Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Песня хлебу (поется в начале гадания)



Уж мы песни поем,
Хлебу честь воздаем!
Хлебу белому долог век,
Жнеям нашим более всех!
Жнеи наши не стареют,
Золотые их серпы не тупеют.
Кому мы спели — тому добро,
Кому вынется, скоро сбудется,
Скоро сбудется, не минуется!

Песня, предвещающая свадьбу

Куют кузнецы золотые венцы.
Молодой кузнец, скуй мне венец -
Ехать под венец.
Млада!
На этом венце я обвенчаюся,
На этом кольце я обручаюся.
Млада!
Кому поем — тому добро,
Правда сбудется, не минуется.
Млада!

Сидит кошечка,
Гладит в окошечко.
Иляля, иляля!
Она скатерки шьет,
За кота замуж идет.
Иляля, иляля!

 

Масленичные обряды

следом за святкам шла масленица . Праздник это т почти не испытал н а себе влияния христианства , за исключением запрета мясной пищи в течение всех семи дней и обычая проси ь друг у друг а прощения в воскресенье накануне великого поста . Тем не менее церковь включила масленицу в цикл пасхальной , вернее предпасхальной обрядности (масленица отмечала ь на восьмой неделе до пасхи) . Масленичная неделя превратилась , по сути дела , в подготовку к долгому и изнурительном у посту , в своеобразный полупост , во время которого разрешалось есть молочные продукты (масло , сыр , молоко ) яйца , рыбу . Уже в XI X — начале XX веков масленица — «это просто веселье , какое мы можем наблюдать в любой праздник , с добавлением лишь специальных пережитков старины» . Среди подобных «пережитков » можно отметить целый ряд наиболее важных и древних элементов празднества : проводы или похороны (сожжение , погребение ) масленицы — символа холода , тьмы и смерти ; обычаи , посвященные молодоженам ; катание с ледяных гор и на лошадях , ряженье , ритуальное пиршество с блинами , поминание покойников . Некогда масленичные обычаи и обряды должны были «способствовать плодородию земли и размножению всего живого». По дыму от костра , на котором сжигалось чучел от масленицы , судили о будущем урожае. Так , разбросанные по полям угли ил и пепел , оставшиеся после ее сожжения, якобы придавали силу и плодородие озимым по- севам. Главными исполнителями этих обрядов были молодожены. Подобное описание празднования масленицы содержится в воспоминаниях И. К. Копаневича , которые печатаются в сборнике почти целиком, с добавлением наиболее интересных деталей из других публикаций. Песни, певшиеся при встрече масленицы и при ее проводах, были резко противоположны. В первых преобладали мотивы славлення, величания персонифицированной масленицы («Дорогая наша гостья, масленица, Авдотьюшка Изотьевна!»), перечисляются те удовольствия и развлечения, которые она привозит людям («Кидала масло по кому, кто ухватит, так тому!»). Песни, сопровождающие проводы масленицы, шутливо-похоронные. Во время масленицы пелись также различные величания, адресованные молодоженам (№ 283—285), и песни, рассказывающие о гуляниях, катаниях, играх в эти дни (№ 273. 277—282)2 . Дети под масленичные колядки собирали блины (№ 274—276) или дрова для сожжения масленицы. По сравнению со святочными колядными песнями, большинство масленичных — носят следы явно позднего происхождения, намного меньше их разновидностей, они не отличаются тематическим разнообразием, богатством используемых поэтических приемов. Многие из них, дошедшие до нас, ничем не отличаются от частушек. Тексты масленичных песен, как правило, отмечены жизнерадостностью, напевы же их близки к похоронному причету. Подобное сочетание мажорных и минорных мотивов свойственно любому календарному празднику, сопровождающемуся имитацией похорон. Если плач и слезы были естественны при похоронах, то смех имел здесь ярко выраженный ритуальный характер. «Сила смеха,— писал В. Я. Пропп,— должна была обеспечить земле плодотворящую силу...»

