Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Судебный процесс по Судебнику 1497 года



Внешняя политика

В течение всего княжения Ивана III главной целью внешней политики страны являлось объединение северо-восточной Руси в единое Московское государство. Необходимо отметить, что эта политика оказалась чрезвычайно удачной. В начале правления Ивана Московское княжество было окружено землями других русских княжеств; умирая, он передал своему сыну Василию страну, объединившую бо́льшую часть этих княжеств. Сохранили относительную (не слишком широкую) самостоятельность лишь Псков,Рязань, Волоколамск и Новгород-Северский.

Начиная с правления Ивана III, особую остроту принимают отношения с Великим Литовским княжеством. Стремление Москвы объединить русские земли явно входило в противоречие с литовскими интересами, а постоянные пограничные стычки и переход пограничных князей и бояр между государствами не способствовали примирению. Между тем, успехи в расширении страны способствовали и росту международных связей со странами Европы.

В правление Ивана III происходит окончательное оформление независимости Российского государства. Бывшая уже в достаточной степени номинальной зависимость от Орды прекращается. Правительство Ивана III решительно поддерживает противников Орды среди татар; в частности, был заключён союз с Крымским ханством. Успешным оказалось и восточное направление внешней политики: сочетая дипломатию и военную силу, Иван III вводит в фарватер московской политики Казанское ханство.

Собирание земель»

Став великим князем, Иван III начал свою внешнеполитическую деятельность с подтверждения прежних договоров с соседними князьями и общего усиления позиций. Так, были заключены договоры с Тверским и Белозерским княжествами; на престолРязанского княжества был посажен князь Василий Иванович, женатый на сестре Ивана III.

Начиная с 1470-х годов деятельность, направленная на присоединение остальных русских княжеств, резко усиливается. Первым становится Ярославское княжество, которое окончательно теряет остатки самостоятельности в 1471 году, после смерти князяАлександра Фёдоровича. Наследник последнего ярославского князя, князь Даниил Пенко, перешёл на службу Ивана III и позже получил чин боярина. В 1472 году умер князь дмитровский Юрий Васильевич, брат Ивана. Дмитровское княжество перешло к великому князю; однако против этого выступили остальные братья умершего князя Юрия. Назревавший конфликт удалось замять не без помощи вдовы Василия, Марии Ярославны, сделавшей всё, чтобы погасить ссору между детьми. В итоге часть земель Юрия получили и меньшие братья.

В 1474 году пришла очередь Ростовского княжества. Фактически оно входило в состав Московского государства и раньше: великий князь являлся совладельцем Ростова. Теперь же ростовские князья продали в казну «свою половину» княжества, окончательно превратившись, таким образом, в служилую знать. Великий князь передал полученное в состав удела своей матери.

Присоединение Новгорода

«Стояние на Угре» и освобождение от власти Орды

Русско-литовская война 1487–1494

Союз с Крымским ханством

Северо-западное направление: войны с Ливонией и со Швецией

Война с Литвой 1500—1503 годов

Продолжение «собирания земель» и «тверское взятие»

Походы на Пермь и Югру

Стояние На Реке Угре

– кульминация борьбы Ивана III с ханом Золотой Орды Ахматом, закончившаяся свержением ордынского ига (8 сентября – 11 октября 1480 г.). В 1480 г. хан Ахмат решил заставить Русь выплатить дань, поступление которой, вероятно, прекратилось в сер. 70-х гг. Для этого он собрал огромное войско и, заключив военный союз с литовским князем Казимиром, двинулся к юго-западным рубежам Руси. Иван III после некоторых колебаний приступил к решительным действиям и закрыл дорогу татарам, встав на берегу р. Угры притоке Оки. (См. историческую карту «Образование российского централизованного государства») Попытки хана переправиться через Угру были решительно отбиты русскими войсками. Поэтому знаменитое стояние на реке Угре едва ли можно назвать мирным и бескровным, как считают некоторые историки. Не дождавшись помощи со стороны Казимира, действия которого были нейтрализованы набегом на Литву войск крымского хана Менгли-Гирея союзника Ивана III и внутренними междоусобицами, а также опасаясь ранних холодов, Ахмат, в итоге, отступил. Традиционно со «стоянием на реке Угре» связывают свержение золотоордынского ига. Вскоре после этого Золотая Орда распалась (См. историческую карту «Распад Золотой Орды».) на ряд самостоятельных ханств. Борьбу с ними Русское государство вело на протяжении XVI - XVIII вв., постепенно включая Астраханское, Казанское, Ногайское, Сибирское ханства в свой состав. (См. также хрестоматию «Повесть о стоянии на реке Угре».)

Суде́бник 1497 года — свод законов Русского государства; нормативно-правовой акт, созданный в целях систематизации существующих норм права.

Эпоха Ивана III была ознаменована преодолением феодальной раздробленности и созданием московского централизованного государства.

Усиление власти великого князя, возрастание влияния боярства, появление аппарата управления централизованным государством вызвали необходимость принятия нового нормативно-правового акта, отвечающего вышеуказанным реалиям.

