Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы лечения зависимости



Семейная терапия

 

Семейная психотерапия особенно эффективна в лечении компьютерной и интернет-зависимости в том случае, если их причиной стали проблемы в семье (в семейных отношениях). Для начала данного вида терапии необходимым условием является абсолютное добровольное желание каждого члена семьи. С каждым членом семьи проводится беседа, тестирование, где выявляются роли, лидеры и возможные варианты лечения компьютерной зависимости. Однако необходимо учитывать и тот факт, что не каждой семье доступна профессиональная помощь психотерапевта и не все решатся самостоятельно обратиться за такой помощью. Для многих людей это означает то же самое, что признать себя больным человеком.

 

Противостоять компьютерной зависимости можно разными методами, например пользоваться поддержкой членов семьи. Понятно, что в семье с благоприятной психологической атмосферой вряд ли ребенок или даже взрослый человек «заразится» компьютерной болезнью. Поэтому первым делом необходимо адекватно рассмотреть вопрос о том, какие отношения в семье. Возможно, что ребенок или взрослый подсознательно стремятся к тому, чтобы компенсировать недостаток внимания в семье компьютерной игрой, которая позволяет быть такими, какие они есть на самом деле. Многочисленные управления или научные методики не могут исправить ситуацию, если этого не хотят сами члены семьи. Самым первым и, пожалуй, главным шагом к началу борьбы с компьютерной зависимостью считается изменение (выравнивание) психологической атмосферы в семье. Остальные же упражнения, которые будут приведены ниже, можно использовать как дополнение к основной работе внутри семьи. Все эти упражнения можно приспосабливать и адаптировать к каждому конкретному случаю в зависимости от психологии человека и степени зависимости от компьютера или Интернета.

 

Упражнения

 

Упражнение «Контрконцепция»

Для того чтобы выработать в себе способность относиться к жизни и разным ситуациям адекватно, можно использовать самые разные упражнения. Например, еще в древности использовали понятие «контрконцепции», что в переводе с греческого языка означает «противостояние чему-либо или кому-нибудь». Человеку, находящемуся в зависимости от компьютерных игр, можно предложить рассмотреть конкретную похожую на его ситуацию, разложить ее по косточкам и сделать выводы и возможные прогнозы. Пожалуй, самым ярким примером может служить басня. Родственники, особенно родители детей, которых невозможно оторвать от компьютера, могут использовать простую школьную программу: изучать басни, пояснять ребенку смысл басни, мораль. Взрослому человеку можно предложить реальные ситуации, которые произошли с кем-либо в жизни. Можно использовать даже народное литературное творчество: пословицы и поговорки.

 

Упражнение «Согласие и противодействие»

 

Это упражнение помогает раскрыть поведение человека, понять его поступки и мотивы поведения. Ничего сложного в этом упражнении нет: надо поставить себя на место собеседника и попробовать понять причины его поведения. Для этого можно использовать следующие три шага.

 

1. Договориться с человеком о том, что необходимо обсудить конкретную тему, т. е. убедить его в этой необходимости.

 

2. Попробовать поменяться местами и поведением, затем высказать свое мнение и выслушать мнение собеседников. Другими словами, это можно сделать и на кухне, и на прогулке, просто поговорив с ребенком или родственником о том, что всех их беспокоит.

 

3. Закрепление того уровня отношений, который смогли достигнуть (например, сказать, что с этого дня при каждом подобном случае (в случае разногласий) можно поменяться местами и выяснить, что думают по этому поводу остальные члены семьи).

Упражнение «Я и мой жизненный путь»

 

