Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социальная структура по Русской правде. Генезис феодальных отношений в КР



В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы населения. Два юридических критерия, особо выделяющих эти группы в составе общества: *нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя; *нормы об особом порядке наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя. Эти юридические привилегии распространялись на субъектов, поименованных в Русской Правде следующим образом: князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. В этом перечне не все лица могут быть названы “феодалами” , можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением. Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства) . Городское население делилось на ряд социальных групп: боярство, духовенство, купечество, “низы” (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и пр.) . Кроме свободных смердов существовали и другие их категории, о которых Русская Правда упоминает как о зависимых людях. В литературе существует несколько точек зрения на правовое положение этой группы населения, однако, следует помнить, что она не была однородной: наряду со свободными были и зависимые (“крепостные” ) смерды, находившиеся в кабале и услужении у феодалов. Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое он мог завещать детям (землю — только сыновьям) . При отсутствии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником. Более сложной юридической фигурой является закуп. Краткая редакция Русской Правда не упоминает закупа, зато в Пространной редакции помещен специальный Устав о закупах. Закуп — человек, работающий в хозяйстве феодала за “купу” — заем, в который могли включаться разные ценности: земля, скот, зерно, деньги и пр. Этот долг следовало отработать, причем установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем, кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время. Первое юридическое урегулирование долговых отношений закупов с кредиторами было произведено в Уставе Владимира Мономаха после восстания закупов в 1113 г. Были установлены предельные размеры процентов на долг. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть “выдан головой” , т.е. превращен в полного холопа. Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти от господина, не расплатившись, закуп также обращался в холопа. В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях: по малозначительным делам (“в малых исках) или в случае отсутствия других свидетелей (“по нужде” ) . Закуп был той юридической фигурой, в которой больше всего отразился процесс “феодализации” , закабаления, закрепощения бывших свободных общинников. Были и другие категории населения — изгои, люди, вышедшие из общины, прощенники — это попавшие под так называемое «покровительство», патронат церкви, монастырей, светских феодалов, и обязанные работать в их хозяйстве.

Холоп — наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое: все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп (с ведома хозяина) , также ложились на господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. За его убийство взимался штраф как за уничтожение имущества либо господину передавался в качестве компенсации другой холоп. Самого холопа, совершившего преступление, следовало выдать потерпевшему (в более ранний период его можно было просто убить на месте преступления) . Штрафную ответственность за холопа всегда нес господин. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны (истца, ответчика, свидетеля) . Ссылаясь на его показания в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается на “слова холопа” .
Закон регламентировал различные источники холопства. Русская Правда предусматривала следующие случаи: самопродажа в рабство (одного человека либо всей семьи) , рождение от раба, женитьба на рабе, “ключничество” — поступление в услужение к господину, но без оговорки о сохранении статуса свободного человека. Источниками холопства были также совершение преступления (такое наказание, как “поток и разграбление” , предусматривало выдачу преступника “головой” , превращение в холопа) , бегство закупа от господина, злостное банкротство (купец проигрывает или транжирит чужое имущество) . Наиболее распространенным источником холопства, не упомянутым, однако, в Русской Правде, был плен.

Большинство исследователей считают, что в Древней Руси складывается феод общество. Для него характерно: 1)сочетание крупной земельной собственности с подчиненным ей мелким крепостничест хоз-вом. 2)корпоративная организация господствующего класса и непосредств производителей. 3)господство религии в культуре, мировоззрении, идеологии. Формирование феод отношений в целом шло по европейскому образцу, от гос-й формы собственности к частной. В зап Европе существовали традиции античной частной собственности, что обусловило быстрый рост сеньориального землевладения.

