Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Информативно-целевой анализ



Информативно-целевой анализ выявляет содержательно-смыс­ловую структуру текста и соотносит ее с замыслом общения, что позволяет обнаружить возможные отклонения в интерпретации тек­ста со стороны других участников общения, т. е. оценить успешность коммуникации.

Трактовка информативности текста.

Информативность текста может рассматриваться с двух позиций.

1) Под информативностью понимается способность текста донести замысел, основные коммуникативные намерения автора до полу­чателя информации. Отсутствие общего замысла означает, что автор не справился с задачей создания текста как единицы обще­ния, не определил цель коммуникации.

2) Под информативностью понимается способность текста быть ис­точником каких-либо сведений, т. е. текст рассматривается как совокупность единиц информации.

Структура текста.

С позиций воплощения замысла автора текст может быть представлен в виде иерархической структуры смысловых блоков, играющих раз­личные роли в передаче коммуникативного намерения. Смысловые блоки, задействованные в передаче коммуникативного намерения ав­тора, состоят из следующих основных элементов текста.

- Основные тезисы-аргументы - некоторые предложения, являю­щиеся опорными для подкрепления цели сообщения; тезисы мо­гут констатировать какие-либо положения рассматриваемой си­туации, выводить постулаты или описывать установки.

- Разъяснения (развертывание) тезиса - предложения, содержа­щие комментарии (например оценку преимуществ и недостат­ков) к выдвинутому тезису.

- Описание или анализ проблемной ситуации, из которой вытека­ет основной тезис.

Элементы содержания текста могут иметь второстепенное значение для развертывания цели сообщения. К второстепенным элементам текста относятся:

- иллюстрации к тезисам, к пояснениям тезиса или оценке ситуации;

- также элементы фона (описания событий, являю­щихся фоном для развития рассматриваемой ситуации).

Информативно-целевой анализ позво­ляет:

- оценить воплощение цели коммуникации, заложенной в тексте;

- определить структуру текста;

- выяснить возможность интерпретаций содержания текста;

- выяснить адекватность восприятия текста;

- осуществить «сжатие» текста для удобства анализа или работы с ним.

Последовательность процедуринформативно-целевого анализа мо­жет быть следующей.

1) Ознакомление с содержанием текста.

2) Выделение из текста предложения (словосочетания) или даже аб­заца, отражающего цель сообщения, его замысел.

Определить цель сообщения помогают такие вопросы:

- Ради чего автором написан данный текст?

- Что именно хотел сказать автор?

Цель сообщения может не иметь четкой формулировки; в этом слу­чае ее необходимо сформулировать своими словами. Оставшаяся часть текста - это общее содержание текста, в рамках которого будут выде­ляться смысловые блоки (элементы текста).

3) Выделение основных элементов в рамках общего содержания.

- Элементы первого уровня представляют собой тезисы-аргу­менты.

Тезисы-аргументы - это элементы текста, которые являются опор­ными для цели сообщения, подкрепляющими ее развитие.

- Элементы второго уровня представляют собой разъяснения к элементам первого уровня.

Для составления структуры текста эти элементы обозначаются А2; при наличии нескольких элементов разъяснения используются индек­сы А, А и т. д.

- Элементы третьего уровня представляют собой описание, ана­лиз или оценку самой проблемы, породившей тезис-аргумент. Для составления структуры текста эти элементы обозначаются А3.

4) Выделение второстепенных элементов в рамках общего содержания.Второстепенные элементы содержания подразделяются на
группы:

- Иллюстрации.

- Дополнительные сведения, имеющие косвенное отношение (фон) к цели сообщения.

Указанные элементы текста могут быть выделены при наличии та­ковых в тексте. Их отсутствие желательно фиксировать, что полезно при сравнении структуры различных текстов.

5) Схематическое изображение выделенных смысловых цепочек
структуры текста
, представлено на рисунке 2.

 

 

 


Рисунок 2 - Схематическое изображение структуры текста

 

6) Определение коэффициента избыточной информативности тек­ста. Для этого необходимо:

- выделить слова, являющиеся необходимыми для достижения цели коммуникации, заложенной в тексте. Как правило, слова являются опорными для изложения содержания и связаны между собой в единую смысловую цепочку;

- пронумеровать выделенные слова;

- подсчитать общее количество слов, использованных в тексте;

- определить коэффициент избыточной информативности тек­ста как частное от деления общего количества слов на выде­ленные опорные слова.

7) Оформление результатов работы в виде отчета.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.