Для того чтобы помочь человеку, который находится в компьютерной зависимости, освободиться от таковой, можно использовать это упражнение. Он заключается в составлении и изучении (хронологии) своей жизни в контексте истории своей семьи. На семейном совете или в присутствии близких людей можно попробовать вместе с больным человеком составить подробный отчет нескольких лет жизни человека. В этом так называемом отчете можно отразить все изменения, которые можно считать значимыми и которые оказывали влияние на человека. Для того чтобы не отвлечься от главной задачи, используется методика «вопрос-ответ». Например, можно использовать такие вопросы: как характеризовался человек в школьные, студенческие годы. Как окружающие люди относились к конкретным поступкам этого человека? Можно задавать другие вопросы, которые могли бы оказать помощь в составлении характеристики. Будет лучше, если вопросы будет задавать каждый присутствующий по очереди, так «больной» сможет отвечать спокойно, зная заранее, что его не станут засыпать кучей вопросов со всех сторон. Важно отметить также и изменение его самочувствия, внешних признаков психологического состояния. Нельзя забывать и о мнении самого «больного», большое значение имеет его личное отношение к жизни, к конкретной ситуации. Такие наблюдения может сделать даже человек, не обладающий специальными навыками и опытом работы с такими «больными». Иногда простые душевные разговоры и посиделки за кухонным столом могут дать больше результата, чем посещения кабинетов психологов и психотерапевтов. Можно начать вести записи в дневнике, анализ которых часто помогает рационально оценить свои же поступки по прошествии определенного времени.

 

Упражнение «Создание линии времени»

 

Данное упражнение направлено на составление «вероятной линии жизни», которая будет составляться из событий прошлых лет, планироваться из того, что есть на данный момент. При этом необходимо описать каждый возможный вариант событий, например, если человек, подверженный компьютерной зависимости, будет продолжать жить так, как живет на данный момент, то его будущая жизнь может сложиться так, а если он изменит свое отношение к компьютеру, то его жизнь может быть вот такой, т. е. надо создать что-то наподобие алгоритма вероятных событий жизни человека. Составление такого алгоритма дает возможность рассмотреть все возможные варианты будущего конкретного человека. Все полученные результаты должны быть рассмотрены вместе с «больным». Надо добиться того, чтобы он понял, как может сложиться его дальнейшая жизнь. Взрослого человека сложно убедить в рациональности такого подхода, но все же желание родственников может стать решающей силой в противостоянии интернетной и компьютерной зависимости.

 

Упражнение «Избавление от негативных эмоций»

 

Это упражнение поможет снять нервное напряжение и избавиться от негативных эмоций. Такое упражнение состоит из нескольких шагов. Это упражнение желательно выполнять совместно с человеком, зависимым от компьютера, своим примером показывая, как можно избавляться от плохого настроения, таких негативных эмоций, как ярость, гнев, злость. Чаще всего это упражнение состоит из нескольких шагов.

 

Закрыв глаза и расслабившись, можно представить себе картину, которая должна напоминать реальную негативную ситуацию. Можно абстрагироваться от самого себя в этой ситуации и посмотреть на свои действия как бы со стороны. Следующим шагом необходимо попытаться оценить собственные действия и поступки, дать адекватную оценку своему «двойнику». Прокручивая негативную ситуацию повторно, но уже со стороны, как наблюдатель, а не участник, человек может увидеть то, что не видел, находясь в гуще событий. Таким образом, можно мысленно исправлять ситуацию так, как это хочется самому человеку. А когда все идет именно так, то и настроение будет постепенно исправляться в лучшую сторону. Такое упражнение можно применять перед сном, для того чтобы избавиться от плохого настроения. Особенно это полезно людям с неустойчивой психикой и легко возбудимым.

 

 

Упражнение «Работа с беспокойством»

 

Главный козырь этого упражнения – это самовнушение, которое помогает регулировать свое состояние в зависимости от того, каких результатов необходимо достичь. Например, перед выступлением в большой аудитории человек может решить, как он будет себя вести, что будет говорить, где будет стоять и как будет реагировать на вопросы, которые вызывают у него беспокойство. Выстроив, таким образом, свое «виртуальное» поведение, можно добиться того, что уровень стрессового состояния и беспокойства значительно снизится. Это упражнение можно использовать не только перед выступлениями, но и в любой другой жизненной ситуации. Например, в случае, когда человек вынужден не по своей воле жить длительное время без компьютера.