Этапы формирования феодализма: 1)9-10 век – окняжение ранее свободных земель общинников; свободные люди становятся смердами, платившими дань. 2)Князья стали раздавать окняженные земли зависившим от них местным князьям, сначала в форме столов-кормлений(право сбора подати с определенной территории). 3)11век из столов кормлений формируются феодальные вотчины(наследственные земельные владения феодалов, котор обрабатываются трудом крестьян) 4) В 12 веке на землю сажается часть дружины и слуг княжеского двора. Они составят основу бедещего слоя дворян(низшее звено феод иерархии)

Особенности феодализации: 1)Медленный путь развития; 2)В основе вассалитета лежит нестолько условное земельное держание, сколько подчинение младших князей страшим, а бояр великому князю.

 

2. язычество вост славян. крещение руси. последствия.

Язычество- древнейшая религия, исповедующая веру во мн-во богов или тайных сил, покровительствующих отд творениям(деревьям, камням), стихиям(земля, вода), прир явлениям(дождь, ветер). Историю Я можно поделить на этапы: 1.Поклонение упырям(злые духи), берегеням(спасают от злых духов), когда еще не произошло отделения собирателей и охотников от природы, земледелие не основн занятие, одухотворявший всю природу и деливший духов на враждебных и благожелательных.. 2.Когда произошло отделение земледелия от собирательства; почитание предков-пращура-оставило след в детских присказках(чур меня чур); Чур охранял сородичей, границы владений+мелкие божества-дворовый(хозяин двора), овенник(хозяин загона), банник, лешие. Культ земледельческих небесных божеств "Рода и рожаниц". Исторически две рожаницы(мать-период летнего плодородия, дочь-опекали детей, варили кашу) предшествуют Роду; это были богини плодовитости всего живого, ставшие в дальнейшем матриархальными богинями аграрного плодородия. 3Складывание пантеона богов. Культ Перуна, при создании гос-ва Киевской Руси стал главным божеством в культе 10 в. 4.980-982 реформа Владимира- выделил 6 богов, во главе с Преуном, кот олицетворял княжескую власть. Боги.Сварог- покровитель неба, мудрости, союза, охотников и кузнечного дела. Сварганил(создал) землю, нашел волшебный камень Алатырь, произнес заклинание, вспенил им океан и загустевшая влага стала первой сушей. Он источник огня и его повелитель, творит не словом, аруками, создает материальный мир. Именно ему посвящают начало железного века. Перун- считали самым первым ащитником правды, богом грозы, молний и грома, а в дальнейшем покровителем воинов и князей. Стрибог -бог ветра. Мокаш-богиня дождя, влаги, непогоды(некоторые связывают с ней ткачество и прядение). Семаду-покровитель подземного мира(загробный мир+корневая сист). Сварожичи(дети Сварога)- Даждьбог(солнца), Ярило, Хорс. Велес-противостоял Перуну, покровитель сказителей и поэзии.

