных потрясений. С тех пор как понятие решительно­сти было определено, ученые провели множество исследований и выяснили, что обязательность, контроль и выносливость обладают буферным эффектом для здоровья человека. После разработки концепции решительности был проведен ряд исследований, подтвердивших влияние обязательности, контроля ивыносливо­сти на здоровье [64, 65, 66]. Это справедливо для различных групп: резервистов[67], школьных учителей [68], высокопоставленных государственных чиновни­ков [69], призывников израильской армии [70] или пациентов стоматологиче­ской клиники [71]. В одном из исследований было обнаружено, что решитедь-

ность даже лучше свидетельствует о физическом или психологическом здоровье, чем тревога, стресс на работе, бытовые проблемы, социальная поддержка или по­ведение типа А [72].

Вдобавок к способности предупреждать болезнь [73, 74] и снижать уровень артериального давления и григлицерида [75], решительность влияет и на чисто психологические показатели. Например, оказалось, что она снижает степень пси­хологического дистресса [76, 77], а также усиливает ощущение счастья в семье и делах [78] и повышает адаптивность [79].

Нельзя сказать, что все ученые одинаково убеждены в том, что решительность защищает от болезней. Как и в случае со многими другими сложными явления­ми, выявить решительность и диагностировать ее влияние на здоровье затрудни­тельно. Например, Фанк сделал вывод о том, что решительность — это не само­стоятельное явление и, напротив, свидетельствует о плохой приспособленности к жизни [80]. Другие исследователи обнаружили, что некоторые, но не все, из трех факторов решительности обладают буферным эффектом [81, 82]. В любом случае, решительность изучается до сих пор. Были даже попытки выяснить, мож­но ли научить людей быть решительными и, если это возможно, станут ли они в связи с этим меньше болеть.

Выводы

• Избирательное восприятие — это процесс принятия решения о том, на чем сосредоточивать внимание — на плохом или на хорошем. Сосредоточен­ность на хорошем более благоприятна.

• Восприятие жизни во всей ее полноте требует сознательных усилий, так как мы ко многому уже привыкли. Здесь поможет изменение привычного спо­соба действий (например, выбор разных путей на занятия или на работу).

• Поведенческий тип А — это особенная совокупность личностных черт, в чи­сле которых исключительная жажда к соревнованию, агрессивность, нетерпе­ливость, постоянная спешка, а также свободно выражаемая, но рационали­зированная враждебность и практически всегда — глубоко скрытая безза­щитность. Люди типа А больше подвержены ишемической болезни сердца, чем люди типа В. Люди типа В менее подвержены сердечным болезням, а тип их поведения полностью противоположен поведению типа А. Враж­дебность и озлобленность являются основными параметрами типа А, влияю­щими на здоровье.

• Самооценка - - это то, как вы относитесь к самому себе. Люди с низкой само­оценкой в значительной степени подвержены стрессу, так как плохо думают о себе, не доверяют своему мнению и сомневаются в правильности своих действий. Самооценка уже изучена и подлежит коррекции.

• Локус контроля — это воспринимаемая вами степень контроля, которой вы обладаете над событиями вашей жизни, Внешний локус контроля говорит о том, что вы мало контролируете свою жизнь (контроль вне вас); внутренний локус контроля свидетельствует о вашей уверенности в контроле над собы­тиями вашей жизни.

Тревожность — это иррациональный страх, который выражается в повы­шенной интенсивности деятельности организма и сопровождается желани­ем избежать или проигнорировать ту или иную ситуацию. Тревожность как состояние является временным и особенным для каждого стимула; тревож­ность как черта — общее чувство тревожности.

Тревожностью можно управлять с помощью планирования окружающих условий, переименования, разговора с самим собой, остановки мыслей и си­стематической десенситизации.

Альберт Эллис разработал ABCDE-техппку для управления тревожностью. Она состоит из изучения тех иррациональных убеждений, которые прово­цируют тревожность, изменения этих убеждений и визуализации более по­зитивных результатов наших действий.

Решительность определяется тремя факторами; обязательностью, контро­лем и выносливостью. Обязательность — эго тенденция полностью отда­ваться своему делу, каким бы оно ни было, контроль - тенденция думать и поступать так, как будто вы можете влиять на ход событий, а выносли­вость — это осведомленность о том, что жизни свойственно меняться и что изменения — двигатель прогресса и личностного развития. Было обнаруже­но, что решительность снижает риск заболевания, способствует понижению артериального давления и содержания триглицерида, а также уменьшает психологический дистресс, усиливает удовлетворенность семейной жизнью и работой, повышает адаптивность.