Упражнение «Работа с привязанностью»

 

Избавиться от компьютерной и интернет-зависимости (или хотя бы снизить уровень зависимости) можно с помощью этого упражнения. Можно представить свою зависимость в виде нити, ленты. Затем необходимо попытаться представить, с кем может связывать эта лента-привязанность, что может произойти с человеком, если эту ленту-привязанность разорвать или же оставить, как есть. Если, например, привязанность дает положительные результаты и человек способен адекватно оценить свою привязанность к компьютеру и получает взамен определенные положительные результаты, то можно оставить все, как есть. Если родственники заранее знают, что длительное сидение за компьютером дадут новые знания, повышенный уровень интеллекта, то можно просто регулировать длительные занятия за компьютером. А если человек явно не может самостоятельно определить конечный результат такого времяпрепровождения, то родственникам и близким ему людям необходимо отвлекать его и постоянно внушать, что эта лента-привязанность негативно влияет на самого человека. Кроме того, для ленты-привязанности необходимо провести экологическую проверку, т. е. решить, что может произойти в случае, когда интернет-зависимость будет побеждена. Не будет ли хуже, и если будет, то какова степень этой угрозы. И только в том случае, когда предполагаемый конечный результат подходит самому зависимому от Интернета человеку, можно начинать постепенно разрывать эту ленту. После того как лента-зависимость разорвана и уничтожена или, по крайней мере, ослаблена настолько, насколько можно, человеку необходимо проверить свое психологическое самочувствие.

 

Упражнение «Самоисцеление»

 

Это упражнение необходимо для того, чтобы человек смог развить в себе способности кодировать (настраивать) свой мозг на помощь своему организму излечиться от разных заболеваний и травм. Первым шагом будет постановка вопросов и ответы на них.

 

1. Надо четко решить для самого себя, как распознавать, когда процесс исцеления уже начался и идет или уже закончился. Можно придумать такие вопросы: «Как могут измениться мои ощущения, когда болезнь пройдет и что может измениться в моей жизни?», «Как я смогу определить, когда я совсем выздоровел или еще нет?», «Что можно сделать еще для того, чтобы процесс выздоровления шел быстрее и действеннее?»

 

2. Желательно научиться подбирать методы лечения своих заболеваний внутренне, т. е. заставлять свой организм самостоятельно заниматься самолечением. Но делать это следует только тогда, когда заранее известно, что вылечиться можно самому. Например, простуда, бессонница, депрессивные состояния. Другими словами, и сам зависимый от Интернета человек, и его родственники, которые заинтересованные в его излечении, должны уметь настраиваться на «волну самоисцеления».

 

3. Следующим шагом должно быть положительное воспоминание о том, как в прошлом аналогичном случае проходило лечение извне, с помощью посторонней помощи. Настраиваясь на положительный результат, организм самостоятельно программируется на аналогичные действия. Например, длительная работа за компьютером заканчивается постоянной головной болью, и организм не может найти правильные ресурсы для борьбы с заболеванием. Таблетка обезболивающего препарата помогает снять болезненные ощущения, и в следующий раз человек должен вспомнить этот процесс, и организм уже сам «вспоминает», какие ресурсы были задействованы при головной боли, и применяет их.

 

4. Необходимо научиться различать начальное состояние заболевания и состояние, когда процесс самоисцеления уже завершен. Надо четко делить эти две разные ситуации, так, как понимая разницу между ними, человек может заставить свой организм работать на благо. Для того чтобы научиться быстро различать эти состояния, можно использовать стандартные вопросы: «Что я чувствую, когда у меня (что конкретно) болит?», «Что у меня болит и в чем причина?», «Как я могу самостоятельно устранить эту причину и что для этого мне необходимо?»

 

Важно помнить и то, что момент поражения или заболевания кодируется в нашем подсознании как негатив, и те чувства, которые мы испытываем при этом, могут быть сигналом для того, чтобы вовремя остановиться и не повторять прошлых ошибок. Часто именно подсознание позволяет нам вовремя остановиться на пороге новой ошибки.

 

Вспоминайте аналогичные ситуации и то, что было причиной их возникновения и что помогало вылечиться.

 

5. На этом этапе человек должен научиться настраиваться на позитивное решение проблемы или на излечение от заболевания. Всегда следует помнить о том, что настрой должен быть позитивным, иначе если «программирование» – отрицательное, человек сам себе навредит. Всегда настраивать себя на лучшее могут и родственники «больного» человека, они должны внушать ему, что он сможет самостоятельно избавиться от этой привязанности к компьютерным играм. Они сами должны в это верить.

