Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классификация восприятия



В основе классификации восприятий лежат различия в работе органов чувств, участвующих в процессах восприятия. Обычно восприятие осуществля­ется рядом взаимодействующих органов чувств. Так, осязательное восприятие создается работой двух органов чувств: тактильным и кинестезическим. Раз­личные восприятия комбинируются при осуществлении человеком какой-либо деятельности и возникают сложные виды восприятия. Например: Чтение текста включает работу зрительных, кинестезических, слуховых восприятий

Другой тип классификации восприятий опирается на формы существова­ния материи: пространство, время, движение. Отсюда выделяются восприятие времени, пространства и движения.

Типология классификациивосприятия зависит от оснований (выделяе­мый классификационный признак), на которых они строятся.

1. Осязательное восприятиеимеет две формы: простое и сложное.

Осязательная чувствительность, возникающая в процессах осязательного восприятия, имеет неоднородное строение. К ней относятся наиболее про­стые формы поверхностной чувствительности (прикосновение, давление) и наиболее сложные формы осязательной чувствительности (локализации прикосновения, направления натяжения кожи, вкусовая чувствительность).

К сложным формам относят также глубокую чувствительность, позво­ляющую опознать, в каком положении находится пассивно согнутая рука. Сложные формы осязательного восприятия позволяют определить форму и целостность предмета. В этом случае используются действия, позволяющие установить сразу предмет или его отдельные свойства.

2. Восприятие зрительное.Человек воспринимает посредством зрения сразу целый образ предмета, симультанно, в отличие от осязательного, который осуществляется сукцессивно, развернуто, последовательно. Зрение распола­гает аппаратом, который обеспечивает симультанное восприятие сложных форм предмета.

Эта особенность зрительного восприятия вызвала к жизни теорию вос­приятия (гештальт-психология и ассоциативная психология), в соответствии с которой зрительное восприятие рассматривалось как относительно пассив­ная рецепторная система, в которой образ внешних форм предметов: 1) от­печатывается на сетчатке глаза, а затем без всяких изменений 2) передается сначала в подкорковые зрительные образования (внешнее, наружное колен­чатое тело), а затем в затылочные отделы коры головного мозга.

Но эта теория не могла объяснить подвижность, изменчивость зрительно­го образа, целостность его.

Строение сетчатки и зрительной коры обеспечивает восприятие целост­ных геометрических форм или структур. Закон восприятия этими структу­рами объектов были исследованы и описаны немецкими психофизиологами И.Мюллером, Г.Гельмгольцем и Вертхаймером.

Эти исследования показали, что зрительное восприятие является целост­ным, структурно организованным процессом. Были определены и описаны ряд законов, которым подчиняется зрительное восприятие формы:

• Закон четкости структуры: наше восприятие выделяет четкие геомет­рические фигуры (маскировка военной техники).

• Закон дополнения до структурного целого (амплификация): четкие, но
незаконченные фигуры всегда дополняются до четкого геометрического целого.

• Закон оптико-геометрических иллюзий.

В соответствии с тем, какой ана­лизатор играет в восприятии преобладающую роль, различают также слуховые, кинестезические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Обычно процесс восприятия осуществляется рядом взаимо­действующих между собой анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятий. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестезический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятиях также участвует двигательный анализатор.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий. Так, восприятие учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическое восприятие.

Основой другого типа классификации восприятий являются свойств материи.

Восприятие пространствапредставляет собой отражение объективно существующего пространства и включает в себя восприятия формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности, направления, в котором они находятся, а также положение тела самого человека с характерной для него системой координат.

Определение формы, величины, местоположения и перемещения предме­тов относительно друг друга и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершается в процессе двигатель­ной деятельности организма и представляет собой особое высшее проявление деятельности обобщения в пространственном поле восприятия.

В основе различных форм пространственного восприятия лежит деятель­ность комплекса органов чувств, определяющих это восприятие.

Восприятие формы предметовосуществляется с помощью зрительного, тактильного, кинестезического органа восприятия. При восприятии формы вы­деляется наиболее информативный признак - контур. Контур служит раздели­тельной гранью двух реальностей — фигуры и фона.

Зрительная система способна не только выделять границу между объектом и фоном, но и следовать по этой границе. Это продвижение осуществляется посредством глаз, которые вторично выделяют контур и выступают необходимым условием создания образа, формы предмета. Зрительное восприятие формы предмета определяется условиями наблюдения: В ряде слу­чаев, наоборот, контур выявляется лишь как элемент данной фигуры. На рис. IX.23 (а и б) в равной мере намечены контуры равностороннего треугольника. Вместе с тем воспри­нимаются эти фигуры по-разному.

