Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Механизм перцептивной деятельности



Лекция. ВОСПРИЯТИЕ

Характеристика восприятия и его особенностей

Классификация восприятия

Восприятие как деятельность

Характеристика восприятия и его особенностей

Один из крупнейших специалистов в области психологии восприятия В.П.Зинченко определяет восприятие как отражение в сознании человека комплексов свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы восприятия. (+одно определение)

Процесс восприятия требует выделения из всех воздействующих на наши органы восприятия их свойств, ведущих, основных признаков, одновременно побуждая нас отвлекаться от несущественных признаков.

В ходе восприятия происходит упорядочение и объе­динение отдельных ощущений в целостные образы вещей. Процесс восприятия предполагает объединение комплексов основных при­знаков, сопоставление воспринятого комплекса со своими прежними знаниями о предмете. В результате такого сопоставления, если наше предположение о предмете совпадает с поступившей информацией, возникает узнавание предме­та. Процесс восприятия завершается, когда узнанный предмет относится нами к определенной категории вещей или явлений.

Восприятие известных предметов происходит очень быстро; при восприятии новых, неизвестных предметов процесс их узнавания и категоризации протека­ет в развернутых формах. Таким образом, полное восприятие предмета или яв­ления представляет собой процесс сложной деятельности обобщения, состоя­щего в выделении одних существенных и игнорировании других, несуществен­ных свойств - комбинированием их в одно смысловое поле.

Таким образом, в отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особен­ностями.

Механизм перцептивной деятельности

Восприятие представляет собой сложный и активный процесс. Сложность и активность восприятия проявляется в целом ряде признаков в их определенной совокупности:

1. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты в виде ощупывания предметов рукой или ощупывающими движениями глаз,
выделяя наиболее информативные точки; проговаривания наиболее важных или сложных звуков. Деятельность восприятия в этом случае приобретает характер перцептивной деятельности (состоя­щей из перцептивных действий).

2. Процесс восприятия включает в себя оживление следов прошлого опыта, сличение получаемой информации с ранее сложившимися представле­ниями, сравнение актуальных воздействий со сложившимися представле­ниями, выделение существенных признаков, создание гипотез, синтези­рование воспринимаемых признаков в комплексы и принятие решений о
воспринимаемом предмете.

3. Воспринимающая деятельность включает в свой состав работу несколь­ких органов чувств. Прежде всего, в этот состав входит речь — высший уровень психической деятельности. Выделяя и объединяя существенные
признаки, мы обозначаем воспринимаемые предметы словом. Называя
их, мы выделяем и познаем свойства предметов и относим их к опреде­ленным категориям вещей.

Свойства восприятияНаиболее важные особенности восприятия — предмет­ность, целостность, структурность, константность и осмыс­ленность.

Сложный и активный характер воспринимающей деятельности приводит к ряду особенностей нашего восприятия:

1. Восприятие имеет активный и опосредствованный характер: оно опо­средствованно знаниями, сложившимися в жизненном опыте человека.

2. Восприятие предметнои носит обобщенный характер.

Мы воспринимаем не только комплексы признаков предметов, мы оценива­ем их как определенный предмет нашей психической деятельности и этим обобщаем ее результаты. Предметность восприятия проявляется в отношении сведений, получаемых человеком из внешнего мира к этому миру. В результате такого отнесения восприятие выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека. Субъект открывает предмет­ный мир системой определенных действий.

Предметность формируется на основе процессов внешних двигательных действий, обеспечивающих контакт и обследование предметов. Б.Г.Ананьев описал случай расстройства предметного зрительного восприятия. В результате поражения головного мозга у человека наблюдалась полная неподвижность глазных яблок. Его зрение функционировало на уровне ощущений, которые не обеспечивали предметность восприятия. Он не мог ни словесно, ни графически воспроизвести какой-либо объект как предмет и обозначить его свойства. Предметность играет особую роль в регуляции поведения. Мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике, или по их основным свойствам (кирпич или блок взрывчатки).

3. Восприятие постоянно(константно) и правильно(ортоскопично): дей­ствуя с предметом, мы получаем достаточно точную информацию о его свойствах. Прежнее знание о предмете присоединяется к наглядному
восприятию этого предмета и делает это восприятие постоянным и более
правильным, включая известную поправку к тем особенностям, которую
восприятие приобретает в меняющихся условиях. Например: если мы станем вращать тарелку, на которую смотрит другой человек, ее "от­печаток" на сетчатке глаза будет меняться, постепенно принимая форму овала и даже удлиненного прямоугольника (ручка-резиновая).

Тем не менее, мы долго будем воспринимать тарелку круглой, делая со­ответствующую поправку на реальное знание этой формы предмета.

Константность восприятия — способность перцептивной системы компен­сировать изменение воспринимаемой действительности, воспринимая их как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.п. Известно, что изо­бражение предмета увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и на­оборот. Однако его воспринимаемая величина остается почти неизменной.

Действительным источником константности восприятия выступают ак­тивные действия перцептивной системы. Из разнообразного потока перцептив­ных действий субъект выбирает относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов в разных условиях обеспечивает построение инвариантного перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, его константность. Константность объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобраз­ное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи, обеспечивающее подстройку воспринимаемого объекта к условиям его сущест­вования. (Социальная перцепция - эффект Ореола – студенты)

4. Восприятие характеризуется целостным восприятиемпредметов: оно строит целостный образ воспринимаемого предмета. Он складывается на
основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета,
которые мы получаем в виде отдельных ощущений.

5. Структурность:мы воспринимаем абстрагированную от наших ощуще­ний обобщенную структуру объекта, создаваемую в течение некоторого времени. Она инвариантна и строится на основе образа воспринимаемого предмета.

6. Восприятие подвижно и управляемо.Процесс воспринимающей дея­тельности всегда определяется той задачей, которая стоит перед субъек­том. Например: когда мы рассматриваем картину, чтобы определить технику исполнения ху­дожника, мы отвлекаемся от того, что нарисовано, и пристально рассматриваем, как художник клал мазки краски на полотно картины и всю "технологию" письма художника.(Курсовая – эксп.данные – нет человека).

Это означает, что восприятие детерминировано той задачей, которую воспринимающий ставит перед собой. Задача делает восприятие человека под­вижным и управляется ею.

7. Образы восприятия всегда обладают определенным смысловым значени­ем: восприятие осмысленно, т.к. самым тесным образом связано с мышлением.

Сознательно воспринимать предмет означает: 1) мысленно назвать его; 2) отнести воспринимаемый предмет к определенной группе, классу предметов; 3) обобщить его свойства словом (Передо мной студенты – это 521 группа – эти студенты плохо сдали общую психологию – но это самые любимые студенты) + (двусмысленные картинки).

Восприятие двусмысленных ситуаций, с неясным смыслом всегда пред­полагает осуществление динамического поиска наилучшего объяснения имеющихся данных.

Таким образом, восприятие — активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцеп­тивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ предмета. Активность восприятия состоит прежде всего в участии эффекторных (двигательных) компонентов анализаторов в процес­се восприятия (движения руки при осязании, движения глаза в зрительном восприятии и т.п.).

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта.В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего,его отношение к воспринимаемому, потребно­сти, интересы, устремления, желания и чувства. Зависимость вос­приятия от содержания психической жизни человека, от особенно­стей его личности носит название апперцепции.(например установка восприятия)

Таким образом, восприятие зависит от прошлого опыта субъек­та. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.