Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Приведем пример судебной практики. 1 страница



Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотрев в судебном заседании от 24 августа 1999 г. по кассационной жалобе Б., К. и Л. на решение Томского областного суда от 17 февраля 1999 г. дело по заявлению Б., К. и Л. о признании незаконными действий администрации Томской области и о признании недействительным договора от 26 июня 1997 г. между администрацией Томской области и Министерством обороны РФ "Об использовании участков территории Томской области под районы падения отделяющихся частей ракет-носителей при пусках с космодрома "Байконур", установила: жители Томской области Б., К. и Л. обратились в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации Томской области и о признании недействительным договора от 26 июня 1997 г. между администрацией Томской области и Министерством обороны РФ "Об использовании участков территории Томской области под районы падения отделяющихся частей ракет-носителей при пусках с космодрома "Байконур", ссылаясь на то, что при заключении этого договора в нарушение федерального природоохранного законодательства не была проведена обязательная государственная экологическая экспертиза. Заявители ссылались на то, что в результате несоблюдения администрацией Томской области порядка предоставления участков территории области под экологически вредную деятельность Министерства обороны РФ природе области причиняется вред, права граждан в области охраны окружающей среды нарушаются. Выслушав все доводы сторон и опираясь на нормы законодательства, Верховный Суд РФ вынес Определение - решение Томского областного суда от 17 февраля 1999 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Б., К. и Л. - без удовлетворения <4>;

--------------------------------

<4> Определение Верховного Суда РФ от 24.08.1999 N 88-Г99-7.

 

2) организацию работы по созданию космической техники военного назначения и совместно с федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности - космической техники двойного назначения в рамках космического раздела федеральной программы разработки, создания и производства вооружения и военной техники.

Согласно Федеральной целевой программе "Национальная технологическая база на 2007 - 2011 годы", утв. Постановлением Правительства РФ от 29.01.2007 N 54, основная проблема, которую необходимо решать, заключается в недостаточной конкурентоспособности отечественной наукоемкой промышленности, что связано с отставанием ее уровня технологического развития от уровня передовых стран. И в рамках базового технологического направления была предусмотрена разработка комплексных проектов, направленных на осуществление космической деятельности;

3) реализацию совместно с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти международных космических проектов и программ РФ в пределах своей компетенции. В качестве примера можно привести разработку и реализацию Министерством обороны совместно с Федеральным космическим агентством программ и проектов использования и развития системы ГЛОНАСС, в том числе в интересах международного сотрудничества, в части мероприятий по обеспечению обороны и безопасности Российской Федерации. Данные мероприятия осуществляются в соответствии с Положением о полномочиях федеральных органов исполнительной власти по поддержанию, развитию и использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах обеспечения обороны и безопасности государства, социально-экономического развития Российской Федерации и расширения международного сотрудничества, а также в научных целях, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.04.2008 N 323;

4) согласно положениям Постановления Правительства РФ от 26.06.2004 N 314 "Об утверждении Положения о Федеральном космическом агентстве" Министерство обороны совместно с Федеральным космическим агентством РФ утверждает совместно ежегодный план запусков космических аппаратов социально-экономического, научного и двойного назначения, в том числе в интересах реализации международных и коммерческих космических проектов.

Например, планирование космических съемок и предоставление данных дистанционного зондирования Земли из космоса организуются Федеральным космическим агентством и осуществляются оператором средств дистанционного зондирования Земли из космоса с участием Министерства обороны РФ. Министерство обороны РФ ежегодно, до 25 декабря, рассматривает проекты планов космических съемок. Оператор космических средств дистанционного зондирования на основе заявок российских и иностранных пользователей формирует проект плана космических съемок по форме, согласованной с Министерством обороны РФ, и каталог районов космических съемок на очередной год и представляет их в Федеральное космическое агентство. Федеральное космическое агентство представляет за 2 месяца до начала очередного года проект плана космических съемок в Министерство обороны РФ для согласования.

