Ответственность за сохранность культурных ценностей и культуры, как таковой, лежит на государстве. Государство, в частности, отвечает за самовозобновляемость культуры в стране, за образование, за свободу творчества при полном невмешательстве государства в творческую жизнь.
Культура во всех ее формах имеет право на финансовую поддержку со стороны государства: поддержку образования и охрану культурных ценностей, в первую очередь, и культуры всех этносов, проживающих на территории государства.
На государственных организациях (воспитательных, образовательных, информирующих и пр.) лежит обязанность воспитывать уважение к культуре в целом, к культурным памятникам, культурной деятельности, интеллигенции, отдельным языкам малых и крупных этносов; не ущемлять права пользования любым языком на своей территории, учитывая, что язык является главной культурной ценностью любого народа, малого или большого, проживающего на любой территории. [2]
Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними, в пределах компетенции субъектов Российской Федерации, законами субъектов РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия.
Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Принятие этого документа стало большим событием в сфере охраны культурного наследия. Закон создан с учетом новейшего европейского опыта и реальной экономической и социокультурной ситуации в стране. В нем подчеркивается ценность объектов культурного наследия России, как символа национально-культурной самобытности, важнейших элементов историко-культурной среды обитания и информативных исторических источников.
В законе получили отражение вопросы, посвященные воссозданию памятников. В статье закона подчеркнуто, что воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется посредством его реставрации в исключительных случаях, при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной значимости объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания. Решение о воссоздании утраченного памятника истории и культуры за счет средств федерального бюджета принимается Правительством Российской Федерации на основании историко-культурной экспертизы по официальному заключению федерального органа охраны, согласованному с органом государственной власти, а также с учетом общественного мнения или мнения религиозных организаций, в случае воссоздания памятника или ансамбля религиозного назначения.
Закон отразил наиболее актуальные проблемы сохранения культурного наследия в новых экономических и социально-политических условиях. Вместе с тем для реализации закона необходимы четкие, конкретные подзаконные акты, в которых были бы более детально разработаны вопросы сохранения и использования памятников истории и культуры, более четко регламентированы отношения новых владельцев памятников и государственных учреждений охраны.
Осознание общественного и государственного значения охраны культурного наследия оформилось не сразу.
В настоящее время возникает необходимость реорганизации деятельности по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры. [3]
Таким образом, были выявлены важные документы, которые закрепляют значимость реставрационного и консервационного процесса, а также её основные положения. Вместе с тем, мероприятия, обеспечивающие сохранение культурного наследия закреплены государственными актами и законами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мероприятия, направленные на восстановление и сохранение объектов культурного наследия, имеет весомое значение, как для определенного народа, так и мира в целом. Выделенные к настоящему времени принципы научной реставрации и консервации, такие как:
• минимальное вмешательство в исторический материал произведения с максимальным его сохранением;
• обоснованность и определение любого реставрационного вмешательства;
• научность;
• археологическая реставрация;
• стилистическая реставрация;
• историзм; позволяют максимально достоверно прийти к первоначальному облику памятника. А также сохранить большой объем информации, находящийся в объектах культурного наследия, которая играет роль в развитии образования, науки, культуры, а также в обогащении культурной жизни народов и их взаимного сотрудничества.
Кроме того, в международных документах закрепляется как основные положения, так и значимость реставрационного и консервационного процессов. Вместе с тем, в Российской Федерации, мероприятия, обеспечивающие сохранение культурного наследия закреплены государственными актами и законами. Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что значение и роль консервации и реставрации для сохранения культурного наследия огромно, так как сохраненные памятники обеспечивают культурную преемственность, дают возможность, опираясь на непреходящие ценности прошлого, их творческое освоение, лучше понять современность.