Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Плюсы и минусы компьютерной зависимости



 

Пытаясь познать неизведанное, человек готов проводить за компьютером часы, а то и дни. В этом его отдых, развлечение, успокоение и источник познания. Конечно, созданные программы, пусть и не всегда (автор имеет в виду вирусы, возникшие, кстати, тоже не без помощи человека), но несут пользу нам. Только вот каким путем все это достигается? В настоящее время происходит внедрение автоматизации на производстве, что значительно сокращает количество рабочих мест, но тем самым усиливает роль человека в накоплении, распространении и использовании знаний. С одной стороны, это ускоряет рабочий процесс; с другой – в результате сокращения штата возникает безработица. А люди, сумевшие удержаться на рабочем месте, больше времени проводят в обществе бездушных машин. Приносит ли это пользу?

 

Усовершенствование компьютерной технологии дало начало развитию информационного общества, где меняются не только производство, но и система ценностей. Основой этого общества становятся различные системы на базе компьютерных сетей и технологий.

 

Повышение уровня автоматизации обусловлено тем, что деятельность человека зависит от его информированности и способности рационально использовать имеющуюся информацию. Действие предполагает сложную работу по сбору, переработке и анализу информации. Зачастую обработка больших объемов информации становится возможной лишь при помощи специальных технических средств, которыми и являются компьютеры. В середине XX в. объем информации значительно возрос, человеку все труднее было воспринять ее и свободно ориентироваться в потоке. Это обусловило создание нового интеллектуального продукта, отодвинув на второй план сделанные ранее. Число документов и периодических изданий росло, появлялись многочисленные данные (медицинские, биологические, геофизические и т. д.), что привело к увеличению потока информации и необходимости сохранять ее в более сжатом виде.

 

Согласно мировому прогнозу возможно возникновение единого компьютеризированного сообщества людей, деятельность которых сосредоточится на обработке информации, а различного рода производства будут возложены на машины. Это и есть неизбежная реальность недалекого будущего. Ведь уже сейчас большое количество людей осуществляют свою деятельность в стенах собственного дома. С одной стороны, это доступный и приемлемый выход к информационным ресурсам всей цивилизации, но с другой – разрушение частной жизни, проблематичность подбора качественной и достоверной информации и затрудненная адаптация к среде информационного общества.

 

Игровая зависимость распространяется среди людей различного возраста. Это занятие является увлекательным для детей, посещающих детский сад, школьников, студентов и взрослых. Многие из них стремятся быстрей попасть домой, потому что там заветная игра. Детей уже не интересуют обычные игрушки, как раньше. Те же самые машинки есть и в компьютере. Часто школьники прогуливают занятия только из-за того, что всю ночь провели у экрана, и новые знания не так важны, как пройденный уровень игры. А оправдание находится с легкостью. К сожалению, на переменах сейчас актуальной темой стала не предстоящая контрольная, а игры и количество очков за них. Примерно то же творится и в рабочих коллективах. Начинается все просто – с обычной игры в карты. Дальше – больше. Поход в магазин, покупка компьютера, вечер, проведенный в виртуальной реальности… Распространяется это далеко не на всех. Поддаются только те, кто слабее. Сильные и волевые люди реже становятся зависимыми от чего-либо.

 

Но по ряду отягощающих причин компьютерные игры имеют прямо противоположный результат. Смысл и задача каждой компьютерной игры заключаются в тренировке памяти: ребенку необходимо повернуть мышь или нажать на определенную клавишу в какой-то конкретный момент самой игры. Существует утверждение, что подобная практика сильно развивает ребенка, и скорее всего оно сильно преувеличено.

Проводились научные исследования операторов-программистов с целью изучения изменений в психическом и физическом состояниях людей, занятых работой на компьютере. Они позволили выделить 22 наиболее часто встречающихся состояния при работе на компьютере. Всем стоит знать, какие состояния могут быть у людей, связанных так или иначе с работой на компьютере. Это:

 

• азарт;

 

• сосредоточенность;

 

• восторг или восхищение;

 

• злость;

 

• заинтересованность;

 

• страх или испуг;

 

• любопытство или любознательность;

 

• волнение или беспокойство;

 

• неуверенность;

 

• неудовлетворенность или недовольство;

 

• облегчение;

 

• огорчение;

 

• равнодушие или безразличие;

 

• радость;

 

• раздражение или досада;

 

• разочарование;

 

• растерянность или замешательство;

 

• решительность;

 

• спокойствие или невозмутимость;

 

• удивление;

 

• удовлетворение или удовольствие;

 

• хорошее настроение.