Источники Судебника

Судебник 1497 года основывался на предшествующем законодательстве. Источниками этого нормативно-правового акта явились:

1. Русская правда, включая её позднейшие редакции.

2. Псковская судная грамота.

3. Уставные грамоты — нормативные документы, издаваемые верховной властью по вопросам местного управления.

4. Судные грамоты — постановления о судоустройстве, даруемые отдельным местностям и содержащие, кроме того, некоторые нормы гражданского и уголовного права.

5. Судебные решения по отдельным вопросам.

Особенности Судебника

В Судебнике 1497 года, как и любом феодальном своде законов, нормы права излагались без чёткой системы, казуально (то есть на каждый случай, вдаваясь в частности), открыто определяли привилегии господствующего слоя населения.

Однако уже наметилась определённая систематизация материала, чего (частично) не знали предшествующие законы.

Норм процессуального права (ведение розыскного и судебного процесса) в Судебнике значительно больше, чем норм материального права (гражданского, уголовного).

Ст. 67 Судебника устанавливала порядок объявления княжеских указов.

Юридическая техника, то есть совокупная связь приемов, применяемых при разработке содержания и структуры правовых предписаний государства, слабая.

Содержание Судебника СПГИ

 

Содержание Судебника распадается на четыре части:

1. Деятельность центрального суда и нормы уголовного права (ст.1-36).

2. Организация и деятельность местных судов (ст. 37-45).

3. Гражданское право и гражданский процесс (ст. 46-66) (наследование, договоры личного найма, купли-продажи, переход крестьян от одного хозяина к другому, о холопстве).

4. Дополнительные статьи по судебному процессу (ст.67-68)

 

Судебный процесс по Судебнику 1497 года

Процессуальных норм в Судебнике было большинство. Законодатель небезосновательно полагал, что имущественные, обязательственные и семейные отношения уже урегулированы силой обычая и традиции, поэтому не стоит включать в Судебник «общеизвестные истины». Таким образом, Судебник стал, прежде всего, инструкцией для проведения судебных заседаний.

Процесс в целом носил состязательный характер, то есть строился на началах процессуального равенства сторон и разделения функций между обвинителем, защитой и судом. При этом обвинитель нёс «бремя доказывания» виновности обвиняемого, а суд выступал как арбитр между сторонами.

Однако уже наметились черты розыскного или инквизиционного процесса. Для последнего характерно отсутствие прав у обвиняемого и возможности состязания с обвинителем, тем более, что для этого процесса характерно слияние в одном лице функции судьи, обвинителя и защитника. Судебник 1497 узаконивал пытку(ст.34) в качестве средства достижения истины.

Процесс включал в себя три стадии:

1. Установление сторон (истца и ответчика).

2. Судоговорение.

3. Вынесение судебного решения и выдача «правой грамоты» с записью решения.

Предусматривалось письменное ведение протокола.

В состав суда, помимо великокняжеского наместника, входили «лучшие люди» — представители местной аристократии.

Гражданское право

Судебник не содержит подробной регламентации права собственности. Утверждается принцип частной собственности. Однако упоминается земля и другое продаваемое имущество без специально оговорённых юридических последствий. В Судебнике 1497 года впервые был использован термин «поместье» (ст. 63) для обозначения особого вида условного землевладения, выдаваемого за выполнение государственной службы.

Судебник 1497 года был первым законом, регламентирующим начавшееся закрепощение крестьян. Отныне крестьянин мог уйти от своего хозяина только в строго определённый срок. Юрьев день (26 ноября) — дата, с которой на Руси связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу, так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчет по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев.

В общегосударственном масштабе крестьянский выход был ограничен в Судебнике 1497 г. двухнедельным периодом — по неделе до и после Юрьева дня. Судебник 1550 года подтвердил это положение. Право перехода крестьян было временно отменено с введением «заповедных лет», а затем и вовсе запрещено законодательством 1590-х годов. Соборное уложение 1649 годаподтвердило этот запрет.

Судебник ограничивал холопство в городе. Таким образом, увеличивалось количество «тяглецов» (налогоплательщиков) среди городского населения.

Судебник регулировал следующие виды договоров: найма, займа, кабала, обмен, а также правила наследования.

Значение Судебника

Издание Судебника 1497 года явилось важной мерой укрепления политического единства, усиления «центральной» власти.

 

Впервые в Судебнике выделяются виды преступлений.

Политические преступления. К ним относится крамола. Под крамолой закон подразумевал измену родине, заговор, призыв к восстанию. Статья 9 Судебника, говоря о крамоле, выделяет таких преступников, как «подымщик» (подметчик), «зажигальщик». Следовательно, ст. 9 говорит о наказаниях за преступления против государства, церкви. В ней ярко выражена воля законодателя: карать тех представителей эксплуатируемых масс, которые выражали свой протест против угнетавшего их строя.