 

6. Теперь зависимому человеку нужно переложить свою болезнь на положительный опыт в аналогичной ситуации, т. е. настраиваться на то, что кто-то уже смог вылечиться от этого заболевания, избавиться от компьютерной зависимости, следовательно, и он сможет.

 

7. На данном этапе следует еще раз проверить, на само ли деле проблема интернет-зависимости направлена на положительный результат. Родственникам и самому человеку необходимо понимать, что исцеление от этой зависимости само не придет, ее надо лечить и начинать надо со своих мыслей и самоконтроля. Родные и близкие люди должны наблюдать за поведением «больного» человека, уже по его поведению можно определить, настроен он на лечение или нет.

 

8. Это упражнение необходимо проводить под контролем человека, не отягощенного компьютерной зависимостью, который сможет адекватно оценивать состояние, поведение и все изменения в жизни «больного».

 

В данное время можно легко сказать о том, что компьютеризация профессиональной и бытовой жизни идет полным ходом, и, наверное, не осталось ни одной сферы деятельности, которая бы не была охвачена компьютерной сетью. А поскольку все люди по-разному реагируют на влияние компьютера (психика-то тоже у всех разная), то и способов нейтрализовать это влияние множество. Каждый сам выбирает для себя тот или иной метод, но тем не менее уже выработались общие приемы для свободного и повседневного применения. Снимать компьютерную усталость и психологическую зависимость можно с помощью психологических программ, которые можно использовать каждому, кто хочет быть независимым от компьютерной сети и вовремя освобождаться от лишних психологических стрессов. Несложные и действенные психологические упражнения можно выполнять в любое время, особенно действенно это будет после завершения работы за компьютером и вечерами. Каждая программа, помогающая снять психологические нагрузки после работы с компьютером, включает в себя несколько советов и несложных упражнений, которые, как мы надеемся, помогут вам сохранить свое психологическое равновесие и здоровье.

 

 

Упражнение «Эффективность работы на компьютере»

 

В самом начале рабочего дня, перед тем как включить компьютер и приступить к работе, постарайтесь «отключить» все свои посторонние мысли о любых занятиях и предметах и сосредоточьтесь на предстоящем процессе работы. Желательно настроиться на положительные эмоции, которые будут ожидать вас в рабочее время, а все негативные эмоции надо оставлять «за дверью». Этому легко научиться: сначала будет трудно заставить себя делать это каждый день, но потом уже войдет в привычку, и человек перестает замечать свои действия. Главный козырь этого управления – это установление психологической защиты от негативного влияния на человека компьютерных сетей. Будет лучше, если человек, находящийся в зависимости от компьютерных игр или Интернета, самостоятельно прочитает этот текст.

 

Сев за стол, закройте на несколько секунд глаза и представьте себе, что находитесь в райском уголке, где все красиво и прелестно. Найдите для себя самое лучшее место в этом раю, зафиксируйте эту картинку в своей памяти и почувствуете, как жизненная сила и энергия наполняют ваше тело. Другими словами, можно представить себя в шапке-невидимке, которая всегда поможет скрыться от негативной энергии, исходящей от компьютера. По большому счету это упражнение можно использовать не только на работе, а везде, где необходимо защититься от постороннего влияния на человека. Затем вспомните состояние своей максимальной работоспособности, которое у вас когда-либо было, и постарайтесь его повторить, настроиться на ту же волну. Это состояние максимальной компьютерной работоспособности надо представлять в следующем варианте: голова, глаза, руки, умственные способности, компьютерная мышь и все остальные части компьютера – все это единые элементы одного целого. Используйте эти элементы в своей работе для повышения эффективности работы. Учитывайте рекомендации, которые необходимы в работе за компьютером, они разработаны для вашего же блага (например, делайте перерыв каждые 2 ч на 5 – 10 мин, в это время можно дать отдых глазам и рукам). Кроме того, не секрет, что необходимо менять позу за столом, так как неправильная осанка или долгое пребывание в неподвижной позе могут привести к заболеваниям позвоночника и внутренних органов. Для детей или взрослых людей, которые не могут самостоятельно установить себе время отдыха, можно использовать помощь родственников или других людей, которые адекватно относятся к компьютерам. Например, попросить их написать на листе бумаги фразу яркими буквами: «Через каждый час – 5 мин. отдыха!» Повесьте этот листок перед глазами так, чтобы его можно было видеть постоянно. Еще лучше придумать график работы за компьютером, повесить его тоже на видное место и стараться придерживаться его постоянно. Вдумчиво прочитайте эти записи, постарайтесь запомнить не слова, а смысл этих слов. Когда наступит время отдыха, подсознание само прикажет вам остановить работу и заняться другими делами, например пойти прогуляться в магазин за хлебом или просто пообедать.