Ах ты, масленка дорогая,

Дорогая, лёли, дорогая.

К нам в гости приезжала,

Приезжала, лёли, приезжала.

Да сыр с маслицем привозила,

Привозила, лёли, привозила.

А мы масленку прокатили,

Прокатили, лёли, прокатили.

На вороненьком коне катались,


Мы катались, лёли, мы катались.

 

Запрягу я коня вороного,

Посажу я кума молодого,

Масленая счастлива!

Простягнися далёко. У!

 

ВЕСНЯНКИ

Лето , лето , Под и сюда ! А ты , зима , Ступа й н а моря ! Надоел а нам , Надоскучилася . Э , рученьк и Приморозила , Вс е суставчик и Пе.резнобила , Метел ь глазк и вс е Повыхлестала , Метель-вьюг а Вс ё повымела . Уж в ы жаворонки , Жавороночки , Прилетит е в ы к нам , 184 Принесит е в ы на м Лет о теплое , Весн у красную ! Хот ь по д крылышком , По д бутылышком ! А соха-борона , Ступа й н а поля , Вспаши , взборон и Хлебц а новенького , Хлебц а новенького , Посоленького ! Дв е ластушки , Тр и касатушки ! Коровк и реву т — Н а вол ю хотят , Лошадк и идут — Он и травк и ждут , Свинк и хрюча т — Корешко в хотят , Овечк и крича т — Он и травк и хотят , Шелково й травы , Ключево й воды .

 

Самым крупным летним празднеством, связанным с культом расти- тельности, была троица, отмечавшаяся на пятидесятый день после пас- хи. Троица — исключительно женский, точнее девичий, праздник'. За три дня до троицы, в четверг, называемый в народе «семиком», девуш- ки тайком, чтобы не увидели парни, шли в лес. Там они выбирали берез- ку и «завивали» ее, то есть украшали венками, сделанными из скручен- ных березовых ветвей, или сгибали ветви до земли, приплетая их к траве. Каждая девушка, делая для себя венок, задумывала какое-нибудь же- лание. После завивания венков устраивалась ритуальная трапеза, обя- зательной едой были яйца — традиционный для всей весенне-летней об- рядности символ плодородия. Вокруг березки водили хороводы, устраивали игры, пели песни. Еще одним семиковым обычаем было кумление: девушки, разделившись на па- ры, целовались через венок под пение коротких песен, в которых кля- лись в долгой и верной дружбе. При этом обменивались бусами, коль- цами или крестиками. Через три дня, на троицу, ходили «развивать» березку, и каждая девушка осматривала свой венок, и если он не завял и не распался, то задуманное должно было исполниться. Затем вили из трав и зелени вен- ки, опять водили у березы хороводы, играли, пели. В конце праздника срубали дерево, несли его к реке или озеру и бросали в воду, заклиная. дождь. В других местах березку бросали в поле или обносили ее вокруг поля для того, чтобы не погубило засухой или градом посевы. Наконец, украшенное дерево могли приносить и в село, ставить его на главной ули- це и устраивать веселье вокруг березы. Березка должна была приобщить людей к ее сверхъестественной живительной силе. Но в троицкой обряд- ности кроме ее «аграрной» тематики обнаруживается и нечто другое. Имен- но в это время происходило «посвящение девушек, принятие их полно- кровными членами в род» 1 . Молодежь пела песни, водила хороводы, наиболее типичными для этого праздника были песни-описания, в которых подробно и последова- тельно изображался ход самого обряда, прославлялась нередко олицет- воряемая березка. Текст песен подчеркивал женские формулы плодоро- дия («где девушки шли — там рожь густа»). В зависимости от содержания семиково-троицкие песни 2 можно раз- делить на исполняемые во время завивания березки и при гадании на венках, так называемые «майские песни» (свое название они получили из-за особого припева). Их пели во время обхода ржаных полей также для заклятия урожая. Майские песни особенно характерны для Смолен- щины, где их повсеместно помнят до сих пор.