Имущественные преступления (разбой – как промысел, похищение чужого имущества (татьба), истребление или повреждение чужого имущества). Под разбоем в XV в. понималось открытое нападение, производимое обычно шапкой (ст. 8). Точного понятия разбоя и грабежа Судебник 1497 г. не дает. Часто под разбоем подразумевали хищение, сопровождающееся насилием и убийством.

Тяжким преступлением считалось церковная тать – покушение на церковное имущество. Церковь требовала от феодального государства беспощадной расправы с любыми посягательствами на ее добро.

Похищение чужого имущества именуется Судебником татьбой. По Судебнику 1497 г. татьба подразделялась на простую и квалифицированную. К квалифицированным видам кражи относилась кража церковная, головная, повторная кража, а также первая кража с поличным, совершенная «ведомым лихим человеком».

Головная татьба относилась к наиболее опасным преступлениям, под этим термином понимали кражу холопов, воровство, сопровождавшееся убийством. Головник – убийца.

Перечень особо опасных преступлений замыкает поджог, имеется в виду поджог города с целью сдачи его врагу.

Все виды квалифицированных краж, как наиболее опасных преступлений, карались смертной казнью.

Судебник различал воровство, подтвержденное непосредственно уликой (поличным) и установленное оговором «добрых людей».

Простая кража – это кража, совершаемая впервые, за это преступление предусматривалось новое наказание – торговая казнь.

Истребление или повреждение чужого имущества. По Судебнику 1497 г. к этому виду преступления относились: поджог двора или имущества, повреждение межевых знаков и др. В ст. 62 Судебника 1497 г. проводится четкое различие между феодальными владениями и крестьянскими землями.

Преступления против личности. Убийство (душегубство) предусматривалось квалифицированное (убийство крестьянином своего господина).

Термин «государственный убийца» означает в данном случае не убийцу государя, а именно убийцу любого представителя господствующего класса. Простое убийство влекло за собой обязанность уплатить продажу

Судебник 1497 г. в отличие от «Русской Правды» закрепил: новый вид преступления – преступление против суда, впервые ввел ответственность должностных лиц за нарушение порядка судопроизводства. Так, ст. 19 устанавливала порядок отмены неправильного решения суда. Судья, виновный в разборе дела «не по суду», обязан был возместить сторонам понесенные ими расходы. Гарантируя судам отмену неправосудного решения, закон поднимал авторитет суда и тем самым боролся за укрепление государственной власти.

Ответственность за лжесвидетельство в суде определяла ст. 67: «А который боярин или дьяк просудится, а обвинит кого ни по суду, бесхитростно или список подпишет и правовую грамоту даст, а истцом суд с 3 головье, а взятое отдати», т.е. на первом месте были интерес истца «обиженного», а вся тяжесть последствий неправового решения падала на судью. Он нес все материальные убытки; уплачивал истцу сполна всю сумму иска и возвращал в тройном размере все судебные издержки, понесенные истцом.

Статьи 33–34 запрещали представителям суда – надельщикам – брать посулы (взятки) за розыск преступника и за отпуск найденного преступника.

