Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и виды организаций



Тема 6. Предприятия, учреждения и общественные объединения как субъекты административного права

Семинарское занятие

Цель занятия: закрепление и углубление знаний обучаемых об основах административно-правового статуса предприятий, организаций и учреждений.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций.

2. Понятие и виды общественных объединений. Основания и порядок образования общественных объединений, прекращение их деятельности.

3. Административно-правовой статус политических партий.

4. Административно-правовой статус религиозных организаций.

5. Административно-правовой статус муниципальных образований.

Документы и литература:

*Об автономных учреждениях: федеральный закон от 03 ноября 2006 г. № 174-ФЗ (ред. от 06.11.2011 г).

*О крестьянском (фермерском) хозяйстве: федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. -2003. - № 24. - Ст. 2249.

*О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ (ред. от 30.11.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 48. - Ст. 4746.

*О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан: федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ (ред. от 01.07.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 16. - Ст. 1801.

*О свободе совести и о религиозных объединениях: федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 01.07.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1997. - № 39. - Ст. 4465.

*О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности : федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (ред. от 28.12.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 3. - Ст. 148.

*О некоммерческих организациях: федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 3. - Ст. 145.

*Об общественных объединениях: федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 01.07.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 21. - Ст. 1930.

*Административное право России: учебник. / Д.Н. Бахрах. – 5-е изд. перераб. и доп. М.: Эксмо, 2010*.

 

Тема 6. Предприятия, учреждения и общественные объединения как субъекты административного права

Рекомендации по изучению темы

При изучении темы необходимо обратить внимание, что правовой статус предприятий и учреждений, в основном регулируется нормами гражданского права. Нормы административного права в основном регулируют вопросы государственной регистрации юридического лица и взаимоотношения их с субъектами исполнительной власти.

Необходимо четко разграничивать общественные объединения, религиозные объединения и профессиональные союзы.

Хотя деятельность политических партий и регулируется отдельным законодательством, тем не менее они являются разновидностью общественных организаций.

 

 

Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2005. — 800 с.

(http://ukodeks.ru/?p=14518)

Глава 11 Государственные и негосударственные организации как субъекты административного права

Понятие и виды организаций

Коллективные субъекты административного права представляют собой организации, т. е. объединения физических лиц. Часть таких организаций, а именно органы исполнительной власти”, были уже подробно рассмотрены ранее. Их отличает особое положение в обществе. Они не только обязательные субъекты административно-правовых отношений, но и обладают государственно-властными полномочиями. Кроме них существует многочисленная группа других организаций, не обладающих государственно-властными полномочиями, но также являющихся субъектами административного права. Понятие «организация» имеет широкий смысл, и рассмотреть ее административно-правовой статус невозможно без использования норм других отраслей права, в том числе гражданского, трудового и финансового.

Под организацией понимается объединение физических лиц любой численности, возглавляемое своими органами управления, имеющее обособленное имущество, созданное для производства материальных или духовных ценностей, а также реализации иных потребностей его членов. Орган управления организации — ее администрация. Функции администрации может выполнять единоличный руководитель (самостоятельно или через возглавляемый им управленческий аппарат) либо одновременно единоличный руководитель и коллективный исполнительный орган. Единоличными руководителями могут быть: директор, генеральный директор, начальник, ректор, заведующий, управляющий и др. Возглавляемый руководителем организации управленческий аппарат (администрация) в различных организациях носит название либо просто администрация, либо дирекция, генеральная дирекция, ректорат, управление и т. д. Коллективный исполнительный орган, как правило, — совет директоров, правление, дирекция.

Администрация — орган, на который возложены функции оперативного управления организацией. Администрация действует от имени организации, представляет ее интересы, заключает договоры, распоряжается ее средствами, издает приказы и дает указания, обязательные для всех членов организации. В руках администрации находятся все распорядительные полномочия юридически властного характера, необходимые для непосредственного руководства процессами производственно-хозяйственной, социально-культурной и иной деятельности организации.

Администрация осуществляет управленческие функции внутри самой организации, а также вступает во внешние административные правоотношения с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и иными субъектами административного права. Осуществляя внутриорганизационные управленческие отношения, администрация является субъектом управления к подчиненным органам и работникам.

Внешним управлением, т. е. управлением другими организациями и их работниками, в отличие от органов исполнительной власти, администрация организации не занимается, она не обладает необходимыми для этого государственно-властными полномочиями. Во внешних административно-правовых отношениях администрация сама — объект управления со стороны органов исполнительной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления.

Принадлежащие организации права осуществляются как ее руководителем, так и по установленному распределению обязанностей другими должностными лицами. Руководитель организации персонально наделен определенными полномочиями по представительству, распоряжению имуществом и средствами организации. Он действует от имени организации, представляет ее интересы, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников организации.

Организации создаются для выполнения определенных целей: производства материальных или духовных ценностей; реализации законных прав и интересов их членов. В этой связи по предназначению можно выделить такие виды организаций, как: предприятия; учреждения;

общественные объединения, религиозные объединения;

фонды и иные организации (международные, иностранные и др.).

Организации возможно разделить также в зависимости от того, является ли извлечение прибыли основной целью их деятельности или нет. По этому основанию организации делятся на:

коммерческие организации; некоммерческие организации.

К коммерческим организациям могут принадлежать только предприятия. К некоммерческим относятся учреждения, фонды, общественные и религиозные объединения и др.

Предприятия и учреждения в зависимости от видов собственности подразделяются на: государственные; муниципальные; частные;

общественных организаций и др.

Особенности административно-правового статуса государственных организаций обусловливаются тем, что государство — их собственник. К ведению государственных органов относится создание государственных организаций; определение предмета и целей их деятельности, а также дислокации; утверждение устава; назначение на должность и освобождение от должности руководителей; обеспечение их в установленных случаях государственными заказами; реорганизация и ликвидация этих организаций и др.

Нормы, определяющие административно-правовой статус государственных организаций, закрепляют принципиальные позиции в их взаимоотношениях с государственными органами, и прежде всего с органами исполнительной власти. Эти нормы устанавливают запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность организаций; необходимость их государственной регистрации; порядок осуществления регистрации и основания для отказа в регистрации организаций; обязательность ведения бухгалтерской и статистической отчетности, предоставления государственным органам информации, необходимой для налогообложения и ведения общегосударственной системы сбора и обработки экономической информации. Должностные лица государственных организаций наделены определенными полномочиями государственно-властного характера, на них распространяется ряд положений административно-правового статуса должностных лиц государственных органов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.