Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда. Он мог бы быть ещё бо́льшим, если бы не были предприняты весьма эффективные меры по их маскировке. Самые ценные памятники, например, памятник Петру I и памятник Ленину у Финляндского вокзала были спрятаны под мешками с песком и фанерными щитами.
Но самый большой, невосполнимый ущерб был причинён историческим зданиям и памятникам, находившимся как в занятых немцами пригородах Ленинграда, так и в непосредственной близости от фронта. Благодаря самоотверженной работе персонала удалось сберечь значительное количество предметов хранения. Однако, не подлежащие эвакуации постройки и зелёные насаждения, непосредственно, на территории которых велись боевые действия, чрезвычайно пострадали. Был разрушен и сгорел Павловский дворец, в парке которого было вырублено около 70 000 деревьев. Знаменитая Янтарная комната, подаренная Петру I королём Пруссии, была целиком вывезена немцами.
В развалины превращён ныне восстановленный Фёдоровский Государев собор, в котором в обращённой к городу стене на всю высоту здания зияла пробоина. Также при отступлении немцев сгорел Большой Екатерининский дворец в Царском селе, в котором немцами был устроен лазарет.
НАДО ЗНАТЬ.
1.Татья́на Никола́евна Са́вичева (23 января 1930, Дворищи, Лядский район, Ленинградская область — 1 июля 1944, Шатки, Горьковская область) — школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке. Почти вся семья Тани Савичевой погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года. В её дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Сама Таня умерла уже в эвакуации. Блокаду пережили только её старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которым дневник Тани уцелел и стал одним из символов Великой Отечественной войны.
31 мая 1981 года на Шатковском кладбище был открыт памятник — мраморное надгробие и стела с бронзовым барельефом (скульптор Холуева, архитекторы Гаврилов и Холуев). Рядом находится возведённая в 1972 году стела с барельефным портретом девочки и страничками из её дневника.
В Санкт-Петербурге, по адресу 2-я линия Васильевского острова, дом 13 (доходный дом В. Ф. Громова) на доме и во дворе, где жила Таня Савичева, установлены мемориальные доски. В школе № 35, где училась Таня Савичева, работает музей её имени.
2. Метроном.Знаменитый метроном, вошедший в историю блокады Ленинграда как культурный памятник сопротивления населения, транслировался во время налётов именно через эту сеть. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой.
3.Суточная норма хлеба.Во времена блокады Ленинграда несколько раз снижались нормы питания в войсках защищавших город. Со 2 октября суточная норма хлеба на человека в частях передовой линии была снижена до 800 грамм, для остальных воинских и военизированных подразделений до 600 г. 7 ноября норма была снижена соответственно до 600 и 400 г, а 20 ноября до 500 и 300 грамм соответственно. На другие продукты питания из суточного довольствия нормы также были урезаны. Для гражданского населения нормы отпуска товаров по продовольственным карточкам, введённым в городе ещё в июле, ввиду блокады города также снижались, и оказались минимальны с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. Размер продовольственного пайка составлял:
Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки,
Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов,
Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов.
4.Дорога жизни.Название знаменитой дороги, связывавшей во время блокады Ленинград и Большую землю, известно всем – «Дорога жизни». Но немногие знают, что это название появилось позже. Когда этот путь только начал действовать, он назывался «Дорога смерти».
5. Зеленый пояс Славы - комплекс мемориальных сооружений на рубежах битвы за Ленинград в 1941-1944 годах, созданный с целью увековечить память о его героических защитниках.
6. Ольга Берггольц – советская поэтесса. В годы Великой Отечественной войны, оставаясь в осаждённом Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города. Ее называли и называют «музой блокадного города», «Мадонной блокады» и просто «нашей Олей».