Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Оценивание как средство мотивации к изучению иностранного языка младшими школьниками



Умение младших школьников правильно оценить себя или одноклассника, выполняя работу в парах, группах или индивидуально важно не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. " Новые государственные стандарты по иностранным языкам предполагают:

• объективное оценивание своих учебных достижений;

• владение навыками контроля и оценки своей деятельности;

• учет мнения окружающих при самооценивании;

• оценивание своего вклада при выполнении группового задания.

Учить детей оцениванию необходимо с начальной школы, когда процесс оценивания является одним из эффективных факторов успешного обучения. Оценивание важно для всех участников учебного процесса:

• родители хотят видеть успехи и неудачи ребенка;

• учитель желает видеть прогресс ученика;

• ученику необходимо чувствовать свою успешность;

• администрация хочет знать результат обучения.

Таким образом, проблема – неумение младших школьников оценивать себя и одноклассников – актуальна и значима.

Младшие школьники хотят быть положительно оцененными на каждом уроке, им необходимо видеть собственный прогресс и просто получить похвалу учителя.

Как же сделать процесс оценивания более эффективным, мотивирующим учеников на дальнейшее успешное обучение, как сделать, чтобы дети не боялись быть оцененными?

Как учителя мы ответственны за успехи детей перед самими учениками, их родителями, школьной администрацией. Кроме того, знать, что умеет и знает наш ученик необходимо и нам самим.

Традиционное тестирование и формальная оценочная система (выставление оценок) не являются идеальными для младших школьников. Оценки могут негативно повлиять на их самооценку, мотивацию и отношение к изучению английского языка. Малышам нужна специальная система оценивания, которая бы принимала во внимание их способность к творчеству, любовь к играм, пению, заучиванию рифмовок, любовь к ролевым играм и жажду деятельности, система, которая была бы основана на их специфичных психологических особенностях, познавательном развитии и областях интересов. Такая система должна быть позитивной и направленной на ученика.

Нельзя забывать, что оценивание важно для всех участников учебного процесса:

• учителя хотят видеть эффективность их методических приёмов, а также что необходимо улучшить для достижения лучших результатов;

• детям необходимо видеть свой прогресс и достижения;

• родителям следует быть в курсе успехов и неудач своего ребёнка;

• школьная администрация желает знать результаты обучения в младшей школе.

Можно сказать, что оценивание – это измерение деятельности ученика разными способами, диагностика его проблем и успехов, сделанных в доброжелательной форме.

Проблема обучения иностранному языку в начальной школе особенно актуальна в связи с принятием новых базисных учебных программ, которые предполагают модернизацию языкового образования на основе личностно-ориентированного подхода, целью их является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, а изучение английского языка вводится со второго класса. Авторы новых БУП предлагают отталкиваться от психологических особенностей школьников и необходимости формирования у учеников мотивации к изучению предмета, а процесс оценивания является одним из наиболее эффективных факторов, влияющих на дальнейшее успешное обучение.

Развитие коммуникативных умений в чтении происходит на каждом уроке и завершается решением какой-либо языковой задачи, а оценивание результатов овладения данным видом речевой деятельности является показателем успешности каждого ученика.

Все участники учебного процесса оценивают свою деятельность или деятельность друг друга: учителя через наблюдение, игры, задания и др.; дети – через самооценку или групповую оценку; родители через беседу с учителями и детьми; администрация через посещение уроков и ознакомление с детскими работами.

Если принять во внимание то, что мотивационные цели важнее содержательных на начальном этапе обучения, то становиться понятным, что прежде всего у младших школьников оцениванию подлежит содержательная сторона языка, а не грамотность его использования детьми. Оценивание традиционных языковых умений (аудирование, чтение, говорение, письмо) также как и грамматики, лексики и произношения следует производить интегрировано с другими задачами. И естественно, дополнительно следует оценивать как быстро и качественно младшие школьники используют иностранный язык для целей коммуникации.

Оценивая детей, необходимо использовать многообразие оценочных инструментов и подходов. Учитель должен быть достаточно квалифицирован, чтобы умело сочетать все виды оценивания самым эффективным образом.

Исходя из психологических особенностей младшей возрастной группы акценты в оценивании смещаются:

• неформальное

• самооценивание

• групповое (или оценка одноклассника )

• формальное

Рассмотрим каждый из видов оценивания в отдельности.

Неформальное оценивание – это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик в нормальных условиях обучения.

Цель неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путём похвалы и поддержки. Это может быть сделано разными способами:

• не скупиться на устную похвалу при хороших результатах;

• давать дружелюбные письменные комментарии в рабочих тетрадях;

• дарить цветные фигурки со словами "Хорошо!", "Отлично!" и другими;

• дарить маленькие подарки (календари, наклейки, конфеты и т.д.);

• рисовать или штамповать весёлые или грустные лица в манере кроки;

• создавать портфолио.

Портфолио – один из самых популярных способов оценивания младших школьников. В нём представлены успешные работы, детские достижения в виде грамот, открыток или небольших подарков, фотографии, результаты тестов, аудио и видеозаписи. Портфолио прекрасно информирует родителей, детей и учителей, а также оценивает личностный вклад и прогресс в изучении языка. Этот документ принадлежит ребёнку, и он самостоятельно решает, что туда положить, т.е. портфолио способствует участию ребёнка в оценке своего труда.

Выполнение этих несложных рекомендаций помогает учителю чётко оценить учебную ситуацию в классе. Это отнимает много времени, но стоит того.

Неформальное оценивание несёт скрытый характер и поэтому не пугает детей и помогает избежать стресса, который неизбежен при отметочном оценивании.