6. Складывание общерусских органов управления и особой формы государственности
Формирование единой территории Русского государства тесно переплеталось как с концентрацией власти в руках великого князя московского, так и с созданием общерусской системы управления.
Власть великого князя неуклонно крепла, что проявлялось в распространении служебно-подданнических отношений между князем и всеми слоями общества, включая и высшие. В их основе лежали не договорные отношения, характерные для стран Западной Европы и фиксировавшие как обязанности, так и права и даже привилегии тех или иных социальных групп, а жесткое подчинение и покорность воле великого князя. Прекращаются отъезды бояр от князя. Утверждается форма обращения бояр и князей к государю: " Я есмь холоп твой ",- немыслимая для отношений между сюзереном и вассалом. Посол Германской империи Сигизмунд Герберштейн в нач. XVI в. отмечал: "На Руси все они называют себя холопами, т.е. рабами государя... Этот народ находит больше удовольствие в рабстве, чем в свободе".
Помимо подданничества авторитет великокняжеской власти укреплялся и благодаря появлению новой государственной символики, имевшей огромное значение для людей средневековья, воспринимающих действительность не рационально, а эмоционально. Так, овдовев, Иван III женился в 1472 г. вторым браком на племяннице последнего императора Византии Софье Палеолог. Сам брак уже таил в себе притязания великого князя на византийское наследство, об этом же свидетельствовало заимствование имперского герба в форме двуглавового орла. В правление Ивана III появляются и такие символы власти как корона - знаменитая "шапка Мономаха", якобы доставшаяся киевскому князю Владимиру от деда Константина Мономаха - императора Византии как знак царского достоинства, а также держава и скипетр. Новый титул - "государь всея Руси", также поднимал престиж великокняжеской власти, отражал намерения взять под контроль все русские земли, в том числе и те, которые находились в составе Великого княжества Литовского.
И все же деспотизм личной власти великого князя выступал скорее в качестве тенденции.
Самовластие князя было ограничено традиционными органами управления и нормами права. Сохранялась Боярская дума , своими корнями уходящая в ту эпоху, когда князь "думал" со своими старшими дружинниками о делах "земли". Она выполняла совещательные функции и действовала по формуле: " Государь указал и бояре приговорили ". Декларируемый принцип, призванный отразить единство воли великого князя и бояр, не исключал разногласий, когда бояре выступали со своим мнением. В ее состав входили представители старых московских родов, с середины XV в. она стала пополняться за счет великих князей присоединенных земель.
Возникали и новые органы управления. Огромную роль в управлении страной играла Казна - главное государево хранилище, а, кроме того, государственная канцелярия, занимающаяся еще и внешнеполитическими вопросами. В Казне формируется штат дьяков - государственных чиновников.
В административно-территориальном отношении страна делилась на уезды (обычно в границах бывших княжений), а те - на волости . Уезды управлялись боярами- наместниками , получавшими их в награду за прежнюю военную службу. Они кормились с подвластной территории и даже назывались " кормленщиками ", т.к. получали часть налогов и судебных пошлин не за выполнение служебных обязанностей, а за прежние заслуги. Вот почему свои функции они зачастую перепоручали тиунам - холопам. Кроме того, их деятельность практически не контролировалась из центра, где отсутствовал разветвленный аппарат управления, что, в итоге, ограничивало возможности центральной власти.
Основной военной силой единого государства становилось войско, составленное из служилых людей. За выполнение своих военных обязанностей они получали земельное владение, т.е. "испомещались" на земле (отсюда термин помещик).
В 1497 г. был принят Судебник - первый свод законов единого государства. Он разграничивал компетенцию великокняжеского и боярского судов, определял нормы наказания за те или иные преступления. Кроме того, он вводил общее для всех земель правило, регулирующее выход крестьян от своего феодала. В Юрьев день (День Св. Георгия) осенний (а точнее, за неделю до 26 ноября и неделю после) крестьянин мог перейтина другие земли, выплатив своему прежнему хозяину т.н. "пожилое" - плату за прожитые годы.
Однако основной политической тенденцией стало развитие деспотизма. Великокняжеская власть в противоборстве с традиционными нормами и институтами управления стремилась к установлению самодержавной формы правления.
В отечественной науке нет единого мнения о типе и природе государственной власти в России, установившейся на рубеже ХV-ХVI вв. Одни историки считают, что в это время сложилась сословно-представительная монархия, выражающая интересы феодальной верхушки общества, т.е. князей и бояр. Другие определяют ее как деспотию восточного типа, внеклассовую по своей сути.
Что же предопределило развитие, а, в итоге, и утверждение самодержавной тенденции? Сегодня можно говорить о нескольких факторах этого процесса. Во-первых, это сложившаяся геополитическая ситуация. Равнинный характер ландшафта, отсутствие естественных границ и открытость врагам как на Западе, так и на Востоке требовали огромного напряжения сил для обеспечения безопасности. К тому же постоянное (до ХIХ в.) расширение территории, вызванное колонизацией, приводило к "растеканию" и так крайне малочисленного населения по огромным пространствам. В этих условиях требовалась жесткая организация всех сословий общества, закрепление их обязанностей и подчинение единому центру, т.е. государству, приобретающему деспотические формы.
Существенную роль в развитии деспотических тенденций играл экстенсивный характер экономического развития страны. В условиях низкого плодородия почв и сурового климата увеличение производства валового продукта можно было обеспечить только за счет освоения новых земель, что и предопределяло колонизационные процессы. Однако, в любом случае, его объем оставался крайне низким, и для изъятия части продукта, необходимого для содержания армии, управленческого аппарата, строительных работ и пр. приходилось прибегать к крайним мерам, что также создавало условия для складывания самодержавия.
Крайне важно отметить и то, что в стране не сложились общественные механизмы , ограничивающие самодержавие. Сказался разгром в результате татаро-монгольского нашествия относительно независимого боярства, а также городов. В итоге, горожане стали союзниками великокняжеской власти, а не противостояли ей как в Западной Европе, а бояре формировались как служилый слой.
Формирование самодержавия во многом протекало под влиянием экстремальных исторических условий - монгольского нашествия и ига.
Складывание территории единого русского государства обгоняло процесс государственной централизации, что, в свою очередь, вызывалось отсутствием зрелых социально-экономических предпосылок объединения. В этих условиях деспотическая власть стремилась компенсировать недостаточность материальных факторов единства, несовершенство и слабость аппарата управления.
Русская православная церковь не противостояла в политическом отношении князю. Она стремилась представить великого князя не просто наместником бога на земле, а "властью своей подобному богу". Кроме того, "теория", сформулированная в начале ХVI в. монахом Филофеем "Москва - третий Рим", представляла великого князя единственным защитником православия. Она способствовала распространению мессианских идей, т.е. веры в особое историческое призвание Руси и ее князя, но на практике приводила к самоизоляции страны, враждебности ко всему иностранному, особенно "латинскому" (т.е. западному).