 

Если ваша работа предполагает постоянную занятость за компьютером и использование Интернета, то лучше всего сразу подсознательно настроиться на то, что это все лишь работа и что, как только она будет выполнена, все это можно забыть. Найденный в сети Интернета материал должен быть зафиксирован не в вашей памяти (не стоит ее захламлять), а в памяти компьютера. При надобности ее можно найти, посмотреть и снова закрыть.

 

Упражнение «Круг субличностей»

 

Это упражнение можно выполнять в свободное время вместе с родственниками, а также в качестве детской игры. Оно помогает выявить скрытые желания человека, его тайные мечты, сформировать точные образы и составить план действия по его выполнению. Первым шагом будет устное высказывание своих целей и потом фиксирование их на листе бумаги.

 

1. Перечислите все свои самые смелые желания, какие могут быть у вас на данный момент времени, запишите их на бумаге по порядку.

 

2. После того как записаны все мечты, вместе с помощником внимательно перечитайте весь список.

 

3. В процессе чтения этого списка постарайтесь сосредоточиться на своих внутренних ощущениях, что вы чувствовали, когда вслух произносили своих заветные желания. Запомните эти переживания и ощущения.

 

4. Составить список основных желаний (10 – 20 желаний).

 

5. Из этих желаний выберите 5 – 6 самых заветных.

 

6. Из этих 5 – 6 желаний выберите очень важные желания.

 

7. А теперь на большом листе бумаги нарисуйте круг диаметром 20 см, внутри него – круг поменьше (это кольцо – ваше «я»), в этом кольце разместите те 5 – 6 субличностей, которые являются выразителями желаний.

 

8. Цветными карандашами или фломастерами нарисуйте символы, которые соответствуют и отражают ваши собственные желания.

 

9. Дайте каждой субличности (5 – 6 желаниям в малых кругах) название, имя (например, «Критик», «Саботажник», «Любовь», «Вечность» и т. д.).

 

10. Раскрасьте свое «Я» разными цветами в зависимости от того, в каком цвет вы видите свои желания. Упражнение можно повторять несколько раз, меняя названия субличностей.

 

 

Упражнение «Знакомство с нашими внутренними актерами»

 

Человеку предлагается взять бумагу и карандаши, найти удобное для себя место (можно в своей комнате), расслабиться, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и выдох, обратить свое внимание внутрь себя. Представьте себя режиссером своего спектакля в театре, занавес опущен, вы сидите перед сценой, лицом к ней. А на сцене, за занавесом, находятся актеры, принимающие участие в вашем спектакле. На сцене появляется первый актер, сценарий можете придумать самостоятельно. Подумайте о том, какие вопросы вы как режиссер хотите задать, что порекомендовать (об этом вы можете спросить свою субмодальность режиссера), и послушайте ответы. Отвечать надо так, как вы отвечали бы на месте этот актера. После того как все вопросы заданы, а ответы получены, сделайте выводы, ведь отвечала ваша вторая сущность, которая не может жить своей полноценной жизнью. Пошевелите руками и ногами перед тем, как открыть глаза. Упражнение можно повторять несколько раз (например, когда ощущаете потребность поступить так, как стараетесь не делать). Такая двойственность ощущений может означать, что подсознательно вы испытываете дискомфорт, но сознательно этого еще не понимаете.

