Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Определение способов контроля и оценки деятельности



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

Муниципального образования город Ноябрьск.

 

 

Выступление на городском методическом объединении

Определение способов контроля и оценки деятельности.

Подготовила:

Учитель начальных классов

Третьякова Татьяна Андреевна

Г.

 

Определение способов контроля и оценки деятельности.

Познавая мир – познаем себя,

Познавая себя – познаем мир.

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последние десятилетия – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий - влекут за собой и изменения в системе контроля и оценивания школьников. Уже в начальной школе система контроля и оценки должна быть направлена на решение важной социальной задачи: развивать у школьников умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Для того чтобы ребята могли создавать оценочное высказывание, необходимо формировать следующие умения:

(Асмолов «Как проектировать УУД в нач. школе»)

Ø Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Ø Умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

Ø Умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

Ø Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

 

Самоконтроль – это соотнесение полученного результата или хода деятельности с заданным эталоном. Выделяют несколько видов самоконтроля. Прогностический самоконтроль выполняется до начала деятельности. Текущий самоконтроль выполняют в процессе деятельности. Соотнесение результата деятельности с эталоном называют итоговым самоконтролем или самопроверкой

В 1 классе для оценивания достижений учащихся можно использовать цветные сигналы.

- красный –«нет ошибок» или «старался, и это умение у меня прибавилось»; доволен собой;

- синий – «1-2 ошибки» или «старался, но результатом не доволен»; допущены неточности

- зеленый – « 3 и более ошибок» или «над этим не работал», надо постараться, и успех придет.

Ученики показывают цветные сигналы, которые отражают их самооценку, на полях тетради или поднятием цветной карточки.

Этот прием я использую на первоначальных этапах формирования самоконтроля и самооценки. В дальнейшем условные обозначения успешности видоизменяю.

 

! -- Я доволен и могу двигаться дальше.

? -- Я доволен, но можно сделать лучше. Справлюсь сам.

– -- не доволен. Мне нужна срочная помощь!

Внешнее выражения уровня самоконтроля и самооценки можно вносить на каждом этапе урока в индивидуальный лист успешности, который имеет несколько видов и функций. Например: если результат фиксировался в цветовой гамме, то в конце урока каждый для себя подсчитывает количество кружков – красных, синих, зеленых и ставит себе сам отметку. Так, как количество кружков может иногда варьироваться, то коллективно обсуждаем конечную отметку, если это необходимо.

Одной из форм контроля, позволяющей оперативно и эффективно проверить результаты обучения в начальной школе, являются тесты. Контролирующая функция тестов позволяет учителю получить информацию о достижениях своих учеников, установить динамику этих достижений, уровень развития личностных качеств детей, степень усвоения программного материала.

На уроках в начальной школе используются следующие виды тестов:

- тесты со свободным выбором ответа;

- тесты альтернативные, которые требуют установления истинности или ложности утверждений;

-тесты, предполагающие выбор ответа из целого ряда вариантов;

- тесты, которые ведут к созданию схем, графиков.

По одному и тому же учебному материалу могут быть составлены тесты разной степени трудности. Тестовые задания могут быть направлены на проверку уровня овладения учащимися теоретическим материалом, а также использованы при первичном закреплении изученного материала в письменной и устной форме.

В работе с тестами совершенствуются память, внимание, развивается стремление к улучшению результата, самоконтролю.

 

Для формирования у учащихся первоначального представления о критериях оценки использую такой прием. Даю развернутую содержательную оценку ответа ученика (т. е. формулирую оценочное высказывание), из которого школьники вычленяют требования, предъявляемые к данному виду ответа; эти ответы и являются критериями оценки устного ответа. Например, на уроке русского языка после того, как второклассник составил ответ об имени прилагательном как части речи, я говорю классу: «Послушайте внимательно, я научу, как правильно оценивать ответ, а вы попробуйте определить, какие требования к нему предъявляются. Ответ В.был правильным: он верно дал определение имени прилагательного, сказал, на какие вопросы отвечает, как оно изменяется. Ответ был неполным: В. не сказал о связи прилагательного с существительным, о его роли в речи. Он не привел свои примеры». В процессе коллективного обсуждения я выставляю требования в виде карточек на наборное полотно; при этом раскрываю содержание каждого требования, т. е. критерии оценки. В результате получается примерно такая таблица:

Критерии оценки «устный ответ»:

1. Правильность ответа.

2. Его полнота.

3. Наличие примеров.

 

Аналогичный прием использую при знакомстве учащихся с критериями оценки практических действий, содержащих изложение последовательности действий, которые нужно совершить на уроках.

