Тема 6. Предприятия, учреждения и общественные объединения как субъекты административного права
Семинарское занятие
Цель занятия: закрепление и углубление знаний обучаемых об основах административно-правового статуса предприятий, организаций и учреждений.
Вопросы, выносимые на обсуждение:
1. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций.
2. Понятие и виды общественных объединений. Основания и порядок образования общественных объединений, прекращение их деятельности.
3. Административно-правовой статус политических партий.
4. Административно-правовой статус религиозных организаций.
5. Административно-правовой статус муниципальных образований.
Документы и литература:
*Об автономных учреждениях: федеральный закон от 03 ноября 2006 г. № 174-ФЗ (ред. от 06.11.2011 г).
*О крестьянском (фермерском) хозяйстве: федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. -2003. - № 24. - Ст. 2249.
*О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ (ред. от 30.11.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 48. - Ст. 4746.
*О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан: федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ (ред. от 01.07.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 16. - Ст. 1801.
*О свободе совести и о религиозных объединениях: федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 01.07.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1997. - № 39. - Ст. 4465.
*О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности : федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (ред. от 28.12.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 3. - Ст. 148.
*О некоммерческих организациях: федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 3. - Ст. 145.
*Об общественных объединениях: федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 01.07.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 21. - Ст. 1930.
*Административное право России: учебник. / Д.Н. Бахрах. – 5-е изд. перераб. и доп. М.: Эксмо, 2010*.
Тема 6. Предприятия, учреждения и общественные объединения как субъекты административного права
Рекомендации по изучению темы
При изучении темы необходимо обратить внимание, что правовой статус предприятий и учреждений, в основном регулируется нормами гражданского права. Нормы административного права в основном регулируют вопросы государственной регистрации юридического лица и взаимоотношения их с субъектами исполнительной власти.
Необходимо четко разграничивать общественные объединения, религиозные объединения и профессиональные союзы.
Хотя деятельность политических партий и регулируется отдельным законодательством, тем не менее они являются разновидностью общественных организаций.
Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2005. — 800 с.
(http://ukodeks.ru/?p=14518)
Глава 11 Государственные и негосударственные организации как субъекты административного права
Понятие и виды организаций
Коллективные субъекты административного права представляют собой организации, т. е. объединения физических лиц. Часть таких организаций, а именно органы исполнительной власти”, были уже подробно рассмотрены ранее. Их отличает особое положение в обществе. Они не только обязательные субъекты административно-правовых отношений, но и обладают государственно-властными полномочиями. Кроме них существует многочисленная группа других организаций, не обладающих государственно-властными полномочиями, но также являющихся субъектами административного права. Понятие «организация» имеет широкий смысл, и рассмотреть ее административно-правовой статус невозможно без использования норм других отраслей права, в том числе гражданского, трудового и финансового.
Под организацией понимается объединение физических лиц любой численности, возглавляемое своими органами управления, имеющее обособленное имущество, созданное для производства материальных или духовных ценностей, а также реализации иных потребностей его членов. Орган управления организации — ее администрация. Функции администрации может выполнять единоличный руководитель (самостоятельно или через возглавляемый им управленческий аппарат) либо одновременно единоличный руководитель и коллективный исполнительный орган. Единоличными руководителями могут быть: директор, генеральный директор, начальник, ректор, заведующий, управляющий и др. Возглавляемый руководителем организации управленческий аппарат (администрация) в различных организациях носит название либо просто администрация, либо дирекция, генеральная дирекция, ректорат, управление и т. д. Коллективный исполнительный орган, как правило, — совет директоров, правление, дирекция.
Администрация — орган, на который возложены функции оперативного управления организацией. Администрация действует от имени организации, представляет ее интересы, заключает договоры, распоряжается ее средствами, издает приказы и дает указания, обязательные для всех членов организации. В руках администрации находятся все распорядительные полномочия юридически властного характера, необходимые для непосредственного руководства процессами производственно-хозяйственной, социально-культурной и иной деятельности организации.
Администрация осуществляет управленческие функции внутри самой организации, а также вступает во внешние административные правоотношения с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и иными субъектами административного права. Осуществляя внутриорганизационные управленческие отношения, администрация является субъектом управления к подчиненным органам и работникам.
Внешним управлением, т. е. управлением другими организациями и их работниками, в отличие от органов исполнительной власти, администрация организации не занимается, она не обладает необходимыми для этого государственно-властными полномочиями. Во внешних административно-правовых отношениях администрация сама — объект управления со стороны органов исполнительной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления.
Принадлежащие организации права осуществляются как ее руководителем, так и по установленному распределению обязанностей другими должностными лицами. Руководитель организации персонально наделен определенными полномочиями по представительству, распоряжению имуществом и средствами организации. Он действует от имени организации, представляет ее интересы, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников организации.
Организации создаются для выполнения определенных целей: производства материальных или духовных ценностей; реализации законных прав и интересов их членов. В этой связи по предназначению можно выделить такие виды организаций, как: предприятия; учреждения;
фонды и иные организации (международные, иностранные и др.).
Организации возможно разделить также в зависимости от того, является ли извлечение прибыли основной целью их деятельности или нет. По этому основанию организации делятся на:
коммерческие организации; некоммерческие организации.
К коммерческим организациям могут принадлежать только предприятия. К некоммерческим относятся учреждения, фонды, общественные и религиозные объединения и др.
Предприятия и учреждения в зависимости от видов собственности подразделяются на: государственные; муниципальные; частные;
общественных организаций и др.
Особенности административно-правового статуса государственных организаций обусловливаются тем, что государство — их собственник. К ведению государственных органов относится создание государственных организаций; определение предмета и целей их деятельности, а также дислокации; утверждение устава; назначение на должность и освобождение от должности руководителей; обеспечение их в установленных случаях государственными заказами; реорганизация и ликвидация этих организаций и др.
Нормы, определяющие административно-правовой статус государственных организаций, закрепляют принципиальные позиции в их взаимоотношениях с государственными органами, и прежде всего с органами исполнительной власти. Эти нормы устанавливают запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность организаций; необходимость их государственной регистрации; порядок осуществления регистрации и основания для отказа в регистрации организаций; обязательность ведения бухгалтерской и статистической отчетности, предоставления государственным органам информации, необходимой для налогообложения и ведения общегосударственной системы сбора и обработки экономической информации. Должностные лица государственных организаций наделены определенными полномочиями государственно-властного характера, на них распространяется ряд положений административно-правового статуса должностных лиц государственных органов.