 

Упражнение «Психосинтетическая автобиография»

 

Это упражнение необходимо для того, чтобы выявить значимые изменения в жизни и поведении человека, который подвержен компьютерной зависимости. Кто-нибудь из родственников или друзей этого человека должен помочь составить автобиографию «больного». Или же он сам может составить автобиографию, в которой он должен отразить все важные моменты своей жизни начиная с того времени, как говорится, как помнит себя. После того как автобиография написана, «больной» с помощью родственников или близких друзей может проследить все изменения в своем поведении, в отношении к жизни, людям и самому себе.

 

После того как вся автобиография будет изучена, можно сделать общие выводы: что положительного и отрицательного получил человек вместе с компьютерной зависимостью, как увеличить положительный эффект и уменьшить отрицательное влияние этой зависимости.

 

Для усиления эффекта от этого упражнения можно на чистом листе бумаги, поделенном на две равные части, записывать положительные и отрицательные изменения в каждом конкретном промежутке времени.

Упражнение «Превращение проблемы в цель»

 

Это упражнение можно использовать для того, чтобы человек избавился от компьютерной зависимости с помощью самой компьютерной зависимости.

 

1. Первым шагом будет составление списка проблем, которые появляются или уже появились в результате действия этой зависимости.

 

2. Затем необходимо описать каждую проблему так, чтобы другим эта проблема также казалась проблемой.

 

3. Для каждой проблемы необходимо сформулировать путь ее ликвидации, т. е. поставить конкретную цель. После этого проблему следует рассматривать уже не как проблему, которая отрицательно влияет на человека, а как конкретную цель, которую можно достигнуть, приложив некоторые усилия.

 

Таким образом, любая проблема может стать простой целью, которая уже не приносит вред, а иногда даже применяется при лечении от компьютерной зависимости.

 

Упражнение «Изучение своего страха»

 

Это упражнение можно применять в случаях, когда человек испытывает определенный страх или дискомфорт при отсутствии рядом компьютера. Этому человеку можно предложить нарисовать свои страх и ощущения на листе бумаги. Вслух проговорить все свои ощущения по этому рисунку, описывая словами каждый момент и каждый предмет. Например, очень эффективно будет применение этого упражнения в случае, если любители компьютерного мира будут выполнять его вместе. Коллективная работа в данном случае только приветствуется. Все принимающие участие могут поделиться на две группы: «пациенты» и «терапевты». Первой группе предлагается озвучить свои страхи и отрицательные эмоции, нарисованные на листе бумаги, а второй группе – сделать соответствующие выводы. Затем обеим группам желательно поменяться ролями и повторить упражнение. Весь смысл этих действий заключается в том, чтобы научить людей, находящихся в компьютерной зависимости, находить конкретные страхи в своей жизни и понимать их сущность. А зная сущность своего страха, человек может при желании избавиться от него.

 

Определенную проблему в современном обществе составляет привязанность детей и подростков к компьютерным играм. Для того чтобы снизить степень этой привязанности, родители или взрослые родственники могут использовать некоторые упражнения. Возможно, эти упражнения полностью не снимут зависимость, но помогут немного отвлечь ребенка от монитора компьютера и занять его более полезными для молодого организма делами, например физической культурой. Регламентировать работу ребенка за компьютером родители (взрослые родственники) могут, самостоятельно устанавливая время отдыха и компьютерных игр. Кроме того, необходимо показывать своим примером, что и как надо делать (например, если время, отведенное для компьютерных игр, закончилось, это не значит, что ребенка надо отправить гулять или делать уроки, а самому усаживаться за те же игры). Надо идти с ним гулять и вместе с ним делать уроки или же заняться домашними делами. Можно попробовать метод кнута и пряника, что, впрочем, и так повсеместно применяется в каждой семье, разница заключается в том, что не каждый родитель умеет правильно применять эту методику. В идеальном варианте родители и взрослые родственники должны стать больше другом ребенку, чем строгим воспитателем, который только и знает, что наказывать за все подряд. Правилам работы за компьютером надо учить детей с первых дней, ясно и четко (без лишнего ужаса) объяснять им все отрицательные и положительные стороны влияния компьютеров на человека.