Критерии оценки «ответ - действие»:

1. Правильность выполнения каждого действия.

2. Соблюдение нужного порядка действий.

3. Самостоятельность выполнения.

Если ученики испытывают затруднения в установлении названных критериев, я активизирую внимание на нужных словах, но если ребенок многословен, то после подробной характеристики ответа « сворачиваю» ее, делая акцент на нужных требованиях.

Следующим этапом в моей работе было научить учеников осознавать и оценивать собственные действия, которые предполагали наличие эталонов и возможность получить сведения о контролируемых действиях. На уроках математики, русского языка, естествознания использую картотеку, содержание которой соответствует стандарту по определенному предмету. Например: математическая карточка состоит из карточек-вопросов, карточек-ответов и информационных карточек по разделам. На карточках- вопросах учащиеся получают задания. На карточках-ответах помещен образец решения данных заданий. Информационные карточки включают весь материал, необходимый для ответа на вопрос. В целом работа строится таким образом: ученик получает карточку-задание, отвечает на вопрос или выполняет какое-либо задание, а затем проверяет свой ответ по карточке-ответу и оценивает его. При необходимости ученик может повторить предварительно материал в информационной карточке, и только потом выполнять задание. Содержание информационных карточек меняется по мере прохождения и усложнения программного материала.

Такой метод работы начинаю с 1 класса, когда в процессе обучения формируются первоначальные умения и навыки работы, как чтение текста, поиск нужного задания, умение пользоваться рисунками, схемами, чертежами, таблицами. Это развивает внимание у ребят, они сознательно подходят к выполнению заданий, что оказывает положительное влияние на формирование самоконтроля младших школьников.

 

Пишем проверочную работу, и снова встречаю «глупые» ошибки, в слабой позиции написали букву наугад. Причиной таких ошибок я считала плохо развитое внимание ученика. Но тот же ребенок, работая у доски и комментируя все свои действия, не допустил ни одной ошибки. Я поняла, что при формировании навыка слишком быстро был свернут этап комментирования всех своих действий. Поэтому важным средством развития самоконтроля у детей, я считаю, является комментирование.

На своих уроках я часто использую взаимопроверку. Этот прием способствует не только формированию умения контролировать свои действия, но и воспитывает и такие качества, как честность и правдивость, коллективизм, дисциплинированность и др.

 

Наблюдения и беседы с детьми показывают, что взаимопроверка знаний значительно активизирует их деятельность, повышают интерес к знаниям и даже нравятся им. Это вызвано, вероятно, удовлетворением зарождающегося у детей чувства взрослости и самостоятельности: ведь каждый ученик в той или иной мере считает себя помощником учителя.

Вот, к примеру, одна из форм работы. За один-два дня до взаимопроверки по какой-то пройденной теме или разделу программы учащиеся, которые были наиболее активными и обнаружили хорошие знания, получают карточку с вопросами, заданиями, по которым они будут спрашивать, например, своего соседа по парте (этот вариант просто более удобный в плане организации). Эти день-два позволят данному ученику самому проверить свои знания по предложенным вопросам: ведь он будет выступать в роли учителя. Готовятся и учащиеся, которых будут спрашивать.

 

В намеченный день за 10 – 15 минут до конца урока ученик, опрашивая своего подопечного, ставит карандашом против каждого заданного вопроса "+" или "-". Учащиеся, которые получили все "+", имеют право на следующий день опрашивать того, кто еще недостаточно был подготовлен.

Приведу вопросы, которые задает ученик при закреплении нумерации в пределах 1000:

Назови самое большое двузначное число.

Назови самое большое трехзначное число.

Сколько единиц, десятков, сотен в числах 526, 780, 603, 900?

Сколько метров в 500 см, 820 см?

Вырази в копейках 6 рублей, 4 рубля 50 копеек.

Вопросы к теме «Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 100»:

Назови все числа от 10 до 100, оканчивающиеся нулем.

Какое число получится, если сложить любые два числа, оканчивающиеся нулем? Приведи примеры.

Какое число получится, если из числа, оканчивающегося нулем, вычесть меньшее число, тоже оканчивающееся нулем? Приведи примеры.

Уменьши на 50 числа 70, 90.

Увеличь на 40 числа 30, 50.

Сколько сантиметров 5 дм, 7 дм?

Сколько в 1 рубле содержится по 20 копеек?