Славяне поклонялись идолам в открытых святилищах (капищах). На капище проводились обряды поклонения идолам божеств. Помимо идолов, славяне, очевидно, поклонялись и священным камням-валунам. Славяне по сравнению с др народами Европы обладали меньшей скоростью общественно-эконом развития, поэтому развитого и влиятельно жреческого сословия у них не существовало. Как считает В. В. Седов, вождь(князь) у славян совмещал в себе административные, военные и религиоз ф-ции. Жречество как сословие находилось только в процессе формирования, кот был прерван введением христианства. Гораздо больше было гадателей, колдунов и знахарей(в источниках как): волхвы, ведуны, чародеи, кудесники, ворожеи и т. д. Как правило, основными их функциями были знахарство — лечение заговорами, ритуалами и естественными лекарственными ср-ми; бытовая магия — любовная и защитная (с помощью ритуалов, зелий, амулетов); предсказания и гадания — по крику птиц и животных, застыванию олова и воска и т. п.; вспоможение при родах. Календарные праздники и обряды славян были тесно связаны с хоз интересами крестьянина, поэтому их даты обусловлены с/хоз сезонами. Значит часть общеславянских праздников была связана с культом предков. Сохр обычай посещать кладбища и могилы родителей на Радоницу, Троицкую и Дмитриевскую родит субботы. Такими же древними являются обычаи трапезы на могиле, оставления на могиле еды д/покойника. До недавнего времени сохр пережитки языч поминальных обычаев и в др христианские праздники, например Святки, Масленицу и Чистый четверг(д/предков топили бани, чтобы они помылись и жгли костры у ворот, чтобы они погрелись). Масленица связана и с идеей плодородия, и с культом предков — именно им посвящались состязания (бега́, кулачные бои, взятие снежного городка) и главная еда на Масленице, при этом поминальная — блины. Плодородию земли способствовали многочис ритуалы с чучелами, изображавшими различных ритуальных персонажей — это Масленица, Ярила, Кострома. + обеспечению плодородия и урожая должны были способствовать ритуалы вызывания дождя. Культ предков имел большое значение: погребение-складывали большой костер, клали мертвеца, затем сжигали, собирают кости, складывают их в сосуд, кот ставят у дороги на столбе. Как показал в своём исследовании Л. Мошинский, праславянскими являются такие понятия, как дух, душа, навь («мертвец»), рай («потусторонний мир»), волкодлак («оборотень»), упырь («вампир»), треба («жертвоприношение»). При этом языческое понимание души-была не абстрактной сущностью, душой была сама личность чел, кот после смерти становилась навью, перейдя в иной мир, рай.

Для славянского язычества характерен дуализм-различали и противопоставляли чёрное и белое начало мира, тёмное и светлое, земное и небесное, женское и мужское начала(противопоставление Перуна и Велеса).

Крещение Руси-введение в Киевской Руси христианства как гос религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем(988). Христианство было уже известно на Руси и до крещения Владимира. Как пишет Н. М. Карамзин в “Истории государства Российского”, княгиня Ольга в 955 г. "пленясь христианским учением отправилась креститься в Констатинополь". Сын Святослава великий князь Владимир, занявший киевский престол в 980 г., уже в первые годы своего правления осознавал необходимость принятия единой государственной религии. Однако будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником, и прошло немало времени, пока изменились его взгляды. “Он стал изыскивать истинную веру, беседовал с греками, магометанами и католиками об их вероисповеданиях, отправил десять разумных мужей в различные страны для собрания известий о богослужении и, наконец, по примеру бабки своей Ольги и по совету бояр и старцев стал христианином” (Н.М. Карамзин). Дело крещения Руси облегчалось внешними обстоятельствами: Византийскую империю сотрясали удары мятежников->обратились за помощью к князю, в награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны. Распространение хр-ва встречало сопротивление населения, почитавшего своих языч богов. Хр-во утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось намного позднее, чем в Киеве и Новгороде(ряд дясителетий). Принятие хр-ва на Руси—процесс закономерный, связанный с развитием феод отношений, приобщением к европ цивилизации, формированием и развитием национальной рус культуры ч/з византийскую и античную культуру. Во главе церкви стоял Киевский митрополит, который назначался из Константинополя или самим киевским князем с последующим избранием собором епископов. На части территорий хр-во насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям(Ростов, Муром, Полоцк). Политические последствия: 1.Учение о едином Боге, освящающем власть одного государя, помогло Владимиру окончательно ликвидировать местные княжения(правда потом он рассадил своих сыновей). 2. Укреплена центр влась->поднят международный престиж Киева. 3. способствовало ускорению развития феод способа производства. 4. Церковь присваивает киевскому князю все атрибуты христиан императоров. На многих монетах, отчеканенных по греческим образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе. Культ последствия: 1.ускорило консолидацию древнерус народности. Процесс этот начался раньше, но тормозился существованием местных политич объединений и локальных идеологических(языческих) центров. 2. создание и единой государственности и единой церковной организации, кот освещает власть.3.формировании единой древнерус культуры(распространении письменности и литературы, вкл и переводы книг и появ-е оригинальных произведений, принадлежавших дух лицам).4.христ церковь стремилась ликвидировать эл-ты рабского труда. 5. Из Византии Киевская Русь заимствовала первые опыты чеканки монет. 6. Синтез византийской культуры(как наследницы античности) и славянской (Из Византии проникла живопись на досках, появились и образцы греческой скульптуры; Греч художники создавали шедевры, сравнимые с лучшими образцами византийского искусства. Например, Софийский собор в Киеве, построенный Ярославом в 1037.) 6. начало ликвидации языч культов(Духовенство осуждало языческие обряды и празднества ).