 

 

Для того чтобы ребенок не стал заложником компьютерных игр, ему необходимо дополнительное внимание родителей и родственников. В идеале родители должны принимать непосредственное участие в жизни своего ребенка, например, заниматься с ребенком спортом, другим активным отдыхом, посещать разные мероприятия (музеи, ТЮЗы). Но, если это невозможно, есть другие методы ограничения времени работы за компьютером.

 

Кроме компьютера, существуют спортивные игры, дворовые подвижные игры. Тренируйте мышление и память вместе с ребенком логическими играми. В этом вопросе залогом успеха будет энтузиазм взрослого. Не внушайте ребенку отношение к компьютеру как к сверхценности. Не предлагайте ему в награду возможность поразвлечься игрой на компьютере. Компьютеру следует отводить более скромное место в ряду других занятий. Жизнь ребенка в Интернете является острой проблемой ухода от реальности. Очень часто ребенок имеет легкий доступ к Интернету, который негативно сказывается на психике вашего ребенка. Бесчисленные вебстраницы на любые темы являются неприемлемыми для детей. «Статистика показывает, что девять из десяти детей в возрасте от 8 до 16 лет видели порнографию в Интернете и открывали ее в большинстве случаев случайно, собирая информацию по школьным заданиям». Разумно ограничивать ребенка во время его нахождения в Интернете. Необходимо интересоваться, какие сайты посещает ваш ребенок и для чего. Некоторые взрослые, доверяя своему ребенку, бывают сильно удивлены тем, чем он увлекается, если «не вовремя» заглянули в комнату. Информация об опасности доступа к неприемлемому содержимому необходима всем тем родителям, чьи дети активно используют интернет-ресурсы. Одним основным и эффективным методом блокировки входа детей на нежелательные сайты считается особый инструмент для фильтрации веб-содержимого. Это антивирусное решение, содержащее систему контроля сетевого доступа, легко устанавливаемую родителями: для любого пользователя компьютера создается индивидуальный фильтр для запрета доступа к определенной информации. С одной стороны, родители могут выбирать то содержимое, которое могут просматривать дети (например, разрешать вход на страницы, посвященные играм), с другой – запрещать им просматривать сайты, которые относятся к порнографии и насилию.

 

В заключение следует сказать о том, что уход ребенка от конфликтов в компьютерный мир является не только его проблемой, это проблема взрослых. Примеры и рекомендации специалистов, приведенные в этом разделе, помогут справиться с этой ситуацией тем, у кого она существует, и предотвратить появление зависимости у тех, кто предрасположен к этому.

 

Также взрослым необходимо помнить, то, что воспитывать ребенка нужно так, чтобы он понимал, что компьютер — это лишь часть нашей жизни, а не альтернативный мир.

 

Лучшая профилактика компьютерной зависимости — это вовлечение ребенка в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы игры не стали заменой реальности. Показать ему, что существует масса интересных и полезных занятий помимо компьютера, например спорт, творчество.

 

Есть еще один путь — созидательное творчество в области информационных технологий (курсы программирования, компьютерной графики). Использование увлечения ребенка с целью его обучения и развития.

Как помочь ребенку, у которого уже сформировалась компьютерная зависимость?

 

Родителям необходимо представлять, сколько времени проводит ребенок у компьютера, чем он пренебрегает, каково его физическое и эмоциональное состояние.

 

Как только становится ясным, что существует чрезмерное увлечение компьютером, то родителям и ребенку необходимо совместно обсудить границы. Можно согласовать предельно допустимое количество времени использования компьютера. Можно предложить, чтобы ребенок ставил таймер для напоминания, когда нужно остановиться. Удобная форма для обсуждения этой проблемы — семейный совет.

 

Если эта мера оказалась недостаточной, то рекомендую обратиться к психологу. Психотерапия с такими подростками обычно состоит из трех этапов:

-индивидуальное обучение контролю над желанием включить компьютер и погрузиться в виртуальный мир;

-коррекция семейных отношений;

-создание индивидуальной программы по нормализации учебы и восстановлению социальных связей со сверстниками.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.