ДОГОВОРНЫЕ ГРАМОТЫ

Духовные грамоты – завещания – являются важным источником по русской средневековой истории. Духовные грамоты князей, в частности, показывают, чем владели князья, иногда – как они приобрели те или иные владения, и в целом в динамике позволяют проследить процесс собирания или дробления земель соответствующих княжеств. Княжеские духовные грамоты хранились достаточно бережно как ценные актуальные документы, и потому сохранились относительно хорошо. В частности, имеется целый комплекс духовных грамот великих московских (со временем - и Всея Руси) князей; эти документы и приводятся здесь.

Все тексты выверены по изданию: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. Подготовлено к печати Л.В.Черепниным. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1950.

Тексты представлены на старорусском языке и даны в двух форматах (все, кроме духовной грамоты Ивана Грозного).

· Духовная грамота Ивана I Даниловича (Калиты) (ок. 1339 г.) –

· Духовная грамота Ивана II Ивановича (Красного) (ок. 1358 г.) –

· Духовная грамота (первая) Дмитрия Ивановича (Донского) (ок. 1375 г.) –

· Духовная грамота (вторая) Дмитрия Ивановича (Донского) (1389 г.) –

· Духовная грамота (первая) Василия I Дмитриевича (1406-1407 г.) –

· Духовная грамота (вторая) Василия I Дмитриевича (1417 г.) –

· Духовная грамота (третья) Василия I Дмитриевича (1423 г.) –

· Духовная грамота Василия II Васильевича (Темного) (1461-1462 г.) –

· Духовная грамота Ивана III Васильевича (1504 г.) –

· Духовная запись Василия III Ивановича (1523 г.) –

   

ДОГОВОРНАЯ ГРАМОТА - в др. Руси публично-правовой акт, закреплявший договоры между великими и удельными князьями, а также Русью с др. государствами. К Д.г., которые называли также докончальными или крестными грамотами, напр., относятся: договоры князей с городами (XII в.), между великими князьями (XIV-XV вв.), великими и удельными князьями (XIV-XVI вв.), великими князьями и Великим Новгородом (XIII-XV вв.), великими князьями (с середины XVI в. - царями) и иностраннымидержавами (с X в.), Великим Новгородом и иностранными городами и гос-ными объединениями (XII-XV вв.), Псковом и Ливонским орденом (1503 и 1509 гг.), договоры князей с монастырями (XIII-XIV вв.

государство На конец XV - первую треть XVI вв. приходится третий, завершающий этап процесса государственно-политического собирания русских земель. Если в правление Ивана III после присоединения к Москве земель Господина Великого Новгорода и его северных владений Великой и Малой Перми и Вятской земли, а также важнейших, с геополитической точки зрения, удельных княжеств Ярославского, Ростовского и Тверского общая территория Московского государства значительно возросла, то в период великого московского княжения Василия Ш (1505 - 1533) Российское государство стало крупнейшей державой на европейском континенте. При этом значительную роль играло идеологическое и духовно-нравственное обоснование возрождения независимости и целостности многонационального государства, основой которого являлась великорусская народность, а духовным стержнем - православие. Крайне важным было провозглашение идеи преемственности Руси от Византии, формирование концепции «Москва - третий Рим». В связи с этим уже митрополит Зосима называл Ивана III «новым царем Константином», а московские послы с возмущением отвергли в 1489 г. предложение императора Священной Римской империи германской нации Фридриха III о коронации великого московского князя, заявив, что он и так имеет «поставление от Бога». Формирование единого Российского государства встречало естественное противодействие со стороны Великого княжества Литовского и Польши, тем более что православная знать Литвы, прежде всего владетельные «верховские» князья (княжества, расположенные в верховьях р. Оки) приграничных с Московским государством земель, тяготели к Москве. После «отъехавших к Москве» в конце XV в. князей Воротынских и Белевских процесс перехода на сторону Руси верховских князей приобрел массовый характер: в 1494 г. к России отошли Мценск, Любутск, Серпейск и Вязьма.государство После успешных для Москвы русско-литовских войн 1500 - 1503 и 1507 - 1508 гг. в состав Российского государства вошли земли по берегам верховьев Оки и Десны, часть нижнего течения р. Сож, верхнее течение Днепра, города Чернигов, Брянск, Рыльск, Путивль, а главное - в 1514 г. был отвоеван Смоленск - древнейший центр западнорусских земель. Одновременно усиливались процессы политической централизации и на северо-западе Руси: в 1510 г. была окончательно ликвидирована самостоятельность внутреннего управления Псковской боярской республики, некогда (с 1348 г.) выделившейся из состава Новгород-чины. Псковская земля с уездами вошла в состав московского великокняжеского удела.    
   

Восстание 1547 г. показало, что необходимо предпринять срочные меры для стабилизации положения в стране и консолидации господствующего класса. Осознание этой необходимости вызвало целую серию реформ, которые продолжались более десяти лет. В руководстве страны появляются новые люди, с именами которых и связывают проводившиеся реформы. Обычно новый правительственный кружок называют "Избранной радой", а к его членам относят костромского вотчинника А. Ф. Адашева, священника Благовещенского собора Сильвестра и митрополита Макария. Считается, что именно эти лица пользовались наибольшим влиянием на Ивана Грозного в 50-е гг. и выступали инициаторами реформ.