Пришла наша весна красна, Ой, люли, люли, весна красна. Не в чести, да не в радости, Ой, люли, люли, не в радости. Ой, выйду я да на улицу, Ой, люли, люли, на улицу. Выйду я на широкую, Ой, люли, люли, на широкую. Ударю я в ладоши, Ой, люли, люли, в ладоши. То не додолы гремят, Ой, люли, люли, гремят. А гремят золотые кольца, Ой, люли, люли, золотые кольца. Гремят позолоченные, Ой, люли, люли, позолоченные. Нету суда на девушек, Ой, люли, люли, на девушек. Нету суда на красных, Ой, люли, люли, на красных. У девушек у красных, Ой, люли, люли, у красных. В году три праздника, Ой, люли, люли, три праздника: Семик и троица, и Кузьмы-Демьяна.

Иванов день, отмечаемый 24 июня, в народе назывался днем ^Н ^Н Ивана Купалы. В этот день праздновался летний солнце- ^1 •• ворот — время самого бурного цветения всей растительности. ^Ir^H В народе существовало поверье, что в ночь под Ивана Купалу ^1 ^1 цветет папоротник, обладающий чудодейственной силой, кото- ^Н ^Н рая перейдет на любого нашедшего и сорвавшего цветок. ^1 ^1 В ту же ночь собирали целебные травы и травы для гадания. ЛЬ JBL Вода также обладала целебной силой, поэтому все стремились купаться на заре или хотя бы умыться утренней росой. Существовал также обычай взаимного обливания водой. С другой стороны, именно в ночь на Ивана Купалу наблюдалось, по поверьям, оживление всякой нечисти, а это, как и во время зимних святок, считалось лучшим сроком для всевозможных гаданий. В отличие от украинцев и белорусов у русских почти не сущест- вовало купальских песен, за исключением пограничных с Украиной и Бе- лоруссией областей. В купальских песнях, записанных там, сообщалось о сборе трав на Иванов день, о купании, о том, как «купаленка» привозит людям «добро и здоровье, богатство и почести». Наблюдался также купальский обход дворов с пением заклинательно-величальных песен, исполнялись и песни-обереги от нечистой силы. Обряды изгнания злых духов имели место и на петров день (29 июня). В тот же день почти все население ходило смотреть, как «играет» солнце (см. № 435). А молодежь в это время часто занималась проказами: собирали все, оставленное хозяевами на улице, и разбрасывали по селу, подпирали кольями двери домов, воровали овощи на огородах и так далее (ср. аналогичные святочные проказы).

В ночь на Ивана Купалу все девушки отправляются отыскивать цветы. Нужно набрать 12 трав, из которых са- мыми главными считаются иван-да-марья и головная трава. Когда эти цветы найдены, берут уже затем и остальные 10, какие встретятся (...) Собравши цветы, девушки идут молча по домам и, ложась спать, не помолившись, кладут пучок цветов под изголовье, приговаривая: «Иван-да-марья, головная трава и все 12 трав, скажите, кто мне будет жених!» 284 с за того, кто приснится, гадающая выйдет sa- муж Для того, чтобы гадание было действительно, нужно идти домой, собравши цветы, молча. (...) Девушки идут на луг и ложатся навзничь и начинают заплетать траву, как косу, в три пряди. Утром идут смотреть: если трава расплелась, то девушка выйдет в этом году замуж, если же трава осталась нераспле- тенной, то не выйдет. (...) Собирают цветы, связывают их в пучок и вешают под матицу. Если цветы распустятся за ночь, то желание гадавшего исполнится, если же совсем не распустятся или распустятся немного, то желанию не суждено будет сбыть- ся (..

На святого Ивана Девки елки собирали ,

Собирали , не знали ,

У Ивана пытали : «Иван , Иван , старый дед ,

А что это за зелье ,

Аирово коренье? » — «Девицкая красота , Мальчоцкая сухота , Девицкое умыванье , Мальчоцкое воздыханье»

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.