Величина предмета определяется его расположением от глаза наблюдателя, освещенностью, контрастом между яркостью объема и фона.

Восприятие величины предметаопределяется величиной изображения предмета на сетчатке глаза и удаленностью его от глаза наблюдателя. Приспо­собление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществля­ется с помощью двух механизмов: аккомодации и конвергенции.

Аккомодация — изменение преломляющей способности хрусталика изме­нять свою кривизну. Конвергенция - сведение зрительных осей на фиксируе­мом предмете. Аккомодация и конвергенция действуют на очень небольших расстояниях (аккомодация - 5-6 м, конвергенция - до 450 м).

Восприятие глубины и удаленностипредметов человека в пространстве может быть на расстоянии до 2,5 км. Восприятие глубины и удаленности пред­метов осуществляется благодаря бинокулярному зрению. При бинокулярном зрении некоторым точкам сетчатки одного глаза соответствуют определенные точки сетчатки другого глаза. Это симметрично расположенные точки - кор­респондирующие точки. Воздействие на эти точки позволяет воспринимать один объект в поле зрения.

Если точки, различно удаленные от центра сетчатки, не совпадают - они называются диспарантными точками. Они создают один из двух эффектов: 1) появление двойственных изображений или 2) впечатление большей или мень­шей удаленности данного объекта по сравнению с фиксированным. Тогда воз­никает впечатление объемности или стереоскопичности.

Восприятие направленияопределяется местом изображения объекта на сетчатке глаза и положением нашего тела по отношению к горизонтальной плоскости поверхности Земли т представляет собой исходное положение для определения направления, в котором человек распознает окружающие его предметы. Восприятие направления звука осуществляется в бинокулярном (би­нарном) слушании.

Восприятие предметов

Простые и хорошо известные предметы воспринимаются сразу. При вос­приятии сложных предметов или целых ситуаций необходим процесс выделе­ния опознавательных признаков, а затем и обобщение их.

Чем сложнее предъявляемое изображение или предмет, тем более развер­нутый характер носит процесс предварительной ориентировки, тем более про­цесс восприятия приближается к последовательному процессу опознания.

Г.Гельмгольц заметил, что в процессе восприятия рецепторы должны производить поисковые движения. И.М.Сеченов указывал, что глаз рассматри­вающий предмет, производит ощупывающие движения, как и рука (гаптическое действие). На этом Н.Н.Ланге построил свою моторную теорию внимания.

Глаз при рассматривании объектов совершает микро и макродвижения, всегда ищет и выделяет наиболее информативные точки.

Восприятие объектов определяется целым рядом факторов:

1. Задача, которая ставится перед субъектом и практическая деятельность, которая им выполняется.

2. Сюжетное осмысление ситуации, в которую воспринимаемый объект включен. Иллюзия: две Т-образные линии, одинаковые по размеру создают иллюзию: вертикальная для городских жителей кажется длиннее.

3. Значение отдельных признаков для воспринимающего (например, звук чужого и своего летящего самолета во время войны). Шаги своего

4. Прежний опыт человека при предметном восприятии соответствующих изображений. (Апперцепция - зависимость восприятия от установки).

5. Индивидуальные различия в восприятии (Опыт А.Бине с описанием сига­реты).

6. Осмысленность восприятия:

Восприятие времени— это отра­жение длительности и последова­тельности явлений или событий. Оно во многом зависит от содержания деятельности. Время, заполненное значимыми для человека события­ми, течет быстро. Если же событий мало или они малосущественны, вре­мя тянется медленно. При воспо­минании событий прошлого, наобо­рот, отрезки времени, наполненные в прошлом событиями, вспоминают­ся как длительные, не наполненные событиями — как короткие.

На оценке времени сказывается также установка личности. Ожида-. ние неприятных событий вызыва­ет восприятие быстро текущего вре­мени. При ожидании приятного ка­жется, что желанное долго не на­ступает.

Восприятие движений — это от­ражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно помогает человеку ориентироваться в окружающей сре­де.

Восприятие предметов может быть ошибочным. Ошибки (иллю­зии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наиболь­шей мере известны зрительные ил­люзии. Иллюзии имеют самые раз­личные причины: практический опыт человека, особенности ана­лизаторов, изменение условий вос­приятия, дефекты органов чувств и пр.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.