 

Полученные экспериментально данные показали, что некоторые из этих состояний оказались отчетливо связанными с возрастом исследуемых лиц и временем работы на компьютере. Для подростков и юношей характерно преобладание радости, азарта и заинтересованности. Для молодежи дополнительно отмечено появление сосредоточенности, волнения и беспокойства. В более зрелом возрасте довольно часто встречались неуверенность, растерянность и страх.

 

О зависимых от компьютера людях можно говорить бесконечно много, но от этого навряд ли что-то изменится. Отказаться частично или полностью от технократического развития тоже было бы нелогично. Пути решения проблемы найти сложно. Каждый из нас зависит от чего-то, но не у всех эта зависимость приобретает столь угрожающие формы. Конечно, можно дать сугубо психологический совет: попытаться перебороть себя и найти более достойное применение своим силам и знаниям. «Лично мне пришлось добрую треть века брести на ощупь в этом дремучем мире, прежде чем передо мною стала проясняться та истина, что в 99 случаях из 100 человек ни в чем не осуждает себя, независимо от того, насколько он прав или не прав». Эти слова принадлежат психологу Дейлу Карнеги. На наш взгляд, они полностью подтверждают мысль о том, что переубедить человека невозможно.

Если у человека существует проблема связи с внешним миром, то ее необходимо решать с помощью социологов, психологов и медиков, т. е. с людьми, в реальном режиме времени.

 

К группе риска можно отнести тех людей, у которых компьютер занимает все их свободное, иногда и рабочее время. Давайте рассмотрим с вами, из чего складывается общение, его виды и причины ухода от общения.

 

Человек взаимодействует с окружающим миром посредством объективных отношений, а они складываются в реальной жизни в любой группе. Социальная психология изучает межличностные отношения. Любое действие человека предполагает его объединение с другими людьми. Происходит это посредством общения – многопланового процесса развития контактов между людьми, который включает в себя как обмен информацией, так и взаимодействие общающихся.

 

В процессе общения выделяются три стороны:

 

• передача информации (коммуникативная);

 

• взаимодействие (интерактивная);

 

• взаимовосприятие (перцептивная).

 

В совместной деятельности человек объединяется с другими людьми, устанавливает контакт с ними, получает информацию, дает ответную и т. д. Средством общения является словарная речь (вербальная коммуникация). Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или заменены жестами (разговор глухонемых). Речь подразделяется на устную и письменную. Устная речь подразделяется на диалогическую и монологическую. Невербальная коммуникация – это эмоциональное отношение, которым сопровождается речевое высказывание посредством жестов, мимики, пауз, интонаций.

 

Если в жизни у человека существует проблема прямого общения, то через компьютер он компенсирует это. В искусственном мире компьютера он самостоятельно моделирует окружающее себя общество. В киберпространстве человек раскрепощается, красочно описывает то, что в реальности ему трудно описать посредством прямого диалога или монолога. Почему так происходит? Почему одни люди легко общаются, а для других это проблема? Причины нужно искать в семье, в периоде детства и юношества. К примеру, конфликт. Причиной возникновения конфликтов могут быть смысловые барьеры в общении, которые создают препятствия для взаимопонимания и взаимодействия. Неумение справляться с конфликтными ситуациями приводит к потере общения.

Суррогатное общение

 

Особой формой межличностных отношений является дружеское общение. Оно характеризуется индивидуальностью и избирательностью. Проблема поиска дружеского общения становится актуальной в подростковом возрасте. Именно в этот период подросток может уйти с головой в мир компьютера. В общении каждый ищет в другом человеке душу, его внутренний мир. Обратная связь в общении успешна, если человек получает результат взаимодействия.

