Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Виды финансового контроля



ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Понятие, задачи и принципы финансового контроля

Эффективный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического общества, правового государства.

Финансовый контроль, как правило, рассматривается в двух аспектах (правовом и экономическом):

в правовой аспекте:

- один из видов государственного контроля, …. деятельность уполномоченных органов по проверке законности и эффективности действий в сфере финансовой деятельности государства;

- разновидность управленческой деятельности; функция государственного управления, направленная на реализацию задач органов государства

в финансово-экономическом аспекте:

- важнейшая составляющая управления централизованными и децентрализованными финансами.

Оба данных аспекта финансового контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами, субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором – акцент ставится на аналитическую сторону финансового контроля.

Любая контрольная деятельность в сфере управления начинается с постановки цели. Главной целью финансового контроля является обеспечение эффективного и целевого использования финансовых ресурсов государства; соблюдение законодательства.

Основными задачами финансового контроля являются:

- обеспечение соответствия деятельности требованиям законодательства

- предупреждение, выявление и пресечение нарушений

- выявление резервов для повышения эффективности (выявление резервов роста финансовых ресурсов, прибыли и рентабельности предприятий и организаций всех форм собственности)

Задачи финансового контроля постоянно уточняются и видоизменяются вместе с изменением финансового законодательства.

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало и активно использует основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых на практике должно стремиться каждое государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации руководящих принципов ИНТОСАИ (Международная организация высших органов финансового контроля). К ним относятся следующие универсальные принципы:

1. Законность(неуклонное и точное соблюдение норм и правил, установленных действующим законодательством, всеми органами, осуществляющими финансовый контроль, и их должностными лицами).

2. Независимость (органы финансового контроля независимы в части осуществления контрольно-ревизионной деятельности от иных органов государственной власти).

3. Объективность (осуществление финансового контроля высококвалифицированными и компетентными специалистами с использованием фактических документальных данных в установленном законодательством порядке, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации).

4. Ответственность(к правонарушителям финансового законодательства применяются соответствующие меры юридической ответственности. При этом данный принцип рассматривается в трех аспектах: ответственность контролируемых; ответственность контролеров; ответственность третьих лиц).

5. Гласность(открытость и доступность для общества, средств массовой информации, граждан сведений о результатах контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных в рамках финансового контроля, за исключением случаев, когда данные сведения являются предметом государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны).

6. Системность(единство правовых основ контрольно-ревизионной документации и экспертно-аналитической деятельности, осуществляемой в рамках финансового контроля, нормативно закрепленную организацию взаимодействия органов, осуществляющих финансовый контроль, нормативно установленную периодичность его осуществления.

 

Виды финансового контроля

В зависимости от осуществляющих его СУБЪЕКТОВразличают следующие виды финансового контроля:

1. Государственный вневедомственный финансовый контроль, который проводится государственными органами специальной компетенции (Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и др.) в отношении предприятий, организаций и учреждений независимо от их ведомственной подчиненности.

2. Ведомственный финансовый контроль в Республике Беларусь осуществляется в целях улучшения контрольно-ревизионной работы в министерствах и иных республиканских органах государственного управления, государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органах. Преимущества данного вида контроля проявляются в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, в специализации контроля применительно к отраслевым (ведомственным) особенностям финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений.

Ведомственный финансовый контроль на территории Республики Беларусь регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 22 июня 2010 г. № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь» (в ред. от 25.02.2013).

3. Внутрихозяйственный финансовый контроль, проводимый финансово-экономическими службами субъектов хозяйствования (бухгалтерия, финансовый отдел и т.д.) и направленный на непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, экономической, производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, выявление внутренних резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищение и безхозяйственность. В настоящее время, внутрихозяйственный контроль, как правило, осуществляется бухгалтерией как органа обладающего оперативной информацией о состоянии и направлениях развития предприятия.

Правовой базой данного вида финансового контроля является Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. (в ред. от 26.12.2007) «О бухгалтерском учете и отчетности». С 1 января 2014г. вступает силу новый закон «О бухгалтерском отчете и отчетности» от 12.07.2013г. № 57-З.

4. Независимый (аудиторский) финансовый контроль. Правовой основой независимого финансового контроля в Республике Беларусь является Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. (в ред. от 22.12.2011) «Об аудиторской деятельности». С 1 января 2014г. вступает силу новый закон «Об аудиторской деятельности» от 12.07.2013г. № 56-З.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.