Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмоциональные явления как состояния



Настроение- общее эмоциональное состояние человека, не приуроченное к какому-то частному событию, возникающее как результат обобщения эмоцио­нальных впечатлений под влиянием осознания и оценки субъекта его взаимоот­ношений с окружающим.

Рубинштейн С.Л. (16, с. 177) относит к факторам порождениянастрое­ния: 1) органическое самочувствие и интроцептивную чувствительность, состав­ляющие чувственную основу или чувственный фон настроения; 2) не всегда осознанные оценки складывающихся взаимоотношений человека с окружаю­щим.

Механизмом порождения отношения выступает обобщение отдельных эмоциональных впечатлений,которые находят "подготовленную почву и со­звучные мотивы" в личности (16, с. 177). Подчеркивая личностный характер на­строения, Рубинштейн раскрывает его (личностность настроения) через зависи­мость характера обобщенияэмоциональных впечатлений от общего строения (устойчивость организации и иерархии мотивов) и индивидуальныххарактеро­логических особенностей личности. У детей и у некоторых взрослых людей, для которых не характерна устойчивая иерархия мотивов, каждое эмоциональное впечатление порождает неустойчивые, изменчивые, ситуативные настроения. Но для личности, у которой выделяются особые сферы значимости и устойчивости, характерна фильтровка эмоциональных впечатлений, так что изменить общее настроение может только то впечатление, которое связано с особо значимой для личности сферой. В итоге настроение оказывается связанным с тем, "как скла­дываются для личности жизненно важные отношения с окружающими и с ходом собственной деятельности" (16, с. 178).

Е.П. Ильин (9, с. 60) разделяет точку зрения, согласно которой настроение есть сочетание отдельных психических состояний, одно из которых является доминирующим и придающим, в силу этого, определенную окраску. психиче­ской деятельности человека на данный момент времени. Он рассматривает на­строение как как эмоциональный фон (континуум), в котором интенсивность выраженности эмоциональных переживаний может находиться в диапазоне от нуля (полное спокойствие, безразличие,т.е. отсутствие эмоционального реагиро­вания) до максимальной величины эмоционального реагирования (аффекта) (9, с. с.65).

Фрустрация -психическое состояние, возникающее при наличии сильной мотивированности достижения цели и преграды, препятствующей этому дости­жению. Она рассматривается двояко (9): 1) как фрустрационная ситуация, про­являющаяся в блокировании или прерывании направленного на достижение зна­чимой цели поведения; 2) как эмоциональное состояние человека в ответ на не­удачу реализации сильной потребности.

В теории фрустрации используют понятия: фрустратор, фрустрационный порог, фрустрационная толерантность, фрустрационное реагирование или пове­дение.

Фрустратор- не преодолимое для человека препятствие, блокирующее достижение поставленной человеком цели. Классификации фрустраторов обоб­щены Е.Ф. Василюком (4, с. 37).

Наиболее важными являются внутренние фрустраторы, в качестве кото­рых выступает конфликт, как одновременное воздействие на субъекта противо­положно направленных и приблизительно равных по величине сил. К. Левин (10, с. 221) выделил три типа конфликта: 1) конфликт равнозначных положи­тельных возможностей (например, ситуация буриданова осла); 2) конфликт од­новременно представленных положительных и отрицательных возможностей (например, (по: 21) женитьбой удержать возле себя любимого человека и одно­временно бояться потерять свою независимость); 3) конфликт равнозначных от­рицательных возможностей (например, взрослые пытаются угрозой наказания побудить ребенка выполнить задание, делать которое он не хочет). К. Левин считал, что хотя конфликты первого типа легко преодолимы, все же после из­брания цели она представляется субъекту менее значимой, чем отвергнутая, что и приводит к колебаниям и сомнениям субъекта. Конфликты второго типа часто заканчиваются временным или окончательным (после бесплодных возвратов к решению конфликта) физическим или психологическим уходом субъекта. Кон­фликты третьего типа часто делают ситуацию безнадежной, что приводит к воз­никновению различных фрустрационных реакций: реальный или воображаемый уход, агрессивность, различные эмоциональные нарушения (по терминологии К.Левина - психологическое "инкапсулирование") поведения. Позднее К. Хов-лэнд и Р. Сире (по: 21, с. 147) добавили еще один вид конфликта- конфликт двойных стремлений - избеганий или конфликт двойной амбивалентности (на­пример, субъект колеблется в выборе одной из двух профессий, каждая из кото­рых имеет свои положительные и отрицательные стороны).

Фрустрационная толерантность- зависимая от личностных особенно­стей человека устойчивость к фрустраторам.