Распоряжением Правительства РФ от 19 июля 2010 г. N 1207-р Министерству обороны РФ разрешено использовать на договорной основе космические системы и комплексы военного назначения и привлекать личный состав воинских частей для проведения в установленном порядке запусков с космодрома Байконур ракетами-носителями "Союз-2" с разгонными блоками "Фрегат" космических аппаратов системы глобальной мобильной связи "Глобалстар-2" (США). Этим же распоряжением Минюсту России предписано обеспечить защиту государственных интересов при вовлечении в экономический и гражданско-правовой оборот результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации, в соответствии с договорами, заключаемыми с Государственным научно-производственным ракетно-космическим центром "ЦСКБ-Прогресс" и Научно-производственным объединением имени С.А. Лавочкина;

5) Министерство обороны РФ подготавливает для рассмотрения Правительством РФ и Президентом РФ проекты новых разработок в области космоса для последующего включения их в космическую программу страны и формирования государственных оборонных заказов.

Правоотношения по формированию государственных оборонных заказов детально урегулированы специальным Федеральным законом от 27.12.1995 N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (более подробно о положениях данного Закона см. комментарий к ст. 12 настоящего Закона).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.12.2005 N 724 "О порядке разработки проекта государственного оборонного заказа и его основных показателей", разработка проекта государственного оборонного заказа осуществляется с учетом решений Комиссии Правительства РФ по военно-промышленным вопросам на основе одобренных Правительством РФ в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год основных показателей государственного оборонного заказа.

Планируемые объемы финансирования государственного оборонного заказа на соответствующий год доводятся Министерством экономического развития РФ с участием Министерства финансов РФ до государственных заказчиков в 10-дневный срок после внесения Правительством РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Государственные заказчики в соответствии с методическими материалами разрабатывают предложения по проекту государственного оборонного заказа, согласовывают их и не позднее 15 октября направляют в Министерство экономического развития и торговли РФ. Комиссия Правительства РФ по военно-промышленным вопросам предварительно рассматривает материалы по проекту государственного оборонного заказа перед их внесением в Правительство РФ;

6) Министерство обороны РФ вправе также передавать временно свободные космические объекты (которые предназначены для нужд обороны) в использование для нужд экономики и научных исследований под общее управление Роскосмоса.

Такая "временная" передача возможна именно в отношении тех космических объектов, которые могут быть использованы как для нужд обороны страны, так и для нужд экономического развития государства. Передача в пользование носит временный характер, и, как правило, такое время ограничено возможностью наступления военного положения (совершения агрессии в отношении РФ, необходимостью проведения контртеррористических операций на территории страны). В таких случаях Министерство обороны РФ самостоятельно определяет дальнейшую судьбу и решает вопросы использования космических объектов, которые имеют двойное назначение.

 

Статья 8. Федеральная космическая программа России

 

Комментарий к статье 8

 

1. При анализе данной статьи необходимо определиться с понятиями:

1) федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой объединенный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Целевыми стратегиями разработки федеральных программ являются реализация национальных интересов РФ в соответствии с нормами и принципами международного права, основными направлениями внешней и внутренней политики РФ.

В ч. 1 комментируемой статьи законодатель четко определяет границы термина "Федеральная космическая программа России", а именно ею является долгосрочный плановый документ, на основании которого формируется государственный заказ на создание, изготовление и использование космической техники в научных и социально-экономических целях;

2) целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти;

3) в состав целевой программы могут входить самостоятельные подпрограммы, которые представляют своей целью решение важнейших задач в рамках реализации программы. Самостоятельные подпрограммы целевой программы определяют свои цели в зависимости от масштабности и сложности постановляемых проблем, а также целесообразной необходимости организации их решения <5>.

--------------------------------

<5> http://www.programs-gov.ru/

 

Вначале для разработки федеральных программ проводятся конкурентные конкурсы проектов программы, представленных заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, организациями и гражданами. По результатам этих конкурсов происходит дальнейшее формирование полной целевой программы.

Федеральное космическое агентство РФ является координатором и вместе с другими министерствами и ведомствами выступает в качестве государственного заказчика Федеральной космической программы России <6>.

--------------------------------

<6> http://www.federalspace.ru/main.php?id=24

 

На сегодняшний день действует Федеральная космическая программа России на 2006 - 2015 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2005 года N 635.