 


ГЛАВА 8 Духовность и стресс

Однажды поздним апрельским вечером я ехал из Феникса, штат Аризона, на се­вер, к Флагстаффу, и к заходу солнца подъехал к каньону Оак Крик. Стены кань­она — результат творения веков — окружали реку. У меня перехватило дух. Все, что я мог подумать: «Боже мой, какое чудо!» Позже, когда я возвращался в Фе­никс, кристально чистое небо было усыпано тысячами звезд. Каждый, кто бывал в этой части Соединенных Штатов в это время суток, знает: звезды светят так близко, что кажется, будто до них можно дотронуться руками. Я не мог просто так проехать дальше — это было не в моих силах. Поэтому я остановил машину на обочине и вышел из нее, чтобы полюбоваться мерцающими в небе звездами.

Этот день нельзя было испортить ничем. Я находился под сильным впечатле­нием от увиденного, и потому все неприятности, которые навалились на меня пе­ред отъездом из Феникса, казались чем-то несущественным. Как можно волно­ваться из-за пустяков перед лицом великих творений жизни?

К сожалению, мы слишком редко относимся к чудесам, которыми богата наша жизнь, с должным почтением. Родители требуют от своих детей ярких успехов вместо того, чтобы просто восхищаться их уникальностью. Студенты не обраща­ют внимания на ту красоту, которая окружает их на территории студенческого городка. Они практически не используют возможность отдохнуть в тени деревьев с томиком Платона, Хемингуэя или Уодсворта. Профессора же совсем не ценят предоставленную возможность и честь посвятить себя науке. Необыкновенное таинство мироздания зачастую теряется в нашем суетливом обществе с его быст­рой едой, диетами для быстрого похудания и электронными приборами, позво­ляющими наращивать мускулатуру практически не двигаясь. Легче, раньше, бы­стрее — и так мало времени остается для того, чтобы посвятить его духовному развитию и своему духовному здоровью.

Духовное здоровье

Существует несколько определений духовного здоровья. В соответствии с не­которыми из них понятие духовности соотносится с существованием некоего Высшего Существа, тогда как в других духовность связана с межличностными отношениями и поиском своего места в мире. Например, согласно одному из опре­делений, духовность — это приверженность определенной религии. Чем сильнее эта приверженность, тем крепче духовное здоровье. С другой точки зрения, ду­ховное здоровье заключается в умении распознать и выполнить жизненную зада­чу, умении нести любовь, радость и мир, помочь себе и другим полностью реали­зовать себя [1].

Согласно мнению ведущего специалиста по ишемической болезни сердца, инициатора проекта «Жизненный стиль и сердце», доктора Дина Орниша, дефи­цит эмоционального и духовного здоровья — основная причина сердечных болез­ней, потому что возникающий в результате этого стресс способствует развитию негативных паттернов поведения, что ведет к развитию болезни сердца. Поэтому в программу доктора Орниша включены упражнения, помогающие понять себя, улучшить отношения с другими и укрепить союз с высшими силами [2].

В клинике стресса, открытой Джоном Кабат-Цинном, также признается важ­ность духовного здоровья при взаимодействии со стрессом и для укрепления об­щего здоровья. С помощью медитации пациенты учатся жить настоящим момен­том, четко осознавать чувства, мысли и ощущения. Результат — ослабление хронических болей [3], снижение тревожности, стресса и депрессии [4].

Существует мнение, что «полезно рассматривать такие техники, как медита­ция, визуализация и групповая поддержка, в качестве средств укрепления духов­ного здоровья, а именно: самоосознания, отношений с другими, поисков цели и смысла жизни. Это гораздо полезнее, чем рассматривать их просто как техники управления стрессом, которые помогают людям «расслабиться» или «уйти от проблем» [5].