Самооценивание – это оценивание, проводимое самим ребёнком, с целью измерить собственный успех.

Этот вид оценивания особенно важен для данного возраста в силу следующих причин:

• он обеспечивает детскую психологическую безопасность и автономию;

• это необходимый компонент концепции, которая предполагает обучение в течение всей жизни, т.к. в будущем большинство сегодняшних учеников, работая независимо, будут вынуждены оценивать себя и свою компетентность правильно и справедливо. Самооценивание важно не только в стенах школы, но и для всей взрослой жизни.

Использование шкал самооценки может помочь учителям и младшим школьникам сделать процедуру оценивания прозрачной, ясной, объективной и безболезненной. Учитель и ученик вместе имеют шанс оценить достижения, сравнить оценку, проанализировать её и понять свои недочёты.

Цели самооценивания следующие:

• представить детям полную картину их достижений;

• показать совпадают ли личностная и учительская оценки;

• сформировать правильное отношение к оцениванию.

Групповое оценивание (или оценивание одноклассниками) – это процесс оценивания друг друга во время урочной деятельности.

Ребёнок в школе не изолирован, он постоянно общается со сверстниками вне урока и во время выполнения заданий на уроке. Школьнику очень важно знать, что о нём думают и как его оценивают его одноклассники.

Выполняя такой вид оценивания ученики:

• учатся взаимодействию, стремясь к одной цели;

• учатся уважать и принимать мнение другого человека;

• становятся партнёрами, что сводит к минимуму негативный аспект соревновательности;

• начинают доверять друг другу;

• чувствуют себя более защищёнными, чем работая в одиночку.

Формальное оценивание – это выставление оценок при наличии определённых критериев в условиях, которые обеспечивают оценивание индивидуальных лингвистических и коммуникативных знаний, умений, навыков в данной области.

Рано или поздно, но детям придётся познакомиться с формальной системой оценивания. Цель учителя – сделать это осторожно, играя и обсуждая школьные оценки. Для младших школьников лучше всего превратить оценку из цифры в слово.

Причем дети сами подскажут учителю эти в Мы не должны забывать, что дети хотят, чтобы их оценили, а не наказали. И если их всё же следует покритиковать, то делать это нужно дружелюбно, корректно, с помощью обратной связи. Последняя может быть проведена разными способами:

• индивидуально с каждым ребёнком;

• с группой детей;

• с целым классом;

• в краткой письменной форме;

• в доброжелательной беседе.

Обратная связь помогает детям проанализировать свои сильные и слабые стороны безболезненно для ребёнка.

При обучении английскому языку детей 7-8 лет вряд ли необходим прямой контроль учебных действий, навыков и умений учащихся.

В эти годы закладывается интерес к языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны, периоды динамичного развития речевых умений могут чередоваться с относительно непродуктивными периодами учёбы.

Вместе с тем, знания по иностранному языку, включённому в сетку часов начальной школы, должны оцениваться в фиксированные учебным планом промежутки учебного времени. В ряде школ отметки вообще не выставляются, что облегчает задачу учителя иностранного языка.

В этих случаях наиболее адекватной может быть признана система содержательных оценок, разработанная Ш. А. Амонашвили. Она позволяет выработать у учащихся правильное отношение к учебе и учителю, а у учителя достаточно объективное отношение к детям.

Основными характеристиками системы содержательных оценок являются:

1. доброжелательное отношение к ученику как к личности;

2. положительное отношение к усилиям, предпринимаемым учеником для решения поставленной задачи, когда оценивается его старание;

3. конкретный анализ трудностей и допущенных им ошибок;

4. конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат во время следующей попытки.

Подобный подход к контролю и оценке умений учащихся ориентирован на их успехи, поощрение, поддержку, которые сопровождаются вполне конкретными действиями учителя и ученика, направленными на улучшение качества обучения.

Вместе с тем, при оценке конкретных достижений учащихся в разных речевых умениях (например, чтении) учитель может ориентироваться на количественные и качественные параметры, такие как объём и характер текстов для чтения и другие. Параметры дают основание судить о желаемом и достижимом уровне коммуникативной компетенции учащихся на данном этапе.

 

Список использованной литературы:

 

1. Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. – М.: Педагогика 1988. – с.131

2. Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку. // ИЯШ –2003 – №5 – с.31-34

3. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ – 2002 – №3. с. 39-41

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Просвещение, 1991 – с.400

5. Гальскова Н.Д. теория и практика обучения иностранным языкам. М., 2004. – с. 55

6. Зайцева М.В.Мотивация и некоторые пути её повышения. М., ИД "Первое сентября", 2003. – с. 23

7. Колесникова И.Е. Игры на уроке английского языка: пособие для учителя. [Текст] / И.Е. Колесникова – Минск: Народная Асвета. – 1990 – с.120

8. Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков. – Минск: 1979. – с. 97

9. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст]/ М.В.Матюхина. – М., Педагогика, 1984. – с.144

10. Молли А. Assessing Young Learners. – Oxford, 2003. – с.30

11. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. – с. 201

12. Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранному языку. // ИЯШ – 2003 – №5 с.25-31

13. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. // ИЯШ – 2001 – №2 с. 14-19

14. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // ИЯШ – 1991 – №2. с.3-10.

15.Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка: Метод.пособие – М.; ООО "Издательство АСТ", 2005. – с.78

16. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – с.232

17. Семёнова Н.В. Раннее обучение иностранным языкам в школе// Первое сентября, Английский язык. – 2004.-№ 32 – с.43

18. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка // ИЯШ – 2002 – №3. с.41-46.

19. festival.1september.ru

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.