 

5. монголо-татар нашествие. иго.

В нач XIII в. на Русь стали доходить слухи о появлении где-то на Востоке новой мощной державы степных кочевников. Эти сведения доносили купцы из Индии и Сред Азии, путешественники. А вскоре новая грозная опасность встала уже у рус границ. Это были м-т. Монг племена в XII веке занимались скотоводством и охотой. Кочевать их заставляла необходимость перемены пастбищ д/их скота. Монголы жили родовым бытом. Делились они на рода, племена и улусы. Монгол племена не были объединены. Кжд племя или род управлялось своим ханом и яв-сь как бы небольшим гос-вом, вкл в себя опр кол-во семей, обязанных поставлять военные отряды-улусы и имевшим достаточное д/их содержания пространство земли-юрт. Возвышение М произошло при Темучине, кот сделался повелителем М, объединив под своей властью все жившие там племена. В 1206 он созвал курултай(совет), кот провозгласил его повелителем всего монг народа, официально принял титул Чингисхана(«величайшего владыки»). Одной из первых забот Ч, после объединения всех монг племен в одну державу, было создание вооруженной силы. Прежде всего-устройство своей личной гвардии(гвардейцы аристократич происхождения, пользовались привилегиями), служба в войсках и обязанности начальников регулировались, установлена строжайшая дисциплина. Кжд воен округ делился на тумени (10 тысяч человек – 1 тумень), тумени делятся на тысячники, а тысячники на сотни, сотни на десятки. Военно-административ система созданная Ч сыграла важную роль в завоевательных походах. Во главе крупных подразделений ставились опытные и лично известные Чингисхану начальники (орхоны). Глав оружием легкой конницы был лук со стрелами(очень острые). На лошадях тяжелой конницы имелось защитное вооружение из толстой лакированной кожи. Глав оружием нападения были кривые сабли и пики, старались сбрасывать врагов с коней, для этой цели служили крючья, а также арканы из конского волоса, кот накидывались с некот расстояния. В основу державы Чингисхан положил родовой быт тогдашнего монгольского общества. Во главе кжд рода стоял его вождь. Несколько родов составляло племя, возглавляемое лицом более высокого ранга, чем вождь родов, вожди племени подчинялись еще высшей степени и так далее до самого хана. В основу гос-ва была положена также религия, но офиц вероисповедания объявлено не было. Служащие принадлежали ко всем вероисповеданиям: среди них были шаманисты, буддисты, мусульмане и христиане.