2. Целями Федеральной космической программы России на 2006 - 2015 годы являются:

- обеспечение национальной безопасности;

- повышение качества жизни населения;

- обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста;

- создание потенциала для будущего развития;

- повышение уровня национальной безопасности;

- удовлетворение растущих потребностей государственных структур, регионов, а также населения страны в космических средствах и услугах.

Данные цели достигаются за счет:

- расширения и повышения эффективности использования космического пространства для решения стоящих перед Российской Федерацией задач в экономической, социальной, научной, культурной и других областях деятельности, а также в интересах безопасности страны;

- расширения международного сотрудничества в области космической деятельности и выполнения международных обязательств Российской Федерации в этой области, разработки, применения и поставок ракетно-космической техники;

- укрепления и развития космического потенциала Российской Федерации, обеспечивающего создание и использование требуемой номенклатуры космических систем и комплексов с характеристиками, соответствующими мировому уровню развития космической техники, а также гарантированный доступ и необходимое присутствие в космическом пространстве.

Основные задачи Программы:

- развитие, восполнение и поддержание орбитальной группировки космических аппаратов в интересах социально-экономической сферы, науки и безопасности страны (связь, телевещание, ретрансляция, дистанционное зондирование Земли, гидрометеорология, экологический мониторинг, контроль чрезвычайных ситуаций, фундаментальные космические исследования, космические микрогравитационные исследования);

- создание, развертывание и эксплуатация элементов российского сегмента международной космической станции для проведения фундаментальных и прикладных исследований, реализация долгосрочной программы научно-прикладных исследований и экспериментов, планируемых на российском сегменте международной космической станции;

- обеспечение функционирования российского сегмента международной спутниковой системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ;

- создание перспективных средств выведения космических аппаратов;

- поддержание объектов космодрома Байконур и их развитие;

- обеспечение создания изделий ракетно-космической техники с характеристиками мирового уровня.

Особое внимание в Программе уделено Глобальной навигационной спутниковой системе (ГЛОНАСС). ГЛОНАСС будет пополнена аппаратами нового поколения "Глонасс-М", что позволит обеспечить навигационной информацией неограниченное число потребителей в любой точке Земли и повысить точность определения координат объекта до одного метра.

Мероприятия Программы выполняются за счет средств федерального бюджета в объеме 305 млрд. рублей и привлекаемых внебюджетных средств в объеме 181,81 млрд. рублей. Недофинансирование работ, выполняемых за счет внебюджетных средств, не влечет за собой дополнительных обязательств федерального бюджета и федеральных органов исполнительной власти.

3. Согласно ч. 3 рассматриваемой статьи, федеральная космическая программа России должна учитывать и результаты конкурсов космических проектов, представленных заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, организациями и гражданами. Такие конкурсы проводятся на основании Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Положения главы 2 данного Закона регламентируют порядок размещения государственного заказа посредством проведения конкурсов.

4. С текстом Федеральной космической программы можно обзнакомиться на официальном сайте Федерального космического агентства http://www.federalspace.ru. Ежегодный отчет о ходе ее реализации можно посмотреть на вышеназванном сайте, в журналах "Российский космос" и "Новости космонавтики".

 

Статья 9. Лицензирование космической деятельности

 

Комментарий к статье 9

 

Лицензирование космической деятельности осуществляется на основании Положения о лицензировании космической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 403. Лицензирование осуществляет Федеральное космическое агентство.

Лицензированию подлежит не любая деятельность в области космического пространства, а лишь определенные виды работ и услуг, которые могут оказываться в космической отрасли. Пункт 3 Положения о лицензировании космической деятельности подробно перечисляет те виды работ и услуг, при выполнении которых необходимо наличие лицензии. При осуществлении космической деятельности могут выполняться (оказываться) следующие работы (услуги):

1) создание и производство космической техники, космических материалов и технологий, а также создание и реконструкция космической инфраструктуры;

2) монтаж оборудования, ввод и прием в эксплуатацию объектов космической инфраструктуры, их доработка, ремонт и реконструкция;

3) подготовка средств выведения и космических объектов к запуску;

4) подготовка космонавтов к полету на космических кораблях и научно-методическое обеспечение пилотируемых космических полетов;

5) запуск и управление полетом космических объектов;

6) использование (эксплуатация) космической техники, космических материалов и космических технологий, в том числе:

а) проведение исследований и экспериментов с применением космической техники;

б) прием и (или) обработка информации, получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли;

7) международное сотрудничество РФ в области исследования и использования космического пространства.

При рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения им лицензионных требований и условий. Лицензирующий орган получает сведения, содержащиеся в едином реестре выданных сертификатов соответствия, от Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий проводится лицензирующим органом в соответствии с требованиями, установленными для проведения проверок Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

Лицензия предоставляется на 5 лет. Лицензия может быть предоставлена более чем на 5 лет головной организации-разработчику (производителю), если государственным контрактом предусмотрен более длительный, чем 5 лет, срок выполнения работ по целевым программам. В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат имеет право на получение дубликата указанного документа, который предоставляется ему на основании заявления, представленного в письменной форме. Выдача дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение 10 дней с даты получения лицензирующим органом указанного заявления. Дубликат документа, подтверждающего наличие лицензии, оформляется в порядке, предусмотренном для оформления документа, подтверждающего наличие лицензии, с пометкой "дубликат" в двух экземплярах, один из которых направляется (вручается) лицензиату, другой хранится в лицензионном деле лицензиата.

Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлены общие правила получения лицензии.

В зависимости от вида деятельности, по которой получатель лицензии подает документы на ее получение, лицензирующий орган (Федеральное космическое агентство) будет предъявлять определенные требования к получателю лицензии на предмет наличия сотрудников определенной квалификации в данной области, их стажа и опыта работы, наличия соответствующего оборудования.

При создании и производстве космической техники, космических материалов и технологий, а также создании и реконструкции космической инфраструктуры будут предъявляться следующие лицензионные требования:

1) наличие утвержденного технического задания на создание космического комплекса, изделий комплекса и объектов космической инфраструктуры;

2) наличие на праве собственности (или ином законном основании) помещений, специального лабораторного, стендового, производственного, технологического, испытательного и измерительного оборудования (далее - оборудование), контрольно-проверочной аппаратуры (далее - аппаратура), нормативно-технической и технологической документации, обеспечивающих реализацию заявленных работ;

3) наличие системы контроля качества продукции и ее соответствие установленным требованиям;

4) наличие квалифицированных специалистов, аттестованных на соответствие установленным профессиональным требованиям;

5) наличие на праве собственности (или ином законном основании) технологических процессов, обеспечивающих выполнение заявленных работ;

6) организация учета и хранения нормативно-технической документации, технологического оборудования, научно-технической продукции и материалов;

7) наличие допуска к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

8) соответствие помещений установленным требованиям;

9) соответствие технической документации установленным требованиям;

10) обеспечение допуска к выполнению особо важных (ответственных) операций сборки, монтажа, регулировки, настройки, испытаний и контроля только лиц, аттестованных и имеющих соответствующее удостоверение (карту закрепления) на их выполнение.

При монтаже оборудования, вводе и приеме в эксплуатацию объектов космической инфраструктуры, их доработке, ремонте и реконструкции предъявляются следующие лицензионные требования:

1) наличие на праве собственности (или ином законном основании) помещений, оборудования, аппаратуры, нормативно-технической, технологической и эксплуатационной документации, обеспечивающее реализацию заявленных работ;

2) наличие квалифицированных специалистов, аттестованных на соответствие установленным профессиональным требованиям;

3) наличие системы контроля качества продукции (работ, услуг) и ее соответствие установленным требованиям;

4) соответствие помещений установленным требованиям;

5) организация учета и хранения документации, технологического оборудования, научно-технической продукции и материалов;

6) наличие допуска к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

7) обеспечение допуска к выполнению особо важных (ответственных) операций сборки, монтажа, регулировки, настройки, испытаний и контроля только лиц, аттестованных и имеющих соответствующее удостоверение (карту закрепления) на их выполнение.