Что же это были за реформы?

 

Во-первых, в феврале 1549 г. был созван первый Земский собор, состоявший их членов Боярской думы, некоторых представителей духовенства и дворян. Собор должен был консолидировать различные группы господствующего класса.

Во-вторых, в 1550 г. был принят новый Судебник, сменивший старый 1497 г. По новому Судебнику были несколько ограничены права наместников и волостелей в судебных делах, введена ответственность за взяточничество. Эти меры были призваны успокоить население, страдавшее от произвола управителей.

В-третьих, стала создаваться система приказов - функциональных органов управления. Основными приказами были Посольский (занимавшийся иностранными делами), Поместный (ведал землевладением феодалов), Разрядный (занимался назначением воевод и делами дворянского ополчения).

 

Создается централизованная система управления и снабжения войск через специальные органы - приказы (Разрядный, Стрелецкий, Поместный, Пушкарный и т.д.). Все функции по руководству поместным войском были возложены на Разрядный приказ, который вел учет ратников, расписывал (разряжал) их по полкам, проводил смотры и определял годность к несению службы, участвовал в назначении воевод. На случай войны основные чины Разрядного приказа находились при царе и создавали своеобразный «генеральный штаб».

В начале 50-х годов царь запретил местнические споры в период боевых действий. А к воеводам из князей и родовитых бояр стал назначать «заместителей» из менее знатных, но более опытных в ратном деле дворян.

Серьезные меры были приняты по упорядочению комплектования и прохождения службы в поместном войске. Служба стала пожизненной и наследственной, что закрепило «Уложении о службе» 1556 года. При необходимости выступить в поход, владельцы вотчин и поместий прибывали на сборные пункты «конными, людными и оружными». После проведения смотров их расписывали по полкам для выступления в походы, назначали на охрану пограничных рубежей или на несение гарнизонной и осадной службы. Была создана система контроля, теперь уклоняться от службы стало опасно, можно было лишиться не только поместья, но и жизни.

Детей служилых людей по достижении ими 15 лет записывали в «дети боярские» - низший чин провинциального дворянства, закрепляли за ними участки земли для «кормления», и с этого времени для них начиналась многолетняя военная служба.

В интересах мелкого дворянства была перестроена система поземельного обеспечения и проведено «уравнение в землях» в зависимости от занимаемых чинов. Когда свободных земель не хватало, их изымали из княжеских, боярских и монастырских владений. Распределением поместий ведал Поместный приказ, который был тесно связан с Разрядным.

Поместное войско внесло весомый вклад в защиту рубежей государства и расширение его границ. В середине XVI века оно достигало 50-80 тысяч человек (без вооруженных дворовых людей, которые шли в поход с помещиками и могли насчитывать еще 100-150 тысяч).

В связи со стремительным расширением рубежей государства сил поместного войска оказалось недостаточно, и стали создаваться стрелецкие полки. В 1550 году летописец отметил: «Учинил у себя царь выборных стрельцов и с пищали три тысячи человек». Стрельцы - первое постоянное войско в России с четко выраженными элементами регулярной армии: постоянная структура полков, наличие воинских чинов, регулярное жалование, единообразное вооружение и форменная одежда, проведение боевой подготовки. Стрельцы набирались на добровольной основе, военная служба для них становилась постоянной профессией (для многих - наследственной). Управление ими находилось в ведении Стрелецкого приказа.

Примечательно, что в этот период в самостоятельный род войск выделяется артиллерия (наряд). Ее стали подразделять на крепостную, осадную и полевую. Была введена полковая артиллерия, каждому стрелецкому полку стали придавать до четырех небольших пушек.

Особым элитным формированием с выраженными военно-карательными функциями стала опричнина, которую царь создавал как политический противовес князьям и «крамольному» боярству. Главная цель опричнины - защита царя, утверждение самодержавной власти и физическое уничтожение неугодных. Первоначально отряд опричников насчитывал тысячу человек, но затем увеличился до шести тысяч, а по подсчетам некоторых историков - до 20 тысяч. Опричнина имела жесткую иерархию, сложную систему подбора кадров и проверки на лояльность царю. Даже внешний вид опричников должен был наводить ужас на людей, для этого использовалась специальная форма и атрибуты.

С 1549 года вместе с Избранной радой (А. Ф. Адашев, митрополит Макарий, А. М. Курбский, протопоп Сильвестр) Иван IV осуществил ряд реформ, направленных на централизацию государства: Земскую реформу, Губную реформу, провел преобразования в армии. В 1550 году был принят новый судебник, который ужесточил правила перехода крестьян (размер пожилого был увеличен). В 1549 году был созван первый Земский собор. В 1555—1556 Иван IV отменил кормления и принял Уложение о службе.