Вскоре после прихода к власти Ч начал завоевательные походы. Его войска обрушились на народы Юж Сибири и Центр Азии. С 1211-1276 г. завоевание Китая. Обогнув с юга Каспийское море, войска М вторглись в Грузию и Азербайджан и затем прорвались на Сев Кавказ, где нанесли поражение половцам. Половецкие ханы обратились за помощью к рус князьям. На княжеском съезде в Киеве было решено идти в степь против нового неизвестного противника. В 1223 г. на берегу р. Калки, впадающей в Азовское м, произошло сражение м/у М и отрядами рус и половцев. Половцы почти с самого начала бросились в бегство. Русские не знали ни характера нового противника, ни его приемов ведения войны, в их войске отсутствовало единство. Часть князей, в том числе Даниил Галицкий, с самого начала активно участвовала в сражении, др князья предпочитали выжидать. В результате русское войско было разбито. В 1227 г. Чингисхан умер-> Батый(внук). Покорив половцев и волжских болгар, завоеватели в 1237 г. двинулись против Руси, из поражения на Калке не было извлечено необходимых выводов, рус по-прежнему плохо представляли хар-р противника. Русь не могла противопоставить полчищам м-т конницы, спаянным железной дисциплиной и единым командованием, равноценные по численности военные силы. Вся Русь могла выставить свыше 100 тыс. воинов, но объединение сил страны оказалось неосуществимым в усл княжеских распрей и усобиц. Княжеские конные дружины по вооружению и боевым качествам превосходили монг конницу, но они были немногочисленны. Основная же масса вооруженных сил княжеств, состоявшая из ратников городских и сельских ополчений, уступала монголам и в вооружении, и в боевых навыках. Численное превосходство, дававшее преимущество маневренной монгольской коннице в усл полевых военных действий, вынудило рус князей придерживаться в основном оборонительной тактики, рассчитанной на истощение врага. Первый этап. Сев-Вост Русь(1237—1239). М направили основ удар на Рязанское кн-во. Обращение рязанских князей за помощью к соседним владимирским и черниговским князьям осталось без ответа. Рязань пала после 6-дневной осады 21 декабря, м-т ворвались в город, кот разграбили и сожгли, а всех его жителей перебили. Оставив позади себя опустошенную и обезлюдевшую Рязанскую землю, Батый двинул свои силы на Владимирское княжество. Великий князь Юрий Всеволодич использовал месячную задержку м-т в Рязанской земле для сосредоточения значительных воинских сил у Коломны, прикрывавшей единственно удобный зимний путь на Владимир по Москве-реке и Клязьме. В «сече великой» под Коломной погибла почти вся владимирская рать, что фактически предопределило судьбу всей Сев-Вост Руси. Упорное сопротивление захватчикам оказали жители Москвы, небольшого тогда города- крепости, прикрывавшего путь на Владимир с юго-зап. Только на 5 день штурма м-т удалось овладеть Москвой и полностью ее уничтожить. 4 февраля 1238 г. Батый осадил Владимир. Несколько дней отражали владимирцы штурм его туменов. 7 февраля монголы ворвались ч/з проломы в крепостной стене в город-был разграблен и опустошен, в огне пожарищ погибли ценнейшие памятники лит-ры, иск-ва и архитектуры. После взятия Владимира полчища Батыя рассеялись по Владимирскому кн-ву, стирая с лица земли города, разоряя и сжигая села и деревни. В течение февраля ими было взято и разрушено 14 городов в междуречье Клязьмы и Волги (Ростов, Суздаль, Ярославль, Кострома, Углич, Галич, Дмитров, Тверь, Юрьев и др.). В марте 1238 г. в битве на реке Сити вместе с великим князем Юрием Всеволодичем погибли последние владимирские полки, спешно собранные из жителей северных городов и остатков разбитых ранее дружин. С взятием после двухнедельной осады новгородского «пригорода» Торжка перед захватчиками открылась дорога на Новгород, Полоцк и др города Сев-Зап Руси. Однако наступившая весна превратила новгород леса и болота в топи, непроходимые для монгольской конницы, обремененной бесчисленными обозами с награбленной добычей и пленными. В битвах и штурмах рус городов захватчики понесли огромные потери, их боевая мощь ослабла. Батый начал отход в юж степи д/приведения в порядок своих туменов. Отходя на юг, м-т широким фронтом еще раз прошли по Сев-вост Руси, уничтожая уцелевшие города: осада Козельска, кот затянулась на 7 дней, врез-те м-т овладели городом, но понесли огромные потери как в технике, так и в людских ресурсах. Второй этап (1239-1240). осенью его отряды вторично опустошили еще не оправившуюся Рязанскую землю и сожгли ряд уцелевших во время первого похода городов (Муром, Ниж Новгород и др.). Весной 1239 г. было разгромлено Переяславльское кн-во, прикрывавшее Русь с юго-вост от степных кочевников. Осенью того же года была опустошена Чернигово-Северская земля(падение Чернингова), а в начале 1240 г. монголо-татарский отряд впервые появился под Киевом. Итог:князья не извлекли уроков из разгрома кн-ств. Никаких шагов по объединению своих сил князья, занятые усобицами, не предприняли. Взятые монголами города подвергались опустошению, что некот навсегда исчезли, др долго не могли оправиться и вернуть свое прежнее знач. На неск десятков лет прекратилось строит-во из камня, исчезли сложные ремесла, упадок архитектуры и лит-ры. Южные рус земли потеряли почти всё осёдлое население. Уцелевшее население уходило на лесной сев-вост, концентрируясь в междуречье Сев Волги и Оки. Здесь были более бедные почвы и более холодный климат, чем в южных полностью разорённых регионах Руси, а торговые пути находились под контролем монголов. В своём соц-эконом развитии Русь была значительно отброшена назад. Иго-система властвования монголо-татарских феодалов над русскими землями в 13—15 вв., имевшая целью регулярную эксплуатацию завоёванной страны путём различных поборов и грабительских набегов. Зависимость Руси от ханов ЗО выражалась в тяжелой дани, кот они обложили рус народ. Рус княжества не вошли в состав Монг империи и сохр местную княжескую администрацию, деятельность кот контролировалась баскаками и др представителями м-т ханов. Рус князья были данниками м-т ханов и получали от них ярлыки на владение своими кн-вами. М.-т. и. формально было установлено в 1243, когда отец Александра Невского князь Ярослав Всеволодович получил от м-т ярлык на Великое княжество Владимирское. Регулярная эксплуатация рус земель путём сбора дани началась после переписи 1257—59, проведённой монгольскими "численниками". От дани освобождалось только духовенство, кот завоеватели старались исп-ть д/укрепления своей власти. Оценки. Монг нашествие нанесло жестокую рану рус народу. Завоеватели в течение первого десятка лет после нашествия не брали дань, занимаясь только грабежами и разрушениями.Потом начался сбор систематизированной дани, ставшей постоянным источником пополнения монг казны. Отношения Руси с Ордой приняли предсказуемые и устойчивые формы - рождается явление, получившее название "монгольское иго". При этом, однако, практика периодических карательных походов не прекращалась до XIV в. По подсчетам В. В. Каргалова Орда провела не менее 15 крупных походов. Многие русские князья подвергались террору и запугиванию с целью не допустить с их стороны антиордынских выступлений. Русско-ордынские отношения были непростыми, но сводить их только к тотальному давлению на Русь было бы заблуждением. Еще С. М. Соловьев четко «развел» период опустошений рус земель монголами и последующий за ним период, когда они, живя вдалеке, заботились только о сборе дани. При общей негативной оценке «ига» советский историк А. К. Леонтьев подчеркивал, что Русь сохр свою государственность, не была прямо вкл в состав ЗО. Негативно влияние монголов на русскую историю оценивает А. Л. Юрганов, но и он признает, что хотя «непокорных унизительно наказывали... те князья, кот охотно подчинялись монголам, как правило, находили с ними общий язык и даже более того- роднились, подолгу гостили в Орде». Многие рус князья становились «служебниками» монгольских ханов. Н. М. Карамзин считал, что зависимость от монголов способствовала преодолению раздробленности рус земли, созданию единой государственности, подводя рус к мысли о необходимости объединения. Разделяя эту мысль, В. О. Ключевский полагал, что ЗО выступала для Руси в качестве объединительного фактора и что без арбитража Орды «князья разнесли бы Русь в клочья» своими усобицами. Свержение ига-Иван Ш перестал платить дань(1480)-поход Ахмата-стояние на р Угре-Ахмат не получил помощи от Ливон ордена-отводит войско.