Фрустрационное поведение- зависящие от личностных особенностей человека формы его поведения во фрустрационной ситуации. Их различают по направленности (экстрапунитивная, интрапунитивная, импунитивная), характе­ру реагирования (агрессия, эгрессия и т.п.). Первоначально в качестве фрустра-ционного поведения рассматривалась, главным образом, агрессия. Это вытекало из гипотезы фрустрации-агрессии, выдвинутой в 1939 г. группой психологов Йельского университета (Дж. Доллард, Л. Дуб, Н. Миллер, О. Маурер, Р. Сире), согласно которой каждое целенаправленное действие при столкновении с фак­торами, затрудняющими или исключающими (временно или постоянно) выпол­нение его программы и достижение цели, вызывает (провоцирует) новую реак­цию - агрессию. Однако дальнейшие исследования показали, что фрустрация не является основной или существенной предпосылкойагрессии; что проявление агрессии в результате фрустрации опросредовано уровнем фрустрации субъекта, наличия посылов (стимулов, провоцирующих появление чувства гнева и агрес­сивности) к агрессии, степенью неожиданности фрустратора и эмоциональными и когнитивными процессами фрустрированного субъекта. При низком уровне фрустрации агрессивные реакции либо вообще не возникают, либо проявляется в малой интенсивности; явно выраженная агрессия может иметь место при низ­ком уровне фрустрации, но высокой интенсивности посылов; агрессия возникает в случае непредвиденной фрустрации и при условии ответственности эмоцио­нальных и когнитивных процессов фрустрированного субъекта (3).

По мнению Ф.Е. Василюка (4) поведение во фрустрирующей ситуации ха­рактеризуется двумя главными признаками: мотивосообразностью (наличие ос­мысленной перспективной связи мотива с поведением) и организованностью по­ведения какой-нибудь целью. В зависимости от сочетания этих признаков им выделены четыре типа поведения, первый из которых соответствует ситуации затрудненности, а три последующих - фрустрационной ситуации.

Функциональное назначение фрустрации - способствование избеганию факторов и реакций, к ней приводящих (15, с. 130).

В психологических исследованиях тревогу изучают как эмоциональное состояние, свойство, процесс.

Изучение тревоги как состояния включает два аспекта: различение тревоги и страха; фиксация на эмоциональныхкомпонентах тревоги. В рамках первого аспекта тревогу и страх рассматривают как совпадающие по отнесенности их к адекватному эмоциональному реагированию на опасность и по достигаемой ими степени интенсивности (22, с. 33). Различия между тревогой и страхом проявля­ются: 1) в специфике условия их вызова (при страхе опасность всегда присутст­вует реально, очевидна, объективна; при тревоге опасность может быть вообра­жаемой, скрытой, субъективной); 2)в степени пропорциональности реакции на опасность (при страхе интенсивность реакции пропорциональна опасности; при тревоге - пропорциональна тому смыслу, которая имеет для человека данная си­туация); 3) в обусловленности возникшего чувства беспомощности (при страхе оно обусловлено реальностью, при тревоге - собственным отношением человека (22).

Во втором аспекте тревога рассматривается как эмоциональное состояние или определенная совокупность реакций, возникающие у человека, "восприни­мающего ситуацию как личностно угрожающую, опасную, безотносительно к тому, присутствует или отсутствует в данной ситуации объективная опасность" (19, с.20). Интенсивность и длительность состояния тревоги будет определяться величиной воспринимаемой угрозы, уверенностью в восприятии ситуации как угрожающей. Под угрожающими ситуациями понимается ситуации, которые объективно признаются стрессовыми. В свою очередь, стресс обозначает "сте­пень распространения или величину объективной опасности, связанной со свой­ствами раздражителя в данной ситуации" (19, с. 19). Феноменологически тревога проявляется как негативное эмоциональное состояние, включающее чувство на­пряжения, опасения, беспокойства, сопровождаемое повышением активации ве­гетативной нервной системы. Ч. Спилбергер настойчиво подчеркивает, что тре­вога как состояние должно рассматриваться только как собственно эмоциональ­ное состояние, без включения в него когнитивного компонента.

На основе выраженной частоты и интенсивности проявления состояния тревоги последняя фиксируется какличностная черта (свойство). Тревога как процесс рассматривается как последовательность когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, актуализирующихся под влиянием различных стрессо­ров. Если в результате восприятия угрозывозникает состояние тревоги, то ког­нитивные и поведенческие реакции обеспечивают минимизацию возникшего не­гативного эмоционального состояния (19). С учетом этих положений тревогу уже нельзя рассматривать как только эмоциональное состояние.

Тревога - психическое состояние, возникающее в ситуациях неопределенности, угрозы, проявляющееся в комплексе эмоциональных, когнитивных, поведенческих, психофизиологических реакций, направленных на снятие неоп­ределенности и обеспечение внутренней готовности к неблагоприятному исходу ситуации.

Невротическая тревожность, описанная К, Хорни (22, с. 35-38) как дина­мический центр невроза, имеет следующие признаки: 1) ее содержание не соот­ветствует общепринятым представлениям; 2) связана не с реальной ситуацией, а со смыслом этой ситуации для субъекта; 3) будучи не всегда осознанной, стано­вится определяющим фактором жизни; 4) будучи интенсивной, мучительна и непереносима для человека; 5)иррациональна; 6) неявно представляет указание на то, что внутри нас что-то не в порядке, являясь сигналом для тщательного рассмотрения чего-то, скрытого от нас.

Хорни определяет базальиую тревожность как склад характера, форми­рующийся под влиянием неблагоприятных детско- родительских отношений в семье и являющийся основой для возникновения неврозов. Феноменологически базальная тревожность описывается как чувство покинутости, собственной не­значительности, беспомощности, подверженности опасности, нахождения в ми­ре, который открыт обидам, обману, нападкам, оскорблениям, предательству, зависти (22, с.74).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.