Судебник и царские грамоты предоставляли крестьянским общинам право самоуправления, раскладки податей и надзора за порядком.

Как писал А. В. Чернов, стрельцы были поголовно вооружены огнестрельным оружием, что ставило их выше пехоты западных государств, где часть пехотинцев (пикинеры) имела только холодное оружие[44]. С точки зрения автора, всё это свидетельствует о том, что в образовании пехоты Московия, в лице царя Иоанна Грозного, намного опередила Европу. В то же самое время, известно, что уже в начале XVII века в России стали формировать так называемые полки «Иноземного строя» по образцу шведской и нидерландской пехоты, впечатлившей русских военачальников своей эффективностью. Полки «Иноземного строя»имели в своем распоряжении и пикинеров (копейщиков), прикрывавших мушкетёров от кавалерии, о чём упоминает и сам А. В. Чернов[45].

«Приговор о местничестве» способствовал значительному укреплению дисциплины в войске, повышению авторитета воевод, особенно не знатного происхождения, и улучшению боеспособности русского войска, хотя и встретил большое сопротивление родовой знати[46].

При Иване Грозном был запрещён въезд на территорию России еврейских купцов. Когда же в 1550 году польский король Сигизмунд-Август потребовал, чтоб им был дозволен свободный въезд в Россию, Иоанн отказал в таких словах: «в свои государства Жидом никак ездити не велети, занеже в своих государствах лиха никакого видети не хотим, а хотим того, чтобы Бог дал в моих государствах люди мои были в тишине безо всякого смущенья. И ты бы, брат наш, вперёд о Жидех к нам не писал»[47], поскольку они русских людей «от христианства отводили, и отравные зелья в наши земли привозили и пакости многие людям нашим делали»[48][49].

С целью устроить типографию в Москве царь обратился к Кристиану II с просьбой выслать книгопечатников, и тот прислал в 1552 годув Москву через Ганса Миссингейма Библию в переводе Лютера и два лютеранских катехизиса[50], но по настоянию русских иерархов план короля по распространению переводов в нескольких тысячах экземпляров был отвергнут[51].

В начале 1560-х годов Иван Васильевич произвел знаковую реформу государственной сфрагистики. С этого момента в России появляется устойчивый тип государственной печати. Впервые на груди древнего двуглавого орла появляется всадник — герб князей Рюрикова дома, изображавшийся до того отдельно, и всегда с лицевой стороны государственной печати, в то время как изображение орла помещалось на оборотной

По мнению советских историков А. А. Зимина и А. Л. Хорошкевич, причина разрыва Ивана Грозного с «Избранной радой» состояла в том, что программа последней оказалась исчерпанной[53]. В частности, была дана «неосмотрительная передышка» Ливонии, в результате чего в войну втянулось несколько европейских государств. Кроме того, царь не был согласен с идеями деятелей «Избранной рады» (в особенности, Адашева) о приоритетности завоевания Крыма по сравнению с военными действиями на Западе[54]. Наконец, «Адашев проявил излишнюю самостоятельность во внешнеполитических сношениях с литовскими представителями в 1559 г.»[55] и в итоге был отправлен в отставку. Следует отметить, что подобные мнения о причинах разрыва Ивана с «Избранной радой» разделяют далеко не все историки. Так, Н. И. Костомаров видит истинную подоплеку конфликта в отрицательных особенностях характера Ивана Грозного, а деятельность «Избранной рады» напротив оценивает весьма высоко[56]. В. Б. Кобрин также полагает, что личность царя сыграла здесь решающую роль, однако в то же самое время увязывает поведение Ивана с его приверженностью программе ускоренной централизации страны, противостоящей идеологии постепенных перемен «Избранной рады»[57].

 

Иоа́нн IV Васи́льевич (прозвание Ива́н Гро́зный; 25 августа 1530, селоКоломенское[2] под Москвой — 18 марта 1584, Москва) — великий князьМосковский и всея Руси (с 1533), первый царь всея Руси (с 1547) (кроме1575—1576, когда «великим князем всея Руси» номинально был Симеон Бекбулатович).

Согласно бытовавшему на Руси правупрестолонаследия великокняжеский престол переходил к старшему сыну монарха, однако Ивану («прямое имя» по дню рождения — Тит) было всего три года, когда его отец великий князь Василий серьёзно заболел. Ближайшими претендентами на трон, кроме малолетнего Ивана, были младшие братья Василия. Из шестерых сыновей Ивана III осталось двое — князь Старицкий Андрей и князь ДмитровскийЮрий.

 

В апреле 1538 года 30-летняя Елена Глинская умерла, а через шесть дней бояре (князьяИ. В. Шуйский и В. В. Шуйский с советниками[34]) избавились и от Оболенского. Митрополит Даниил и дьяк Федор Мищурин, убежденные сторонники централизованного государства и активные деятели правительства Василия III и Елены Глинской[35], были немедленно отстранены от управления государством. Митрополит Даниил был отправлен в Иосифо-Волоцкий монастырь, а Мищурина «бояре казнили…не любя того, что он стоял за великого князя дела»[36].