 

6.Агрессия швед и нем феодалов. Невский

Примерно в это же время с т-м нашествием наблюдалась агрессия со стороны шведов и немцев. Цели походов рыцарей: обращение язычников и православных в католичество, захват новых территорий. Основными направлениями агрессии были Новгород, Псков. Победа в 1240г русских войск во главе с кн. Невским на р. Неве над швед рыцарями, 1242г. на Чудском оз над нем рыцарями. Значение этих битв в борьбе против католич экспансии трудно переоценить. Блистательные победы Невского спасли Русь, а вместе с ней и соседние народы от угрозы швед и немецко-католического нашествий, от подчинения западноевроп феодалам. Ареной борьбы была Прибалтика. Здесь издавна жили балтские и финно-угорские племена. Процесс феодализации в этих землях шел в тесном взаимодействии с Русью; в Прибалтике появились славянские княжения, а на тер Эстонии Ярославом Мудрым был основан город Юрьев (Тарту), названный по христианскому имени князя(стал первым объектом герм экспансии в восточнославянские земли, после долгой осады пал и получил название Дерпт). Однако этот процесс был искусственно прерван вторжением захватчиков-крестоносцев. Немец феодалы сумели к этому времени после ожесточенной борьбы подчинить себе славянские племена Зап Прибалтики-поморских славян. На очереди была агрессия против населявших Вост Прибалтику балтов и эстов. На тер Прибалтики вслед за Ригой стали возникать др немец города, населенные пришлым немец бюргерством. Народы Прибалтики сопротивлялись захватчикам, совершали нападения на города. Литовские и рус князья устраивали походы против крестоносцев. Однако борьба была очень трудной-мешала разобщенность князей. Трудным было положение и рус князей: борьба Новгорода с суздальскими князьями затрудняла единство действий. Поэтому наступление шло дальше. В 1215 - 1216 гг. была захвачена территория Эстонии. Пытаясь укрепиться в Прибалтике, крестоносцы сталкивались не только с датчанами и местными племенами, но и с новгородцами. Новгородский князь Мстислав Удалой не раз совершат успешные военные походы против ордена. В 1234 г. новгородско-суздальский князь Ярослав Всеволодович нанес чувствительное поражение рыцарям. Однако в целом борьба шла с переменным успехом: орден настойчиво пытался расширить границы своих владений в Прибалтике; позиции рус князей, Новгорода и Пскова были ослаблены соперничеством и внутр конфликтами.

Летом 1240 г. в устье Невы вошли швед суда под началом Биргера. Узнав о его появлении, новгородский князь Александр Ярославич устремился на противника и разбил его. Историч традиция склонна несколько преувеличивать значение этого столкновения. По всей видимости, швед поход носил разведывательный хар-р, что и определило чис-ть отряда. Шведы понесли значительно большие потери, пришлось сражаться еще и с отрядами местного населения. Неудачи побудили их к быстрому отступлению. В 1240 г. рыцари-крестоносцы заняли псковскую крепость Изборск, а затем укрепились в самом Пскове, где с согласия части псковских бояр были посажены "судить" немецкие "тиуны". На следующий год орден вторгся в новгородские пределы, совершая набеги и создавая опорные пункты.

В ответ в 1241 г. Александр Невский захватил крепость Копорье, а зимой 1242 г. стремительным броском освободил от крестоносцев Псков(ворота в кот немцам открыли бояре). Затем княжеская владимиро-суздальская дружина и новгородское ополчение двинулись к Чудскому озеру, на льду кот 5 апр 1242 г. произошло решающее сражение. Битва, кот вошла в историю как Ледовое побоище, закончилась полным поражением крестоносцев. По немецким хроникам, в нем погибло 20 рыцарей и более 500 рядовых ратников. Немало было пленных. Успех новгородцев надолго умерил наступательный порыв рыцарей. В итоге немецкие рыцари были вынуждены отправить посольство в Новгород, и, отказавшись от своих завоеваний, заключить мирный договор. Не менее важно моральное значение победы, которая была одержана в самые горькие времена, когда города Руси лежали в развалинах после нашествия Батыя.