 

Важным условием налаживания взаимоотношений является восприятие при общении. Взаимоотношения в семье накладывают отпечаток на развитие человеческого общения. Существует несколько типов семейных отношений. Диктат – подавление инициативы и чувства собственного достоинства. В результате появляются страх, неуверенность в себе, чувство, что тебя никто не любит. Результатом может быть уход ребенка от реальных событий в виртуальный мир.

 

Приведем пример. В одной американской семье у матери поведение и эмоции были непредсказуемы. То она была заботливой и ласковой матерью, то превращалась в капризную, грубую и злую женщину. Сын учился предсказывать ее настроение, но ему это удавалось редко. В результате он стал легко возбудимым человеком с параноидальным отклонением. Жизнь он воспринимал как непредсказуемую, полную опасностей. Когда он стал взрослым, то комфортно ощущал себя только тогда, когда сидел за компьютером, так как находил удовольствие в доминировании над компьютером. Именно это занятие было для него надежным, без эмоциональных взрывов. В данном случае мир с компьютером для него был хорошим, потому что мать не всегда была хорошей с ним. Часто проблемы из детства могут принимать причудливые формы. Некоторые пользователи очень беспокоятся за «здоровье» своего компьютера. В результате они отказываются работать в Интернете, устанавливать новое программное обеспечение, не допускают никого к своему компьютеру.

Одиночество в киберпространстве

 

Информационная деятельность человека должна быть на том уровне, что общение «человек – человек» останется преимущественным видом общения, а общение «человек – машина» будет его лишь дополнять. Компьютер должен не подавлять, а раскрепощать личность, оставляя машине – машинное, а человеку – человеческое. Опека – удовлетворение всех потребностей, ограждение от любых забот, усилий и трудностей. В результате у ребенка в будущем отсутствуют самостоятельность, инициативность, а это может привести к одиночеству. Такие дети чаще всего ощущают себя ненужными из-за того, что окружающие дети называют их маменьками сынками или папенькиными дочками. В обществе они ощущают безразличное или пренебрежительное отношение окружающего мира к себе по сравнению с тем, как относятся к ним родители. В этих двух категориях воспитания идет блокирование процесса серьезной подготовки детей к встрече с реальностью. Они вырастают неприспособленными к личной и коллективной ответственности. Часто люди тянутся к благоприятным отношениям, которых не было в семье. Это является желанием изменить на противоположные некоторые черты характера родителей. Если ваши родители были очень строги, вы, возможно, будете очень понимающими со своими детьми. Если ваша семья была совсем не внимательна к вашим личностным, эмоциональным проблемам, то вы, вероятно, станете постоянно интересоваться жизнью своих детей.

 

Человек всегда ищет новые способы самовыражения и общения с другими людьми. Именно в киберпространстве он находит одну из таких возможностей, где можно быть тем, кем хочется, и выражать свои личные качества без постоянного контроля со стороны внешнего наблюдателя. Люди отдают предпочтение общению в виртуальных комнатах перед общением в реальной жизни, потому что там можно анонимно общаться, изменяя свое реальное «я». Анонимность является важным аспектом понимания в виртуальном мире.

 

С самых ранних стадий формирования структуры этого пространства анонимность поддерживается, хоть и предпринимаются попытки по ее устранению. Это не может не обратить на себя внимание. Проводятся массовые опросы, идет интерактивное общение. При таком общении никто не знает, кто ты, откуда ты, какой у тебя пол.

 

Уход из реального в мир компьютера может породить у многих людей иллюзию комфортной жизни в созданном для себя психологически приемлемом мире. Такая опасность действительно существует. Это подтверждено людьми, у которых социальные связи с внешним миром становятся уязвимыми. Данная вероятность вряд ли может быть положительной для общества, тут требуются научные изыскания социологов, психологов и медиков. Еще одной причиной, по которой люди живут большую часть времени в киберпространстве, является одиночество. По словам поэта Р. М. Рильке, рост одиночества «…болезнен, как рост мальчика, и печален, как начало весны… Нести его нелегко, и каждому придется пережить часы, в которые они его с радостью променяли бы на любую – не имеет значения, какую именно – общность, на хотя бы подобие близости с первым встречным, с самым недостойным…» Этому чувству особенно подвержены подростковый и юношеский возраст. При детальном анализе подростки часто называют одиночеством скуку, неумение занять себя, отсутствие компании.