Такая работа позволяет:

проверить знания у половины класса учащихся, другая половина, собственно, уже проверена, так как заранее готовились к проведению опроса, в ком были сомнения, я выборочно опросила сама;

по количеству знаков "+" и "-" я ориентируюсь, какой материал усвоен хорошо, а над чем надо еще поработать;

В ходе взаимной проверки раскрываются индивидуальные особенности детей, их взаимоотношения с товарищами. Так, одни ученики, спрашивая своего соседа, не торопят его с ответом, предлагают подумать, по выражению их лица видно, что им хочется, чтобы он сообразил и ответил правильно, другие же возьмут да и подскажут ответ.

 

Об уровне самоконтроля можно судить по следующим параметрам:

Уровни развития контроля.(распечатать каждому учителю)

Уровни Показатели сформированности Дополнительный диагностический признак
1. Отсутствие контроля Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок. Ученик не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников
2. Контроль на уровне непроизвольного внимания Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий Действуя неосознанно, предугадывает правиль-ное направление действия; сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малозна-комых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых
3. Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания Ученик осознает правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено; ошибки ученик исправляет и объясняет В процессе решения задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не допускает
4. Актуальный контроль на уровне произвольного внимания В процессе выполнения действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует ее в процессе решения задач, почти не допуская ошибок Ошибки исправляет самостоятельно, контролирует процесс решения задачи другими учениками, при решении новой задачи не может скорректи-ровать правило контро-ля новым условиям
5.Потенциальный рефлексивный контроль Решая новую задачу ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы. Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безоши-бочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответ-ствие усвоенного способа действия новым условиям
6. Актуальный рефлексивный контроль Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствие усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения

Самоконтроль и самооценка тесно взаимосвязаны. Формируя у детей различные приемы самоконтроля, мы тем самым воспитываем у них способность к самооценке. Это следует учитывать, организуя соответствующим образом деятельность детей с первых дней пребывания в школе.

 

В настоящее время широкое признание как действенная система формирования учебной и личностной самооценки получила безотметочная система оценивания знаний. Вместо отметки, выраженной количественно, используются содержательные четко дифференцированные оценки, основанные на однозначных критериях, на основе которых могут быть выведены баллы для самостоятельных работ учащихся. При этом специально указывается, что разные виды деятельности – исполнительскую, поисковую, творческую необходимо оценивать по-разному.

Необходимыми условиями развития действия оценки учебной деятельности являются:

- постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности. Не учитель – оценивает ученика и сообщает ему оценку в готовом виде, а с самого начала обучения перед ребенком ставят как особую задачу оценить результаты своей деятельности.

- предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности;

- организация объективации для ребенка его изменений в учебной деятельности на основе сравнения предшествующих и последующих достижений ученика;

- формирование у ученика установки на улучшение результатов своей деятельности. Тогда оценка становится необходимой для того, чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать;

- формирование у учащегося умения в сотрудничестве с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи;

- организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, эмпатии и признании индивидуальности каждого ребенка

Перечисленные выше условия организации действия оценки должны быть конкретизированы для различных учебных предметов. В начале освоения нового учебного содержания критерии оценки должны быть представлены в развернутом и максимально дифференцированном виде, а по мере усвоения обобщаются.

Примером дифференцированных критериев оценки «письма» в начальной школе могут служить:

  1. сохранение высоты букв и их элементов;
  2. сохранение ширины букв и их элементов;
  3. соблюдение наклона;
  4. соблюдение расстояний между словами;
  5. аккуратность выполнения работы внесение исправлений должно соответствовать принятым нормам.

Соблюдение каждого из критериев обозначается квадратами разных цветов(например, красный, зеленый, синий, черный) и представляется в таблицах, в которых отдельно фиксируются результаты домашних, контрольных, классных письменных работ). Другим способом представления оценок могут стать «графики продвижения», которые позволяют детям отследить свой рост и определять задачи и направления дальнейшей работы.

Оценка успешности решения математических задач к завершению начальной ступени образования может быть основана на следующих критериях:

1. адекватность преобразования текста задачи в графическую модель с представлением условий задачи;

2. адекватность оставления знаковой модели, в которой математическая формула должна соответствовать графической схеме;

3. правильность вычислений;

4. выполнение проверки результатов.

Критериями сформированности у учащегося произвольной регуляции своего поведения и деятельности выступают следующие умения: умение выбирать средства для организации своего поведения; умение помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу; умение предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; умение начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент; умение тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.

Формирование самооценки.

Авторским коллективом ОС «Школа 2100» разработана модель контроля и оценивания учебных достижений младших школьников, основными элементами которой являются:

· активное участие ученика в оценке своих достижений;

· фиксирование результатов в таблице требований по предметам;

· качественная оценка достижений по трем уровням успешности (необходимый; программный, максимальный);

· право ученика отказаться от текущей оценки и обязательность тематической и итоговой.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.