Венчание на царство

13 декабря 1546 года Иван Васильевич впервые высказал Макарию намерение жениться (подробнее см. ниже), а перед этим венчаться на царство «по примеру прародителей»[38]

Ряд историков (Н. И. Костомаров, Р. Г. Скрынников, В. В. Кобрин) полагают, что инициатива принятия царского титула не могла исходить от 16-летнего юноши. Скорее всего, важную роль в этом сыграл митрополит Макарий. Упрочнение власти царя также было выгодно его родне по материнской линии[7]. В. О. Ключевский придерживается противоположной точки зрения, подчёркивая рано сформировавшееся у государя стремление к власти. По его мнению, «политические думы царя вырабатывались тайком от окружающих», идея о венчании стала полной неожиданностью для боярства.

Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или даже «великий герцог». Титул же «царь» в иерархии стоял наравне с титулом император[41].

Судебник Ива́на IV, Судебник 1550 года — сборник законов периода сословной монархии в России, памятник русского права XVI века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, провозглашенный единственным источником права. Принят на первом на Руси Земском соборе 1549 года при участии Боярской думы. В 1551 году Судебник был утвержден Стоглавым собором, созванным по инициативе царяИвана IV Грозного. Содержит сто статей.

Судебник Ивана IV имеет общую прогосударственную направленность, ликвидирует судебные привилегии удельных князей и усиливает роль центральных государственных судебных органов. Этим Судебник 1550 года развивает заложенные в Судебнике 1497 года тенденции государственного управления и судопроизводства.

 
В России памятник периода сословной монархии, утвержденный, в 1550 первым на Руси Земским собором. Непосредственной причиной принятия Судебника была необходимость консолидации сил феодалов для подавления народных восстаний, ограничения боярского произвола в суде и управлении. Судебник 1550 г. получил название Царского Судебника. Он представлял собой новую редакцию Судебника 1497 г. В нем были отражены изменения в российском законодательстве за прошедшие полвека. Судебник был утвержден во время реформ Ивана IV и служил правовой основой их проведения в разгар реформаторской деятельности правительства в 50-е гг. XVI в. Он состоял из 100 статей и по разнообразию регулируемых ситуаций и отраженных в нем правовых институтов превосходил Судебник 1497 г. Суд и процесс Судебник 1550 значительно усиливает роль центральных судебных органов, повышая значение великокняжеского суда, контролирующего суды удельных князей. Судебник ограничивает судебную власть наместников, расширяя институт доклада. Проявление процесса усиления роли центральных органов и в частности судебных являются статьи Судебника, предусматривающие ответственность наместников и волостелей за взяточничество и волокиту. Расширение и уточнение процессуальный норм идет по пути подчинения частных интересов государственным. Общество Судебник 1550 усиливает защиту прав служилого дворянства и детей боярских. Основываясь на Судебнике 1497, а также на совместных решениях Ивана IV Грозного, бояр и высшего духовенства, Судебник 1550 ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль центральных государственных судебных органов. Установив порядок подачи и рассмотрения жалоб на наместников, что обеспечивало контроль над ними со стороны поместного дворянства, судебник подготавливал ликвидацию системы кормления Ст.85 ограничивает право выкупа родовых вотчин, отменяет выдачу тарханных грамот (особый вид жалованных грамот, предоставлявших патриарху, архиереям, монастырям, князьям и знатным боярам не быть судимыми никем, кроме государя, и не платить повинностей) и предусматривает отбирание старых. Запрещает кабалитьдетей боярских. Крестьяне Судебник подтверждает и развивает статью о крестьянском отказе. Отражая политику дальнейшего закрепощения крестьянства, С. подробно определил положение холопов, в том числе кабальных холопов, уточнил порядок выплаты пожилого и увеличил его, ввёл новую пошлину "за повоз", уплачивавшуюся в случае отказа крестьянина от выполнения обязанности привезти с поля урожай землевладельца, подтвердил Юрьев день. Государство Судебник способствовал ликвидации феодальной раздробленности в Русском государстве, хотя ряд его норм имел компромиссный характер. Право В Судебнике впервые в истории России закон был провозглашен единственным источником права. Судебник 1550 выделяет новые особо опасные виды преступлений, направленных против государственной власти. Увеличивается так же количество составов должностных преступлений и преступлений против порядка управления и суда. Судебник защищал честь любого члена общества, однако штрафы за бесчестье различались. За бесчестье городского купца обидчик платил штраф в 50 рублей, за бесчестье посадского человека - 5 рублей, крестьянина - 1 рубль. Вводится «подписка» т.е. подлог судебных актов. Среди имущественных преступлений проводиться попытка разграничения грабежа и разбоя, татьбы (похищение чужого имущества) и мошенничества. Появляется новый вид наказаний тюремное заключение Малочисленность норм гражданского и уголовного права он объясняет господством еще в этих областях права обычного.

 

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.