Значение. Победы Невского на 10 лет остановили германо-швед натиск, способствовали подъему освободительной войны против иноземных захватчиков в Прибалтике. Он путешествовал, анализировал, сравнивал, вел переговоры, вводил новые житейские правила и гос законы. Первое - это договор с монголами. С одной стороны - защита от зап агрессоров, с др порабощение на 300 лет. Так, по мнению америк историка, Феннела, получение Александром Великого княжения знаменовало начало новой эпохи подчинения Руси татарскому гос-ву. Так называемое, татарское иго началось не столько во время нашествия Батыя на Русь, сколько с того момента, как Александр предал своих братьев, рыцари ордена несли ноаую жизнь, идеологию и быт. Данилевский считает, что 1240- битва на Неве-не битва, а больше портизанский рейд. Ледовое побоище: мифы и реальность.Миф о войне с немцами Словом «немцы» мы сейчас называем жителей Германии и Австрии, в XIII столетии слово «немец» означало – «немой», то есть не говорящий по-русски. «Немцами» называли представителей многих народов Европы, не говорящие на нашем языке. Но её нельзя назвать войной немцев и русских, т. к. большинство воинов не были немцами. Миф о численности армии вторжения. указывают, что войско Александра насчитывало 15-17 тыс чел, против них воевала 10-12 тысяч воинов Ливонского ордена. Но учитывая тот факт, что численность населения европейских крупнейших городов в тот период времени не превышала цифру в 20-30 тыс. человек, эти цифры о численности армий вызывают сомнения. Рыцарь сражался не один, в рыцарское «копьё», боевую тактическую единицу, входили оруженосцы, слуги-«телохранители», профессиональные солдаты. Больше всего доверия заслуживают цифры исследователей, кот утверждают, что войско ордена насчитывало около 150 рыцарей, 1500 солдат и 2000 ополчения из эстов. Новгород и его союзники смогли противопоставить им около 4-5 тысяч бойцов. Т. е. значит превосходства не имела ни одна сторона. Миф о тяжеловооруженных рыцарях и легковооруженных воинах Александра Невского. Согласно нему, доспехи воина ордена были раза в 2-3 тяжелее русских. Благодаря этому мифу появились рассуждения о тактике русского князя. Якобы именно поэтому проломился лед на Чудском озере, и часть армии немцев просто потонула. В реальности русские и орденские воины были защищены примерно одинаково, и вес доспехов был почти равен. Да и латные доспехи, в которых обычно изображают ливонских рыцарей в романах и фильмах, появились намного позже - в XIV-XV вв. Глав заслуга Александра, в этом бою, в том, что князь правильно выбрал место битвы и сумел разбить орденский строй «свиньей» (клином). Суть строя в том, что рыцари, сосредоточив пехотные подразделения в центре и прикрыв ее на флангах рыцарской конницей, по обыкновению атаковали «в лоб», рассчитывая просто раздавить главные силы русского войска. Александр поставил в центр самые слабые свои части–новгородских ополченцев, пехоту. Они связали орденский клин боем, пока тот терял время, основные силы русского войска зашли с флангов и тыла. Битва у Вороньего камня. В реальности, исследователи не знают, где была битва. Это лишь одно из нескольких предполагаемых мест, где могло состояться сражение. Новгородские источники говоря о месте битвы, указывают на Вороний камень. Но только где находится этот самый Вороний камень, исследователи спорят по сей день. Одни историки считают, что так назывался остров, который и сейчас называемый Вороньим, другие говорят, что камнем когда-то был высокий песчаник, который с течением столетий размыло течением.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.