 

Уже сегодня в общении человека с другим человеком для многих является более тяжелым испытанием, чем общение с компьютером.

Состав одиночества

 

На самом деле одиночество может быть разным. Первое состояние одиночества – это добровольное обособление, уединение, отказ от внешних контактов. Второе состояние – описание чувства Р. М. Рильке. Эти две грани взаимосвязаны, но причины их разные. Дефицит родительского участия в жизни ребенка лишает его уверенности и чувства безопасности. Зарождается эмоциональная тревожность – страх отделения, который может сохраняться на протяжении всей жизни, что нередко приводит к низкой общительности. С возрастом многие коммуникативные трудности проходят или компенсируются. Но память о них иногда устойчиво снижает уверенность человека в себе, что приводит к падению уровня общительности, а это повышает вероятность одиночества. Человеку, особенно ребенку, обязательно нужно, чтобы он кому-то доверял. Из-за чувства одиночества при низком уровне общения это не всегда получается. Киберпространство дает возможность найти для себя друга, которому ты сможешь открывать все свои тайны и не бояться, что об этом узнает кто-то еще. Против одиночества нет специальных средств, но существует «целый мир в душе твоей» (Ф. И. Тютчев). Этот мир, где ты не одинок, ты нужен людям, человек может создать только сам. Подъезды и детские площадки являются местом постоянных встреч у подростков. Для этого возраста характерно стремление понять себя, определить, что он представляет собой как личность. Но сделать это он может в сравнении себя с другими, равными себе.

 

Для подростка главным является самоутверждение в роли взрослого и самостоятельного человека. Прежде всего ему необходимо, чтобы изменилось отношение к нему взрослых (родителей и учителей), которые еще вчера в нем видели только маленького ребенка. В современном обществе, если дома стоит компьютер, этот мир подъездов переходит с улицы в дом. Интернет позволяет посещать места встреч в киберпространстве. Для многих подростков эти места так же важны, как и тусовка во дворе. Путешествие по Интернету с одного сайта на другой может привести к тому, что ребенок начинает воспринимать компьютер как продолжение своей личности в Сети, где он отражает свои вкусы, интересы. В терминах психоанализа компьютеры и киберпространство нужно рассматривать как тип «промежуточного пространства», который расширяет внутренний психический мир человека. Как и чем живут сегодня подростки? Выявив основные их желания и мотивы, психологи установили причины, по которым можно определить причину длительного общения в киберпространстве.

Предпосылки возникновения одиночества в киберпространстве

Идентификация

 

Подростки пытаются определить свое место в окружающем их мире. Они задают себе «общемировые» вопросы: кто я? Зачем я живу? Ответ на эти вопросы они находят в киберпространстве.

Интимность и принадлежность

 

Взрослея, подросток знакомится с различными аспектами интимных отношений с лицами противоположного пола. Он ищет друзей и компанию для того, чтобы ощущать себя частью группы. Все эти отношения являются важной частью идентификации личности. Киберпространство помогает ему найти огромное количество людей и групп по интересам и другим принадлежностям.

Сепарация от родителей и семьи

 

Подростковый возраст – это то время, когда ребенок часто желает отделиться от родителей, для того чтобы самому выстраивать отношения с людьми. Он хочет быть независимым и делать то, чего хочет сам. Интернет предоставляет ему для этого уникальную возможность. Если есть желание знакомиться с новыми людьми, но при этом оставаться дома, то Интернет позволяет это делать одновременно.

Избавление от фрустрации

 

Подростковый возраст является сложным периодом жизни, который проходит под давлением школы, семьи и друзей. Часто подросток не справляется со своими переживаниями, особенно тогда, когда они усилены гормональной перестройкой организма. Ему необходимо освободится от фрустрации, а он может осуществить это в анонимном, не несущем никаких последствий киберпространстве.

