Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Рост городов и городских посадов, развитие ремесла способствовали дальнейшему



Рост городов и городских посадов, развитие ремесла способствовали дальнейшему развитию в ХVI в декоративно-прикладного искусства, главным центром которого стала Москва. Лучшие ремесленники объединялись в царских и митрополичьих мастерских.

Ремесла того времени отличались большим разнообразием: резьба по дереву, шитье, серебрянное дело, чеканка, литье колоколов, медное литье, эмаль и др. Выдающихся успехов достигло художественное шитье, в котором вместо шелковых нитей использовались золотые и серебряные, широко применялись жемчуг, драгоценные камни. Лучшие образцы золотого и серебряного дела хранятся в Кремле в Оружейной палате.

Обстановка острой социальной и идейной борьбы, в которой происходило образование единого Российского государства, обусловила подъем общественно-политической мысли. К первой четверти XVI в. относится формирование политической теории Российского государства. Этот процесс был подготовлен разработкой в конце XV в. идеи о преемственности власти московских великих князей от князей владимирских и киевских.

 

Стремясь противостоять претензиям церкви на превосходство над светской властью, великокняжеская власть обратилась к еще более древней истории. «Сказание о князьях Владимирских» выводило родословную московских государей не только от византийских императоров (символом великокняжеской власти стала «шапка Мономаха», якобы переданная византийским императором Константином Мономахом киевскому князю Владимиру Всеволодовичу), но и от римского императора Августа.

 

Таким образом, обосновывалось право московских великих князей на самодержавную власть, укреплялся их авторитет внутри страны и упрочивался престиж государства на международной арене. В то же время иностранное происхождение правящей династии подчеркивало ее положение в качестве некоей высшей силы, пришедшей извне для руководства страной. После примирения великих князей с иосифлянами оформилась теория о Москве как о Третьем Риме.

 

Ее разрабатывал в своих посланиях Василию III в 1520-е гг. игумен псковского Елеазарова монастыря Филофей. Он считал, что мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима в Константинополь, а оттуда - в Москву. Византия изменила христианству, заключив Флорентийскую унию 1439 г., и с этого момента Москва, оставшаяся верной православию, является Третьим Римом, а четвертому не бывать.государство

 

Теория призвана была служить возвеличению московских государей, но в то же время сыграла отрицательную роль, способствуя религиозной нетерпимости, самоизоляции. Вопрос о месте церкви в государстве в этот период стал одним из самых актуальных. Пробуждается критическое отношение к религии. Первые попытки выйти за рамки традиционных религиозных представлений о природе и обществе проявились во взглядах еретиков.


Присущие ереси жидовствующих элементы рационалистической критики богословских догм открывали пути научному познанию, которое подрывало основы религиозного мировоззрения. Участники московского кружка еретиков во главе с Иваном Курицыным занимались философией, астрономией, математикой, юриспруденцией, были хорошо знакомы с произведениями античных философов и высказывали интересные мысли по самым различным вопросам.

 

Так, братья Курицыны высказали идею о свободе воли («самовластии души»), непосредственно связав ее с образованностью человека, проявляли интерес к вопросам организации суда. Официальной церкви удалось ценой отказа от своих теократических устремлений добиться поддержки государственной власти и жестоко расправиться с еретиками. Однако, несмотря на поражение еретиков, их идеи получили развитие в антицерковных выступлениях последующего времени.


Появившиеся в ходе борьбы с ересью два направления внутри официальной церкви - иосифлянство и нестяжательство - ставили перед собой одну задачу: усовершенствование церковного устройства и поднятие престижа церкви. Но они существенно расходились в определении путей и средств достижения этих целей. Иосиф Волоцкий, поддержав великого князя в его борьбе с сепаратизмом удельных князей, выдвинул теорию о божественном происхождении великокняжеской власти и об ее ответственности перед Богом.

 

Отсюда следовало, что церковь должна иметь привилегированное положение как институт, освящающий светскую власть, а та, в свою очередь, должна заботиться о благополучии церкви. Иосифлянская доктрина стала официальным направлением в русской общественной мысли, тесно связанным с государственной властью. Взгляды иосифлян нашли наиболее полное отражение в публицистических произведениях московского митрополита Даниила (1522 -1539).