Для того чтобы обрести духовное здоровье, потребуется ответить на такие во­просы, как: «Кто я?>>, «Зачем я здесь?» и «Куда я иду?». Эти вопросы заставляют задуматься над самим фактом своего существования и смыслом жизни. Ответы на них могут успокоить вас и укрепить уверенность в том, что вы двигаетесь именно в том направлении, в каком хотите. Но, с другой стороны, эти ответы мо­гут и встревожить. Возможно, раньше вы не задумывались о своих отношениях с другими людьми, с высшими силами, с природой, не размышляли о том, что было до нас и что будет после нас. Если это так, используйте возникший диссонанс, чтобы изменить свою жизнь и прийти к большей духовности. Радуйтесь люби­мым людям, восхищайтесь чудесами природы, найдите занятие по душе и внеси­те свой вклад в мировую гармонию. Оставьте все предрассудки, просто радуйтесь тому, что вы есть, и помогите другим почувствовать то же самое. Все это умень­шит вашу подверженность стрессу, повысит удовлетворенность своей жизнью, а также поможег эффективнее взаимодействовать с окружающей средой и доро­гими вам людьми. Остановимся на этом более подробно.

Читая о духовности и духовном здоровье, вы непременно заметите, что ин­формация, помещенная в блоках «Позаботьтесь о своем окружении», напрямую связана с духовным развитием. Эти блоки включены в книгу специально для то­го, чтобы вы обратили внимание на свое духовное начало, стали его развивать и таким образом смогли защититься от стресса.

Религия и духовность

Совершенно очевидно, что религиозность и духовность влияют на здоровье [6, 7, 8, 9]. Но еще не до конца ясно, в чем сходство и различие этих двух понятий — религии и духовности. Духовность предполагает определенную «ориентацию личности или переживание трансцендентного, связанное, например, со смыслом жизни, иногда — поиски священного в жизни» [10]. Религия — это «внешняя де-

монстрация духовного существования, при которой люди объединяются в орга­низованные сообщества, имеют общие убеждения и занимаются определенными практиками» [11]. Можно быть духовным человеком, но не религиозным или да­же антирелигиозным. Иногда же люди используют духовные практики, напри­мер молитву, в качестве способа медитации, а не в качестве обращения к Высше­му Существу.

Духовность и здоровье

Духовность и религия связываются с разными параметрами состояния здоровья (например, с артериальным давлением). Ученые пытались использовать религию и духовность в качестве средств, которые улучшают самочувствие и уменьшают влияния стресса. Многие попытки носили науч­ный характер, другие были несколько «экзоти­ческими». Рассказывая об исследовании взаи­мосвязи молитвы и здоровья, Ларри Доссн описывает удивительный эксперимент, прове­денный в рамках своей программы [13]. Группу пациентов, имеющих одно и то же заболевание, разделили на две подгруппы. Группа людей, счи­тавшая себя религиозной, молилась за другую группу. Однако группа пациентов, за которую молились, не знала об этом, а молящиеся также не знали, за кого молятся. Тем не менее здоро­вье пациентов той группы, за которую моли­лись, заметно улучшилось. Этот эксперимент на­зывается двойным слепым экспериментом — одно из удивительнейших изобретений ученых, о котором более подробно мы расскажем позже. Досси объясняет свои открытия с духовной и с научной точек зрения: «Я воспринимал эти со­бытия как не связанные между собой, потому что влияние отдельных действий друг на друга, до­казанное учеными на уровне мельчайших частиц, кажется мистическим. Полу­чается, что частицы, разделенные большим расстоянием, взаимосвязаны. Из­менение одной из них сказывается на остальных, Это во многом сходно с воздействием молитвы на расстоянии. Однако никто не знает, есть ли связь меж­ду поведением отдельных частиц или между молитвой и желанием» [14]. Досси также подчеркивает тот факт, что молитвы разных религий одинаково эффектив­ны. Он приводит этот довод для утверждения религиозной толерантности.

Существует много других исследований, подтверждающих связь духовности и здоровья. Например, ученые обнаружили, что религиозность и духовность сни­жают влияние психологического стресса [15, 16], риск физического недуга [17], изменяют моральные установки [18]. Также исследователи пришли к выводу, что религиозность и духовность способствуют усвоению более здоровых паттернов поведения. В целом религиозные и духовные люди более здоровы, чем неверую-

Молитва помогает обрести ощущение контроля над своей жизнью

щие. Как заметил один ученый, «определенная степень религиозности больше влияет на здоровье в целом, чем на отдельные показатели (такие, как самооценка, локус контроля, присоединение, чувство целостности)» [19]. Духовное здоровье влияет и на способность управлять стрессом [20].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.