Популярность компьютера

 

Сегодня возраст людей, регулярно посещающих киберпространство, становится с каждым годом моложе. Доступ к домашнему компьютеру сегодня имеет многочисленное количество семей. Подростки, живущие второй жизнью в Интернете, уже сегодня находятся в поле зрения многих специалистов: социологов, психологов, педагогов, так как эта проблема касается слишком многих людей. Бурное развитие новых технологий требует от психологов и психотерапевтов изменять традиционные способы проведения терапии. Используются все более новые технологии для оказания психологической помощи людям. Компьютеры используются для проведения тестирования и обработки результатов. Это стало привычным инструментом для терапевтов всего мира.

 

С помощью компьютера значительно сокращается время на заполнение анкетных данных и получение результата. Не требуются распечатка и распространение бланков, широко используется цветная графика при проведении тестирования. Интернет обладает легким доступом к нему из любой точки мира и анонимностью. Это привело к тому, что значительное число психотерапевтов организуют в нем киберклиники консультационной и психологической помощи, объединяющие личностную и групповую терапии.

 

Психологи советуют родителям придерживаться некоторых правил, которые помогают решить проблему зависимости ребенка от компьютерных игр и интернет-зависимости. Прочтите их, возможно, они помогут вам не только в решении этой проблемы, но и многих других.

 

1. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.

 

2. Не оскорбляйте своего ребенка и его круг общения.

 

3. Будьте другом и помощником своему ребенку. Позиция «Я – старший, поэтому делай так, как тебе говорят» никогда не приведет к доверительным отношениям.

 

4. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.

 

5. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.

 

6. Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком: «Сначала сделаешь что-то (уроки, выполнишь домашние обязанности), только потом можешь поиграть».

 

Если использовать эти несложные советы хотя бы частично, то со временем ребенок поймет, что родители желают ему только хорошего и являются его друзьями. Многие дети уверены в том, что родители создают им проблемы специально. Такие дети постепенно начинают думать о себе плохо, в результате низкой самооценки они могут стать проблемными детьми, с которыми сложно строить общение.

 

Давайте поговорим о таких проблемных детях, которые плохо успевают в школе, имеют трудности в общении со сверстниками.

 

Чем больше у ребенка психологических барьеров в повседневной, реальной жизни, тем быстрее и глубже он погрузится в виртуальную атмосферу.

 

 

Что можно сделать, чтобы предотвратить развитие компьютерной зависимости у детей? Можно выделить ряд рекомендаций, которые должны помочь родителям в данном вопросе.

 

1. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно сохранять эти рамки. Количество времени нужно выбирать исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, не стоит мешать ребенку познавать мир постепенно и без вмешательства искусственного интеллекта. А уже начиная с 5 до 7 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером, но желательно не более 2 ч в день и не подряд, а по 15 – 20 мин. с перерывами. При этом надо объяснить ребенку, что реальная жизнь и герои компьютерных игр – две разные вещи, не совместимые между собой. С 7 лет ребенок может самостоятельно отличить виртуальный образ игры от реального. После 12 лет наступает наименее тревожный период, так как ребенок может различать образы различных реальностей. Но это всего лишь усредненные данные, всегда нужно исходить из конкретных личностных и индивидуальных особенностей детей в том или ином возрасте.

 

2. Нужно больше времени общаться с ребенком, развивать в нем гармоничную эмоциональную сферу, посещать различные мероприятия, чтобы ребенок научился общению с различными людьми.

 

3. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.

 

4. Необходимо привить ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям. Пусть он двигается и испытывает радость от этого. Ведь когда ребенок сидит за компьютером, все его физические нагрузки заключаются лишь в движении мышкой по столу.

 

5. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками и друзьями.

 

6. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.

 

7. Нужно показывать ребенку личный положительный пример.

 

Если вы договорились, что ребенок будет играть 30 мин., то вы сами не должны играть дольше. Если развивать эмоциональную сферу и коммуникативные способности ребенка, то, возможно, он не убежит от нас в другую, компьютерную реальность.

 

Подведем итоги вышесказанного.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.