Учение Нила Сорского было продолжено Вассианом Патрикеевым, который уже конкретно поставил вопрос о лишении монастырей их владельческих прав и привилегий. Кроме того, высказав ряд критических замечаний в адрес богословской литературы, он способствовал развитию рационалистической критики церковных догм. Взгляды Патрикеева во многом разделял выдающийся ученый и богослов Максим Грек (в миру греческий монах Михаил Триволис), прибывший в Россию с Афона в 1518 г. для исправления и перевода богослужебных книг.

 

В Москве он примкнул к церковной оппозиции, возглавив поощряемый Иваном III кружок придворных вольнодумцев с участием Берсень-Беклемишева, Вассиа-на Косого и др. Он стал автором и оригинальных публицистических произведений, в которых выступил с критикой организации русской церкви, обличал монахов, писал о тяжелом положении монастырских крестьян. Нарисованный им идеал государственного устройства - правление царя вместе с мудрыми советниками на основе норм христианской морали - близок к сослов-но-представительной монархии.


В середине XVI в. все более явственным становится «обмирщение» общественно-политической мысли. Одним из оригинальных светских писателей-публицистов был Федор Карпов, дипломат, весьма образованный человек, знакомый с античной и современной западной литературой. Главная идея его сочинений состояла в том, что общество и государство должны строиться на основе закона, призванного оградить людей от своеволия властителей.


Центральное место в публицистике XVI в. принадлежит творчеству дворянина Ивана Семеновича Пересвето-ва. В своих челобитных Ивану Грозному он создал стройную концепцию дворянского государства во главе с самодержавным монархом и выдвинул программу реформ, затрагивающих различные сферы жизни общества. Другой яркий мыслитель середины XVI в., Ермолай-Еразм, в своем трактате «Благохотящим царем правительница и землемерие» затрагивает вопрос о положении крестьянства.

 

Он высказал мысль о том, что крестьяне составляют основу общества и именно их трудом создается главное богатство страны - хлеб, и что только благодаря крестьянскому труду существуют все остальные сословия. Публицист не выступает против феодальной зависимости, он лишь предостерегает господствующий класс от чрезмерной эксплуатации крестьянства. Характер царской власти и ее взаимоотношения с подданными стали предметом полемики между Иваном Грозным и членом правительства Избранной рады князем А.М.Курбским, развернувшейся в 60 - 70-х гг.

 

Политическая концепция Курбского изложена в «Истории о великом князе Московском» и посланиях Ивану IV. Идеал государственного устройства для Курбского - самодержавная власть монарха, опирающегося на мудрых советников (т. е. олигархическую элиту). Иван Грозный решал вопрос о природе самодержавной власти на основе иосифлянской доктрины. Опираясь на тезис о божественном происхождении власти монарха, он делал вывод о ее неограниченном характере.

 

Царская власть не может быть ограничена никакими законами и установлениями. Высший Суд принадлежит только правителю, и только он определяет вид и меру наказания виновных. В своих посланиях беглому князю Иван IV даже обосновал свое право судить и казнить не только за дела, но и за мысли. Таким образом, в полемике между первым русским царем Иваном Грозным и князем А.М.Курбским столкнулись две политические концепции, сформировавшиеся в XVI столетии и отражавшие две тенденции в эволюции российской государственности.

 

Первая из них состояла в развитии принципов сочетания власти монарха, учреждений приказного аппарата и дальнейшего развития со-словно-представительных органов как в центре, так и на местах. Именно за это ратовал князь А.Курбский. Вторая же точка зрения, отстаиваемая Иваном Грозным, заключалась в утверждении принципа неограниченности монархии, «самодержавства», с параллельным установлением деспотического, а порой и откровенно жестокого террористического режима.


Уже во второй половине XVI в. развитие событий показало, что верх одержала точка зрения Ивана IV. После введения опричного террора, поглощения поместным землевладением черносошных земель, замены местного самоуправления дворянской администрацией дальнейшее становление и развитие сословно-представительных учреждений было в Московском государстве парализовано. Наступала эпоха грандиозных социально-политических катаклизмов, поставивших на грань распада само Российское государство. Наступал «бунташный» XVII век.

 

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.