Для осуществления международного сотрудничества РФ в области исследования и использования космического пространства соискатель лицензии должен соответствовать следующим требованиям:

1) наличие на праве собственности (или ином законном основании) помещений, оборудования, нормативных правовых актов и технической документации, обеспечивающих международное сотрудничество;

2) наличие квалифицированных специалистов, имеющих профессиональное образование, позволяющее выполнять работы с зарубежными организациями;

3) соблюдение международных обязательств РФ в области защиты и нераспространения ракетных технологий и средств доставки оружия массового уничтожения;

4) наличие допуска к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Предоставление лицензии оплачивается государственной пошлиной.

В соответствии с пунктом 7 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственной функции и административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. N 679, был утвержден Административный регламент Федерального космического агентства по исполнению государственной функции по осуществлению лицензирования космической деятельности от 25 мая 2007 г. N 51.

Согласно п. 1.1.3 данного Регламента реализация государственной функции по осуществлению лицензирования космической деятельности включает в себя следующие административные процедуры:

- регистрация заявления о предоставлении лицензии;

- рассмотрение заявления руководителем Федерального космического агентства либо лицом, им уполномоченным;

- проверка полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии и возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий;

- принятие решения о предоставлении лицензии либо об отказе в предоставлении лицензии;

- переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии;

- продление срока действия лицензии;

- приостановление и возобновление действия лицензии, аннулирование лицензии, прекращение действия лицензии;

- ведение реестра лицензий, предоставление информации из реестра лицензий, формирование открытого, общедоступного государственного информационного ресурса по лицензированию космической деятельности;

- контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий.

Информацию о предоставлении государственной услуги по лицензированию космической деятельности соискатель лицензии может получить непосредственно в Сводном управлении или на официальном сайте Роскосмоса: www.roscosmos.ru, в разделе "Лицензирование".

 

Статья 10. Обязательная сертификация и декларирование соответствия космической техники

 

Комментарий к статье 10

 

1. Положения рассматриваемой статьи имеют одно общее свойство с положениями ст. 9 комментируемого Закона. Сертификация, как и лицензирование, представляет собой вид государственного контроля. Это своего рода превентивный государственный контроль, направленный на предупреждение возможных нарушений субъектами космической деятельности. В комментарии к ст. 9 настоящего Закона было рассмотрено 9 видов космической деятельности, которые подлежат обязательному лицензированию. Между тем сама космическая деятельность очень разнообразна и представлена не только рассмотренными 9 видами деятельности. В то же время деятельность космической отрасли требует более жесткого и постоянного контроля со стороны федеральных органов государственной власти. Такая необходимость вызвана не только тем, что на многие проекты и разработки космической отрасли страны распространяется режим государственной тайны, но они имеют исключительное значение для развития отдельных направлений экономики страны, обеспечения ее обороны и безопасности. Не обязательно подвергать лицензированию абсолютно все виды космической деятельности, это создало бы излишние административные барьеры на пути развития космической отрасли. Лицензирование, сертификация и декларирование происходят в тех направлениях космической деятельности, где это целесообразно и необходимо.

Сертификация и декларирование, как и лицензирование, являются частью разрешительной системы в деятельности государственной администрации. Согласно ч. 1 рассматриваемой статьи, сертификации или декларированию подлежат те виды космической деятельности, которые связаны с производством объектов космической инфраструктуры и космической техники. Также, согласно положению абз. 2 ч. 1 комментируемой статьи, то оборудование, которое применяется при создании объектов космической инфраструктуры и космической техники, может подлежать обязательной сертификации или декларированию.

Смысл проведения сертификации или декларирования состоит в том, чтобы подтвердить соответствие качества производимой космической техники, объектов космической инфраструктуры, оборудования, на которых они производятся, определенным требованиям, сформулированным в технических регламентах и других нормативах.

2. Положения ч. 2 рассматриваемой статьи носят отсылочный характер. В них закреплено положение о том, что проведение декларирования или сертификации должно производиться в соответствии с теми требованиями нормативных актов, которые установлены в данной области. Такие требования и порядок урегулированы законодательством о техническом регулировании. Есть специальный Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Положения ст. 24 данного Закона устанавливают общие требования к проведению декларирования. Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

1) принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;

2) принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации или аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

При декларировании соответствия заявителем могут быть зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющиеся изготовителем или продавцом, либо выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя). Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом. Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.